Полигон-1. Спецзадание

Геннадий Обрезков
       1975 год. Служил я тогда в городе Броды, Львовской области, в отдельном вертолетном полку… Как-то прибегает посыльный… «Товарищ капитан! Вас в канцелярию вызывают… Срочно!» Раз срочно – значит «руки в ноги» и бегом… Заместитель командира эскадрильи сидит за столом, пыхтит папиросой. «Давай! К командиру полка! Получишь задание и сразу ко мне. Обговорим детали…»
Бегу в штаб. В коридоре, у кабинета командира, двое летчиков: один командир вертолета Ми-24, другой – командир отряда Ми-2. Поприветствовали друг друга. Заходим, представляемся по форме. В кабинете, кроме командира, сидит в уголочке начальник политотдела. Оба они в бриджах, сапогах и кожаных летных куртках.
    - Товарищи офицеры! Вы в курсе, что сейчас в округе проводятся КШУ (командно-штабные учения)?
       Киваем.
    - Так точно!
    - По плану учений руководящему составу частей и соединений надлежит ознакомиться с новой авиатехникой, недавно поступившей на вооружение частей транспортной и армейской авиации. От нашего полка приказано выделить экипажи вертолетов Ми-8, Ми-24 и Ми-2. Вертолеты должны быть послезавтра в 9.00 на одной из посадочных площадок на Яворовском полигоне. Конкретную точку узнаете у штурмана полка.

       С собой, в грузовую кабину, взять штатный боекомплект бомбовой нагрузки в вариантах ОФАБ-100 и ОФАБ-250 и полный боекомплект НУРС в расчете на четыре подвешенных блока УБ-32. На Ми-24, кроме того, загрузить четыре ПТУРСа в упаковочной таре и снаряженные пулеметные ленты в коробках. Сами блоки ракетами не снаряжать. После приземления бомбы, ракеты и патроны в открытых ящиках разложить на земле по обе стороны от вертолетов в качестве наглядной демонстрации боевой мощи современной авиатехники.
Кроме того, необходимо изготовить и взять на каждый борт плакаты с нанесенными на них летными характеристиками и тактико-техническими данными вертолетов. Плакаты разместить на щитах, а сами щиты укрепить на длинных кольях. На полигоне, перед каждым вертолетом должен стоять плакат с полной информацией о его летных и боевых возможностях.
По плану, в 10.00 на площадку должны прибыть участники КШУ. Скорее всего, во главе их будет сам командующий округом. Возможно, будет присутствовать и командующий ВВС округа. Так что, вы все должны быть готовы отвечать на возникающие вопросы. Ну и, при этом, не ударить лицом в грязь. Задача ясна?
       Дружно отвечаем:
    - Так точно!
    - Тогда, кругом! И начинайте подготовку…
    - Есть!
       Захожу в канцелярию, докладываю замкомэске о полученном задании. Он тут же вызвал старшину эскадрильи и поставил ему задачу изготовить щит. Затем поручил молодым летчикам-штурманам, имеющим навык работы с тушью и плакатными перьями, оформить стенд… Я же, со своим летчиком-штурманом, стал готовиться непосредственно к перелету и к выполнению обязанностей экскурсовода.

       Наступил день вылета. Накануне, в грузовой салон вертолета были загружены заявленные боеприпасы и информационный стенд. И вот получено «добро» на вылет. «От винта!» Взлетаю первым. За мной, с небольшим интервалом, взлетает экипаж Ми-24. За ним – Ми-2. Они летят сзади, на визуальной видимости. Между нами интервал 3-5 км. Траверз Львова прошли на высоте 200м в 20 км севернее от него. Впереди полигон. Площадку увидел еще при подлете. Она находилась на голой возвышенности, покрытой редким кустарником. А сама территория полигона холмистая, поросшая лесом. Ветер в месте приземления был западный, встречный, потому посадку производили с ходу.
 
