Аниме и манга... как крик души

Анатолий Зоренко
У культуры аниме множество поклонников, что неудивительно, ибо в аниме поднимаются интересные для детей и подростков темы – и часто в знакомых им реалиях. Нет, под словом «реалии» я имею в виду не Японию, культура которой всегда была чуждой для России, а просто атмосферу детства и юности, очень удачно украшенную художественным вымыслом. Чтобы понять, о чём я, просто вспомните себя в школьные годы, нередко казавшиеся любому из нас в той или иной степени скучными. Давайте будем честны: всем нам временами (а кому-то даже постоянно) мечталось сбежать от приевшейся, скучной, однообразной повседневности по типу «дом – школа, школа – дом» – хотелось, чтобы завтра, наконец-то, случилось нечто необычное и интересное, что поставило бы точку в глупой обычной жизни!

В этом плане аниме попало в десятку! Огромное количество сюжетов, в которых самый обычный школьник вдруг обретал какую-то сверхъестественную способность либо опять же «совершенно случайно» оказывался в центре событий, от которых зависела судьба мира, или же просто пускался в увлекательнейшее путешествие вместо просиживания жизни за партой, мигом находили отклики в сердцах детей и подростков, которым до боли наскучила однообразность и бессмысленность реального мира; при этом не имело значения, что японская культура сильно отличается от той же русской, ибо посыл был прост и ясен, понятен любому, кто разделял взгляды авторов тех самых сюжетов... Да-да, не нужно думать, будто создатели аниме просто так «угадывали» чувства молодёжи; ибо сами они тоже когда-то были такими – юными и скучающими. Это легко замечается по обилию в аниме взрослых тем и кровавых сцен – в общем, того, к чему подростки также питают определённый интерес; в западных мультфильмах такое почти не встречается, а вот японцы не стали заморачиваться с подобной цензурой и прямо популяризировали свою анимацию «на непаханом поле» – при помощи того, что, по мнению японских аниматоров, сценаристов и режиссёров, должно быть интересно школьникам (основной аудитории аниме). А учитывая, что японцы совсем не прогадали со стратегией, как обеспечить свою мультипликацию не просто огромной, а всемирной популярностью, напрашивается логичное объяснение, что это стало результатом не банального поиска креатива, а переноса на бумагу идей и фантазий родом ещё из школьной жизни.

В манге такая же ситуация, да и подавляющее большинство известных мангак – «самородки»: они не рисовали по чьему-то заказу, а создавали оригинальные произведения, которые впоследствии обычно становились основой для одноимённых аниме, где, как и в оригинальной манге, присутствовали те же самые особенности (вроде поднятия взрослых тем в школьных реалиях), так старательно избегаемые в подростковых мультфильмах и сериалах от западных производителей.

Но почему же именно в Японии зародились «такие» манга и аниме – комиксы и мультфильмы с кучей взрослых особенностей? Ответ: потому что в Японии о-о-очень скучно! Обычная жизнь среднестатистического японского школьника – просиживание в школе с утра до раннего вечера, а потом ещё и выполнение домашних заданий – и так 6 дней в неделю! Это натуральные пытки; потому неудивительно, что японские школьники не только мечтают о лучшей жизни и придумывают для неё сюжеты, но и часто не могут избавиться от этих навязчивых мыслей даже во взрослой жизни – как раз потому, что она тоже отнюдь не сахар! Вкалывать 6 дней в неделю по 10-14 часов – вот, что считается нормальной взрослой жизнью в Японии! Но далеко не все японцы согласны с такой «нормой», потому-то продолжают фантазировать о лучшей жизни и после школьных лет, в результате чего фантазии часто становятся навязчивыми идеями, требующими выхода... хотя бы на бумагу.

После всего этого легко понять, почему японцы рисуют именно «такую» мангу и «такое» аниме, не желая скрывать темы, интересные для подростков и одновременно не самые простые с точки зрения взрослых, – эти люди просто не хотят предавать свои мечты, пусть и порой не самые подходящие для построения полноценного сюжета. Этим, к слову, объясняется, почему многие аниме страдают от сюжетных дыр, несостыковок и банальных глупостей, – основы этих сюжетов попросту придумывались школьниками, отдававшими большее значение самой идее, а не её логичности для общего сценария, который появлялся только при непосредственном создании аниме, то есть уже спустя годы после зарождения самой идеи. И, судя по популярности аниме, большинство зрителей понимают это – нередко даже неосознанно, ибо изначально полюбили аниме именно за наличие идеи, понятной любому скучающему школьнику; а сюжет в данном случае – уже дело вторичное.

Уточню, что это всего лишь моя теория, но, по-моему, именно этим и объясняется желание школьников наблюдать за понятными им персонажами в понятных реалиях; также это желание впоследствии становится своеобразной основой для «принятия» других жанров в аниме и манге, вроде фэнтезийного средневековья, в котором вроде бы уже нет той самой идеи, заставившей их заметить «родственную душу» автора, но только на первый взгляд, ибо такие зрители и читатели уже подсознательно понимают: это хоть и не совсем «их» жанр, но создан теми же людьми, которые уже доказали свою солидарность с душевными муками подрастающего поколения о глубокой ущербности мира. И как после такого не довериться знакомой и приятной рисовке?..