Никель - Сальмиярви. Глава 2

Владимир Аганин
                Глава 2. Техника.

   Именно здесь в Заполярье я почувствовал свою значимость как радиоинженера. Вдали от центра, где худо или бедно, можно было воспользоваться советом или даже помощью старших товарищей, здесь всё приходилось решать самому. Конечно, в вопросах эксплуатации начальники пунктов связи и пеленгации несли на себе первостепенную ответственность. Однако, что касается ремонта, то эта работа целиком ложилась на плечи зампотеха. Ведь в моём распоряжении была радиомастерская, оборудованная необходимым набором радиоизмерительных приборов и рабочим местом радиомеханика. Радиомеханик мне попался толковый - с техническим образованием, поэтому особых трудностей я не испытывал.

   Первое, с чего я начал - это проверка всего антенно-фидерного тракта радиоузлов "Сирень". Сами антенны внешне никаких подозрений не вызывали, однако, после проверки на нескольких наклонных лучах пришлось заменить согласующие сопротивления. Проверка режимов радиоламп в антенных усилителях показала, что некоторые из них требуют замены. А далее - оставалось только довести чувствительность радиоприёмников Р-250м2 до нормы. Сделать это было нетрудно, так как все радиоприёмники имели встроенный генератор шума, что позволяло постоянно контролировать их чувствительность. А пальчиковые радиолампы для Р-250м2 у меня были в избытке.

   Гораздо сложнее дело обстояло с радиоперехватом в УКВ-диапазоне частот. Так называемый радиоузел "Сосна" представлял из себя списанный КУНГ, установленный на бетонное основание, с размещёнными внутри постами, оборудованными радиоприёмниками Р-375 "Кайра", Р-315м и Р-316м. В качестве антенной системы использовалась штатная спиральная антенна Р-375 и наклонный луч. Этого было явно недостаточно. К тому же в качестве мачты использовалась большая УНЖА, которая по большей её части была пустой.

   Я рассчитал ещё две спиральные антенны на разные длины волн и составил их чертежи. Красная медь от строительства передающих антенн ещё оставалась и мой радиомеханик изготовил эти антенны. А дальше, чтобы улучшить слышимость в УКВ-диапазоне частот, необходимо было поднять чувствительность радиоприёмной аппаратуры. Решалась эта задача увеличением коэффициента усиления во всём радиоприёмном тракте. Если в старых радиоприёмниках Р-315,Р-316 стояли радиолампы серии "Ж" (жёлудь) и их замена не вызывала никаких трудностей (были бы только радиолампы, которых я обнаружил в загашниках мастерской великое множество), то с "Кайрой" дело обстояло куда хуже.

   На верхних диапазонах частот в усилителях высокой частоты радиоприёмников Р-375 использовались металло-керамические лампы серии "К", которые вставлялись прямо в волноводы. Здесь требовалась особая аккуратность при разборке радиоприёмника. Из-за неосторожности можно было сбить оптическую систему индикации настройки и тогда приходилось долго возиться с её восстановлением. Но после смены ламп в УВЧ (а они очень быстро теряли эмиссию) уже в дальнейшем проблем не возникало, так как в усилителе промежуточной частоты использовались пальчиковые лампы. С "Кайрами" меня выручал тот факт, что когда я бывал в Ленинграде на заводе им. Козицкого, сумел сделать для себя небольшой запас металло-керамических ламп.

   Сложности с ремонтом радиопеленгатора Р-368П заключались в необходимости иметь постоянный резерв заведомо исправных блоков "ТФ", состоящих из нескольких унифицированных функциональных узлов "УФУ-2". В полковой мастерской для этих целей у меня был испытательный стенд "ТФ-100". А здесь мне пришлось его создавать самостоятельно. Сильно помогло то, что я в багаже привёз с собой лицевую панель этого стенда, изготовленную ещё в ленинградском НИИ "Интеграл" на стадии разработки. Просто - она уже была не нужна, и я прибрал её к рукам. Мой радиомеханик изготовил для стенда блоки питания и встроенный импульсный генератор. Обличили это всё в корпус, подключили к клеммам высокочастотный и звуковой генераторы и осциллограф С1-35. И ремонт пошёл, как говорится, в реальном режиме времени.

   Большое беспокойство всегда вызывало состояние радиосвязи. Самым больным местом в радиостанции Р-140 был усилитель мощности. И что самое обидное - из-за дефицита радиолампы ГУ-43Б. Дефицит - он всегда отравляет нам жизнь. Если бы передатчик работал на 10% мощности, как это делали многие связисты, то и проблемы бы не возникало. Однако, радиостанция была завязана на комплекс Р-368, и транслировала в радиоэфир телекодовую информацию, у которой спектр сигнала был достаточно размыт по частоте. Это-то и требовало 100% мощности радиопередатчика.

   Однажды произошёл анекдотический случай. Последняя радиолампа ГУ-43Б вышла из строя. Что делать?! Вторая Р-140 работает в радиосети командира - переключать её на передачу телекода нельзя. Беру радиолампу ГУ-80 (пентод), прикрепляю к выводам медную оплётку от коаксиального кабеля, приматываю лампу проволокой к шасси и подключаю выводы в цоколь от ГУ-43Б (как лучевой тетрод). Включаю станцию на 10% мощности, прошу радиста настроиться на частоту командира и запросить: "как слышно?". Ответ: "на 4". Оставляем эту станцию в сети командира, а вторую переводим на передачу телекода. Затем связались с командиром полка и с его разрешения я вылетел в Ленинград за новыми радиолампами.

   Но не все технические вопросы мне приходилось решать самому. Приезжали и помощники из Бугров - по тем вопросам, которые я в принципе не мог решить. Это либо наладка новой техники, присылаемой к нам из вч 75752, либо ремонт и наладка устройств, не входящих в мою компетенцию. Так по проверке работоспособности и наладке радиостанции Р-344 (работающей в диапазонах РРЛС и ТРС) приезжал майор В.Баландюк, а по ремонту аппаратуры сопряжения АС-1 капитан В.Антипов.

   Когда остро встал вопрос о завершении строительства гаража на 12 автомашин, из Бугров прислали автомобилиста прапорщика Нассонова. В его обязанности, кроме завершения строительства гаража, входило: ремонт автомобильной техники, снабжение части горюче-смазочными материалами, ведение документации и отчётности по использованию ГСМ. Что касается завершения строительства гаража, то это была общая забота и командира - майора Ткаченко и моя. Единственно, когда требовалось зарабатывать стройматериалы в Никеле или Заполярном, то туда старшим команды направляли И.Нассонова.

   Иногда случалось так, что к нам в часть "заглядывали" командированные лица по ошибке.  Вот о такой ошибке будет мой следующий рассказ:(http://www.proza.ru/2016/03/02/1810)