Проектные работы ОПЛК - 3

Михаил Туллер
 
 Проектные работы отдела пространственных и лёгких конструкций (ОПЛК-З)


                Заведующий отделом ОПЛК-З Туллер М.Я.


Статья перепечатана из сборника: «ТРУДЫ ИНСТИТУТА  к 100 - летию со дня рождения академика Н.П. Мельникова». Отпечатано в  ООО «Эдисон» 23. 07.2009. Стр. 103 - 119.
( С некоторыми добавлениями и уточнениями, внесёнными в 2016г.)

В данном перечне объектов, выполненных отделом за последние 25 лет, по которым я был главным инженером и руководителем проекта вошли далеко не все работы, выполненные за это время.
В работах, где отсутствуют соавторы, по умолчанию, главным инженером проекта и начальником  отдела  ОПЛК - 3  является автор данной статьи.

В перечень не попали объекты, повторяющиеся по своему конструктивному решению, а также почти все проекты, которые по разным причинам не были осуществлены в строительстве.
Перечислены осуществленные, за некоторым исключением, проекты, которые позволят представить ту разнообразную, в т.ч. нестандартную тематику, которой пришлось заниматься за это время.

1. Ангарный корпус в аэропорту «Рига» главные инженеры проекта:
 Ружанский И.Л. и Туллер М.Я.
Объект запроектирован в 1985 г.
Здание пролетом 108 м, шириной 60 м и переменной высотой от 13 до 25 м без промежуточных опор.
Покрытие мембранное, двойной кривизны, собираемые из полос 12 х 61 м при толщине мембраны 4 мм. Отметка нижней точки седловидной мембраны 11,26 м.
Для восприятия распора использовались криволинейные листовые затяжки-подпруги, закрепленные на мембране.
Надворотный блок пролетом 108 м и шириной 16 м весом более 280 т был собран на земле и поднят при помощи полиспастов на две основные колонны, которые на время монтажа служили опорами для полиспастов. Монтаж блока был осуществлен за 30 мин.
Каркас здания был изготовлен на  Белгородском ЗМК и смонтирован в 1987-1988 г.г.    Объект построен и успешно эксплуатируется.

2. Стальные типовые колонны одноэтажных производственных зданий с
мостовыми кранами и без них.
Серии 1.424.3-7 и 1.423.3-8  выпуск  2.1985 г.
В этих сериях впервые были введены рихтовочные гайки, устанавливаемые на фундаментных болтах ниже плоскости опорной плиты. Это решение вызвало полное одобрение монтажников, но поначалу были рекламации от проектировщиков, которые считали, что эти гайки возьмут на себя всю нагрузку, а бетонное основание в работу не вступит. Многолетняя практика подтвердила нашу правоту и эти серии используются на всей территории СССР до сих пор, несмотря на их отмену по срокам давности.
       Спустя 30 лет после их выпуска, ими успешно пользуются и монтажники благодарят за принятое решение.

3. В 1985 г. было введено в действие типовое проектное решение 814-9-
01-86 «Здания (модули) из легких металлических конструкций для размещения производств по переработке сельскохозяйственной продукции на предприятиях "Центросоюза» Альбом III - конструкции металлические.
            В альбом вошли несущие и ограждающие конструкции.
Здание размером в плане 24 х 42 м с сеткой колонн 6 х 12 м, шаг рам 6 м, высота до 6 м. Предусматривалась возможность устройства монорельсов, а также возможность блокировки модулей по длине.
Проект конструктивно очень прост, но нашел очень широкое применение в строительстве в различных отраслях сельского хозяйства и промышленности.
Это здание было одним из первых, которое проектировалось в комплексе со всеми необходимыми для функционирования здания разделами и поставлялось комплектно. От заказчика были выдвинуты повышенные требования к конструкциям. Требовались оптимальные решения для изготовителей, монтажников и по расходу металла.

4. Трансформируемое укрытие ядра плотины Рогунской ГЭС на реке
Вахш в Таджикистане.
      Разработано в 1986 г.
Механизмы передвижения и трансформации разрабатывались в УКРПСК.
Необходимость этого проекта была вызвана тем, что по проекту тело плотины формировалось из плотно утрамбованной глины, на которую в процессе засыпки и трамбовки не должна была попадать влага.
Было принято решение построить несколько перемещающихся модулей размерами в плане 60 х 60 м, которые могли перемещаться по телу плотины, могли трансформироваться по высоте и в совокупности обеспечить требования технологии засыпки тела плотины. Такая задача в проектах несущих конструкций на стадии КМ и проекте механизмов была выполнена. В проектах, не имеющих аналогов было заложено много интересных решений.
В связи с известными событиями строительство Рогунской ГЭС было за¬морожено.
В августе 2008 г. принято совместное решение президентов России и Таджикистана о возобновлении строительства Рогунской ГЭС. В этом случае, можно надеяться на осуществление этого или подобного проекта.

