IV. Евангелия

Евгений Говсиевич
IV. ЕВАНГЕЛИЯ

1. Евангелия не  дают полной биографию Иисуса. Это не биография, а «жизнеописание», рисующее крупными мазками портрет личности через изображение характерных эпизодов.

2. Четыре евангелия – от Марка, от Матфея, от Луки (синоптические, т. к. подобны друг другу) и от Иоанна. Самое короткое – от Марка, самое длинное – от Луки, потом от Матфея.

3. Первое Евангелие – от Марка, на 95% воспроизведено у Матфея и Луки.

4. Христос у Марка – как ЧЕЛОВЕК, что очень важно. Иначе его человеческие страдания – это театр. Акцент делал на силе и величии Иисуса.

5. Ученые не могут установить был ли знаком Матфей с сочинением Луки  ( и наоборот) или же они писали независимо друг от друга.

6. У Иоанна так мало общего с другими евангелистами материала, что кажется, будто он знал сочинения всех троих и намеренно старался расширить нарисованную ими картину, используя иные предания и излагал историю резко отличным от них образом.

7. Евангелие от Матфея включает 92% текста евангелия от Марка, но по объему на 60% больше его. Евангелие от Матфея написано до 70 г.

8. Матфей писал для христиан – иудеев, возможно для особой группы, испытывавших трудности в отношениях с синагогой.

9. В начале большинство иудео – христиан продолжали посещать свои местные синагоги, но со временем (еще в I веке) их отношения становились все более напряженными, в особенности из–за того, что число христиан из язычников росло, и иудео – христианам приходилось жить с ними в тесном общении. Поступая так, они не могли более соблюдать традиционные иудейские правила, касающиеся пищи и сохранения чистоты. Тогда и произошло «разделение путей», т. е. болезненный разрыв между иудеями и христианами.

10. Так случилось, например, в Иерусалиме, когда иудео – христиане, повинуясь слову Иисуса бежали за Иордан при приближении римской армии. Они не остались защищать Иерусалим со своими единомышленниками.

11. Подобное разделение подсказало Матфею написать для своей группы церквей. Матфей показал, как Иисус исполнял закон, как он тоже был отвергнут единомышленниками – иудеями, как обличал иудейских начальников за неправильное толкование закона.

12. Матфей подчеркивает, что Иисус – сын Давида, Мессия, идущий исполнить ветхозаветные обетования.

13. Евангелие от Матфея представляет Иисуса как ЦАРЯ. Иисус не Дух, не Ангел, а плоть от плоти израильский народ. Акцент делал на исполнении ВЗ пророчеств. Изображается с ангелом. Написано на арамейском языке для иудеев. Остальные Евангелия – на древнегреческом.

14. Евангелие от Луки – самое большое по объему. Лука также включает большую часть Евангелия от Марка, но все же значительно меньше, чем Матфей, всего 55%, добавляя около 30% своего материала.

15. Вместе с Деяниями Апостолов евангелие от Луки образует двухтомник, авторство которого приписывается спутнику Павла – Луке. В этих книгах много общих тем  и их связывает общая структура.

16. Возможно Лука писал для читателей из язычников типа его покровителя Феофила. У Луки литературный греческий язык, хотя в некоторых главах он сознательно использует стиль Септуагинты (греческий перевод Ветхого Завета), чтобы подчеркнуть еврейские истоки этого мощного и мастерски рассказанного повествования.   

17. У Луки – Христос - как СВЯЩЕННИК. Акцент на жертвенности Христа. Поэтому изображается всегда с ТЕЛЬЦОМ, как символом жертвенности. Самое подробное описание жизни Иисуса, даже его детство (в 12 лет), видимо, со слов Богородицы. Евангелие писал в Риме в 60-е годы. Написал, кроме Евангелия, Деяния Апостолов. То есть о распространении Благой вести и Христианства после смерти Христа.
Благие вести:

1. Моисей сообщает об избавлении  иудеев от рабства Фараона.
2. Архангел Гавриил сообщает Марии, что у неё родится сын (от Святого духа).
3. Апостолы сообщают иудеям и язычникам о том, что Христос воскрес и проповедуют Христианство  (О царствии Божьем).

18. Евангелие от Иоанна отличается от трех синоптических евангелий. Например, он включает рассуждения, отсутствующие в синоптических Евангелиях, в которых Иисус делает сильные и драматические заявления о Самом Себе.

19. Если в синоптических Евангелиях Иисус не желает публично называть себя Мессией или Сыном Божьим, то у Иоанна он делает это без колебаний!

20. Христиане-гностики полюбили Евангелие от Иоанна, потому что оно содержит особые тайные предания, идущие от Иисуса, которые поддерживают их мистический подход к вере. Он черпал из неизвестных преданий, которые не были использованы в синоптических Евангелиях.

21. Иоанн писал независимо от синоптических Евангелий, опираясь на те предания об Иисусе, которые были связаны более с Иудеей, чем с Галилеей. Только в этом евангелие Иисус представлен как Богочеловек (в отличие от остальных трёх чисто исторических).

22. Что же определяло выбор материала Иоанном? Известна приверженность Иоанна к иудейству. Она проявлялась в его интересе к Храму и к иудейским праздникам (к ним он привязывает свое повествование), к Ветхому Завету, к использованию мыслей премудрости Соломона, преданий о Моисее.

23. Хотя Евангелие было адресовано широкой аудитории, - читателям из язычников, например, объясняются иудейские праздники и еврейские термины - возможно, что Иоанн писал его для иудеев, переживавших последствия разрушения Храма и Иерусалима в 70 г., желая преподнести Иисуса как утешительный ответ на их беды.

24. Многие авторы   недавнего прошлого подчеркивали мастерство, с каким написано Евангелие от Иоанна, высокие достоинства и силу повествования. Оно сохраняет эту силу, оставаясь одним из великих классических произведений мировой литературы.

25. Евангелие встречало сильное противодействие, т.к. с одной стороны распятие Иисуса было Божьим планом, а с другой – ужасным злодейством.

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА