Жизнь Авраама. 2. Вера. Обетование. Творчество

Андрей Крючков 1
Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

О вере

Если хранить сыновство от Адама, то можно избегнуть двух опасностей в деле Спасения – Каина и Вавилона. О вере книга Бытия начинает говорить по-разному трижды.
ПЕРВЫЙ рассказ: в антропологии и в Сотворении Мира предполагается, что вера – это 1 – насыщенный покой ума; 2 – испытание красотой; 3 – обличение(явственное представление) невидимого, разыскание. Вера связана со способностью понимать образ и воспринимать благодать.
ВТОРОЙ рассказ о вере показан на личности Ноя – человека совершенного. Вера его проявила себя в делах – постройка Ковчега.
ТРЕТИЙ рассказ. О вере говорится с точки зрения сыновства Авраама. В нём Церковь приходит в осознание себя. А начинается всё с того, что - «…сказал Бог Аврааму…». Богообщение было утрачено при Вавилоне, а Авраам смог услышать, что говорит Бог. Эта способность – дать Богу доступ к себе, и называется Вера. Точнее, это первый акт Веры, ибо «…вера от слышания» - ап. Павел. И то, что человек услышал и воспринял верой, стало сразу испытанием этой веры, ибо Авраам должен был выйти из дома отца и из земли его. Аврааму нужно было совершить четыре подвига: 1 – выйти от соседства с Вавилоном в неизвестном направлении. 2 – выйти из родства, т.е. из родины и территории родственных отношений, оставшись без социальной поддержки – прав собственности, авторитета, культурных достояний, обычаев, языка. 3 – выйти из дома отца. Ведь надо было догадаться как, не оставляя отца, выйти из его дома. Фарра послушал сына и вывел свой дом в Хоран. А после смерти отца, Авраам покинул и его могилу. Но почитание предков не должно быть препятствием для верующего человека. 4 – выйти в землю указанную Богом, ведь когда семья Авраама придёт в указанную Богом землю, она превратится в Церковь.
Итак, Авраам сразу получает задание на подвиг.

Вера с обетованием.

Между Богом и человеком есть отношения взаимности. Бог не требует слепого подчинения. Путь Авраама не указан и не известен, но конечная точка пути будет указана. Так было с Ноем, когда Бог обещал ему Завет как конечную точку. Если вера - это испытание, то Обет нужен, чтобы движения верующего были осмысленными, ибо они будут на пределе сил. Вера слепая не надёжна. А что же обещал Бог верующему человеку? Ною Бог дал вечный Завет. Его символом стала радуга. Аврааму же Бог обещал сотворить его в народ великий, возвеличить и благословить. И благословятся в нём все племена Земли. В Аврааме происходит обновление церковной жизни. Церковь же имеет три стадии становления и формы общности: 1 – РОД; 2 – НАРОД; 3 – ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
Бог Аврааму упомянул Народ, Имя, благословение всех племён. Поэтому Бог помещает Авраама во время всемирной истории: сначала семья войдёт в землю ханаанскую и превратится в Церковь, а потом семья Авраама превратится в Народ. В этом народе будет звучать Имя. И этот Народ, в котором находится Церковь, необходимо противопоставлять Вавилону, в котором главным грехом было желание сотворить себе новое имя. В этом народе будет возвеличено имя Авраама, ибо в этом имени обозначен не народ, а Церковь, которую этот народ понесёт. Верующие – сыны Авраама.
Благословение это сила нужная, чтобы пройти испытание Верой. Суть его – Благая весть, данная прежде Евангелия. С именем Авраам этническая Церковь перейдёт во Вселенскую, и все народы благословятся в Аврааме в день 50-цы по Воскресении Христа, ибо когда Бог раздал огненные языки, он в соединение всех призвал. Исходная и конечная форма Церкви объединились через имя – Авраам. И этот обет дан для каждого, ибо верующий человек – соучастник мировой истории, он не живёт только своей частной жизнью.
Что же Бог обещает человеку достойное самого Бога? – Благую весть. Вера древнего человека – это постоянное движение навстречу Благой вести. Авраам чувствует эту милость и то, что она будет. Бог Авраама предуведомил об этой вести – о Новом Завете. Так же было и с Ноем. Он получил сначала обещание о Завете, а после Потопа был принят в Завет такой, что если не понимать его как пророчество о Боговоплощении, то значит, вообще его не понять. Движение Авраама навстречу Благой вести есть путь его в Вере, и этапы этого пути – учение о Спасении. В нём сыновство и отцовство соединились, и имя этноса, произошедшего от него, должно наименоваться от отцов Авраама, когда истинное Богопочитание ещё не было утрачено. Последним, кто дал сыну пророческое имя – Фалек (разделение), был Евер. Поэтому народ от него назван – ЕВРЕИ. Это имя означало – «перешедший через…» или «тот, кто с той стороны». В узком смысле – с той стороны реки. Сыновство Авраама настолько совершенно, что народ называется не по его имени, а по имени праотца Авраама - Евера. А в широком смысле имя Евер означало какой-то важный для всего человечества переход на ту сторону. Потомки Евера должны были стать мостом к последней форме церковной общности – Вселенской церкви. ПЕРЕХОД ОТ ЭТНИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ КО ВСЕЛЕНСКОЙ. Переход этот очень тяжёлый, ибо многие встанут и падут. Когда евреи входят в церковь Христову, они могут испытывать тяготение назад к этнической церкви. Она мыслится как территориальная, местная. Это и понятно, потому, что до Христа евреи веками ждали Мессию. Их вера была обособленная, которой они хотят и сейчас. Но предназначение еврейской этнической Церкви было в переходе ко Вселенской Церкви, а обратный переход можно рассматривать как дело антиеврейское, антиСИМитское, ибо на этом пути евреи идут против отцов своих, которые веками ждали Мессию. В связи с этим переходом Авраам имел два имени: от отца и от Бога. От Бога – АВРААМ, где АВ – в значении ОТЕЦ. Ной же был человек совершенный, а Авраам становится им постепенно. В первом благословении Бог даёт ему обетование совершенства, и Авраам даст Богу к себе полный доступ. Бог же ещё обещает благословить тех, кто просто сохраняет связь с Авраамом, но и проклятье тем, кто допустил с ним разрыв. Милость и суд – то, что будет у Сына Божьего - у Христа. В Аврааме мы почитаем Христа, и в этом смысле через Авраама Бог готовит своё воплощение в человеке. Первое благословение покрывает всю дистанцию от Ветхого до Нового Завета. В нём становится ясно, что Первообраз может соединиться со своим Образом. Даже человек повреждённый грехом может явить высокое достоинство человеческой природы. Верующему Бог даёт весь Мир и самого себя, а от человека требуется быть соучастником истории и Боговоплощения. Еврейский народ нёс на себе имя Авраама, как знамение истиной церкви, и в этом было их историческое служение. Пришёл Христос, и часть евреев пошла против имени Авраам. Древнееврейский текст Ветхого Завета тысячи лет находился во владении идеологически сплочённых общин, которые, в последствие, текст Писания воспринимали и редактировали целенаправленно против чуждой им религии – христианства. В своей работе еврейские редакторы – масореты, заложили такие строгие основания для отрицания возможности соединения Божественной и человеческой природы, что этот импульс вышел за рамки религиозного мировоззрения. В результате в тоталитарных обществах созданный ими аппарат обращается против них самих. Это и произошло с той частью еврейского общества, которая равнодушно отнеслась к религиозной проблематике масоретского текста, но горячо отнеслась к национальной идее. Т.е. канон текстов стал рассматриваться как фактор объединения еврейского этноса и хранитель его этнического самосознания. Такое светское обращение с религиозными текстами превращает его в памятник культуры, истории и метод исторического исследования. По этой логике можно сказать, что не было ни храма Соломона, ни 10 Заповедей, ни Авраама.
Если так, если нет Веры, то нет и обетования, и обещанное некому принять.

