Алхимия в поисках философского камня молодости

Андрианов Владимир 2
Теория омоложения в течение долгого времени владела умами ученых-алхимиков.

Смерть алхимики считали следствием несовершенства человеческой природы, следовательно, ликвидация этого изъяна могла бы привести к достижению практического бессмертия.

Устранить несовершенство природы предполагалось некоей трансформацией человека в бессмертное существо при помощи особого эликсира, или философского камня, или так называемого пятого элемента.

В древности считалось, что тело человека и других земных существ состоит из четырех типов элементов, а пятый элемент является божественным. Поиск этого элемента или волшебного эликсира, необычной субстанции являлся основной целью алхимиков.

Начальный этап развития алхимии был отражен в трактатах таких авторов, как Зосима (IV в.), Синезий (V в.), Олимпиодор (VI в.), Стефан Александрийский (VI в.).

Наиболее известными алхимиками исламского мира, касавшимися проблемы омоложения и продления жизни, были араб Гебер (VIII–IX вв.), перс Аль-Риз (Ар-Рази) (850–923 гг. до н.э.).

На европейском континенте в Средние века алхимия была одним из основных научных направлений.

Она развивалась, несмотря на то, что с момента своего зарождения постоянно подвергалась гонениям со стороны церковных властей.

В 1317 г. папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего всякий алхимик в любой момент мог быть объявлен еретиком и подвергнут суровому наказанию вплоть для публичной казни аутодофе, через сожжение на костре.

Среди европейских алхимиков наиболее известными были английский философ и естествоиспытатель Роджер Бекон (1214–1294) и швейцарский врач Р. Парацельс (1493–1541). 

В частности, Р. Бекон для омоложения организма и продления жизни рекомендовал использовать разнообразные вещества, в том числе золото, ладан, жемчуг, змеиное мясо.

Р. Парацельса считают одним из основоположников так называемого рационального направления в алхимии.

Первоначально для лечения больных он применял различные травы, стараясь найти в них целебные свойства, которые назвал квинтэссенцией.

Впоследствии он официально отрекся от древней медицины и вместо сложных, а иногда и абсурдных, средневековых рецептов и снадобий одним из первых стал широко применять в лечебной практике химические вещества, в частности препараты железа, сурьмы, свинца и меди.

Он утверждал: «Химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарственные препараты».

Первая научная работа Р. Парацельса вышла в свет в 1562 г., в ней он, в частности, исследовал целебные свойства магнита, ученый писал: «Он излечивает истечения из глаз, ушей, носа и из наружных покровов. Также врачуются раскрытые раны на бедрах, рак, истечения крови у женщин. Кроме того, магнит оттягивает грыжу, исцеляет переломы. Он вытягивает желтуху, оттягивает водянку, как я неоднократно убедился на практике, но нет нужды раскрывать все это невежам».

Основываясь на практических исследованиях, Р. Парацельс писал в одном из своих трактатов: «Нет ничего, что могло бы избавить смертное тело от смерти, но есть нечто, могущее отодвигать гибель, возвра¬щать молодость и продлять краткую человеческую жизнь».

Парацельс разработал и пропагандировал свои шесть эликсиров для омоложения и продления жизни. Он считал, что человек может жить до 600 лет. Однако сам ученый умер в возрасте 48 лет, на собственном примере доказав бесполезность своих рецептов снадобий долголетия.

Большинство алхимиков считало, что золото и неблагородные металлы, превращенные в золото и серебро, могут служить могущественным эликсиром, универсальным лекарством, сохраняющим молодость, здоровье и продлевающие жизнь.

Таким образом, была проведена параллель между химическими изменениями металлов и омоложением организма человека.

Такой подход был не лишен логики. Прежде всего, алхимики давали следующую дефиницию предмета. Все, что не подвержено изменениям, в их понимании, следовало считать бессмертием.

Поэтому бессмертным объек¬том, прежде всего, было золото, которое не подвергается воздействию щелочей и кислот, неподвластно коррозии. Можно сказать, что само время бессильно перед ним. Значит, металл этот содержит некую основу, делающую его таким долговечным.

Следовательно, нужно или выделить из него эту основу, или привнести се в организм вместе с золотом. «Кто примет золото внутрь, — гласит один древний восточный текст, — тот будет жить так же долго, как золото. Кто примет нефрит, будет жить долго, как нефрит».

