VI. Лука и Павел о взаимоотношениях между иудеями,

Евгений Говсиевич
VI. ЛУКА И ПАВЕЛ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ИУДЕЯМИ, ХРИСТИАНАМИ И ЯЗЫЧНИКАМИ В "ДЕЯНИЯХ АПОСТОЛОВ" И "ПОСЛАНИЯХ"

1. В своем Евангелие Лука ставит вопрос об отношениях между иудеями и язычниками: Должны ли язычники становиться иудеями, чтобы воспользоваться Благой Вестью! Лука показывает, что христиане противятся этому, и его собственный ответ тоже ясен: конечно нет! Он говорит о сошествии Святого Духа сначала на иудеев, затем на Самарян и язычников, показывая этим, что Святой Дух относится ко всем одинаково.

2. Павел был глубоко озабочен тем, что обращенные им люди оставляют “благовествование  Христово”, соглашаясь на обрезание под давлением обрезанных. Это были иудео - христиане, которые учили “если не обрежетесь по обряду Моисееву, то не спасетесь”. Павел был разгневан! Он утверждает, что обрезание есть знак совсем иного рода отношений с Богом, основанных скорее на Законе и его требованиях, чем на вере и благодати.

3. Павел выступил против мнения, что парусия (второе пришествие Христа) уже произошла.

4. Павел называет обращенных им в христианство фессалоникийцев “возлюбленными” и “избранными”. Эти слова являются специальными терминами, принятыми для описания отношений Израиля с Богом. Павел без колебаний применяет их к фессалоникийцам - неевреям, потому что он верил в то, что ветхозаветное разделение между Израилем и язычниками было преодолено и язычники стали “Семенем Авраамовым” через веру во Христа. Но “ревнующие к Закону” не могли принять его идеи об отрицании особого положения Израиля.

5. Иудео - христиане считали о связи между Христом и заветом Бога с Израилем следующее: “Завет был дан “навсегда” Аврааму и подтвержден дарованием Закона Моисею. Поэтому благодать доступна только в пределах Завета, прежде всего иудеям, а также язычникам, которые посвятили себя Богу Израилеву, совершив обрезание.”

6. Павел был категорически против такого подхода. Он писал, что Завет с Израилем никогда не предназначался для дарования благодати лишь тем, кто находится в нем, но имел в виду даровать благодать языческому миру. Он говорил, что только Христос - гарантия спасения. Он пришел не просто исполнить обещания, данные Аврааму, но для всего мира - искупить грех Адама. Своей искупительной смертью Иисус несет спасение всем верующим, иудеям и язычникам.

7. Павел приводил в подтверждение своей позиции следующий пример: Авраам не был иудеем! В самом деле он был “оправдан” до обрезания, и это служит примером для наших дней - необрезанные язычники могут быть оправданы, как и он, и могут, таким образом называть его своим Отцом.

8. Вместе с тем, Бог не покинул Израиля! Он по-прежнему верен Своим обетованиям, данным при заключении Завета. Эти обетования будут исполнены в рамках всемирного спасения, которое им задумано.

9. Таким образом, церковь состоящая из евреев и неевреев и определяемая не верностью Моисею, но любовью ко Христу, является телом, которое ныне может справедливо называться народом Божьим!

10. В своих позднейших Посланиях Павел утверждал, что разделение братьев во Христе на господ и рабов несовместимо с христианским братством.

11. Проблема идентичности
Проблема идентичности для иудео - христиан представляла большую сложность. Многие сохранили привязанность к синагоге, но чем больше они общались с неевреями, тем более осложнялись их отношения с синагогой. Это приводило к потере иудейства. Поля для культурного и религиозного компромисса не было. Надо было выбирать - или синагога, или христианство.

12. Иисус или иудаизм?
Делается такой вывод, что надо делать выбор: либо - Ветхий Завет, получивший завершение и ставший исчерпывающим лишь в Иисусе, либо иудаизм с его незавершенным Писанием, недейственными обрядами и неспособностью дать ответ на самые глубокие человеческие запросы.

13. В современной науке о НЗ весьма распространено предположение: НЗ не отрицает действенности иудаизма и только добавляет к нему христианство как еще одну тропинку к Богу.

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА