(из воспоминаний моего однокурсника, превосходного врача стоматолога - ортопеда Дмитрия Лодейнова)
Вне всякого сомнения, годы учебы в мединституте - это лучшее время моей молодости. Особенно яркие впечатления остались от первого, самого тяжелого, года обучения. На нашем стоматологическом факультете было около 100 студентов, которые были сформированы в четыре равноценные группы курса.
Академию я заканчивал с лучшей, по успеваемости, четвертой группой, на учебу, в которую, я попал не сразу, а только во втором семестре первого курса. В то время, куратором нашего первого курса был известный и уважаемый преподаватель анатомии - Альберт Файзуллин. Ему явно не понравился мой переход. По его мнению, я, со своей низкой успеваемостью, мог подпортить лучшей группе всю «красивую» картину успешности. Похоже, я попал в его поле зрения. "Анатомию, - резюмировал Файзуллин, будешь сдавать мне!" «Это крах!»- перемалывал я своим мозгом начинающего доктора.
Следует заметить что, государственный экзамен по анатомии на первом курсе медицинского ВУЗа, для студента, только что покинувшего школьную скамью, предмет, сродни высшей математике. И даже, есть подозрения, что сложнее.
Тогда, в постсоветский период, понятие дисциплины еще было на высоте, преподаватели и профессура для студента были сродни небожителям. И преподаватели анатомии были чрезвычайно требовательными. Основа основ, что вы хотите. Поскольку обучение на стоматологическом факультете охватывает подготовку высококвалифицированных специалистов и в области челюстно-лицевой хирургии, целый семестр мы штудировали только голову. Припоминаю. Одна Файзуллинская указочка из оголенной медной проволоки для изучения подробностей костей черепа чего стоила! Проникая такой гибкой указкой в костные образования черепа: отверстия, ямки, седла, каналы, Файзуллин, со своим вопросом по строению, например, сложнейшей височной кости, словно бич мог висеть над студентом, и огибая его, как змий, своим гипнотическим внушением, вызывал у него все большее и большее отупение. Ох, как все боялись экзамена по анатомии, ох, как тяжело ее сдавать, ох, как много двоек они наставили за время нашей учёбы.
Дурные предчувствия меня не обманули. Анатомию я сдал на два балла. Пришлось не ехать домой, к родителям (сам я из г. Можги, небольшого городка в Удмуртии), а остаться для пересдачи этого экзамена. Я расположился в общежитии, рядом, и начал усиленную подготовку к проваленному экзамену.
Со мной вместе в общежитии остался Саша Николаев, парнишка с нашего курса, не сдавший биологию. А чтобы окончательно не погрязнуть в несданных предметах, эффективно сочетая физическую нагрузку с умственной, мы нашли для себя небольшую работёнку, помогая в строительстве и ремонте одного из корпусов нашей Альmа mатер. Так, благодаря мне и моему однокурснику, Саше Николаеву, весь подвал, тогда еще относительно нового теоретического корпуса, был залит бетоном нашими руками. Вот так вот. И цемент научились замешивать, и деньги заработали. Такая трудотерапия запомнилась мне на всю жизнь. Особенно часто эту школу вспоминаю у себя на огороде. Во! А какая экономия, все делаю сам, и бетон заливаю, и кирпич кладу.
P.S. Анатомию я все ж тогда сдал.