Рассказы стоматологического студенчества Анатомия

Елена Артемичева
 (из воспоминаний моего однокурсника, превосходного врача стоматолога - ортопеда Дмитрия Лодейнова)      

 Вне  всякого  сомнения, годы учебы   в  мединституте - это лучшее   время  моей  молодости. Особенно  яркие  впечатления  остались  от  первого, самого тяжелого,  года обучения.  На нашем стоматологическом  факультете  было около 100  студентов,  которые были сформированы  в   четыре равноценные группы курса.   
     Академию я заканчивал с  лучшей, по успеваемости,  четвертой группой, на  учебу, в которую, я попал не сразу,  а только  во  втором   семестре первого  курса. В то время, куратором  нашего  первого  курса  был   известный  и уважаемый преподаватель  анатомии - Альберт Файзуллин.  Ему явно  не  понравился  мой  переход. По его мнению,   я,  со своей   низкой  успеваемостью,  мог  подпортить  лучшей группе всю  «красивую»  картину  успешности. Похоже, я  попал   в  его  поле  зрения.  "Анатомию,  -   резюмировал  Файзуллин,  будешь  сдавать  мне!"    «Это  крах!»- перемалывал я своим  мозгом  начинающего доктора. 
        Следует  заметить что, государственный  экзамен по анатомии на первом  курсе  медицинского ВУЗа, для студента, только что  покинувшего   школьную  скамью, предмет,  сродни высшей математике. И  даже,  есть подозрения, что  сложнее.
       Тогда, в постсоветский период, понятие дисциплины еще было на высоте, преподаватели и профессура  для студента были сродни небожителям. И преподаватели анатомии  были  чрезвычайно  требовательными. Основа основ, что вы хотите. Поскольку обучение на стоматологическом факультете охватывает подготовку высококвалифицированных специалистов  и  в области  челюстно-лицевой хирургии, целый семестр мы штудировали только голову. Припоминаю. Одна  Файзуллинская  указочка  из оголенной медной проволоки для  изучения  подробностей костей  черепа  чего  стоила!  Проникая  такой гибкой указкой  в костные образования   черепа: отверстия, ямки, седла, каналы, Файзуллин,  со своим   вопросом по строению, например,  сложнейшей височной кости,  словно бич мог висеть   над  студентом,  и огибая его,  как змий,   своим гипнотическим внушением, вызывал у  него  все большее  и большее  отупение. Ох, как все боялись экзамена по анатомии, ох, как тяжело ее сдавать, ох, как много двоек они наставили за время нашей учёбы. 
    Дурные предчувствия меня  не обманули.   Анатомию я сдал на два балла. Пришлось  не ехать домой, к родителям (сам я из г. Можги, небольшого городка в Удмуртии), а  остаться для пересдачи этого экзамена.  Я расположился в общежитии, рядом,  и начал усиленную подготовку   к проваленному  экзамену.
     Со мной вместе в  общежитии остался Саша  Николаев, парнишка с  нашего курса, не сдавший  биологию. А чтобы окончательно  не погрязнуть в несданных предметах, эффективно сочетая физическую нагрузку с  умственной, мы  нашли для себя небольшую работёнку, помогая   в  строительстве и ремонте одного из  корпусов нашей Альmа mатер. Так,  благодаря мне и  моему однокурснику, Саше Николаеву, весь подвал, тогда  еще  относительно  нового  теоретического   корпуса,  был  залит бетоном нашими  руками.    Вот так вот.  И  цемент научились замешивать,  и  деньги заработали. Такая  трудотерапия запомнилась  мне на всю жизнь.  Особенно часто эту  школу  вспоминаю у себя  на  огороде. Во! А какая экономия, все делаю сам, и бетон заливаю, и кирпич кладу.   
 P.S.    Анатомию я все ж тогда сдал.