Причастился ли Иуда на Тайной Вечери?

Анатолий Пеньшин
   (Ин. 13) 23    Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
    24    Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
    25    Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
    26    Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
    27    И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
    28    Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.
    29    А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что - нибудь нищим.
    30    Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.
    31     Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.

Иоанн Златоуст считает, что причастился.
1. О, как велико ослепление предателя! Приобщаясь тайн, он оставался таким же, и наслаждаясь страшною трапезою, не изменялся. Это показывает Лука (Ин. 13:27), когда говорит, что после этого вошел в него сатана, не потому, что пренебрегал телом Господним, но издеваясь над бесстыдством предателя. Грех его велик был в двояком отношении: и потому, что он с таким расположением приступил к тайнам, и потому, что, приступивши, не вразумился ни страхом, ни благодеянием, ни честью. Христос не препятствовал ему, хотя и знал все, чтобы ты познал, что Он не оставляет ничего, что служит к исправлению. Поэтому и прежде, и после этого непрестанно вразумлял и удерживал предателя и словами, и делами, и страхом, и угрозами, и честью, и услугами. Но ничто не предохранило его от жестокого недуга.
БЕСЕДА 82


Но так ли это на самом деле? Если причастился, то почему предал? Ведь на нем в таком случае благодать Духа Святаго, а Дух Святой Христа предать не может.
Да и возможно ли причаститься тому, кого Господь сравнивает с диаволом?
   "Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол". [Ин.6:70]
Христос избрал диавола себе в ученики?
Я полагаю, что ответ в словах апостола: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия." [Рим.10:17]
   Что такое слышание? Разве мы не все слышим слова Божии в храме или, когда дома читаем Евангелие? Очевидно, что все-таки нет, не все слышат. Наверное каждый встречал на просторах интернета людей неплохо знающих содержание Библии, но никакой веры в Христа не имеющих.
Значит слышание слышанию рознь.
   Для верного слышание это еда и питие этого Слова, принятие его внутрь себя, ведь еда и питие есть употребление внутрь себя как средство для поддержание жизни человека. Здесь еда не плотская, а духовная, еда поддерживающая нашу истинную жизнь, жизнь в общении с Отцом нашим Небесным. И ухо является тем именно органом, которым мы эту пищу потребляем.
   Не случайно:  "Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает." [Откр.2:17

   И вот об этом слышании/неслышании и говорит и предупреждает апостол в своём послании:
" 20 Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду." (1Кор.11)

Кто пришел в храм просто покушать без потребности воспоминания о Христе и Церкви Его (недостойно), тот не имеет части с Ним (Ин. 13:8)
   Теперь мы можем понять почему после куска хлеба вошел в Иуду сатана, потому, что он не слышит истинного смысла Слова Божия, хотя и находится рядом со Христом.
А это закон такой в духовной жизни, либо Бог в человеке царствует, либо диавол. Совместного проживания не может быть. А коли так, то никакого причастия у Иуды со Христом не было. Он съел кусок обычного хлеба, а апостолы ели хлеб небесный - учение о спасении.

Об этом же и здесь: "31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда." (Ин. 6)

  Да не станем же причастие превращать в язычество.