О рождении Суражевки опыт исторического исследован

Юрий Тарасов-Камчатский
(К 115-летию первого упоминания Суражевки в официальных документах)


Да, именно 115 лет назад, в отчёте о работе Амурской партии по образованию переселенческих участков за 1901 год, появилось сообщение, что  «отвод земли в п. Суражевка не произведён благодаря тому, что только к осени выяснилось, что Суражевка не имеет вовсе отведённых в натуре границ и что имевшиеся на ту местность, где водворены суражевцы, плановые документы составляют лишь неинструментальный рекогносцировочный материал» (участок Суражевке официально выделят в 1903 году).

Таким образом, из процитированного выше отрывка следует, что в 1901 году Суражевка не только уже была зафиксирована в планах работ по отведению земельных участков, но и  имела какое-то население из числа водворившихся в ней крестьян. Когда именно это население «водворилось» туда, данный источник не сообщает. Нет таких сведений и в других известных на сегодняшний день архивных документах, имеющих отношение к основанию Суражевки.

Может быть, когда-нибудь в будущем дотошные историки-краеведы и обнаружат наконец в одной из бесчисленных архивных папок страны документ, чётко сообщающий: кто, когда и откуда впервые прибыл на землю нашего города в качестве переселенца. Пока же для выяснения этого важного с точки зрения истории села вопроса приходится довольствоваться лишь смутными воспоминаниями стариков-старожилов, лично тоже не заставших уже тех событий и в деталях довольно сильно противоречащих друг другу.

Но, может быть, эти противоречия лишь кажущиеся и можно как-то согласовать их между собой? Попробуем разобраться. На сегодняшний день подробности основания Суражевки известны краеведам только со слов Василия Ивановича Шиманского и Евгении Фёдоровны Гордеевой. Первый утверждает, что первопоселенцами Суражевки в 1898 году стали семьи Ильи Мехедова и Ерофея Пысь из деревни Калинки в окрестностях г. Сураж на Черниговщине. Вторая же абсолютно уверена, что первыми жителями были здесь семьи её предков Спиридона Хомякова, Евстафия Жукова и Михаила Жерносенко, а также приехавших с ними Пысь, Добыш и Брякова.  Все они, по её утверждению, прибыли в 1889 году из Каменец-Подольской губернии (нынешние Винницкая и Хмельницкая области Украины), причём Жерносенко и Добыш были наполовину поляками.

Итак, показания старожилов расходятся и по дате основания села, и по составу первопоселенцев. Лишь фамилия Пысь присутствует в обоих списках. Но есть ли возможность как-то проверить эти воспоминания? Обратимся за помощью к подлинному документу, хотя и более позднего времени, - Приговору крестьян деревни Суражевки от 3 февраля 1908 года. Среди подписавших его суражевцев присутствуют фамилии указанные в списке Шиманского, а вот фамилий из списка Гордеевой (за исключением Пысь) нет. Что это? Доказательство ложности свидетельств Гордеевой? Не будем слишком спешить с выводами. Данный приговор был подписан 29 крестьянами Суражевки, а земельный надел её был рассчитан на 61 семью, из которых к 1 января 1909 года не водворилось только две. Таким образом, под этим документом могут отсутствовать подписи значительной части глав семейств села.

То, что предки Е.Ф.Гордеевой действительно жили в Суражевке частично подтверждает другой документ – «Список жильцов посёлка Суражевка, земледельцев, кои нуждаются в семенах для посева в 1918 году» (всего 67 человек). Помимо Мехедовых и Пысь, в нём отмечен и один из Хомяковых. Других, указанных Евгенией Фёдоровной семейств, там нет, но они могли тогда просто не нуждаться в семенах или же не были внесены в этот список из-за своей зажиточности, ведь шёл революционный 1918-й год.

Таким образом, найти доказательства абсолютной неверности или, наоборот, бесспорности какого либо из этих воспоминаний не удалось.  Однако то, что они передавались из поколения в поколение, являясь частью семейной памяти, само по себе говорит о значительной степени их достоверности. Но если оба воспоминания можно в основном принять на веру, то возникает вопрос: почему они так сильно противоречат друг другу и можно ли снять эти противоречия?

