Валерик - американский бизнесмен - окончание

Тамара Петровна Москалёва
начало http://www.proza.ru/2016/10/24/1977

В этот раз  проситель  явился  без дамы.  Очутившись в цехе, прижался к дверной  притолоке,  громко поздоровался со всеми. Постояв минуту в нерешительности, он подковылял  к Галине: «Доброго денька  тебе, Галя!».
Та, однако, позы не изменила, лишь скривилась:  «Нарисовался... черти принесли...». Вслух спросила:

-Где Лорка-то? Одному, поди,  тяжеленько, шкандыбать-то  по дороге?

-Спасибо тебе за сочувствие! – ядовито поблагодарил Валерик, - Лорка... Хм, Лорка  дома  осталась - надоела ей пустая беготня за тобой.  Мало того,  ещё и ультиматум мне заявила, мол, если Галька деньги не отдаст - уйду!  Так и крикнула: «Ты мне  без денег  и  на хрен  не нужен, урод  чёртов!»

-Ну иди, садись.

Но коньяк уже пошел  не так гладко,  и  дело обретало какое-то странное направление. Галя злилась, глядя на часы:

-Девчата, ну кончайте уже курить, в конце концов, - без вас дышать нечем!.. Садитесь, работайте уже! – раздражённо заметила она из-за стола. Сколько ж можно перекуривать-то вобще?.. Лазарь! Обед-то  уже  кончился!

Девчата затушили окурки, разошлись по местам. Галина же убрала со стола остатки Валеркиных подношений и, не обращая внимания на гостя, стала писать в журнал что-то важное, то и дело морщила лоб и покачивала головой.

«Ни-ичего ты больше не воро-отишь,
Ни-ичего обратно не вернё-ётся...»  - вдруг со всей мочи  заорал Бока. Его быстренько заткнули.

А Валерик... Он ждал ответа...
Опустив голову,  бывший хозяин  поминутно смахивал несуществующую пыль с колен,  изредка поглаживая и вытягивая поудобнее  больную ногу. То и дело  вздыхал и посматривал на Галину. На лице блуждала заискивающая улыбка.  Весь вид его был жалкий и униженный.
Хозяйка щурилась, будто вот-вот заплачет, но её серенькие глазки хитро и пристально следили за реакцией Валерика.

Галя, конечно, знала, что при любом раскладе требователь не устроит скандала и, главное,  морду не набьёт – не та закваска. Но... чем чёрт ни шутит... а вдруг  возьмёт да и пришибёт – деньги-то на кону немалые!  Потому-то  встречи  она  проводила  прямо в цехе при нас - при свидетелях.

Время шло.  Оба  переговорщика  молчали.

Наконец, Галина решительно встала, окинула горемычного суровым взглядом.

-Нет, Валерка, не отдам!  -  громко выдохнула она и, тряхнув головою,  хлопнула  по столу цеховым журналом. - Не жди и не проси даже!

Ошеломленный таким поворотом  Валерик, сидевший как натянутая струна, прямо взвился на месте. Похоже, под ним зашатался стул... Бледное лицо его покрылось пятнами, он задышал часто и тяжело.
Да,  пропадало... пропадало добро у мужика, нажитое здесь за несколько лет!

-Как это?.. Не понял... Как «не отдам»?..  - Валерик попытался вскочить, но рухнул на стул, где сидел, - Э-э, ч-чёрт! – выругался он  и  заиграл желваками, смоляные глаза его свирепо блестели, - Что ж, получается...  получается, я вам задарма всё отдал, что ли?!  И фабрику...  и  всех заказчиков и...  все секреты открыл, все связи? Бесплатно свёл с нужными людьми  и... и... – Казалось,  Валерик сейчас в голос зарыдает.

Отвернувшись, Галина отмалчивалась. Она  гоняла мух по стеклу и смотрела в окно. Там кошка  перебиралась по забору. Откуда она взялась? Кошек вообще на улицах города нет. Как впрочем и бездомных собак.  Потерялась, наверное. Там, за окном,  сгустились чёрные тучи в полнеба, где-то вдали поблёскивали молнии и перекатывался гром. - Намечалась  гроза.

Вдруг рванул сильный ветер! Забушевал, закружил до небес и понёс неизвестно куда  бумажки, коробки и пустые целлофановые пакеты, густо валявшиеся повсюду. 

Меня всё время бесят кучи мусора вокруг.  Эх, сюда бы парочку наших дворников с метёлками! Они бы показали! Но, поскольку дворников здесь нет, так  пусть  хоть ветер наведёт порядок.  Хотя бы на время.

Галина стояла  безучастная. Видимо,  она и не слушала возмущённые  вопли  мужчины.

А тот не унимался:

-Ну ты же обещала, Галя! Ну как это, а?.. Обещала же!  Расписку писала... – трясущимися руками  он  бросил  на стол бумажку, - Вот! Вот же... твоей рукой  написана. И ты не отдашь?.. Ну ведь это же... бессовестно, Галя!

