Глава 2

Олег Сибирёв
Лучше знать некоторые вопросы,
чем все ответы.
Д. Тербер
 
        Холодным октябрьским вечером 1917 года от Рождества Христова, Максим Горький шёл по направлению к Смольному институту. Мерзкий осенний ветерок с моросящим дождём путал мысли, но Горький точно знал, зачем он идёт в Смольный.
        Ишь ты, думал он, я тебе покажу, хитрый какой. Надуть меня решил. Нет уж! Такие номера со мной более не проходят! А каким, ведь, приличным человеком прикидывался мерзавец. О судьбах народа размышлял. Интеллигент ты вшивый, ничтожество, пол закорючки, обманщик и лжец! А я его уважал, дурак. Вот Нимирович-Данченко, тот интеллигент… Хотя нет, надутости много. Всё умным прикидывается, а на самом деле ничего не знает. Кто, спрашиваю, роман «Мать» написал? А он стоит, глазами хлопает, плечами пожимает, типа: «Не знаю»… У!!! Фикция этот Немирович-Данченко!
        Вдали улицы показался костёр. Возле костра стояли какие-то вооружённые люди. Греются, подумал Горький. До него стали доносится громкие голоса и смех. Вот матросы, подумал он, наверняка знают кто «Мать» написал. Ленин рассказывал, что народ они образованный и начитанный. Спрошу-ка у них.
        Горький подошёл к костру и, натянув на глаза шляпу, чтобы не сразу узнали, произнёс:
– Кто «Мать» написал?
        Матросы переглянулись:
– Шёл-ка ты батя своей дорогой и не задавал бы глупых вопросов. – сказал какой-то матрос.
– Вы меня не правильно поняли,– возразил Горький, – Я спрашиваю кто «Мать» написал?
– Мужики! – крикнул другой матрос, – Он же нас по матери!
– Вы меня не пра…
– Иди отсюда, пока цел! – крикнул третий матрос с каким-то орденом на кителе.
– Нет, я спрашиваю кто «Мать» написал.
– Какую мать? – переспросил орденоносец.
– Ну «Мать». – повторил Горький.
– Где написал?
– Да ну не «где написал», а кто написал.
        Самый массивный матрос поднялся на ноги и, внимательно посмотрев на Горького, подозрительно произнёс:
– Что-то ты мне не нравишься! – и хитро посмотрев на товарищей, продолжил, – А ну-ка дедуля предъяви свой документ!
– Нет, вы меня…
– Вяжите его братцы! Это шпион! – крикнул кто-то из матросов.
        С полдюжины морячков накинулось на Горького. Алексей Максимович начал протестовать, но удар прикладом винтовки в челюсть заставил его прекратить протесты. Горького прижали к стене, а массивный матрос встал напротив Алексея Максимовича и сочувственно сказал:
– Значит, документа у тебя нету?
– Нету… – отрешённо промолвил Горький (у него была разбита губа и, кажется, выбит зуб).
– И хто-ж ты такой? – спросил массивный.
– Я писатель…
– А, по-моему, ты шпион! – отпарировал орденоносец.
– Шпион! Конечно шпион! – подхватили матросы.
– Я не шпион! – Горький зарыдал, – Я Горький.
– Кто?! – массивный вылупил глаза, – Кто-кто?!
– Я Горький…
– А я сладкий! – хихикнул матрос, припиравший Горького.
– Братцы! – продолжил массивный, – Вы слыхали такие фамилии?
– Нет, не слыхали! – хором ответили морячки.
– Это не совсем фамилия, – начал Горький, – Это псевдоним.
– Что?! Псевдо как?! – изумились моряки.
– Псевдоним. – ответил Горький.
– Не братцы, это шпион! Будем расстреливать! – крикнул массивный.
– Как расстреливать? – промолвил Горький.
– Расстрелять, расстрелять гада! – подхватили морячки.
– Дубэнко, Парашин, Баранов ко мне! – приказал массивный.
– Как же так… – шептал Горький, обливаясь слезами. Он упал на колени и шляпой начал вытирать слёзы и сопли, – Братцы… братцы… как же так… Братцы!!!
