Пожалейте актеров. Они ни в чем не виноваты!

Валерий Бунтури
      
    Заметки по поводу премьеры спектакля в двух действиях по одноимённый пьесе И.С. Тургенева «Где тонко, там и рвётся» и рассказу «Уездный лекарь» в камерном театре г. Екатеринбурга 17.10.2016г.

                Акт первый

    Открывается наполовину тяжёлый занавес. Посередине пространство, в которое из зала всматривается зритель. От потолка до пола полиэтиленовый сад-параллелепипед с подвешенным искусственным растением в горшке. Растение, словно серпантином, обвешано лентой. И над этим одиноким «райским деревом» ярко светит солнце-абажур. Все ждут, что занавес откроет нам полный обзор сцены. Но нет! Появляется Горский, который на полусогнутых, прижимая ручки, как суслик, медленно проходит мимо «замочной скважины», за ним следует Мухин, а за последним – дворецкий Гаврила с подносом. Герои пьесы нарезают вот таким образом несколько кругов, пока дворецкий не открывает полностью занавес. По бокам сцены, никого не стесняясь, стоят два оголенных  фортепиано. На таких играют джаз в Новом Орлеане. Вокруг «райского сада» стоят пюпитры и стулья, ожидающие выхода музыкантов с нотами и смычковыми инструментами.
   Больших часов, как должно быть в пьесе, нет. Видимо их роль заменил дворецкий Гаврила, передвигающийся по сцене со своим подносом,  словно призрак,  постоянно поправляя героев, когда они неправильно говорили (В пьесе он появляется всего-то пару раз со словами: «Извольте-с!»).
   В это время начинают  разворачиваться главные события.  Горский  и Мухин общаются между собой. Мухин, словно герой из фильма Милоша Формана «Полёт над гнездом кукушки». У него безумные глаза, повторяет одни и те же фразы несколько раз к ряду. Должен сказать, что практически все герои походят на персонажи фильмов Киры Муратовой. Они не вполне психически здоровы, странно передвигаются и не менее странно говорят. Опять появляется дворецкий, как неприкаянный с подносом и медленно проходит  то слева-направо, то справа-налево.
    Вдруг, как черт из табакерки, появляется ещё один герой – капитан Чуханов. Он садится на стул и, глядя в зрительный зал, произносит как конферансье на концерте: «Романс. «Утро туманное». Стихи Тургенева». Поёт его нам, но не обитателям большого и красивого дома. На сцене появляются 19-ти летняя Вера, её матушка Анна Васильевна с m-lle Bienaime. Матушка без умолку тараторит, а Гаврила раз пятнадцать  настойчиво предлагает выпить ей лекарство до дна, после чего медленно, словно тень отца Гамлета, удаляется со своим драгоценным реквизитом. Вера Николаевна садится за фортепиано и начинает разучивать сонату Клементи, не «сильно стуча по клавишам»,  а играя кулаками и локтями, ведя при этом серьёзный разговор с Горским.
   Все действующие лица  если смеются – то это нездоровый и пугающий смех. Герои то резко замолкают и сидят неподвижно как манекены, то носятся с шумом по сцене.
    Вот опять на сцене наш капитан с бутафорским огромным грибом в фуражке. «Грибов набрал для матушки». А дворецкий все ходит и ходит, а капитан опять взялся за гитару и герои опять гримасничают и кривляются…
   В длинном чёрном, перетянутом поясом плаще и широкополой шляпе того же цвета, какие носят раввины, седой, поджарый, уже в возрасте человек-икс появляется на сцене с саквояжем в руке.
    Он ходит, пытается что-то спросить, но не решается. Уж очень он похож на героя фильма Эльдара Шенгелая «Тянь-шань или голубые горы». Там маркшейдер в светлом плаще и с портфелем подмышкой ходил каждый день, чтобы встретиться с директором издательства Важей Зазаевичем, дабы предупредить его, что здание это дало трещину и может рухнуть. И только в конце фильма он попал на прием, как и наш  доктор, дождался своего часа, чтобы поведать свою историю.
     По приглашению Горского в имение приезжает г-н Станицын. Этот человек вообще не ориентируется в пространстве и почему-то говорит голосом Ельцина, только что не вставляет его знаменитое «понимашь». По пьесе же он «превосходный, солидный, человек», «неглупый, предобрый». Здесь же пред нами предстал какой-то князь Мышкин, если не страшнее, просто без преувеличения - идиот. Он видится с Верой и признаётся ей в любви. Волнуясь, ходя за ней по кругу, и сбивает пюпитры, которые так и не дождались музыкантов. Радостно, с пюпитром в руках, тыча им как копьём в сторону Веры, делится своими переживаниями. Это так подействовало на неё, что она дала согласие выйти за него замуж.
   И опять романс в исполнении известного нам  капитана, и опять дворецкий с подносом странно ходит…
     Горский всё-таки рассказал собравшимся в зале содержание вступления в «Естественную историю» Буффона, хотя Тургенев в своей пьесе ему этого не поручал. Всех очень заинтересовала сказка о баронессе и трёх женихах.
