Арх. Аверкий. Речь о Св. Вел. Кн. Владимире. 1951

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
СВЯТЫЙ  РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ  ВЕЛ. КН. ВЛАДИМИР И ПУТИ РУССКОЙ МОЛОДЁЖИ

РЕЧЬ АРХИМАНДРИТА АВЕРКИЯ НА ПЕРВОМ СЪЕЗДЕ МОЛОДЁЖИ


Православная русская молодёжь! Вы - наша смена, вы наше будущее! От того, каким настроением вы проникнетесь, какое мировоззрение себе усвоите, каким путём пойдёте, зависит будущее русского народа, зависит судьба нашей родины России, зависит, решаюсь сказать это с дерзновением, судьба всего человечества, судьба всего мира, ибо судьбы мира, как это теперь уже многим стало ясно, тесно связаны с судьбами России и русского народа. Говорю это отнюдь не для того, чтобы возбудить в вас чувство гордости, самопревозношения, самомнения, - это - чувства совсем не христианские, неуместные, неприличные для христиан, - но только для того, чтобы внушить вам сознание той громадной ответственности, которая лежит на вас, как на представителях великого русского народа, получившего от Бога великое, славное и страшное призвание — БЫТЬ ХРАНИТЕЛЕМ В МИР ЕДИНОЙ ИСТИННОЙ ВЕРЫ - ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ. «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры», - так говорил наш Всероссийский пастырь, молитвенник и чудотворец о. Иоанн Кронштадтский. Это - наше несомненное призвание, предназначение от Бога, отклонение от которого и послужило причиной страшной кровавой катастрофы, постигшей русскую землю. Вы - русская молодёжь - должны исправить губительные ошибки, загладить грехи ваших отцов и дедов, приведшие богоизбранный русский народ к такому ужасному падению, к этой страшной катастрофе, грозящей ныне гибелью уже всему человечеству. Для этого вам необходимо стать на единственно-спасительный путь, который один только в состоянии возродить нашу родину и спасти всё человечество от неминуемой гибели.
Какой же это путь?
Это - путь Свято-Владимирский, путь, указанный нам нашим Просветителем, память которого мы сегодня торжественно празднуем, святым равноапостольным великим князем Владимиром.
Мы все должны вернуться к его священным заветам, если действительно желаем блага себе и всему человечеству. Эти заветы ярко выражены в замечательной молитве, которую произнёс св. равноап. кн. Владимир в самый момент крещения русского народа. Текст этой молитвы сохранил для нас наш первый летописец преп. Нестор Печерский. Вот он:

«Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его!».

