309 Курсовая задача К-2 26-27 01 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 309. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Курсовая задача "К-2". 26-27.01.1974 г.

Фотоиллюстрация из ДМБовского альбома Юрия Опарина:

БПК «Свирепый». Первая БС (боевая служба). Отделение сигнальщиков БЧ-4.. Проливная зона. Пролив Скагеррак. Август. 1973.
Слава-направо сверху-вниз:
Крючков Иван Михайлович, старший сигнальщик, период службы 19.05.1971-08.05.1974 г.,
Паньков Вячеслав Георгиевич, сигнальщик, период службы 09.05.1972-13.11.1974 г.,
Опарин Юрий Витальевич, будущий командир отделения сигнальщиков, период службы 13.05.1972-11.06.1975 г.,
Слюсаренко Владимир Фёдорович, командир отделения сигнальщиков (после В. Тимошенко), период службы 14.11.1971-12.11.1974 г.
Тимошенко Владимир Григорьевич, командир отделения сигнальщиков, период службы 19.05.1971-08.05.1974.

На фото не хватает только Валерия Петровича Маховика, сигнальщика, период службы 06.11.1971-12.11.1974 г. и Исаенкова Виталия Николаевича, сигнальщика, период службы 11.05.1972-02.06.1975 г.

В предыдущем:

Как доставались эти «лишние» знаки-жетоны «За дальний поход»? Это только одному «морскому богу» известно…

В субботу в 07:45 26 января 1974 года БПК «Свирепый» вышел в Балтийское море для того, чтобы выполнить элементы следующей курсовой задачи «К-2».

Курсовая задача «К-2» - это «подготовка корабля к использованию по предназначению», то есть «организация боевого применения корабля, использования его вооружения». Курсовая задача «К-2» - это «комплекс мероприятий по отработке тактики ведения боевых действий одиночным кораблём».

Курс подготовки надводных кораблей Военно-Морского флота строго регламентирует «порядок и процесс боевой подготовки и боевого применения корабля с момента окончания постройки или ремонта корабля и приёма его от промышленности». После сдачи задачи «К-1» приказом командующего флотом, на основании ходатайства командира соединения флотского подчинения, «корабль вводится в компанию».

Чтобы доказать свою готовность «вступить в компанию» таких же, как наш БПК «Свирепый», кораблей, мы должны были отлично отстреляться из всех видов своего оружия, кроме главного – противолодочного управляемого ракетного комплекса УРПК-4 «Метель» с автономной системой управления «Муссон». Очень дорого тратить просто так ракету 85РУ с прикреплённой к ней «умной» торпедой АТ-2УМ…

Боевая подготовка БПК «Свирепый» велась строго по нормам и положениям Корабельного устава ВМФ СССР, согласно Курсу подготовки надводных кораблей Военно-Морского флота и Общих указаний о работе штаба соединения, Цель данного выхода в море – поддержание достигнутого в ходе отработки задачи «К-1» уровня подготовки экипажа БПК «Свирепый».
 
Вот почему даже в выходные дни для постоянного поддержания боевой и повседневной организации корабля на необходимом уровне штабом 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБ ВМФ придирчиво проводились:

проверка корабля на готовность к выходу в море;
проверка корабля перед заступлением в боевое дежурство и в ходе его несения;
проверки корабля в период подготовки к несению боевой службы;
допуск корабля к выполнению БУ (боевого упражнения) и т. д.

При этом проверялись записи в журнале боевой подготовки БПК «Свирепый», где обязательно указывались проверенные элементы задачи «К-1» и «К-2», замечания, нарушения, недостатки и указания. Причём я сам видел, как на ходовом мостике после некоторых «тёплых» разговоров все проверяющие командиры и начальники вместе с командиром корабля расписывались под каждой заключительной записью в этом журнале. Потом все спускались вниз в кают-компанию офицеров, чтобы за чашечкой кофе с ромом подписать остальные акты и проверочные документы.

Как правило, на каждый элемент сдачи задач «К-1» и «К-2» полагалось сутки или двое-трое суток. За эти дни экипаж корабля практически до совершенства отрабатывал соответствующие действия по боевым тревогам. Правда, такое совершенство требовало очень интенсивных тренировок и большого напряжения сил.

Командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров и опытные командиры боевых частей хорошо знали это «напряжение», поэтому «включали» элемент соперничества, состязательности, спортивного азарта. «Кто лучше!?» и «Кто быстрее?!» сделает то, что может принести победителям и отличникам досрочное присвоение классных званий и повышение в должности. Таким образом, командование БПК «Свирепый» методом «неестественного отбора» выбирало кандидатов на должности командиров отделений, то есть старшин.

Я никоим образом не стремился к занятию должности командира отделения рулевых, потому что практически уже полностью и бесповоротно занимался комсомольскими делами, политзанятиями, корабельной библиотекой, художественным оформлением корабля, фотолетописью БПК «Свирепый», почтой, показом кинофильмов и организацией досуга моряков.

