33. Фальк во Франции в 1-й половине 1937 года

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Всемирная выставка в Париже (25 марта – 25 ноября 1937 г.). Справа павильон СССР, слева павильон Германии.


В начале января 1937 г. Фальк перебрался в зелёную Булонь, в пустующую мастерскую керамиста Н.Я. Глобы, на тихую улицу, 26, rue Gutenberg.
По выходным Фальк водил дочку в советский кинематограф, где крутили замечательный фильм «Весёлые ребята».

В это время к Фальку часто приходят на обед или ужин Игорь Константинович Алексеев, брат Киры и актёр В. И. Качалов с супругой.

Кратковременное проживание в Булони, где хорошо работалось, закончилось неприятным событием – 25 января был зарезан директор парижского отдела «Внешторгбанка» Д. С. Навашин, якобы присвоивший большие деньги.

Возле трупа полиция обнаружила пару породистых собак, которых он выгуливал по утрам, и очки в роговой оправе неизвестного лица. Полиция оцепила квартал, началась проверка документов. Фальк поспешно, от греха подальше, переехал на другую квартиру.

Почему-то одновременно бесследно исчез и сын Станиславского, Игорь Константинович. Он нашёлся только после войны в Марокко и вернулся в СССР, где стал директором музея Станиславского, своего отца.

Фальк много рисует и навещает строителей Всемирной выставки. Советской стройкой руководил старый знакомец архитектор Борис Иофан. Из Москвы по частям привезли скульптурные украшения Мухиной, Чайкова, Фаворского, Карташова, гигантское панно Дейнеки, сотни картин.
На всемирной выставке «Art et technique» было воздвигнуто 47 национальных павильонов по обоим берегам Сены. Павильон СССР (архитектор Иофан) представлял собой огромную башню со скульптурой Мухиной «Рабочим и Колхозницей» на крыше. Напротив стоял германский павильон с имперским орлом на крыше, держащим в руках свастику.

Газеты писали, что незадолго до открытия выставки немцы обнаружили, что «Серп и Молот» в руках рабочего и колхозницы выше свастики. Этого они допустить не могли, и трое суток поднимали свой символ.

В испанском здании повесили огромную и необыкновенную «Гернику» Пабло Пикассо (3,50 на 7,80 метра), но в советском картина «Стахановцы» Александра Дейнеки была в три раза больше.

На выставку приехала весьма представительная советская делегация – актёры, танцоры, певцы и с ними «сопровождающие» из ОГПУ.
За группой художников присматривал некто Сашка Замошкин, ученик Фалька по ВХУТЕМАСу. Доносы писал всевидящий сотрудник органов Рябичев. Он писал, например, следующее:

«Актёр Яншин ходит по подозрительным местам (публ. дома) и, как передают, имеет при себе золотые монеты – проверим!»

Во Франции в те годы жили многие русские художники, но на выставке представили лишь одного Фалька. Он получил почетный диплом выставки.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/24/1524