    Вера объясняется с Горским, потом играет на фортепиано сонату Клементи, но уже нормально и пальцами.
В конце пьесы созревает решение заложить карету и ехать в лес на прогулку.
                Акт второй.
     Опять возникают манипуляции с занавесом. Что мы видимо на сцене? Сидят спиной друг к другу в противоположных углах сцены наши герои. Все в белых одеждах, невеста в подвенечном платье. Сидят как застывшие изваяния.
    Человек в чёрной шляпе, обращаясь к залу, спрашивает, не видели ли мы судью Мылова, Павла Лукича? Он долго всматривается в зал. Вдруг встаёт со стула невеста и, направляясь медленно, словно девочка-зомби, подходит к новому герою близко, касаясь щекой его седой бороды. Затем опять возвращается на своё место.
    Человек в шляпе оказался доктором из рассказа И.С. Тургенева «Уездный лекарь». Доктор трогательно и тихо рассказал свою историю о посещении Александры Андреевны, молодой девицы, которая была серьёзно больна. Зал замер, вслушиваясь в каждое слово истории любви доктора и пациентки. Должен заметить, что это было сделано на высочайшем актёрском уровне. Единственное место, где всё соответствовало содержанию рассказа. Только вот в это время в «саду», словно сомнамбулы появляются герои. Они танцуют, делают странные движения руками.  Не успел доктор закончить свой рассказ, как у парящего в воздухе деревянного горшка отваливается дно, и из него с землёй вываливаются длинные корни. Представление закончилось…
    Актёры вышли к краю сцены для полклона. В зале раздались аплодисменты, не жиденькие, но и не переходящие в овации. С последнего ряда кто-то выкрикнул «браво»! Я заметил, что актёры кланялись, глядя не в зал, не в глаза зрителей, а грустно разглядывая кончики своей обуви.
    «Карету мне, карету!» - мелькнуло у меня в голове. Хотелось поскорее выйти из зала, сердце билось учащённо, в горле пересохло от волнения. На следующий день, взяв в библиотеке два тома из полного собрания сочинений И.С. Тургенева, решил почитать пьесу и рассказ. Начал чтение с пьесы. Читая  её, я чётко видел лица актёров любимого театра. Они ни в чём не виноваты. Режиссер их не любит и не жалеет, а мне их по-человечески жалко. Строчка за строчкой поглощались красивые тургеневские фразы, словно это был давно забытый вкус любимого блюда. Я вдыхал аромат этих слов вместе со страницами книги, напечатанной в далёком 1963 году.
   Коротенькая, но по-философски мудрая  пьеса, написанная 30-ти летним человеком, поражает мудростью и смыслом. Все герои пьесы умные, красивые, солидные люди, думающие о том, что говорят и  что делают.
   Вера Николаевна для Горского необходима как предмет в его странных опытах. Он любит её, но не знает, что будет завтра. Его пугает женитьба. «Семейная жизнь – молоко, но молоко скоро киснет». Он хочет держать Веру на коротком поводке, направлять её мысли в русло своих мыслей.  Когда требуется сделать выбор, он только и твердит одно – «подождите», как будто  завтра он сможет изменить себя. Станицын – благородный человек. Как красиво, волнуясь, объясняется он в любви Вере. Он согласен «видеть её даже с другим», лишь бы быть рядом с ней. Это ли не самопожертвование ради любви? Вопрос Гамлета «Быть или не быть?» - это дилемма, которую не может разрешить для себя Горский, человек с холодным сердцем и поэтому не умеющий любить. Для него главное создать интригу, конфликт и свысока смотреть, чем всё это закончится. Отпустить Веру ему трудно, т.к. наступит конец его замысла. Он вроде любит её, а жениться не хочет. Для него всё серьёзное достойно смеха: и дружба, и счастье, и любовь. Всё, что отличает человека от животного – для него «мгновенный отдых». Если бы Горский мог прочитать слова И.С. Тургенева, размещённые в программке спектакля, раздаваемой зрителям, он смог бы понять что такое счастье. «У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее, - и то не день, а мгновение».
    Действие пьесы сжато всего  в один день, но в этот день произошли события, к которым герои шли, может быть, годы.
    Читая пьесу, погружаешься в атмосферу  середины 19-го века, видишь красивых, одухотворённых, умных и в то же время простых русских людей. Они красиво говорят, любят и просто живут. Очень красивым языком рассказывает Горский сказку о трёх женихах. Прыгнуть с высокой башни, чтобы растопить сердце баронессы, наверное, поступок героический. Сколько бы народу собралось посмотреть на это зрелище! А ещё столько же обсуждали новость, желали бы непременно посмотреть на героя, или хотя бы представить, как он выглядит. Вот приходит время, бьёт барабанная дробь, все замирают в ожидании, принц прыгает, раздаётся громкое «Ох!». Герой вдребезги разбивает о каменную мостовую. Все молча расходятся разочарованные, размышляя о том,  как долго они  ждали этого события, и как быстро всё закончилось, словно и ничего такого особенного и не произошло. Точно о такой-же истории пишет шведский писатель Пер Лагерквист в своём рассказе «Смерть героя».