Только изредка, в качестве помощи и участия в сдаче элементов курсовых задач, а также в случаях ЧП, я становился к штурвалу рулевой колонки, участвовал в обучении «молодых» и «салаг».

Успешной сдаче курсовых задач «К-1» и «К-2» способствовало то, что мы с окончанием первой БС (боевой службы) 15 октября 1973 года были «дежурным кораблём постоянной боевой готовности». Мф должны были в считанные минуты «разогреть» нашу ГЭУ (главную энергетическую установку) БПК «Свирепый» и немедленно выйти в море для действий «по боевому применению и предназначению».

Вот почему экипаж БПК «Свирепый» не просто бегал по кораблю, показывая «чудеса» прыткости и ловкости, а по-настоящему стремился в кратчайшее время, без ушибов и синяков занять места на боевых постах, всё включить, настроить, «поймать цель», изготовить оружие и в зачётное время доложить на ГКП (главный командный пункт) о готовности немедленно поразить «вероятного противника». Нам самим нравилось, что мы такие боевитые…

Как это достигалось и какой ценой давалось? Судите сами…

Во-первых, боевая подготовка велась на БПК «Свирепый» не просто регулярно, а постоянно, круглый год, не прекращаясь. То есть, в любой момент дня и ночи мог прозвучать сигнал «Учебная боевая тревога!» или «Боевая тревога!». Причём все занятия и тренировки у систем управления или непосредственно у оружия сопровождались внезапной борьбой за живучесть и защитой от воздействия последствий применения оружия массового поражения.

Во-вторых, боевая подготовка проводилась как во время стоянки корабля у стенки (пирса), так и на ходу в море. Перед каждым выходом в море сначала мы тренировались, а в море – действовали как в бою, только не стреляли…

Основной метод боевой подготовки – это занятие, тренировка и боевое учение (упражнение).

На занятиях подробно разбирается устройство, материальная часть оружия и систем управления, приёмы действий по применению, возможные отказы и способы их устранения.

Тренировки вырабатывают практические навыки, доводят действия моряков на оружии и на системах управления оружием до автоматизма. Это чрезвычайно важно – хладнокровно контролируемый автоматизм в действии на приборах управления и оружии при любых воздействиях окружающей среды…

Во время тренировок, как правило, традиционно матросов «пугают» различными громкими звуками, «отвлекают» криками и окриками, «путают» разноголосицей, невнятностью команд и сообщений, то есть «мешают». Так учат быстро находить верное решение при помехах внешней среды.

Особенно любимой была такая помеха: «Рулевой Суворов! Вы убиты прямым попаданием 120-мм вражеского снаряда. Вахтенный офицер, ваши действия!». Ребята с завистью глядели, как «счастливый» рулевой Суворов якобы «плёлся», как зомби, на потёртый кожаный диван в штурманской рубке и старательно изображал из себя «убитого»…

Боевые учения или упражнения – это уже настоящая большая комплексная тренировка боевой части или боевых частей корабля. Во время боевых учений всё делается почти «взаправду», то есть надеваются защитные «химкостюмы», применяются все приспособления, ручные приводы, включаются и действуют все механизмы, расчехляется оружие, выдаются команды и приказы, сообщения и доклады. Главное в боевом учении – это «сколачивание боевых постов, подразделений, боевых частей, служб и корабля в целом в совместной работе в условиях, приближенных к боевым, и отработка их взаимодействия».

Задачами боевого учения является:
отработка организации использования оружия и технических средств;
отработка организации всех видов обороны и защиты корабля и ликвидации последствий нападения противника;
привитие навыков старшинам, офицерам и командиру корабля в командовании подчинённым им личным составом, в использовании оружия и технических средств и в руководстве борьбой за сохранение живучести и боеспособности своих боевых постов, командных пунктов, отсеков и корабля в целом;
проверка уровня подготовленности личного состава корабля к ведению боевых действий.

Одиночные боевые учения проводятся на отдельных боевых постах и командных пунктах, частные боевые учения проводятся в группах (например, в башнях АУ), общие боевые учения проводятся в боевых частях и службах, а корабельные боевые учения проводятся при участии всего личного состава корабля.

В эту зиму 1973-1974 годов мы проводили подготовительные, тренировочные, зачётные и контрольные боевые учения. Я знаю, что командиру корабля, капитану 2 ранга Е.П. Назарову предлагали провести на БПК «Свирепый» показательные боевые учения, но он отказался. Напряжение в боевой подготовки экипажа корабля было очень сильным, мы торопились на весеннюю БС (боевую службу) в жаркие моря возле Кубы…

Для усиления эффективности боевых учений, командование придумывало различные аварийные ситуации, то есть к имитации пожаров, взрывов, повреждений, пробоин, гибели части личного состава боевых постов или частей. Эти имитации добавляли азарта и «веселья» в боевые упражнения.

Однако и без «имитаций» у нас на БПК «Свирепый» были настоящие боевые ЧП (чрезвычайные происшествия)…