       Первым приземлился мой Ми-8, правее, в шеренгу от меня, на минимальном интервале друг от друга, приземлились другие два вертолета. Когда выключили двигатели, сразу стал слышно, как за бортом гудит ветер. Стояла поздняя осень и было довольно холодно. Нас выручала летная спец одежда – свитера и куртки с высокими меховыми воротниками… Времени до прибытия участников учений оставалось немного. Все экипажи быстро выгрузили боекомплект и разложили бомбы и снаряды по обе стороны от вертолетов. Труднее оказалось вбить в землю щиты с плакатами – и ветер мешал, и земля была твердая, подмороженная…

       Показались колонна из четырех автобусов, впереди которых пылили два УАЗика… Машины остановились метрах в сорока от линии вертолетов. Из автобусов вышли офицеры в полевой форме, в шинелях, перепоясанных портупеями. Из УАЗиков вышли генералы. Офицеры выстроились в четыре шеренги лицом к ветру и к генералам, спиной к нашим вертолетам. В течение десяти минут кто-то из генералов произносил установочную лекцию. Офицеры в задних шеренгах слушали не внимательно, толкали друг друга плечами, пытаясь таким образом согреться на холодном ветру.

       Наконец прозвучала команда «кругом». Все прибывшие повернулись лицом к авиатехнике и спиной к ветру. Экипажи вертолетов стояли выстроившись в шеренгу у своих боевых машин. Офицеры подошли поближе к нашей «восьмерке» и расположились перед ней полукругом. Впереди всех, метрах в семи от вертолета встали два генерала. Один из них, высокий, стройный, подтянутый, был командующий войсками ПрикВО генерал-полковник Варенников В.И.

       Рядом с ним стоял командующий 14-й воздушной армией, Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Горелов С.Д.  Его должности соответствовало звание «генерал-лейтенант», но в 1973 году в высоких партийных и государственных сферах было принято решение присвоить, в качестве поощрения, за заслуги перед Родиной, очередные воинские звания находящимся в строю участникам Великой Отечественной Войны. Чуть позже и генералу Варенникову, участнику ВОВ и Парада Победы на Красной площади, было присвоено воинское звание «генерал армии».

       Генерал Горелов был как-будто чем-то недоволен, если не рассержен… Под левым глазом у него имелось копеечного размера пятно зеленки, из-за которого его строгое лицо выглядело как-то по домашнему, а не по-генеральски… Наверно, не меня одного царапнул интерес к причинам появления злополучной царапины на столь заметном месте…

       Конечно, при виде такого высокого начальства ощутил «вибрацию» в коленках. Но, не подавая виду, бодрым голосом доложил командующему округом о прибытии нашей авиагруппы и о готовности предоставить всю необходимую информацию о вертолете, о его летных и боевых характеристиках. Командующий одобрительно кивнул головой.
    - Докладывайте!

       С трудом пересиливая ветер начал свой доклад. Несколько раз генерал Варенников, наклонившись ко мне, громко командовал «Громче, громче!» Конечно, я понимал, что все мои слова уносились ветром куда-то далеко за мою спину. Но я старался… Увеличил тембр и громкость своего голоса до заоблачных пределов… Генералы меня, конечно, слышали. Они стояли рядом. А, вот, все остальные слушатели главную информацию получали с установленного плаката и наблюдая разложенные перед ними «наглядные пособия» - бомбы и НУРСы.

       Генерал Горелов, наклонившись к командующему округом, что-то сказал ему на ухо и, показав на небо, махнул рукой. Командующий кивнул и больше не заставлял меня надрывать голосовые связки. Я продолжил доклад, используя язык жестов и двухметровой длины указку… Закончив свой доклад, доложил командующему. Он в ответ кивнул и повернувшись к стоящим офицерам дал команду перейти к следующему вертолету… Пока командир Ми-24 докладывал о возможностях своего вертолета, наш экипаж загрузил разложенные на земле боеприпасы в грузовую кабину.

       После ознакомления с авиатехникой подзамерзшие на ветру участники КШУ ускоренным шагом двинулись к поджидавшему их транспорту. Наши экипажи провожали командующих стоя "по стойке смирно" у своих вертолетов, отдавая честь проходящему мимо начальству. Поравнявшись с нашим вертолетом генерал Горелов одобрительно кивнул головой и покрутив перед лицом ладонью махнул ею в восточном направлении… Для вертолетчиков это был более чем понятный жест – «Добро» на запуск двигателей и на возвращение на свой аэродром.
       «От винта»…