5. Изделие 27Ю6, устройство ЮН-51 было запроектировано по заказу
министерства обороны в 1988 г.
Главный инженер проекта по металлическим конструкциям - Туллер М.Я., по механизмам - Новиков В.Т.
Необычность этого проекта заключалась в том, что в нерабочем состоянии это укрытие должно было выглядеть как обычное здание, например склад. В рабочем состоянии крыша, состоящая из створок, раздвигалась и начинала работать электронная техника по контролю воздушного пространства. Изделие было изготовлено во многих экземплярах и служит до сих пор.

6. Корпуса повторного применения для электронной промышленности
1-ЭГ-М-И, предназначенные для производства микроэлектроники. Здание
разноэтажное  90х 114x30 м.
Проект выполнен в 1988 г.
По решению правительства в 1989-1990 г.г. было изготовлено и смонтировано одновременно 18 зданий в крупных городах СССР. Однако, в связи с распадом СССР и громадной стоимостью оборудования для производства микроэлектроники многие здания были перепрофилированы на более дешевые производства.
В те же годы были разработаны несколько проектов на стадии КМ, которые разрабатывались с учетом повышенных технологических требований к зданиям для производства микроэлектроники — увеличивались пролеты, нагрузки, ужесточались требования к каркасу здания и т.д.
Но эти проекты в строительстве осуществлены не были по тем же причинам - отсутствием финансирования.

7. Ангарные корпуса пролетами 42, 48, 60, 72 м во Внуково, Элисте, Пер-
ми, Магнитогорске, Тбилиси запроектированы в 1988-1993 г.г. на стадии
КМ.
     К сожалению, по известным причинам эти проекты не были осуществлены и в этом перечне упомянуты лишь потому, что представляют собой достаточно интересные нестандартные проектные решения.
     Разработка их заняла достаточно много времени и потребовала очень больших усилий. Остается надеяться, что придет время и эти решения, с необходимой корректировкой, будут осуществлены.

8. В 1988 г. были запроектированы металлоконструкции торгово-
культурного центра «Корты» в дер. Жуковка  Одинцовского района Московской области.
Договор был заключен на разработку КМД, но в связи с абсолютно аварийно запроектированным КМ пришлось дополнительно разрабатывать КМ, а затем КМД. Здание очень сложной конфигурации со всевозможными надстройками, пирамидами и т.д., было построено в 1999 г. Т.о. в тяжелые годы пришлось разрабатывать и довольно сложные КМД.

9. Новым направлением работы отдела было разработка плавающих понтонов из стали с применением оцинкованного настила с организацией их производства на Раменской базе с осуществлением шефмонтажа.
Главный инженер проекта - Туллер М.Я.,  руководитель всей тематики Кандаков  Г.П.
В 1999-2001 г.г. были запроектированы и построены понтоны для резервуаров объемом 100, 200, 400, 1000, 2000, 3000, 5000 м3. К сожалению, по разным причинам, институт прекратил заниматься этой тематикой, несмотря на ее большие перспективы. Теперь этой, очень востребованной тематикой довольно успешно занимаются другие организации.

10. В 1993 г. были разработаны проекты молочных и пивных заводов для Иркутской области с сейсмичностью местности 8 баллов.
Разработаны были несущие и ограждающие конструкции проекта.
Особенностью этих проектов является расположение несущих конструкций вне здания, а ограждающих - внутри (по санитарным требованиям).
В связи с этим пришлось разработать целый ряд нестандартных решений, чтобы избежать промерзания и т.д.
Здания были построены в нескольких экземплярах и успешно эксплуатируются.

11.В 1996 г. на Красной площади были запроектированы и собраны сборно-разборные конструкции для проведения Всемирного циркового фестиваля.
Было запроектировано 7 каркасных групп Т образного вида, причем горизонтальная часть была длиной 42 м, вертикальная - 21, ширина их - 7 м, высота до 10 м. На эти каркасы вешались декорации изображавшие Африку, Азию, Китай, Индию, Венецию, Рим и т.д. - всего 14 модификаций
Условия технического задания:
Сборка каркасов - 10 дней, разборка - 3 дня.
Было принято решение использовать, взятые в аренду серийно выпускаемые Карачаровским заводом леса, применяемые для ремонта фасадов. Для связевых элементов, которые не укладывались в существующие размеры элементов лесов, были приняты нестандартные размеры, изготавливаемые из применяемых труб. Для восприятия ветровых нагрузок была разработана система пригруза, осуществляемая при помощи фундаментных блоков.
Задание по срокам было выполнено.
Объем м/конструкций лесов составил около 200 т. Применение сборно-разборных лесов, вместо планируемых заказчиком вначале индивидуальных конструкций, позволило сэкономить значительные средства. Фестиваль про¬шел успешно.