    Ответ третьего принца на вопрос баронессы очень созвучен с философией самого Горского. Он вот такой – добившись победы, не хочет или боится ею воспользоваться.
    Когда во втором акте появился доктор со своей историей, я понял, в чем замысел  режиссёра, который  попытался соединить  два противоположных литературных жанра - пьесу и  рассказ. Молодой доктор приехал по вызову вылечить больную  девушку. Отношения доктора и пациента… Особенно трогательно говорит он о моменте, когда она коснулась волосами его щеки. Он почувствовал необъяснимое чувство влечения  к Анне Андреевне. Она узнала от доктора правду о том, что жизнь её подходит к концу. Ей так хотелось признаться доктору, которого она впервые назвала по имени Трифоном, что любит его и услышать от него слова взаимности. Если бы она выздоровела, то вряд ли призналась ему в самых сумасшедших своих мыслях. Какие раньше жили порядочные честные люди, у которых слово всегда подразумевало действие и дело. Признание её, с одной стороны пугало, но с другой - это возвышало его как человека, который не смог принять чистой любви молодой девицы,  влюбившейся в первый и в последний раз в своей жизни.
    История доктора чем-то похожа на отношения Горского к Вере. Женщины первыми признаются в любви. Мужчины же не знают, что с этим делать. Они добились того, чего желали. Но вот любят ли они? Это большой вопрос.
   Много лет я с удовольствием хожу в камерный театр. Люблю его стены, актёров, создающих этот дух необыкновенного камерного уюта, погружающего в чужие  жизни, в которые начинаешь верить, когда смотришь спектакли. Ведь это ощущение создаётся языком, на котором говорят актёры, играющие свои роли. Это их лица, глаза, это их эмоции…
     17 октября сего года стало началом исчезновения ощущения театра как места, где тебе хорошо, словно ты дома, в кругу близких и родных.
   Сейчас стало модно «перечитывать» классику по-новому. Как-то года три назад я смотрел постановку «Бориса Годунова» в нашем оперном театре. Народ русский  был одет в спортивные брюки и толстовки с капюшоном, а бояре ходили в костюмах и галстуках,  девушка-доктор в халатике, с висящим на шее стетоскопом, курила сигарету, держа в руке баночку Колы.  У нас в оперном  сестры Ларины носят коротенькие юбки, а  Онегин в джинсовом костюме приезжает  в  имение на мопеде. Самое интересное, что они общаются друг с другом на красивом  языке А.С.Пушкина, распевая  красивые арии из оперы П.И.Чайковского. Всё это не может  не вызвать глубокого чувства отвращения и неприятия.   
   Вместо того, чтобы поставить пьесу И.С. Тургенева так, как это всегда делали и делают нормальные режиссёры, в этой постановке всё опошлили, размазали все мысли автора. Здоровых людей превратили в пациентов психбольницы. Они глупы, неуклюжи, повторяют одни и те же фразы по несколько раз подряд, лица их, словно маски умерших. Пусть простят меня люди, находящиеся на излечении в психиатрических больницах. Мне их очень жаль. У них свой  особый мир, в котором они живут и который  только они понимают. Так вот, если бы эту пьесу поставили в одном из таких заведений, а зрителями в зале оказались их соседи по палате, думаю, что ничего кроме восторга и желания аплодировать своим актёрам у них  бы  не было.
   Здесь, в камерном театре, актёры свои роли сыграли великолепно, но изображали не светлых, добрых и здоровых тургеневских героев, а людей психически больных.
    Политический либерализм стал проникать в театр. Он убивает память, историю страны и народа, сравнивает Сталина с Гитлером, предлагает не праздновать 9 Мая как День Победы (ведь столько людей погибло),  а отмечать этот день, как день траура. Девицы лёгкого поведения пляшут в святом месте…
       Может  пора остановиться и  оставить в покое нашу классику!
Господа  либералы «от искусства»! Направьте свои извращённые фантазии в другое русло, сочиняйте свои «гаденькие» творения  для своей «заумной» публики. Мы любим театр, читаем великих писателей и хотим видеть на сцене то, что доставляет нам радость и удовлетворение. Что бы вам сказал сам автор И.С. Тургенев, если бы случайно посетил и посмотрел этот «шедевр»? Думаю что, ему бы это не понравилось. Вряд ли бы он узнал в вашей постановке свою пьесу. Какое  удовольствие получили бы люди, посмотрев пьесу без ваших фантазий!
    Думаю, что спектакль ваш, вероятнее всего получит «Золотую маску». Ведь у нас иногда принято вручать награды тем, кто не следует традиции, а её только извращает и разрушает. Научитесь же видеть то, что вы ставите на сцене  не своими глазами, а глазами и сердцем автора. Это гораздо сложнее, чем вы  себе представляете.
   P.S. Не все зрители дождались конца спектакля. Не у всех хватило терпения смотреть этот «шедевр». Господа режиссёры! Уважайте в актёрах людей! Не заставляйте их играть то, что они не воспринимают. Постарайтесь увидеть в них людей, а не марионеток, которых дёргают за верёвочки. Если вы  забыли что такое Человек, то вспомните значение этого слова и его глубокий смысл.
                19.10.2016 В.