Хозяйка резко  обернулась и, не мигая, засверлила приставалу жгучим взглядом, ноздри её раздулись:

-Ты, нытик, а... подделывать документы – небессовестно?! –  вкрадчиво  спросила  она. Голос её не предвещал ничего хорошего.  Галина кошкой подскочила к гостю и, потрясая распиской  над его носом,  взревела, - Иди!  Иди с этой бумажкой в полицию! Иди! Там ждут тебя. – Женщина притворно засмеялась, - Да  твоей бумажкой... только задницу вытереть, понял? И  ты  ведь знаешь это!

-Деньги отдай!

-Заруби себе на носу, парень: я тебе ничего не должна! Ничего! Имей ввиду. – Галина перешла на шёпот: - Да, ты же вымогатель! Вы-мо-га-тель! Ты хоть понимаешь это? Да если я на тебя сейчас... да только заикнусь...

Железный костыль Валерика сполз на пол и с грохотом ударился о бетонку, лохматушки седых волос его вздыбились,  рубаха взмокла.  И было видно, как пот с седых бровей  струился на усы. Лицо исказилось гневом. Он скрипел зубами. Он багровел...

-Убью... всю твою семью прикончу... сам, не смогу - парней найму... запомни: убью... – прохрипел Валерик еле слышно.Ухватившись за стол,  тяжело поднялся и с диким взором  пошёл на обидчицу: «Не гневи бога...».  Он сунул  руку в карман. Галина позеленела и, пятясь, заговорила  испуганной скороговоркой:

-Смотри Валерка, смотри... не появляйся больше! Я знаю, что у тебя в кармане.  Учти, в полиции о тебе известно!   Да остановите ж вы его! Лазарь! Девки! –Задыхаясь, вскричала она, - Щас... тебе... Поли-иция-я!

Заворожённые бесплатным сеансом необычного гипноза, мы стали вскакивать с мест.
*

Я наблюдала  этот спектакль  и по ходу действия  гадала:  вернёт-не вернёт Галина деньги?   Неужели  смазливая должница может кинуть изувечного?
Да, Галина - кремень, а не баба!
Наверное, такой и должна быть бизнеследи. – Железобетонной. Наглой.  Мягкотелым нечего даже и соваться в бизнес, в эти дебри отношений и рисковать. Скорей всего так...
*
Валерик очнулся-образумился,  поднял из кармана пустую ладонь:

-Всё. Ухожу, – у него тряслись ноги, он тяжело опёрся на костыль, - Похоронил сто тысяч... дуррак... -Он сплюнул и выматерился: - Будь проклят день, когда я с тобой связался! Тв-варина!

И, постукивая костылём по бетонному полу, инвалид, не солоно хлебавши,  потащился  к выходу  У порога  обернулся  и резко погрозил пальцем: - Ну ты учти... - Теперь он был бледен, губы дрожали, в глазах стояли слёзы...

Валерик  замер  на пороге  некогда собственного цеха...  в сердцах ещё раз плюнул и со всей мочи шибанул костылём  мусорный бачок, приютившийся около. «Будь ты проклята, стерва!». Бачок отлетел и, громыхая, поскакал по бетону, рассыпая остатки обеденного пиршества.

Мощная дверь  бухнула  и – с силой  выпнула из цеха неудачливого Валерика на свет божий!
*
Валерик ушёл.

Да... хорошо она его отчесала, грубо говоря.
Эх, Валерик ты Валерик, бизнесмен ты чёртов! Теперь, в отличие от прошлых лет, в памяти моей  ты  навсегда  остался похожим на старую побитую собаку...
*
Галина стала собирать разбросанные по полу огрызки: «с-сволочуга...».  Наполнив бачок,   ушла в свою конторку, отделявшуюся от цеха  занавешенным оконцем  и  лёгкой дверью.

-Верка, зайди! – услышала я  Галю сквозь рокот машин. Заглушив мотор, я вошла.

-Садись, вон на табуретку, – Сама присела за стол напротив.

-Ну что делать-то, а? – начала хозяйка в полном расстройстве. Голос её прерывался.-Чё посоветуешь? Отдать или... как? Прямо не знаю, чё делать... – она  покачивала головой и, кусая губы, время от времени   потирала нервными пальцами лоб и подбородок. – Гадство, и  посоветоваться-то ведь не с кем, а!  От Марика толку нет, сама видишь:  не рыба-не мясо в этих делах... -  на минуту замолчала, потом  махнула рукой, - ай, да и ни в каких! Размазня.

-А  он-то  хоть чего  советует?

-А ему чё? «Отдай», говорит, и всё! А мне неохота! Неохота, понимаешь, Верка? Во-вторых: нет у меня  лишних денег. Нету их!  Бизнес... одно название! Не раскрутился ещё. Время надо. Заказов – кот наплакал.