12.В 1999 г. был запроектирован совместно с отделом ОПГС склад бытовой техники в пос. Котельники для ООО «Касис».
Отдел ОПГС запроектировал несущие конструкции здания (рук.работ КалашниковГ.В.), отдел ОПЛК-З - ограждающие конструкции (главный ин¬женер проекта - Туллер М.Я.).
Объект осуществлен в строительстве. Здание холодное размером в плане 216x48, высотой до 9 м со сложной конфигурацией.
В состав ограждающих конструкций входила кровля из профнастила, стеновые ограждения, окна, двери, ворота, нащельники и т.д. с полным набором всех элементов ограждающих конструкций.
За неимением опыта проектирования ограждающих конструкций такого типа пришлось осваивать новое направление, не свойственное работе отдела.
В том же 1999 г. также совместно с отделом ОПГС (рук. работ - Калашников Г.В.) было запроектировано здание технического обслуживания и Демонстрационно-посадочной площадки для Московского института теплотехники. Здание по размерам было значительно меньше, но было отапливаемое.
Ограждающие конструкции проектировал отдел ОПЛК-З (главный ин¬женер проекта - Туллер М.Я.).
В связи с тем, что здание - отапливаемое, пришлось осваивать новые типы ограждающих конструкций для отапливаемых зданий. Построенное здание получило по своему выполнению и внешнему виду одобрение заказчика.

13. В 2003 г. были запроектированы и возведены металлоконструкции
каркаса 9 и 10 этажа здания: «Высшая Школа Экономики» по адресу: г. Москва, ул. Кирпичная, д. 33/5.
Два с половиной этажа надстраивались на существующее 8-ми этажное здание.
В надстройке были пролеты 18 м над конференц-залом, большие нагрузки и сложная конфигурация каркаса.
Достаточно сложно было решить примыкание надстройки к существующему зданию, не рассчитанному на такое утяжеление. Был проведен, совместно с генпроектировщиком комплекс работ по усилению существующего здания и разработаны сложные узлы примыкания нашего каркаса к зданию.

14. В 2006 г. были запроектированы и построены конструкции стального
каркаса для склада металлопроката в г. Котельники, Московская область.

Здание с мостовыми кранами тяжелого режима работы грузоподъемностью 20 т. Здание с пролетами 30 м, высотой 17 м, с площадками обслуживания, лестницами и т.д.
Таким образом, отделу приходилось проектировать и сугубо промышленные здания, не свойственные основной тематике отдела.

15. В 2004-2006 г.г. был запроектирован и построен несущий каркас
станции технического обслуживания автомобилей по адресу: Москва, ул.
Крылатская, владение 35.
Здание двухэтажное, с нерегулярной сеткой колонн, сложной конфигурацией в плане, заранее выполненными шарнирными опираниями колонн и отсутствием необходимого количества вертикальных связей.

16. В 2004-2006 г.г. был запроектирован и построен несущий каркас ме-
таллоконструкций атриума в «Шереметьевском подворье» по адресу Москва,
Никольская ул., д. 10/2.
Проект выполнен в виде арок с затяжками под стеклянную крышу на высоте ~18 м, пролет 17 м, длина 45 м, разность опирания 2 опор ~6,2 м. Применены катучие опоры по одной стороне.
Удалось создать выразительную архитектурную форму, заслужившую одобрение заказчика и посетителей.

17. В 2006-2007 г.г. был запроектирован и построен стальной каркас под
стеклянный экран по адресу: г. Москва, ул. Ефремова, 10.
На существующее здание с ж/бетонным каркасом высотой около 50 м устанавливался стеклянный экран с выносом от стены 1,5 м.
Такой большой вынос стеклянного экрана обусловлен наличием ж/бетонных, выступающих наружу пилястр.
Кроме того, была поставлена задача для обслуживания фасадов запроектировать вокруг всего здания монорельс, по которому будет перемещаться кабина весом до 2 т и с выносом от стены 3 м.
Были предусмотрены прогоны, проходящие сквозь стены и прикрепленные к усиленным металлической рубашкой ж/бетонным колоннам.
По прогонам устанавливались балки разных пролетов для уменьшения изгибающих моментов.
Потребовалось применить новые нестандартные решения по оформлению углов здания, по созданию очень сложной системы для закрепления к существующему ж/бетонному покрытию консольных балок для подвески монорельсов.
После завершения всех работ здание приобрело очень выразительное архитектурное решение.

18. В 2006-2008 г.г. был запроектирован и построен Выставочный па-
вильон № 75 на Октябрьской площади ВВЦ.
 