– Ровняйсь! – крикнул массивный.
– Братцы не надо! – отчаянно закричал Алексей Максимович.
– Заряжай!
– Не надо! Не надо братцы! – Горький на коленях пополз к матросам, держа на вытянутых руках шляпу.
– Цельсь!
        Шесть стволов глядели на Горького.
– А-а-а!!! – взревел Алексей Максимович и, взмыв вверх руки, начал падать на землю.
– Пли!
        «Чик», «Чик», «Чик-Чик», «Чик» – щёлкнули затворы винтовок.
        Воцарилась мёртвая тишина. Горький лежал в огромной луже лицом вниз, с вытянутыми вперёд руками. Массивный матрос положил винтовку на мостовую и подошёл к лежащему Горькому. 
– Бать… Вставай… – матрос подёргал Горького за плечо, – Вставай…
        Горький пошевелился и поднял голову, посмотрев на моряков. Те начали истерически смеяться.
– Ружья-то не заряжены! – сказал массивный, – Ну пошутили мы!
        Алексей Максимович поднялся на ноги и, обливаясь слезами, обнял мощный торс моряка.
– Пошутили… – нервно шептал Алексей Максимович, – Пошутили… Конечно пошутили. Как же иначе.
        Матросы ухохатывались. Дубенко подал Горькому шляпу и, утирая от смеха слёзы, сказал:
– Ну и повеселил ты батя нас со своей матерью.
– Я не… не…
– Ну ладно ступай, а лучше бы дома сидел. А то все какого-то шпиона ищут. И, вообще, не понятно, что кругом творится.
– Да… да… – Горький продолжал рыдать.
– А документ с собой надобно носить! – сказал массивный, отпихнув от себя Горького, – Понял?
– Я… я… – Алексей Максимович начал икать, – Я… конеч… потом… Смоль… Смоль…
– Смольный что-ли?
– Аг… аг… – Горький начал успокаиваться, – То есть да.
– Это тебе туда! – сказал массивный, показав на длинную улицу без единого фонаря, – А как до конца дойдёшь, так потом на право.
– Да. Спас… Спасибо.
        Алексей Максимович натянул на голову шляпу, похлопал массивного матроса ладонью по груди и растворился в темноте улицы. Ещё долго он слышал за своей спиной смех матросов: «А он тебе – мать слыхал? А ты ему – шпион! Ха-ха-ха!»
        Ничтожество, думал Горький. Какой это народ! Это стадо баранов! Горький оглянулся. Матросы были уже далеко. Влипнешь же из-за этого Ленина в такое г…о, мысленно возмутился Горький. Ну я ему покажу народ! Он у меня за всё ответит, негодяй.
        Стало заметно холодно и Алексей Максимович получше укутался в своё мокрое пальтишко. Я же Горький, думал он, я же «Мать» написал. Я же для них её написал! Для народа! А они… Нет не народ это! Это г…о! Что за время! На улице могут вот так вот взять и расстрелять. Безобразие! Не то, что при царе батюшке, узурпаторе и кровопийце… Ой!.. Я же… (Горький остановился)… Я же «Мать» написал. Как же я такое говорю… Да ну ладно…
        Из темноты раздался низкий бас:
– Стоять! Бояться!
        Горький остановился.
– Теперь бояться! – потребовал бас.
– Мне? – Горький непонимающе огляделся.
– Бояться сказано!
– Но ведь…
        Из темноты вывалила огромная фигура:
– Ха-ха-ха! Ну и болван же ты Горький!
– Я?.. Кто это?
– Бояться! – опять заорал бас, – Бояться я сказал!
– Но ведь…
– Ха-ха-ха! Ну и дурак же ты Горький! Ха-ха-ха!
– Кто это?
– Шаляпин это! Пугало ты огородное.
– Шаляпин! – Алексей Максимович радостно обнял Шаляпина, – Шаляпин… дружище! Меня тут расстрелять хотели.
– Видел, видел.
– Меня, Горького!
– Знаю, знаю.
– А ты всё видел?