Женщина опять замолчала. Я не перебивала – вижу, ей надо выговориться. Она пристально посмотрела на меня и тихо, заговорщически, сказала:

- Ты понимаешь, Верка, что и по закону я права – вот  дело-то  в чём! - Она  подсела ко мне,  - Он тебе ничего не рассказал?..

-Сказал, что ты не всю сумму отдала.

-«Не всю сумму»! – вскричала она,  - хм,  «не всю сумму»... Ох, жуч-чара!  Он ведь за швейку-то попросил сто пятьдесят тысяч, а  предложил мне оформить бумаги  всего на... пятьдесят.  Ага.  Чтобы ему, как продавцу,  налог меньше  платить. Мол, все так делают. Видишь аферюга какой?! Я тогда ещё тонкостей-хитростей всяких не знала и за язык не тянула – сам предложил. Ну... «все так все». На покупку бизнеса кредит оформила.  Куплю-продажу при адвокатах подписали. Я Валерке чек на пятьдесят тысяч отдала. Всё,  как он и просил. Руки пожали. Он мне подмигивает, мол, завтра за остальной суммой приеду. Назавтра жду – его нет. Второй день – нет его. Неделя прошла, от него ни слуху, ни духу. Звоню, никто не отвечает. Ну... нет, так и не надо! Мне ещё лучше!   И вот... только теперь нарисовался – нате вам!  А  я  уж и думать о нём забыла – около двух лет прошло!

Галина подтянула чайничек, плеснула себе и мне «пей, недавно вскипел, бери конфеты».

-Ну дак и вот, слушай дальше! - Валерка, оказывается, вечером того же  дня мотанул за город - там  сделку обмывал. А назавтра, с его слов, на обратном пути заснул за рулём и влетел со всей скорости в столб! – ой, подумать только! -  Машина - всмятку.  А его с бетонки соскабливали да по частям собирали. Госпиталь. Память отшибло. Пока  с ним катавасились – почти два года и прошло.  Вот такие вот дела,   Верка... Короче, не знаю... его поезд ушёл.  А  я за это время поумнела.

-Мда...   Видишь, как случается.

Я была озадачена. Что сказать? Что посоветовать? Да и нужен ли  мой совет в самом деле?  Или ей необходимо просто выплеснуть из души накопившиеся сомнения и увидеть реакцию со стороны? сверить со своим уже готовым решением?

-Да... По закону, Галя, ты, конечно,  права, а вот... – стала вслух размышлять я,  - у  Валерия  серьёзное увечье.  Ему деньги нужны на лечение в Израиле. Расходы нешуточные. И он надеялся, что деньги-то спасут от инвалидности.

Я искала подходящие слова, которые бы растопили Галино сердце:

-Галь, ну кто знает... может, и правда, тамошние врачи  его поставят на обе ноги, и он отбросит свой несчастый костыль! Молодой  же ведь ещё... инвалидом на всю жизнь... А? Галь? И он же верит, что вылечат! А вера - уже полуспеха! 

Галя, потупившись, молчала.  Мне уже казалось, что я сумела её убедить, осталось лишь чуть «дожать»:

-И потом... не зря же считают, что «уговор дороже денег»! Да и по совести сказать, цех-то этот со всеми причендалами, всё же стоит дороже, чем ты ему отдала. Знаешь, Галя,  уверена, что они и тебя и всю твою семью сейчас проклинают на чём свет стоит! со всей страстью и пылом, как говорится.  А это...

-А я не верю  в Бога! – с жаром  перебила она, - Не верю! Смотри, какая на свете кутерьма: сколько народу гибнет! Кто-нибудь ответил?  А какого чёрта мы с тобой  в этой несчастной Америке забыли? А?  Ответь мне!  За  что  нас  так? – с нажимом спросила она, выделяя каждое слово, - Да потому что... – Галина осеклась, - Ай, говорить даже не хочу! – Женщина раскраснелась, - И что? Верка, что-о? Кто наказан?  Вот то-то и оно. – Хозяйка резко встала – опрокинутый стул под ней с грохотом ударился об пол, -  Нет, не отдам я ему деньги – теперь уж точно решила. Нет-нет и нет!  Я не виновата, что у него вместо башки мочевой пузырь на плечах! Пустоцвет какой-то...  И сопли тут не нужны.  Здешняя медицина ничуть  не хуже  израильской.  Всё, Верка.

Я вышла.

Вот она - жизнь во всей красе...
Наверное, всё же не зря  умные люди говорят, что деньги – ещё одна душа в человеке, в большинстве своём – самодовольная и жестокая.
И где он – тот молитвенник, в котором «человек человеку – друг, товарищ и брат»?  Где она - чистая и бескорыстная любовь, которая только и может  быть  между  людьми  именно  здесь,  в этих новых условиях?   Где?..

Эти назойливые мысли  ещё долго  и  болезненно раздражали  моё,  и без этого случая, невесёлое настроение.
*

P.S.  С Валериком нам больше встретиться не пришлось, но слух о нём дошёл через много лет.  А с Галей довелось увидеться.  Но обо всём – позже.