Для ответа на этот вопрос важное значение имеет факт совпадения в обоих воспоминаниях фамилии одного из первопоселенцев – Пысь.  По свидетельству В.И.Шиманского, жёны глав семей первопоселенцев Суражевки (Ильи Мехедова и  Ерофея Пысь) были родными сёстрами и его двоюродными бабками по матери. Историю основания Суражевки он услышал от их родного брата и своего дедушки Степана Колесникова, что почти исключает возможность грубой ошибки. В пользу версии Шиманского говорит и происхождение первопоселенцев из Суражского уезда, что хорошо объясняет название основанного ими  села.

Правда, в Трудах Амурской экспедиции (Выпуск 2. Том 6. «Железнодорожные посёлки Амурской области». Хабаровск, 1912. С. 91) приводится другая дата основания Суражевки – 1899 год, считающаяся на сегодняшний день официальной. Однако официальные даты возникновения населённых пунктов не всегда совпадают с действительными. Решение об образовании Суражевки могло быть принято уже после появления на его территории первых поселенцев. То, что на момент их вселения Суражевки ещё не было, прямо сказано в воспоминаниях Шиманского, поскольку он описывает их приезд не в село, а к поселившемуся в этом месте раньше всех бывшему каторжнику Илье Мехедову. Чиновники же могли лишь зафиксировать в следующем году факт появления села и дать ему название по месту выхода первых семей.

Взяв за основу воспоминания В.И.Шиманского, можно объяснить и появление фамилии Пысь среди первопоселенцев по версии Е.Ф.Гордеевой. Дело в том, что, как пишет В.И.Шиманский, на следующий год после основания Суражевки туда приехали отец Ерофея Пысь, с двумя сыновьями, и группа других семей (каких именно, Шиманский не знает, а значит они, скорее всего, не были выходцами из д. Калинки). Вот эта вторая группа и могла быть той самой, которую считает первопоселенцами Е.Ф.Гордеева.

Несовпадение дат скорее всего является обыкновенной ошибкой на одну цифру (1889 вместо 1899). Историю основания Суражевки Евгения Фёдоровна узнала от своей бабушки – Анны Спиридоновны Жуковой (в девичестве Хомяковой). В царское время подавляющее большинство украинских крестьян, а тем более женщин, были безграмотными и, естественно, в датах разбирались крайне слабо. Метрические книги с записью дня рождения Анны Спиридоновны остались на родине. Рождение у неё дочери Василисы, которое произошло сразу после прибытия в Суражевку, не могло быть тогда зафиксировано, поскольку церкви и священника здесь ещё не было. Несколько десятилетий спустя, когда у её грамотной внучки Евгении возникла потребность узнать точное время появления здесь своей семьи, дату пришлось рассчитывать, видимо, по бабушкиным рассказам, на глазок. Так и получилось превышение ровно на 10 лет.

Выходцы из разных регионов страны на новых местах в то время обычно селились на некотором отдалении друг от друга даже в пределах одного и того же поселения. Именно так произошло и в данном случае. Если черниговские первооснователи Суражевки, как пишет В.И.Шиманский, поселились в центральной и северной части образованной ими улицы Набережной (которая в конце 20-х – начале 30-х годов была снесена под новые промышленные предприятия), то переселенцы из Каменец-Подольской губернии, по свидетельству Е.Ф.Гордеевой,  разместились кучкой в районе будущей мельницы, то есть на самом южном (до 20-х годов) краю села, дав начало Клюевскому (ныне Юбилейный) переулку.

Между собой группы разного происхождения общались мало и поначалу друг другу не доверяли, чем, видимо, и объясняется отсутствие подписей каменец-подольских выходцев под суражевским Приговором 1908 года. При этом Анна Жукова действительно могла не знать (или забыть) о первенстве Мелеховых и Пысь в освоении Суражевки, ведь за год основательно построиться на новом месте было невозможно (дома строили обычно на третий год, из уже хорошо просушенных брёвен) и к моменту появления следующей волны переселенцев эти семьи продолжали ещё жить в тех же землянках, ничем не отличаясь по уровню своего благоустройства от новоприбывших.

А теперь подведём краткие итоги нашего исследования. Суражевка была основана не позже 1898 года переселенцами из д. Калинки Суражского уезда Черниговской губернии. Земельный надел селу официально выделен только в 1903 году (на 61 семью). До этого суражевцы использовали под сельхозугодья просто ближайшие удобные места. К моменту наделения села землёй в нём, согласно Отчёту о работе Амурской партии по заготовлению переселенческих участков за 1903 год,  успели водвориться 37 семей.