Георгий Милляр-Не женское это дело Бабу-Ягу играть

Светлана Лобова
   ( В издательстве "Серебро слов" вышел сборник "Слово о кино и театре". Среди рассказов мой очерк об удивительном актёре Георгии Милляре".)

               





                «Его звали в Голливуд, а он выбрал сказку…»



         Кто не видел в детстве сказочные фильмы Александра Роу? Я думаю, такого человека нет. Милые, добрые сказки, как же не хватает их в нашей сегодняшней жизни... Очень люблю кинокартины «Морозко», «По щучьему велению», «Василису Прекрасную» и много других, в которых блистал гениальный тандем режиссёра Роу и актёра Георгия Милляра.

      Милляр – самый сказочный актёр на планете, в четырнадцати фильмах Роу им сыграно сорок ролей. Какую только нечисть не переиграл! Был Кащеем, Кваком, Лешим, Чёртом и... помните Бабу Ягу всех времён и народов? Я совсем не боялась её в детстве. С замиранием сердца наблюдала в «Морозко», как бесхитростно она пытается обмануть Ивана, показательно садится на лопату, и сама летит в жаркую печь. Признаюсь, жалко было глупую старушку. Я любила смотреть, как нежно она кормит «сметанкой» чёрного кота, приговаривая: «Котик-котик, тёпленький животик», – и тут же бросает его с высоты второго этажа вслед за Ваней! Очень переживала, чтобы догнал кот наглые сани. И вот мчится котик, сидя на детских санках, – волшебная картинка!
   Бесподобно смешно Яга Милляра топает ногой и поворачивает свою избушку на курьих ножках «к лесу передом – к Ивану задом!». Ягу заносит на крутых поворотах избушки, еле успевает она схватиться за дверь избы... Когда колдует, то серьёзно приговаривает: «Чуфыр, чуфыр!» (надо ж такое заковыристое слово придумать!) Один из моих любимых эпизодов «Морозко» – бегущие (с позором!!) по снежной лесной тропинке двухметровые коряги. Прямо показательная победа добра над злом. Их басовитое «уханье» вызывает улыбку и ликование. Ещё одно завораживающее зрелище сказки, во время которого разбойники в небо забрасывают палицы и они, через большой промежуток времени, падают на головы самих же незадачливых злодеев...

      Очень много замечательных режиссёрских и актёрских находок в фильмах с участием Милляра! Не пересказать. Работу гениев лучше наблюдать на экране. Эти фильмы нас радуют уже более полувека.

        Информация о личной жизни актёра Милляра очень скудная. Родился Георгий в 1903 году в семье французского аристократа из Марселя, инженера-мостостроителя Франца де Милье, и дочери иркутского золотопромышленника Екатерины Журавлёвой. Французский дворянин был покорён красотой Екатерины и остался жить в России.

     Счастлива семья была недолго. Франц умер, когда маленькому Георгию едва исполнилось три года. Но Екатерина дала сыну великолепное образование, он рос в достатке в окружении гувернанток. Его учили иностранным языкам, музыке, литературе. Родная тётя, театральная актриса, часто водила мальчика на спектакли, что предопределило его дальнейшую судьбу. С 1914 года Георгий прожил пять лет в Геленджике в родовом имении. Там он узнал о революции. У богатой семьи отобрали дом и дачу. Мать подправила фамилию «де Милье» на «Милляр». Впоследствии Георгий никогда не упоминал о своём образовании и свободном владении немецким и французским языками.

      После окончания школы в Геленджике Георгий поступает работать театральным бутафором. Все роли в театре он выучил наизусть. И вот однажды настал переломный момент в его жизни. Заболела актриса, и Георгий сыграл вместо неё роль... Золушки. Надо отметить, что зрители не заметили подмены, настолько хорошо Милляр вошёл в образ. Постепенно его стали вводить в постановки театра. Но молодой актёр уже мечтает о кинематографе. В 20–40-е годы Милляр работает в столичных театрах, а в кино играет преимущественно эпизодические роли. Всё изменило знакомство с главным советским киносказочником Александром Роу, который поначалу забраковал невзрачного артиста, но потом всё же доверил ему роль Царя Гороха в сказке «По щучьему велению». Безвольный государь, во всём идущий на поводу у своей капризной дочери, запомнился людям сразу. Гримёры и костюмеры, с которыми работал Милляр, говорили, что это был увлечённый и изобретательный актёр. Он сам придумывал костюмы, походку и мимику героев, правил сценарий, вставлял собственные «фишки», к примеру, «ква-ква-квалификация» в «Марье-искуснице» – его идея. В каждой картине Роу у Милляра было по два-три сказочных образа. А судьбоносной, конечно же, стала роль Бабы-Яги, на которую пробовались многие известные актрисы. «Не женская это роль, – говорил он Роу. – Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю». В каждой сыгранной Бабе-Яге Георгий Францевич находил изюминки. Внешне эти его роли были похожи, но характеры не повторялись.

     Особый разговор о Бабе-Яге из фильма «Золотые рога». Милляр категорически отказывался сниматься, роль Яги ему надоела. Кто-то из актёров предложил: «А ты сыграй так, будто бы у неё триста лет климакс». И Милляр создаёт абсолютно непохожий на прежние работы образ Яги. Его героиня кокетничает, красится, жеманничает и... поёт частушки про себя! Такой актёрский кураж невозможно забыть.

