Это всего лишь конец света Фильм 2016 Отзыв

Андрей Домбер
Этог всего лишь конец света

Фильм 2016, Канада, Франция.
It's Only the End of the World - англ.
Juste la fin du monde - франц.
Слоган: «It would have been a lovely family dinner. If it weren't the last»
"Это мог бы быть милый семейный обед. Если бы он не был последним".

Из тех фильмов, что трудно проспойлить. Потому что вся соль в тонкости, психологичности актерской игры, которая присутствует в каждом кадре. А сюжет ясен из любой аннотации, и из слогана: 34-летний писатель, драматург возвращается домой после 12 лет отсутствия, чтобы сообщить... что у него скоро наступит персональный конец света, личный апокалипсис, то есть, что ему немного осталось. Его (Гаспар Ульель) встречают мать (Натали Бай) , младшая сестра (Леа Сейду), старший брат (Венсан Кассель), и его супруга (Марион Котийар). Все актеры справились с ролями. Люди - сложные существа, они не схемы, фильм это показывает.

Мать - как это ни странно, оказалась до странности мне знакомой . Моя киноспутница сказала мне: "Боже, это же моя мама!". Я не мог не согласиться: "Один в один". Все манеры и характер оказались до удивления схожими с таковыми одной хорошо знакомой мне женщины, не так давно вступившей в пожилой возраст. В общем, чудо киноискусства!

Этот фильм подобен рассказам Чехова: вроде, ничего не происходит, но в то же время, происходит... всё! И нет никаких готовых ответов (как у Чехова), зато есть тонко поставленные вопросы, которые понуждают (душу) зрителя самого искать ответы..

Еще я подумал, как же можно по-разному снимать кино! Вообще, операторская работа мне очень понравилась, хотя сосредоточена на крупных и сверхкрупных планах. Но и в этом есть где развернуться таланту оператора: нужно выставить правильный свет, поймать верный ракурс, поймать нюансы актерской игры. Режиссер будто ставит задачей проникнуть внутрь каждого героя с помощью кинокамеры, заснять на пленку работу души каждого героя. Режиссер убежден, что важны одни люди, их лица, мимика. Некоторые личные вещи и интерьеры тоже могут играть свои незначительные роли. А экстерьеры не важны. Стоило ли показывать дом, в котором живут герои? Старый дом, который посещает главный герой? Улицы, аэропорт и кафе в нем? Посмотрев, вы поймете, что не стоило. Пожалуй, это бы повредило достижению сверхзадачи, которую ставил режиссер.

Это полновесная драма, хотя весь трагизм я почувствовал в виде послевкусия через несколько часов, дома, когда у меня перед глазами всплыло лицо Л. Сейду из одного из кадров. Считаю хорошее послевкусие признаком качества кино. Глубины сразу, при просмотре, не увидеть. Это как с рассказами Чехова, который умеет заставить работать внутренний мир читателя, и результат этой работы приятным бонусом всплывает позже.

В кинотеатре же просто наслаждался картинкой, музыкой диалогов. Озвучание на русский - нормальное, но могло бы быть и лучше, и тоньше.

Не знаю, почему наши зрители дали ему рейтинг почти в 7,8 бала - на КиноПоиске, на момент публикации этого отзыва. С одной стороны, известна искренняя любовь наших зрителей к французским фильмам, которые гораздо больше отвечают нашему понятию о киноклассике, чем, например, голливудские. На IMDB у фильма 7,2, а metacritic.com (кинокритики ведущих западных СМИ) дали всего 48%, то есть, приняли картину весьма прохладно.

Многие голливудские фильмы содержат одной из линий, пусть и эпизодических,  тему однополых отношений.  Я заметил,  что эта тема поднимается нынче во многих фильмах. Будто бы некое политбюро поставило голливудским режиссерам задачу: чтоб в каждом, чтобы обязательно, и чтобы в положительном ключе. Ну, не смешно ли?! Кто там решил за все население, что это правильно? В июне 2015 года однополые браки были узаконены по всей Америке. Некие донельзя властные господа вообразили, что они мудрее народа, мол, прогресс человеческий встанет, если не узаконить однополые браки.

Я, вообще-то, точно не уверен (у меня, например, есть племянница, которую люблю,  и у которой есть отличная белокурая подруга, видная девушка с крутыми бедрами, которая часто делает мне приятные комплименты, и я к ней хорошо отношусь, и к их паре.  Они живут вместе в одной квартире и мечтают о детях, но одна загвоздка: до таких, именно законных браков России далеко, как пешком до Луны. Почему? Да спросите хоть православную церковь, там все четко объясняется). Но не могу понять такой вопиющей  однобокости, что весь Голливуд за однополые браки, почему не видно альтернативной точки зрения? Это просто странно.

Так вот почему  маститые кинокритики, завязанные на Голливуд, не могли оценить фильм  "Это всего лишь конец света" высоко: в кинокартине содержится обратная идея: главный герой, которому немного осталось, гей, а его парень из времен молодости уже покинул бренный мир, и не по самой приятной причине, с намеком на неправедность такой жизни обоих.  И это тоже может быть одной из причин, по которой наши консервативные, в здоровом смысле зрители оценили фильм  высокого.

Да, хотя это и драма, я много посмеялся, временами это просто угарная комедия.