Следуя этим рассуждениям, личный врач папы Бонифация VIII составил рецепт «пилюль бессмертия».

Согласно рецепту, следовало смешать в измельченном виде в различных пропорциях золото, жемчуг, сапфиры, изумруды, рубины, топазы, белые и красные кораллы, слоновую кость, сандаловое дерево, сердце оленя, корень алоэ, мускус и амбру, рог носорога.

Знаменитые «пилюли бессмертия» были весьма сложны в изготовлении. Вот что было написано в комментариях к со-ответствующему рецепту в старинной алхимической книге: «Солнце, луна и звезды должны девять раз за¬вершить свой круг, и четыре времени года должны вернуться двенадцать раз.

Ты должен промывать состав, пока он не станет прозрачным, и взбивать, пока он не превратится в красный, тогда ты получишь эликсир, который дарует тебе жизнь продол¬жительностью в 10 000 эпох»,

Кстати, эликсир, как и «пилюли бессмертия», нельзя было принимать так, как обычно принимают таблетки или пищевые добавки.

Следовало обязательно сочетать прием панацеи с определенным образом жизни, строгой диетой, физическими упражнениями и духовным очищением.

Очевидно, что если соблюдать эти условия, то оздоровительный эффект гарантирован и без «пилюль бессмертия».

В течение многих династий французский двор использовал золото в качестве основного лекарства для королей и высокопоставленных придворных вельмож.

В частности, личный врач французского короля Генриха III алхимик Давид де Плани-Кампи рекомендовал в качестве средства долголетия коллоидный раствор золота в воде.

Этот исследователь издал собственное сочинение: «Трактат об истинном, непревзойденном, великом и универ¬сальном лекарстве древних, или же о питьевом золоте, несрав¬ненной сокровищнице неисчерпаемых богатств». Целитель утверждал: «Золото есть вся природа, золото — семя земли».

В хрони¬ках французского короля Людовика XI упоминается, что врачи поили короля от мучивших его приступов подагры и мигрени препа¬ратами на основе золота.

«Питьевое золото» представляло собой коллоидный раствор красного цвета, который образуется при реакции соединений золота и различных восстановителей.

Золото не только пили, его прописывали в виде специальных золотых пластинок, которые больным предписывалось жевать после еды.

Экзему у Людовика XV врач лечил золотым маслом. Использовали также золотую воду для клистиров и прочие препараты на основе золота. Сладости посыпали золотыми крошками.

Алхимиком был отец Фауста из одноименного известного произведения великого Гёте (1749–1832). Сам главный герой весьма скептически относился к занятиям и экспериментам отца.

Отец мой, нелюдим-оригинал,
Всю жизнь провел в раздумьях о природе.
Он честно голову над ней ломал,
Хотя и по своей чудной методе.
Алхимии тех дней забытый столп,
Он запирался с верными в чулане
И с ними там перегонял из колб
Соединенья всевозможной дряни.
Там звали «лилиею» серебро,
«Львом» – золото, а смесь их – «связью в браке».
Полученное на огне добро,
«Царицу» мыли в холодильном баке,
В нем осаждался радужный налет.
Людей лечили этой амальгамой,
Не проверяя, вылечился ль тот,
Кто обращался к нашему бальзаму.
Едва ли кто при этом выживал…

Низкий уровень развития науки того времени не позволял сделать исследования алхимиков достаточно эффективными.

Люди, использовавшие рецепты алхимиков, моложе не становились. Тем не менее, их эксперименты оказали влияние не только на представления людей о возможных методах омоложения организма и продления жизни, но и на формирование и развитие экспериментальной медицины.

Порицал алхимиков великий Авиценна. Сохранилась значительная часть его философских и научных сочинений, которые были написаны по-арабски, некоторые на фарси.

Среди работ, оказавших наибольшее влияние на ученых врачей Востока и Европы, имела «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») или «Канон врачебной медицины». 

В своих работах Авиценна выступал против веры в астрологические предсказания здоровья и болезней, против мистических рецептов долголетия.

Его научные медицинские рекомендации в течение многих веков служили руководством для врачей, а некоторые сохранили свою актуальность и поныне.

Яркий и самобытный представитель арабской медицины, Авиценна предписывал старым людям преимущественно молочно-растительную пищу, небольшое количество красного вина, прогулки, массаж, верховую езду и слабительные средства.