Три степени деградации

Андрей Карапетян
2016

Во времена давние, когда калькуляторами служили логарифмические линейки и таблицы Брадиса, а я пребывал в звании студента второго курса, дивный старик, профессор кафедры электротехники Парфёнов, ухмыляясь, озвучил в первой своей лекции перед нами, лопоухими, три степени деградации инженера. Вот они (до сих пор помню):
Первая степень деградации – инженер ищет по справочнику значение числа ПИ.
Вторая степень деградации – инженер вычисляет на логарифмической линейке результат умножения два на два.
Третья степень деградации – инженер вешает на лацкан пиджака институтский значок, потому что ничем более не может уже доказать того, что он – инженер.

Но я не об этом. Эрмитаж под руководством неотразимого академика Пиотровского опять приволок очередного европейского гения – Якобса Фабра. Мальчик, которому академик с шарфом поручил быть организатором сего бесподобия, весь светился, когда объяснял многия значения и глубокия смыслы развешанных на фоне голландцев чучел котов и прочих животных. Великий художник Якобс Фабр с явными следами мудрости на своём хорошем европейском лице объяснял, как это всё надо понимать. Понимать это надо было, как скорбь по загубленным по всему миру котам и собакам. Кое что из АРТ-ОБЪЕКТОВ от Фабра было густо усажено экзотическими многоцветными жуками. Скорбь по загубленным жукам не озвучивалась. Скорбь по загубленным теплокровным животным в настоящий исторический момент, когда уже и на тысячи-то перестали считать загубленных по всему миру не менее теплокровных людей, звучала достаточно креативно и неожиданно.
Следовало бы кому-то, на мой взгляд, и академика и светящегося младенца отдать на воспитание. Помните доктора Хиггинса из «Пигмалиона»? Помните его слова, обращённые к Элизе Дулитл? «Вот это – носовой платок. А это – рукав. Не вздумайте их перепутать!»
Было бы неплохо, если бы кто-нибудь сказал академику в шарфе и его искусствоведам примерно то же: «Вот это – произведение искусства. А это – АРТ-ОБЪЕКТ. Не путайте их!»

Уничтоженное произведение искусства не восстановить ни за какие деньги. Уничтоженный АРТ-ОБЪЕКТ восстанавливается за неделю, в крайнем самом случае – за месяц. В зависимости от количества привлечённых к восстановлению чучельников.

Мне кажется, что я вывел на этом скорбном примере три степени деградации искусствоведов:
Первая степень деградации – и картина Вермеера, и подвешенная к потолку дохлая кошка называются АРТ-ОБЪЕКТАМИ.
Вторая степень деградации – арт-объект «дохлая кошка» вывешивается ПЕРЕД арт-объектом «картина Вермеера».
Третья степень деградации – искусствовед наматывает шарф поверх пальто, потому что ничем более не может уже доказать своего отношения к искусству.

А Эрмитаж жалко. И Вермеера жалко.