Институт разрабатывал основные несущие стальные конструкции покрытия.
Руководитель работы - Туллер М.Я. Главный инженер проекта - Степнов Ю.И.
Длина здания около 400 м. Здание имеет сложную с поворотом и цен¬тральным возвышением форму и разбито на 4 температурных отсека.
Площадь здания около 52000 кв. метров, - это самый большой выставочный комплекс в Восточной Европе на 2016г.

 Основные  несущие стальные фермы пролетом 72 м.  Высота в обушках - 6,55 м.   Фермы выполнены линзообразной формы из сварных криволинейных двутавров в поясах и решеткой из труб. Для уменьшения температурных воздействий установлены с одной стороны фермы шарнирные опоры, а с другой -  катковые.
В настоящее время здание построено.
Отзывы от заказчика, руководства Московского стройкомплекса и архитекторов - положительные. Здание эксплуатируется без простоев и с большой окупаемостью.

19. В 2007 году была начата разработка проектной документации на стадии «Проект» несущих и вспомогательных каркасов скульптурной композиции «Рабочий и колхозница».
Главный инженер проекта и руководитель работы  - Туллер М. Я.
Авторский коллектив: Фадеев А.А., Якунин Г.К., Симон Н.Ю., Мержан О.А., Колосовская Т.М.
Скульптура высотой 26 м устанавливается на постамент высотой 34,5 м.
При разработке концепции подхода к этой работе было принято совместное с заказчиком решение о создании нового каркаса, в связи с аварийным состоянием ранее существующего.
Было решено вместо существующих двутавров на заклепках применить сварные прямоугольные коробчатые сечения с диафрагмами с возможностью их выполнения с переменным сечением по длине.
Разбивка несущего каркаса скульптуры произведена на крупноразмерные, габаритные для транспортировки элементы.
Сборка несущего каркаса предусмотрена на высокопрочных болтах, что позволит произвести на заводе контрольную сборку.
Было принято решение, что несущие элементы каркаса, доступ к которым при эксплуатации невозможен будут выполнены из нержавеющей стали: Серп и молот, руки Рабочего и колхозницы, несущие элементы шарфа и фартука Рабочего, плечевые зоны Рабочего и колхозницы и т.д.
Все нижележащие, более нагруженные конструкции основного несущего каркаса (опорные зоны, ноги, основной горизонтальный ригель, каркасы торсов, элементы юбки и др. элементы), выполняются из высокопрочной низколегированной стали.
В настоящее время стадия «Проект» получила положительное решение экспертизы.
Ведется разработка рабочих чертежей на стадии «КМ» - по мере поступления финансирования.
 
      P.S.   4 декабря 2009г. Скульптура « Рабочий и Колхозница»  высотой 26м. была, в течении часа,  успешно установлена  на постамент высотой 34,5м.


20. В настоящее время в 2008 г. отдел ОПЛК-З выполнил проект «Несущие металлоконструкции фасада здания по оси  А/9-19 аэровокзального комплекса Внуково-1.
Главный инженер проекта всего комплекса Мосягин Д.Л.
Несущие металлоконструкции фасадов в осях А /9-19 представляют из себя пространственную конструкцию длиной -200 м, высотой от 32 до 12 м, разделенную по длине на 5 температурных блоков и наклоненную по высоте на 7° наружу от вертикали и закрепленной к существующему покрытию здания.
Пространственная конструкция фасадов формируется в пределах каждого температурного блока из плоских вертикальных ферм сложного линзообразного очертания, системы и вертикальных связей, распорок и прогонов для крепления горизонтальных остекления. В состав проекта вошли также ко¬зырек, подвешенный к фермам, горизонтальные элементы длиной 15 м, установленные через 10 м перпендикулярно стене для архитектурной выразительности
В связи со сложным  архитектурным  решением фасадов все фермы и другие элементы имеют разные размеры и очертания, сложные геометрические формы.
В связи с этим при проектировании было применено трехмерное, твердотельное моделирование с созданием компьютерной модели сооружения, что позволило осуществить очень сложное архитектурное задание.

P.S.  В настоящее  время аэровокзал Внуково - 1 давно и успешно эксплуатируется.


 Из нереализованных работ можно перечислить некоторые интересные разработки и проектные предложения:
а) Вариант покрытия спорткомплекса Лужники с раздвижной крышей с
использованием подвесок и выносных опор.
б) Перекрытие Гостиного двора с использованием остеклённой шедовой
конструкции.
в) Разработки выставочных залов музеев «Московский Кремль» в  кв. 29.
г) Проект стадиона в г. Тольятти.
д) Ангар в Ханое пролетом 120 м.
е) Покрытие торгового комплекса «Рамстор» на Каширском шоссе.
ж) Прокатный цех на заводе «Серп и Молот» стадия «Проект».


В данном перечне перечислены как объекты, отличающиеся по своему исполнению от обычных решений, так и достаточно простые для специализированных отделов, но приведенные в данной статье для отображения той разнообразной тематики, которой пришлось заниматься.