      Яркие образы были созданы Георгием Милляром в фильмах других режиссёров. Наимудрейший из сказки режиссёра Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина» с его высказыванием: «Поистине, пути всезнания неисповедимы, осознание знания есть признак незнания, осознание незнания...». Мистер Брауни из современной сказки Бориса Бунеева «Де- ревня Утка», мудрец Селим в «Калифе-Аисте» Виктора Храмова, злой волшебник Цмок в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей», вождь хапов Гы из детской фантастической ленты Радомира Василевского «Шаг с крыши», дядя Яша в музыкальной комедии Владимира Гориккера «Серебряное ревю». Гениально сыгран им Настоящий джентльмен, папаша Эбенезер Дорсет – отец сорванца по прозвищу Вождь Краснокожих в кинотрилогии «Деловые люди»: «Силы у меня уже не те, что раньше, но за десять минут я ручаюсь». Ответ «двух злодеев» превратился впоследствии в крылатую фразу: «Успеем добежать до канадской границы!»


    Особенно трудно дался ему образ Кащея Бессмертного. Милляр отказывался от роли, говорил: «Таланта не хватит!» Но всё же сыграл! В его исполнении Кащей – олицетворение зла и жестокости, одним словом, фашизма. Худоба после перенесённой болезни усиливала эффект. (Актёр перенёс малярию. «Весил 45 кг с ботинками», – шутил он над собой.) Премьера картины состоялась в День Победы – 9 мая 1945 года. Экран вынесли на площадь, потому что кинотеатр не смог вместить всех зрителей. Милляр играл Кащея и действительно был страшен в этом образе. Особенно ярко выглядел финал, когда главный злодей оказывался не таким уж и бессмертным и погибал от рук русского богатыря – героя Сергея Столярова.

...Всё это роли Милляра.

    Георгий Милляр был самым сказочным из всех артистов на планете. Его уникальный голос, старчески дребезжащий, очень подходил для озвучивания нечисти и разных злодеев. Он нередко говорил: «Я работаю в области сказок», признавал, что «представляет нечистую силу в кинематографе».

    До 65 лет Георгий Францевич прожил со своей мамой в одной из комнат когда-то собственного московского дома, превращённого в огромную коммуналку. После смерти мамы он был в полной растерянности и по совету Александра Роу женился на своей 60-летней соседке Марье Васильевне. На её возражения, что в таком возрасте ей мужчины уже не нужны, шутливо ответил: «А я – не мужчина, я – Баба-Яга». Они жили вместе долгих двадцать пять лет. Зрители всегда обожали его героев, но звание народного артиста ему присвоили только к 85 годам.

     Накануне юбилея Георгия Францевича попросили выступить для детей в концертном зале «Россия». Узнав, что там будет 850 ребят, артист купил детские альбомы для рисования и от руки нарисовал столько же картинок с Бабой-Ягой, летящей в ступе. На каждом рисунке была подпись «С любовью Г.Ф. Милляр». Как признался актёр, он просто хотел «оставить подарочек каждому ребятёночку». Было не ясно, в чём причина, но в назначенный день за ним так никто и не приехал. Нарисованные Бабушки разошлись среди соседей, несколько штук до сих пор хранятся в Музее кино. Георгий Милляр писал стихи. Он был автором афоризмов, которые живут в народе, и не все знают, кто их придумал. Вот некоторые из них: «Каждый Кащей думает, что он бессмертен», «Алкоголь – посредник, примиряющий человека с действительностью», «Сплетни заменяют прессу, славу и рекламу». А этот куплет он пропел о себе:

«Откровенный совет вам один дам.
Как такого совета не дать?
Чтоб на старости стать вундеркиндом,
Надо в детство почаще впадать».


     До своего 90-летия Георгий Францевич Милляр не дожил пять месяцев. Умер 4 июня 1993 года. Похоронен актёр на Троекуровском кладбище столицы. Он сыграл в кино тридцать больших ролей, участвовал в дублировании семидесяти картин, озвучил более сорока мультипликационных фильмов.
 
    Мне очень нравится высказывание в адрес этого удивительного актёра: «Не каждого Гамлета будут помнить спустя годы и десятилетия, а его Баба-Яга – навсегда!» Ему не доверяли играть высокопоставленных чиновников. О своих ролях в кино гениальный актёр однажды сказал так: «Очеловеченные черти лучше, чем очертенелые люди».
А на самом деле Милляр глубоко в душе мечтал сыграть Суворова, Вольтера, Цезаря... Среди чудом уцелевшей небольшой стопки его документов, наград и фотографий был найден пожелтевший листок со стихами, которые Милляр написал накануне своей смерти:


«Появился в начале века
И уйду под конец его
В те края, где чужая аптека
Вряд ли нальет чего.
Кто расписался в моей бесполезности?
Рано мне выдали этот диплом!
Сгорел от безделья и умер от трезвости -
Вот что пишите на гробе моем.
А сниматься? Когда же? Скорее же!
Впереди только тёмный лес.
Сыграть бы хоть пьяного сторожа,
На берёзу который полез.
Не нужна мне жена чужая
И ролей чужих не хочу,
Но найдется же роль такая,
Чтобы мне пришлась по плечу…
А, наверное, было бы здорово
Под финал, под конец пути
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти…»


     Благодарные зрители нашей страны (всех возрастов!) могут совершенно уверено сказать, что лицедеев, равных Георгию Францевичу Милляру, больше нет ни в отечественном, ни в мировом кинематографе.


22.04.2016