Заклятие духов рода

Ника Лавинина
   После смерти бабушки жизнь семьи Матвеевых круто изменилась. Больше никто никого не пилил и не придирался. Но с уходом главного стратега семейный корабль встал на мель. Оборвались внутренние связи. В Олину жизнь вошёл страх. Девочка подозревала отца и боялась, что однажды он убьёт её и маму. Стала замкнутой и подозрительной.

– Оль, что с тобой творится? – спросила как-то вечером мама. – Я тебя не узнаю. Что-то в школе? А может, ты влюбилась?
– Да нет, всё в порядке.
– Не всё, я же вижу.
– Это связано с бабушкой.
– Понимаю. Нам всем её не хватает. Но ничего не поделаешь. Смерть – это трагическая неизбежность.
– Мам, мне кажется, бабушке помогли умереть.
– Что ты имеешь в виду?
– Это убийство.
– Не выдумывай. Врачи уверены, что причина смерти – инфаркт.
– Ну и что? Я была в соседней комнате и слышала, как кричала бабушка. Это жуть!
– Ты хочешь сказать, её кто-то напугал?
– Или даже убил.
– Ты слишком впечатлительна.
– Так я и думала, что ты не поверишь…

   Раздался звонок в дверь.
– Володя пришёл. Пойду встречать.
   Оля насупилась, но локаторы навострила. Обычно отец приходил с работы раньше. Если задерживался – значит, был у друга или завёл интрижку.
– Ты чего так поздно, Володь?
– Сидел в архиве.
– Неужели? – иронично спросила мама.
– Нужно было по работе.
– Да ладно. Она хоть симпатичная?
– Не зли меня, Людмила. Пошли ужинать.

   «У отца появилась подружка? – думала Оля, – это надо выяснить». И как-то приехала к нему на работу.
– Где папа?
– В архиве, – ответила пожилая коллега.
   «Нет, с такой кошёлкой отец не свяжется, – решила девочка, – подожду».
   Вскоре явился папочка. Кивнув дочери, оделся, и они вместе вышли на улицу.
– Зачем прикатила?
– Просто соскучилась. Ты так поздно приходишь, что я уже сплю.
– А я уж подумал, Людмила меня выслеживает.
– Не волнуйся. Мама, похоже, смирилась, что у тебя интрижка на работе.
– Скажи ей, что она дура. Говорю же, в архиве сижу. Хочу составить родовое древо.
– Ну, ты даёшь! Зачем?
– Интересно узнать, кто были наши предки.
– И ты выяснил?
– Кое-что да.
– Расскажешь?
– Как-нибудь в другой раз. Это долгая песня.
– Вот любишь ты напустить таинственности. Какая тебе разница, кем были предки? Ты же не можешь с ними встретиться, поговорить.
– Могу. Встречаюсь и говорю.
– Ты сумасшедший. По-моему, куда интереснее общаться с живыми.
– Кому как.
– Пап, ты просто фантазёр. Разве можно говорить с теми, кого уже нет? Ты их, что, видишь?
– Да, как вижу тебя.
– Всех сразу? Или по отдельности?
– Я общаюсь только с теми, кто интересен мне самому.
– А ты им интересен?
– Вероятно, да, если они выходят на связь.
   Оля скептически поморщилась. Ей казалось, что отец всё это выдумал, чтобы объяснить своё отсутствие по вечерам.

   Однажды папы, как обычно, не было дома. Мама смотрела свой любимый сериал. Оля писала сочинение о Николае Гумилёве. «Почему мне всё время хочется назвать его Львом?» – спрашивала она себя. И вдруг услышала:
– Так звали его сына. Он был историком, как твой отец.
– Кто это говорит?
   Померещилось, наверно. Тут Оле на глаза попались строки Гумилёва: «Так век за веком – скоро ли Господь? –/ Под скальпелем природы и искусства/ Кричит наш дух, изнемогает плоть,/ Рождая орган для шестого чувства».
   «Что это за орган, интересно? – подумала Оля, – и вот бы послушать, как кричит дух». Словно в ответ на её мысли из соседней комнаты раздался пронзительный вопль. Вскочив с места, Оля выбежала в коридор и ворвалась в гостиную. Мама сидела на диване и в ужасе смотрела на экран.
– Что случилось?
– Там отец!
– Где?
– В телевизоре.
– Не может быть. Тебе показалось.
– Да нет же! Я видела его. Он сидел в архиве, обложенный рукописями, и что-то искал. А позади него стоял какой-то старик. Это длилось всего несколько секунд.
– Мам, ты просто помешалась на «Секретных материалах». Вот тебе и мерещится всякая хрень. Однажды Малдер и Скалли сведут тебя с ума. Приляг, отдохни.
   Выключив телик, Оля отправилась на кухню и налила маме валерьянки.
– На, выпей и ложись.
– Что-то отца долго нет.
– Забей, а то с ума сойдёшь. Не волнуйся, я ему открою.
– Ну, когда же, наконец, он придёт? Что-то на душе тревожно…

   На следующее утро Владимира Матвеева нашли в архиве. На его лице застыла гримаса ужаса и отвращения. Рядом с ним лежала книга средневекового мистика и богослова Теофиля Савойского «Заклятие духов рода». Примечателен последний абзац:
   «И когда на землю опускается ночь, я затворяюсь в келье и молюсь. Я прошу Господа о милости к нашему грешному роду и к моему несчастному отцу, убиенному неведомой силой. Порой я вижу перед собой его лицо, искажённое предсмертной мукой. Но что он увидел в свой последний час, так и осталось для меня загадкой…»