– Конечно! Я тут в подъезде спрятался. Ну и комедия! Ха-ха-ха!
– Они ведь…
– А особенно когда ты на мостовую упал! Ха-ха-ха!
– Они ведь…
– Ну комедия! Ну дурилка ты картонная! Ха-ха-ха!
– Ну хватит уже смеяться-то! – Горький достал курительную трубку и закурил, – Не смешно всё это.
– Это смотря с какой стороны на это дело посмотреть. Ежели с твоей стороны, то наверное не смешно было, а вот ежели с моей, то очень смешно было, очень.
        Они пошли по улице.
– Кстати, за что они тебя так? – спросил Шаляпин, – Ты же к ним первый подошёл.
– Я хотел…
– Ну! – издевательски хахнул Шаляпин.
– Вообщем… – Горький явно стушевался.
– Ну!
– Понимаешь…
– Ну!
– Я…
        Шаляпин сделал паузу:
– Про «Мать» что ли спрашивал? – Шаляпин схватился за живот и начал истерически смеяться, – Про «Мать» спрашивал? Да?
– Я…
– И что они тебе сказали? – Шаляпин продолжал смеяться.
– Они…
– Ну дурило! Ну пугало ты огородное!
– Они… расстрелять…
– Видел! Удивительно, что не расстреляли!
– Ну хватит! – сказал Алексей Максимович, – Хватит!
        Тёмные, свинцовые тучи укутали всё Петроградское небо. Было темно и холодно. Две фигуры неспешно перемещались по улице в сторону неопределённого пока ещё будущего.
– А куда ты так поздно направляешься? – спросил Шаляпин.
– В Смольный. – ответил Горький.
– Как, и ты в Смольный? – удивился Шаляпин.
– Да… А тебе зачем туда? – спросил Алексей Максимович.
– А дружка твоего хочу выцепить.
– Какого дружка?
– А Ленина твоего.
– И вовсе не моего.
– А вот и твоего!
– А вот и не моего!
– Твоего! Ты же с ним всё в шахматишки играл! Винцо попивал! «Интеллигентнейший человек», говорил. Говорил?
– Ну говорил, ну и что?
– А жопа твой интеллигент оказался!
– Я, конечно, дружил с ним, но почему сразу жопа? – возмутился Горький.
– Потому что жопа, она и есть жопа! – ответил Шаляпин.
– Он со мной тоже весьма нечестно поступил, но я же не выражаюсь так как ты.
– «Весьма не честно»! – передразнил Горького Шаляпин, – Да знаешь ли ты, что эта жопа у меня весной аж двадцать пять тыщщов заняла, сказав, что через неделю отдаст!
– Как? – Горький изумлённо посмотрел на Шаляпина.
– А потом с моими денежками в загранку мотанул!
– Не может быть…
– А эта свиная харя, Свердлов что-ли, короче из его компании деятель, ну который с ним всё под ручку ходил…
– Ну а он что?
– Не знаю, говорит, никаких таких Лениных! В первый раз в жизни, мол, слышу! Дебил!
– Не может быть…
– Что не может быть?! – заорал Шаляпин, – Всё может быть! Всё!!!
        Горький остановился и посмотрел на Шаляпина.
– Он у меня тоже занял. – удручённо произнёс Алексей Максимович.
– Эта жопа и у тебя заняла? Ну жопа так жопа! И сколько же?
– Двадцать семь.
– Что двадцать семь? Копеек что-ли?
– Нет, тысяч…
– Ну жопа! – заорал Шаляпин, схватившись за голову, – Ну жопа! На пятьдесят две тысячи нас нагрел!
        Горький почесал за ухом.
– Действительно жопа… – произнёс Алексей Максимович.
        Они пошли молча. Подойдя к зданию Смольного института, они увидели толпы людей тянущихся к этому заведению. Кроме солдат и других вооружённых людей, они увидели множество знатных персон – банкиров, промышленников, владельцев ювелирных салонов, деятелей культуры и искусства.
– Что здесь делают все эти люди? – удивился Горький.
– Скоро узнаем. – ответил Шаляпин.

© Сибирёв О.А.