На правах буржуазного специалиста

Михаил Туллер
                На правах  буржуазного  специалиста.

        Окончив  в 1965г. МИСИ я был распределен в институт ЦНИИ проектстальконструкция (ЦНИИПСК), в настоящее время им. Мельникова.
         Вместе с филиалами количество сотрудников составляло около 5 тысяч
человек. Практически все проекты металлических конструкций весом более 50т.
в СССР по постановлению Правительства должен были проектироваться нашим институтом.
          Возглавлял институт Мельников Николай  Прокофьевич, имя которого присвоено после его кончины в 1982г.  институту.
          За годы работы он стал лауреатом Ленинской и  4  Государственных премий, академиком, орденоносцем -   он был одним из тех крепких руководителей,  на  которых держалась экономика СССР.
          В годы учебы в МИСИ и работая в ЦНИИПСК я принимал активное участие в работе и организации инженерной службы  студенческих строительных отрядов(ССО).
          По письму, которое приходило на имя директора из горкома, а затем из
ЦК ВЛКСМ, меня откомандировывали в их распоряжение на длительный срок.
          И каждый раз директор вызывал меня и предлагал мне отказаться от работы в отрядах, и более активно внедряться в работу института, объясняя, что он сам таким инстанциям отказать не может.               
         Последний раз меня назначили в 1967г. главным инженером центрального
штаба ВССО, численностью 100тыс. студентов.
       Отказаться от такого доверия я, конечно, не мог.  Как то, после того как я закончил заниматься отрядами, он в моем присутствии     спросил начальника моего отдела, показав на меня: а он -  член партии?
        Тот  ответил отрицательно. Директор спросил меня, а как же тебя брали на такие должности? Он имел в виду, что я еврей, да ещё и беспартийный!
         А было это после шестидневной войны в Израиле в 1967г., когда СССР разорвал с ним  дипломатические отношения. И к евреям стали относиться
настороженно и на всякий случай придерживали их назначения на ответственные посты.
         Но моё назначение было за  несколько  месяцев  до этой войны и меня в процессе работы, естественно менять не стали. А потом и командировка моя закончилась.
          И тут  меня,  дурака, и дернуло ляпнуть: а я там привлекался на правах буржуазных спецов после революции.  Пошутить видите ли вздумал!
           Не найду слов описать  каким взглядом он окинул меня! На карьере это особо не отразилось т. к. работа у нас была очень ответственная и с улицы кого попало на замену не возьмёшь. Но и наградами не баловали.
          Правда, в аспирантуру, при институте, меня не приняли, поставив тройку
по философии, что было  непроходным. Причем вопрос мне попался такой, по которому я писал реферат и знал его лучше, чем экзаменующий.
         И не было бы счастья, да несчастье помогло - я навсегда отбросил мысль
о науке и переключился на реальное проектирование, которое мне было ближе, чем наука, и в котором я добился  определенных результатов.
        Из последних работ, в которых я был главным инженером проекта, - Все каркасы монумента «Рабочий и Колхозница», самый большой павильон
№75 на ВВЦ, стадион Зоркий в Красногорске,  ангары, цеха, оборонные объекты и много других.
         А диссертацию я вряд ли бы защитил. Ребята с 5 пунктом, (более подготовленные, чем я) -   годами, зарабатывая инфаркты, ждали защиты. И не могли  защититься!
           Так что, оправдалась присказка - всё, что не делается, -  к лучшему!