НА СНИМКЕ: Фальк. Портрет Азарх-Грановской, 1929 г.
Разумеется, приехав в Москву, Фальк стал постоянно бывать у сестёр Идельсон – Раисы и Александры.
Все отмечают, что «до самого возвращения Фалька в СССР Раиса Вениаминовна мало того, что регулярно получала из Парижа письма, но и отвечала на них. А по тем временам это было ох как опасно.
Даже то, что их переписка проходила строжайшую цензуру и в любой момент могла быть расценена как «шпионаж», обоих не останавливало. В квартире на улице Кирова (бывшая Мясницкая) царил культ Фалька. Он распространялся на всех членов семьи Идельсон».
Раиса уже не была замужем за художником Александром Аркадьевичем Лабасом. У него была другая жена. Вместе с ней он жил в той же квартире, что и сёстры Идельсон. Квартира стала коммунальной.
Раиса со своим четырёхлетним сыном Юлием жила с сестрой в двух комнатах.
После приезда в СССР она работала в отделе голландской живописи Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
По воспоминаниям, которые оставил её сын Юлий:
«Моя мама очень занята. Работает консультантом в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, кажется, в египетском отделе. Иногда водит меня туда любоваться саркофагами, вазами, картинами».
Но затем, как пишет Юлий Лабас, она сменила место работы.
«В 1936 году мама перешла на работу в Всесоюзный дом народного творчества имени Н.К. Крупской – ВДНТ, Армянский пер. д.13, где проработала до пенсии (1964 г.). Преподавала живопись заочно. Ученики со всего Союза слали бандероли со своими работами. Она отвечала консультациями, отпечатанными на машинке».
К сожалению, рисовать ей тогда было просто некогда.
Раиса Вениаминовна больше замуж не выходила: растила сына, помогала сестре.
Александра Азарх-Грановская преподавала актёрское мастерство в еврейской театральной школе при ГОСЕТе, а потом заведовала там кафедрой актёрского мастерства.
Через два года после возвращения Александра Вениаминовна по дороге домой из театра попала под трамвай и осталась без ноги. Раиса за ней ухаживала.
«А потом работала на протезе. За мной присылали машину», – вспоминала она.
И это удалось! Забегая вперёд, скажу, что она выпустила четыре спектакля (в том числе «Семья Оппенгейм» и «Блуждающие звезды»), обучила множество актёров, работавших впоследствии в разных городах страны.
Её ученики часто собирались у нее дома: пели, декламировали стихи, играли. Она жила искусством - её всегда интересовали театр, живопись, поэзия, музыка.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/24/1607