Метаевгеника, она же дегенератика

Александр Бурьяк
Александр Бурьяк
Метаевгеника, она же дегенератика
 
  Мне захотелось написать что-то серьёзное об огромном вреде,
причиняемом современной медициной, но я упёрся в то обстоятель-
ство, что основное, что можно сказать на эту тему, уже давно и
неоднократно говорилось, а толку никакого. ЗНАЧИТ, НАДО ГОВОРИТЬ
НЕ ОБ ЭТОМ, а о том, что мешает принятию здравой позиции в отно-
шении болезней.

  Здравая позиция в отношении болезней, противостоящая медицинс-
кой позиции, -- евгеническая. Но убедительной мощи евгеники
самой по себе оказалось недостаточно, чтобы сделать популярным
евгенический взгляд на человеческие популяции, и явно существует
потребность в подкреплении евгенического подхода чем-то ещё со
стороны науки. Средством подкрепления может стать МЕТАЕВГЕНИКА.

  Метаевгеника -- это наука, исследующая ситуацию вокруг науки
евгеники и призванная объяснить, почему в современном обществе
евгеника практически не в ходу (не работает на решение проблем
общества, хотя очень даже могла бы) и что можно сделать, чтобы
евгенику начали широко применять. Другими словами, метаевгеника
исследует, почему общество как целое предпочитает генетически
деградировать, будучи осведомлённым о вполне доступной охрани-
тельно-развивательной альтернативе. Может быть, вместо понятия
"метаевгеника", правильнее использовать понятие "дегенератика"
("дегенератика -- наука о дегенерации общества").

  Основная причина враждебного отношения к евгенике -- во враж-
дебности евгеники к ущербности, то есть, в самой сути евгеники.
Чем дальше человечество будет двигаться по пути деградации, тем
больше будет "естественных врагов" у евгенического подхода.

  С наукой евгеникой ситуация следующая: никто из людей, более-
менее здравомыслящих и более-менее разобравшихся в теме, не
берётся её опровергать. Антиевгенические происки выглядят
несколько иначе. К примеру, великий С. М. Гершензон (1906-1998),
советский генетик из менделистов-морганистов, воевавших с
нацизмом в Ташкенте, выразился так (цит. по Википедии, статья
"евгеника"):

  "Сейчас евгеника -- это прошлое, притом сильно запятнанное. А
цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не
достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики,
быстро и успешно продвигающейся вперед."

  Данное высказывание есть чушь собачья, вполне достойная акаде-
мика и Героя Социалистического Труда, каковым указанный заслу-
женный Гершензон и являлся.

  Евгеника -- это направление исследовательской и практической
деятельности. Если не были достигнуты какие-то сформулированные в
середине XIX века исследовательские цели евгеники, то выносить на
этом основании приговор в конце XX века смешно, потому что по ме-
ре развития подхода развивалось и понимание его исследовательских
целей. О недостигнутости ПРАКТИЧЕСКИХ целей говорить тоже нет
смысла, потому что спокойной и выверенной реализацией евгеничес-
ких установок никакое государство не занималось, так что утверж-
дать, что эти установки не дали ожидаемого эффекта, было бы
некорректно.

  Словосочетание "медицинская генетика" является плохим эвфемиз-
мом для запятнанного слова "евгеника", потому что означает прин-
ципиально иной подход: медицина занимается лечением болезней,
евгеника же -- выведением лучших людей и очищением популяции от
худших. Такие чрезвычайно существенные феномены, как человеческая
глупость, неадекватность человеческих инстинктов -- это не болез-
ни и к сфере ответственности медицины они не относятся, а вот к
сфере евгеники -- таки да, относятся вполне. Цель медицины --
излечить больного, цель евгеники -- избавиться от носителя болез-
ни, шире -- от носителя предрасположенности к ней. Медицина и
евгеника -- это в значительной степени конфликтующие подходы: чем
шире применяется евгеника, тем меньше остаётся работы для
медицины, для медиков. А если приоритетом сделать медицину, а не
евгенику, то, наоборот, евгеникам прибавляется будущей работы, но
они ей не рады.

  Цель медицины -- не укрепление здоровья совокупности людей, а
излечение конкретных больных. Укрепление здоровья совокупности
людей -- это цель евгеники (правда, не достижимая исключительно
евгеническими методами, а требующая изменений всего образа жизни,
то есть, в значительной степени затрагивающая область производст-
ва, устройства искусственной среды, организации транспорта и т.
п.).

  Медик, если он хорошо оплачиваем, по большому счёту любит боль-
ных (хотя бы как отвлечённо мыслимую группу, а не конкретных
сопливых, трясущихся, покрытых язвами и т. п.), потому что они
для него -- источник дохода. Медицинская этика требует ни одного
больного не пропустить, так что если какой-нибудь страдалец в
текущий момент не нужен даже для опытов, надо сберечь его на
будущее -- если не для себя, то для коллег, для медицины в целом.
Чем больные больнее и чем больше они страдают, тем больше денег
можно с них стрясать. В отличие от медика, евгеник испытывает к
больным неприязнь. Его лозунг -- если не "падающего подтолкни",
то что-то близкое к этому. Здоровье людей не мешает евгенику
заниматься дальнейшим улучшением "человеческого материала".
Здоровье людей мешает медику.

                *  *  *

  Германская евгническая практика 1941-1945 гг. -- скоростная, в
условиях тяжёлой войны, вдобавок в связке с довольно ущербной
национал-социалистической идеологией. Нехорошим следствием этой в
значительной степени ошибочной практики было послевоенное впаде-
ние европейской малодумающей интеллигентской массы в противопо-
ложную крайность: в замешанную на христианской и медицинской
этике установку на обустройство ущербных, на минимизацию
естественного отбора в обществе.

                *  *  *

  С "евгенизацией" посторонних людей не бывает сложностей: слож-
ности бывают с евгенизацией самих себя и своих близких. Большинс-
тво людей на это не способно. Выход может состоять в том, чтобы
поставить их в условия, когда они будут насильно евгенизировать
друг друга.

                *  *  *

  Чем лучше развита медицина, тем больше люди могут позволять се-
бе нездоровый и рискованный образ жизни. И большинство не упуска-
ет этой возможности. Примечательно, что здоровый и безопасный
образ жизни обходится значительно дешевле нездорового и рискован-
ного, даже если не учитывать затрат на медицинскую помощь. Нельзя
сказать, что здоровый и безопасный образ жизни скучен и вдобавок
малоперспективен в отношении личного и общественного развития: он
всего лишь требует большего напряжения воли и лучшего предвиде-
ния.

                *  *  *

  Евгенический подход -- это замена естественного отбора искусст-
венным. Естественный отбор -- очень приблизительный, очень за-
тратный и зачастую ОЧЕНЬ БОЛЕЗНЕННЫЙ. Мягкий искусственный отбор
означает всего лишь ограничение на количество детей у тех, кто не
в состоянии делать их качественно. Искусственный отбор средней
жёсткости -- это запрет на делание детей. Жёсткий искусственный
отбор -- это таки да, уничтожение (на стадии зародыша или позже).
Кстати, жёсткий искусственный отбор практикуется даже в условиях
пренебрежения к евгенике в целом: аборты "по медицинским показа-
ниям" делаются, прирождённые преступники местами подвергаются
смертной казни, или застреливаются полицией, или убиваются
гражданами в порядке самообороны.