Сто картин и два юбилея

Анна Петросян
В октябре 2016 года Сочинскому художественному музею исполнилось 40 лет, а зданию, построенному по проекту архитектора Ивана Жолтовского, - 80

Публика на курорте по-прежнему интересуется качественной живописью. Это подтвердила выставка, открытие которой приурочено к двойному юбилею и на которую пришло очень много гостей. В Сочинском художественном музее отметили сразу две важные даты. Восемьдесят лет назад, в 1936 году по проекту архитектора И. В. Жолтовского было построено здание для административного центра Уполномоченного ЦИК СССР. Табличка у главного входа гласит: «В этом здании работал Александр Денисович Метелев, видный деятель коммунистической партии и советского государства, в 1933-1937 годах уполномоченный ЦИК СССР в Сочинском районе по курортным вопросам. Под его руководством осуществлялось становление и развитие всесоюзной здравницы». Судьба этого человека, как и у многих видных, была трагической, но сегодня не об этом. Много хорошего успел он сделать для Сочи. А вторая дата – сорокалетие собственно художественного музея, преобразованного в таковой из Выставочного зала в 1976 году.
Такие важные даты вдохновили сотрудников Сочинского художественного музея подготовить юбилейную экспозицию, включающую в себя 100 произведений живописи и графики из коллекции музея, которые ранее не выставлялись. И экспозиция эта замечательная! На втором этаже в трех зала – картины Дейнеки, Нисского, Григорьева, Игумнова, Нестеровой, Петрова-Водкина и многих других художников XX века!

Воспользовалась служебным положением и прошла в одиночестве по залам. Через два часа сюда придет много людей, будет играть музыка, прозвучат слова поздравлений и благодарности. Ну а сейчас… безмолвный диалог с каждым из художников. В первом зале, куда входишь, представлены работы наиболее раннего периода из представленных в музее картин, их авторы жили и творили на рубеже XIX-XX веков. «Пожилой узбек» Розанова, «Черное море» Петрова-Водкина, «Выход на балкон. Павловский дворец-музей» Кучумова, «Во дворе на немецкой улице» Яковлева, «Хоста. Дом отдыха Худфонда» Савичкого… - образцы добротной живописи старой школы. В каждой есть и неповторимое очарование, и мастерство, и пульсация времени. Второй зал представляет произведения совсем иной эмоциональной окраски. В основном представлены индустриальные пейзажи, портреты людей своего времени – тружеников молодой страны. Слушаем звуки названий: «Чиатурские марганцевые разработки» (А.И. Игумнов), «Первый хлеб» (В.Ю. Толкачев), Эскиз к триптиху «Металлург» (С.Б. Никритин), «Монтажница» (Б.Я. Малуев), «Строительство Тварчели» (А.В. Григорьев), «Железнодорожный мост» (Г.Г. Нисский).  Грамотно оттеняют друг друга полотна, расположенные рядом и написанные на тему Великой Отечественной войны: «Проводы» Б.Ю. Рыбникова, «Возвращение» Л.З. Танклевского, «Жаворонок – май 1945» Е.Б. Романовой. И будто случайно заглянули сюда умиротворяющие полотна  «Лето» Н.В. Кочетова и «Осенний натюрморт» М.А. Суздальцева.

Отдельное «спасибо» во вселенную хочется сказать авторам полотен, расположенных в самом большом зале, и тем, кто дал нам возможность их увидеть. Даже если вы впервые в Сочи, посмотрев эти картины, смогли бы вполне нарисовать себе образ города и горожан, правда, того, былого курорта. Неповторимый дух этого места, который у каждого ассоциируется с чем-то особенным, можно вполне уловить среди впервые представленных прекрасных произведений искусства. Итак, в путь: «Добрый вечер» (Н.И. Нестерова), «Пора весны» (Л.В. Грицай), «Зима в Сочи» (Д.З. Двоскин), «Южный пейзаж» (И.И. Черный), «Старый Сочи» (К.Н. Трапицын). Не пройти мимо портретов: «Портрет Дырдиной. Девушка в красном» (Л.З. Кружкова), «Портрет Варуш» (Ю.С. Григорян).

- Услышала про новую экспозицию, захотела посмотреть, - говорит после посещения музея сочинка Юлия Толчаева, - заодно хотела услышать камерную филармонию, вечером не могу вырваться. Еще помнила, что в музее проходит выставка акварели, и дочь начинает рисовать в художке, - хотелось посмотреть большой пласт вживую, все-таки ее редко выставляют.

- Пошла на открытие новой выставки, потому что было свободное время, люблю живопись и люблю быть в центре событий, - рассказывает Тамара Устьян. – У музея день рождения – 40 лет. Посмотрела все экспозиции. Мне запомнилась картина «Мильви» Малле Владимировны Лейс. Акварель Галины Поплавской понравилась – свежая, смотрится хорошо. Понравились работы ребят из «Сириуса» в технике акварели. Все временные экспозиции хороши. Но холсты, масло и яркие краски люблю больше. Поэтому одна картина мне запомнилась больше всех остальных. И она женственная. 

Выставка, приуроченная к юбилеям музея, продлится до конца года.