К несогласию c А. Кончаловским. Take two

Володя Черномор
Начал читать соображения модного сейчас в ленте Андрея Кончаловского по поводу якобы заката и гибели западного искусства и западной культуры*. Мысли эти, как мне показалось, весьма несвоевременны, ибо Мир сейчас стоит известными усилиями человеческих комплексов на краю пропасти взаимного уничтожения. Любой лишний микро-клинышек вбиваемый между "нами" и "ими" мне думается совершенно недопустим и является признаком нехорошего тона. К тому же эти мысли Андрея Сергеевича мне представляются достаточно профессионально-примитивными спорными и высказаны, как это сейчас уже снова принято, в лучших традициях нашего недавнего прошлого.
Вспомнить хотя бы большого ценителя прекрасного, нашего дорогого и недавно так горячо любимого Никиту (тоже) Сергеевича Хрущёва. Или взять тех же официальных экономиcтов-пропаганда-астрологов предсказывавших гибельное окончательное падение доллара и всей американской экономики... Думаю,чтобы судить о состоянии больного, надо хотя бы к нему как-то приблизиться. Выслушать его не как отстранённый зритель-наблюдатель, а как живой соучастник болезни и знаток этого недуга.

В то же самое время, произведения современного искусства живут единым взаимо-обеспечивающим интеллектуально-эстетическим организмом. Взять, тот же Чёрный Квадрат. Если рассматривать Его отдельно вне контекста всего организма, скажем, в думе или университете марксизма - ленинизма, то кроме смеха в зале он ничего не вызовет. Но организм живёт, развивается, постоянно происходят обновления,рождение нового. Линька, если хотите, иногда сопровождаемая болезненными ломками. Но в целом, в искусстве ничего не меняется,не умирает, а только развивается... Эстетика становится всё шире и шире и вот она уже не вмещается в рамки обычного... недавнего прошлого.

Представим себя как бы на полит семинаре по социалистическому реализму, тема: БЕЛЫЙ ПИССУАР как объект современного искусства... Вместе похихикаем. Потом я подниму руку и скажу, что я тоже автор другого аналогичного объекта современного искусства и с ассоциативным названием "Фонтан". Но это будет не белый писсуар,о котором упоминает Кончаловский, а, я извиняюсь, кабина обычного московского городского лифта или телефонной будки, часто используемые в наших совковых буднях для тех же целей. При этом к картине зрительного восприятия можно добавить ещё легко узнаваемый и не всеми переносимый характерный запах. И это будет не просто двумерный( добавлен нами ещё и запах) объект современного искусства, но ещё не забытого нашего родного по форме и пох@истического по содержанию социалистического реализма, точнее гипер-совкового реализма . И пусть у кого-нибудь поднимется язык сказать, что это не фонтан..., т.е. не белый писсуар.
Или взять любимый объект совковых пропагандистов-хи-хи калов-обличителей, ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ Казимира Малевича.
ЧЁРНЫЙ КАДРАТ жил, живёт и всехя извиняюсь, Кончаловских и старших и младших, переживёт, не уступая, скажем, вниманию, узнаваемости и популярности другому шедевру, простите, той же Мона Лизе. Кстати, ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ, как живой объект продолжает жить и рожать всё новые и новые эстетические ассоциации. Если хотите , Он стал иероглифом и брендом определённого смысла. Вот, например,прошу прощения, у меня самого родилось такое, пусть для некоторых весьма странное ассоциативное и как-то подходящее к заглавию статьи черно-дырочное четверостишье :
Чёрный Квадрат,сокращённо,ЧеКа,
Камеры пыток с прямыми углами.
Жертвы свои поглощали всегда,
Чёрными дырами рея над нами.
Так и хочется выкрикнуть,
- Искусство вечно, пока человек смертен.
Научные открытия , достижения, научные, красивые или нет, идеи - это тоже , если хотите, объекты современного искусства, которое не всем доступно для понимания. Та же знаменитая формула Эйнштейна, по смыслу, где-то начертанная или сама по себе - это тоже объект современного искусства.Красота идеи, кто понимает её язык, и , скажем, начертания... А если взять, например, тоже доказательство математической истины Пуанкаре, великого нашего соотечественника пусть и еврея, да простят меня антисемиты,Григория Перельмана и его хэппенинга с авоськой и отказом от миллиона долларов престижнечной премии...
Представил себе на секунду чисто умозрительно Никиту Хрущёва на выставке идей современной науки и его реакцию, скажем , на схематическое изображение генома... с отпечатком его лысенковского ботинка...
Когда слово КРАСОТА и КРАСИВО , пришедшие из глубины искусства, так же естественно, как и верно. При этом верно совершенно не означает реалистично или визуально канонически правдиво.
Известно, представление, формулировка, математической истины может быть и не обязательно каноническими. Оно может быть вполне и истинно- метафоричным. Те же, взять, алхимики , я думаю, создавали , если можно так сказать, работали, создавая научные метафоры. Их исследования носили метафорический характер, но их вклад в науку трудно переоценить.
Писсуар , как и моя кабина лифта это тоже метафора нашей жизни. И вот оценить метафору или создать её , можно смело сказать, не каждому дано. Соц и совок-реализм и его высокооплачиваемые жрецы, всегда стремились убить и задушить её на корню. Косые взгляды цензоров зорко следили за этим. А что у вас в этом чемодане скрывается за этой метафорой... Почему у таракана должны быть обязательно усы, тов Чуковский? И почему обязательно таракан?
Вы мешаете следить нашим органам государственных чувств за вашими мыслями. Одним словом, то, что есть, не каждому дано увидеть , а тем более сразу понять Не случайно на могиле Никиты Хрущёва стоит памятник работы представителя по словам Кончаловского, зашедшего в тупик искусства , всемирно известного и ранее поруганного нонконформиста Эрнста Неизвестного, а не какого нибудь официально-признанного ленинского лепилы( простите, не врача, а скульптора) , прикреплённого к спец- распределителю и чековой Берёзке, так знакомой, надо думать, в семье Андрея Сергеевича... Ха, в слове чековой тоже есть что-то очень ассоциативно-знакомое от Чёрного Квадрата. Чёрный Квадрат всегда пишу с большой буквы из чувства элементарного уважения к объекту..
Очень важным аспектом в современном искусстве является свобода. Дело искусства всегда молодо в своём развитии, которое возможно только в условиях свободы. В условиях несвободы возможен вынужденный нонконформизм Как растительность под сапогом.. или из под закатанного асфальта... Тот же, простите, хэппиниг в технике сов-арта Бульдозерная выставка. И только само искусство знает, как и куда, иногда до смешного и не понятного, ему расти и развиваться в каждом конкретном индивидуальном случае и конкретных условиях. Но это тема другого большого разговора.
*)Андрей Кончаловский. От черного квадрата - к черной дыре. http://www.bbc.co.uk/…/141208_blog_konchalovsky_art_market_…