Эта вдохновенная молитва, при всей своей видимой простоте и безыскусственности, отличается необычайной глубиной и свидетельствует о том, как глубоко усвоил св. князь, недавний язычник, подлинные основы Христова учения, ибо в ней полностью начертана вся программа истинно-христианской жизни. Поскольку же словами этой молитвы св. князь Владимир молился о своём родном русском народе и о себе, как о духовном вожде этого народа, из этой молитвы ясно видно, чего именно желал св. равноапостольный князь новокрещеному русскому народу и какой путь жизни для него предначертывал. Иными словами, молитва эта содержит в себе заветы св. кн. Владимира русскому народу.
Каковы же эти заветы?
«Даждь им, Господи, уведети Тебе, истинного Бога!» - вот первый завет, завет первостепенной важности для каждого желающего жить христианской жизнью, завет Боговедения, завет Богопознания. Чтобы быть христианином, необходимо веровать в Бога, надеяться на Бога и любить Бога. Но для этого необходимо прежде всего з н а т ь Бога. Познание о Боге даёт нам окружающая нас природа всем своим гармоничным и целесообразным премудрым устройством, как об этом свидетельствовал ещё Псалмопевец, говоря: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18:1). О Боге выразительно свидетельствуют нам глубины нашего собственного человеческого духа, если мы добросовестно стремимся к подлинному самопознанию; особенно же дивный врождённый нам закон совести. Но полнее всего и яснее всего, конечно, открывает нам Бога само Его Божественное Слово - Священное Писание, ибо в нём «от Святого Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы» (2 Петр. I: 21), а также и Священное Предание, хранимое Церковью в постановлениях соборных, богослужебных книгах, творениях общепризнанных святых отцов и описаниях жизни прославленных Церковью святых угодников Божиих. Говоря о «Богопознании», мы имеем в виду, конечно, только то познание Бога, которое необходимо нам для нашего спасения. Стремление же проникнуть во все тайны Божеского существа есть непростительная дерзость: как смеем мы, «прах и пепел суще (Быт. 18:27)», пытаться открывать в Боге то, чего Он Сам не благоволил нам открыть?! Поэтому Церковь наша всегда осуждала и теперь осуждает всякие гностические и рационалистические попытки этого рода и самопроизвольные мудрствования об истинах веры, не основанные на Слове Божием и авторитете Церкви.
Русский народ в течение долгого времени свято исполнял этот первый завет своего Просветителя. Любимым чтением русских людей, пока не внедрилась на русской земле зараза западного вольнодумства и безбожия, были книги Священного Писания, а в особенности Псалтирь и Евангелие, святоотеческие творения и жития святых, а в храмах за продолжительными уставными службами они назидались глубоко поучительными богослужебными песнопениями. Даже грамоте обучались по богослужебным книгам Часослову и Псалтири. Только в последние два века интеллигенция наша стала всё больше и больше отступать от этого великого завета. В результате русский народ перестал быть хранителем подлинно-христианского православного благочестия, а стал навозом для удобрения Бого- и человеконенавистнической теории марксо-коммунизма и орудием для осуществления её во всём мире. Отречение русского народа от первого завета своего великого Первосвятителя привело, как мы теперь ясно видим, к тому, что ныне всё человечество находится как бы на краю пропасти, готовой поглотить его. И, конечно, без покаяния русского народа и обращения его к Богу, невозможно ныне спасение и всего человечества.
Но св. равноап. кн. Владимир молился не только о том, чтобы русский народ, стремясь к Богопознаниюо, хранил веру в Бога, а и о том, чтобы вера эта была верой истинной – «верой правой и несовратной»: «и утверди в них веру праву и несовратну»... Что это как не завет хранить нерушимо ту самую св. ПРАВОСЛАВНУЮ ВЕРУ, которую св. кн. Владимир с такой тщательной предусмотрительностью выбрал из целого ряда других вер, как повествует об этом летописец. Это и есть второй завет нашего Просветителя.
Надо ли говорить о том, как свято, на протяжении веков, осуществлял русский народ этот завет? Для русского человека столь дорога была всегда его св. православная вера, что самые понятия «русскость» и «православие» сделались как бы неотделимыми одно от другого, как бы синонимами. Достойно примечания, что на русской почве, в собственном смысле, никогда не зарождалось никаких лжеучений: все распространявшиеся на русской земле лжеучения и секты неизменно приносились к нам с Запада. Самый «раскол», имевший столько пагубных последствий, возник именно на почве исключительной любви и преданности чистоте православного исповедания, и, хотя «раскольники» сами много погрешили против чистоты православия, благодаря своей «простоте и невежеству» (по выражению собора 1666 г.), ими руководило, по существу, доброе стремление - спасти русский народ от всё более и более вторгавшихся в его жизнь глубоко противных и враждебных духу св. Православия западно-европейских новшеств.