Творческое усилие веры.

Вера послушания есть в то же время и вера творческая, думающая и находчивая. Авраам дождался мирной кончины отца, и только потом двинулся из Хорана. С ним была жена Сара, племянник Лот, родственники и имущество, которое они сами приобрели после выхода из Ура Халдейского. Дошли они до хананеев и до «дуба высокого». Вероятно, это было священное дерево хананеев, потому, что они были язычники. А Авраам на этой земле безродный, бездетный и, возможно, голодный. И ЯВИЛСЯ ГОСПОДЬ АВРААМУ, ибо Он является по достоинству человека. В какие руки Господь отдаёт ведение, такое по человеку уподобление и принимает. Поскольку человек – Образ Божий, Бог в человеке принимает то или иное уподобление, и так возникают видения и, можно сказать, что Бог явился человеку. Они имеют пророческий смысл и указывают, что Первообраз родится в мир как человек. Христос родится от семени Авраама и будет подобен нам во всём, кроме греха. Это первое упоминание о Богоявлении Аврааму. Он же, позднее, будет назван пророком, и это будет первое упоминание о пророках. Но Бог явится Аврааму в человеческом образе как один из ангелов Троицы. Первое Богоявление было утешением и укреплением веры, ибо Бог обещал Аврааму эту землю, как землю обетованную. Это значит, что Авраам пришёл туда, куда нужно, и то, что он ногами прошёл по всей этой земле означало, что Господь САМ будет по ней ходить. Авраам сразу начинает эту землю обустраивать, ибо вера послушания есть вера ищущая и находчивая. Он построил жертвенник, как и Ной на новой земле. Авраам идёт дальше, исследуя землю, и строит второй жертвенник. Он двигается с севера на юг. На втором жертвеннике он призывает имя Божье, как внук Адама – Енос.
Пока Авраам шёл в Палестину, его движением управлял Господь. В нём сформировалась вера послушания и духовная проницательность. Теперь Авраам должен сам совершать поступки Веры. Церковь минула перерыв в своём сознательном служении, ибо влияние Вавилона окончилось. Восстановилась прямая линия преемства: АДАМ – СИФ – ЕНОС – НОЙ – АВРААМ. Авраам разбивает стан на юге Палестины в пустыне Негев. Семья Авраама должна превратиться в Церковь в другой земле. Провидение ведёт Авраама в Египет. А перед этим он должен принять очень трудное решение без помощи Божьей. Он, находясь в опасности, должен будет представить Сару как сестру при контакте с местным населением. А в этом положении нет решения без зла. В изменяющемся мире человек должен находить путь спасения, который узок, потому, что его трудно найти.