Именно в том, что Россия была хранительницей и оплотом единой истинной, единой спасающей веры в мире, веры православной, и заключается причина, почему силы зла обрушились на неё с такой ненавистью, стремясь её уничтожить. Попущением Божиим, они добились того, что сделали её из оплота истинной веры оплотом Богоборчества. Это - кара Божия за богоотступничество русского народа, за то, что он не устоял на высоте своего призвания. И ныне спасение для нас не в «э к у м е н и з м е», проповедающем, хотя и не всегда откровенно, равноценность всех вероисповеданий, а в твердом стоянии за истину П р а в о с л а в и я , ибо для подлинного христианина дороже всего ИСТИНА (см. 3 посл. Иоанново).
Зная, что истинный христианин непременно сделается предметом яростных нападений врага Божия и врага человеческого спасения диавола, св. равноап. кн. Владимир заканчивает свою молитву словами: «...и мне помози, Господи, на супротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его». Здесь заключается третий священный завет - завет неустанной борьбы с врагом человеческого спасения диаволом, с его исчадиями и со всеми видами происходящего от него зла. Тут чрезвычайно важно отметить слова: «надеяся на Тя и на Твою державу». Мы должны неустанно бороться со злом, - но победить в этой борьбе сами, своими собственными силами мы не можем: побеждает лишь наша надежда на Бога и на Его державу. Всякое самонадеяние, всякая самоуверенность в этой борьбе неизбежно посрамляется, и зло, попущением Божиим, над нами торжествует!..
Нужно ли говорить о том, как глубоко воспринял православный русский народ этот великий завет своего Просветителя и Началовождя в этой священной борьбе с диавольским злом! Уже одно то, как популярен стал идеал аскетического христианства в среде русского народа, вскоре же после принятия им св. крещения, необыкновенный расцвет монашества, давший Вселенской Церкви подвижников, подобных великим отцам древности, ярко свидетельствуют о том, что русский народ твёрдо усвоил себе правильные начала и методы этой «невидимой брани» с врагом человеческого спасения. Непримиримая борьба со всеми видами зла и во всех его проявлениях типична для русского человека на протяжении всей его почти тысячелетней истории. Даже все войны наши велись именно во имя этой борьбы со злом: сначала – «за веру православную, за дом Пресвятыя Богородицы», потом – «за веру, царя и отечество». Тут надо отметить, что на первом месте для русского человека всегда была его «вера» - «вера православная». Русский человек никогда не был «националистом» в нездоровом, шовинистическом понимании этого слова. Его национальное чувство всегда освящалось верой, благодатью Божией, и наша родина Россия для русского человека была дорога именно, как оплот этой единой истинной, единой спасающей веры - веры православной. Сейчас многие и многие говорят о восстановлении «национальной России». Это не приведёт ни к чему! Сам по себе голый национализм, не освящённый благодатью Божиею, есть нездоровое чувство, как мы видели это недавно у немцев и итальянцев. Мы должны стремиться к восстановлению не просто «национальной» России, но России ПРАВОСЛАВНОЙ, СВЯТОЙ РУСИ, чтобы вернуть нашей Родине то предназначение, которое определено ей Самим Богом - быть оплотом в мире единой истинной веры, светочем Православия для всех народов. Приходилось слышать произнесённые одним из руководителей так наз. «Белого Движения» страшные слова: «Хотя с диаволом, но против большевиков!».  Ужасные слова! Безумные слова! Как можно было идти против большевиков «с диаволом», когда сами большевики - служители диавола? Надеялись на кого угодно, кроме Бога, забывая слова Писания: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145: 3). Борясь с диавольским злом, надо прежде всего помнить, что диавол ничего не боится, кроме Бога, кроме Креста Христова, которого одного он «трепещет и трясется, не терпя взирати на силу его». Поэтому и «Власовское движение» ни к чему не привело. Диавол не боится пушек, не страшны ему никакие земные оружия. Он боится только креста Христова: с KPECTOM И НАДО ИДТИ ПРОТИВ НЕГО!
На вас, на русской молодёжи, лежит великий и святой долг - вернуться к священным заветам нашего великого Просветителя св. равноап. кн. Владимира, всячески беречь себя от порабощения злой тёмной силе, сгубившей нашу родину и, находясь здесь за границей, открывать глаза всем иностранцам на истинное положение вещей, указывая им, каково было призвание России, и что БЕЗ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ, БЕЗ СВЯТОЙ РУСИ, - ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ ПРАВОСЛАВИЯ, МИР ПОГИБНЕТ, КАК ПОГИБЛИ СОДОМ И ГОМОРРА, в которых не нашлось 10-ти праведников.
Помните же, что вы - сыны и дщери Святой Руси и живите так, чтобы быть достойными великого Божия предназначения!


(«Православная Русь», 1951 г., № 15).