Давние разборки с интернационалистом

Николай Судзиловский
Настоящий материал - часть статьи, написанной ещё в девяностые годы прошлого века в ответ на какое-то воинственное выступление автора-коммуниста, в свою очередь полемизировавшего, с позиций пламенного интернационалиста, с И.Р.Шафаревичем. Попробовал было дать ссылку на статью, но сходу не нашёл, а потом подумал, что и смысла нет - доводы того автора типовые, легко узнаваемые и по моему тексту. История уже забылась за давностью лет, помню только, что мой ответ напечатан не был, рукопись редакция передала автору-интернационалисту, по ряду новых мотивов и выражений в очередных работах которого я понял, что он её внимательно прочитал. Статья одного из авторов прозы.ру напомнила мне ту историю и побудила к этой публикации.

Хочу подчеркнуть, что не являюсь ни пламенным коммунистом, ни антикоммунистом, а, скажем так, житейским реалистом, опирающимся, главным образом, на личный опыт.
Сознавая ограниченность своего кругозора, вследствие полученного технического образования, готов рассмотреть любые возражения и доводы, оценивать которые буду единственно с точки зрения их соответствия объективной реальности.


………………..

Признаться, я не понимаю цели публикации Вашей статьи, в которой авторский апломб и энергичная фразеология не могут прикрыть слабости, чтобы не сказать резче, аргументации. Если, конечно, это не очередная провокация, имеющая целью выявить наиболее серьёзных оппонентов, своего рода «операция Трест», блесна для тех, чьи идеи могут действительно сплотить народ. Независимо от цели публикации, тема и тон её таковы, что надо отвечать -  хотя и не верится, что такую возможность дадут. Жизненный опыт подсказывает, что все споры по наиболее принципиальным вопросам неизменно проходят у нас в строгом соответствии с подслушанным где-то почти античным изречением:

                « Двое в смертельной схватке сошлись –
                Один со щитом и мечом, другой без щита и меча,
                При прочих условиях равных»

    И всё-таки хочется надеяться…

    Напрасно Вы пишете, что русские заблудились в трёх берёзах – нет, это для вас, пламенных интернационалистов, куртина сия оказалась совершенно непроходимым препятствием. Хорошо, Есенин у Вас «местечковый националист» /хотя уверен, в школе Вам  читали и такой фрагмент:-«…шестую часть земли с названьем кратким – Русь!»/.- А как Вам Константин Симонов? Сталинский Киплинг, певец советской империи… Приведу целиком текст одного его стихотворения – не для того, чтобы освежить в Вашей памяти подзабытую школьную программу, а потому, что стихотворение это – прямой ответ на одно из основных положений Вашей статьи.

                «Касаясь трёх великих океанов,
                Она лежит, раскинув города,
                Покрыта сеткою меридианов,
                Непобедима, широка, горда.

                Но в час, когда последняя граната
                Уже занесена в твоей руке,
                И в краткий миг припомнить разом надо
                Всё, что у нас осталось вдалеке,

                Ты вспоминаешь не страну большую,
                Какую ты изъездил и узнал,
                Ты вспоминаешь родину – такую,         
.                Какой её ты в детстве увидал.

                Клочок земли, припавший к трём берёзам, 
                Далёкую дорогу за леском,
                Речонку со скрипучим перевозом,
                Песчаный берег с низким ивняком.

                Вот где нам посчастливилось родиться,
                Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
                Ту горсть земли, которая годится
                Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

                Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
                Да, можно голодать и холодать,
                Идти на смерть… Но эти три берёзы
                При жизни никому нельзя отдать.

 Вот так – нельзя отдать! А вы, пламенные интернационалисты, вырубили эти три берёзы, без которых и «шестая часть», и вся земля – пустыня. Теперь вы можете сколько угодно обвинять народ в измене делу революции, обзывать козлами и напоминать, каким вкусным бутербродом накормили его, когда пришли к власти и продали те берёзы на западные фабрики туалетной бумаги – берёз нет, бутерброд съеден, вам не верят и за вами не пойдут. Россия ждёт вождя. Своего, национального, т.е. такого, который будет опираться не на западные банки, не на Маркса с Энгельсом, а на собственный народ, следовать его глубинным устремлениям и защищать его подлинные, долгосрочные интересы. А ваши светлые идеи международного братства трудящихся всех стран, где не будет ни белых, ни чёрных, а все приятно смуглявые, как говаривал ещё один персонаж из школьной программы – это утопия, на которой можно построить не счастье народное, а лишь общемировой концлагерь, ничем принципиально не отличающийся от унифицированного на потребительстве «свободного общества», которое строят вивисекторы из «развитых демократических стран».

 Поверьте, на свете существует много такого, про что мы с Вами не знаем даже, что это существует. Оставьте Вы в покое вопросы национальной гордости, а если всё же хотите ими заниматься, то забудьте про все агитки и обратитесь к специальной литературе. Например, к учебникам для дипломатов, которые имеют в основе не идеологические мифы, а реальность – ибо при  другом подходе любая профессиональная деятельность просто бессмысленна, заранее обречена на провал. В советское время такие учебники хранились в специальных библиотеках и снабжались грифами «для служебного пользования» и «выносу не подлежит». Возможно, сегодня Вам позволят ознакомиться с их содержанием – хотя сам я в этом очень сомневаюсь. Всё-таки попробуйте, постарайтесь, а то ведь происходит что-то кошмарное – Россию, последний шанс всего человечества на человеческую жизнь, втаптывают в грязь, а вы всё боретесь с русским национализмом да иронизируете по поводу национальной гордости великороссов… Мы уже привыкли, что к русским относятся по тому же Симонову: - «Как мир, так «Сукины сыны!», а как война, так сразу «братцы!». Да оглянитесь же вокруг – сейчас не двадцатый год, когда в делах подчас открыто писали: - «Расстрелян как русский патриот и враг революции» и не тридцатый – сорок первый сейчас, сорок первый! Самое время «Братцы!!!» кричать. Даже Гроссман, у которого всё течёт, во время войны снимал фильм «Василий Буслаев» – о величии и широте души простого русского человека. Жить, видите ли, хотел… А Вы не хотите? Надеюсь, Вы понимаете, что уже готовы планы, по которым «миротворцы» станут бомбить наши города, если в очередной раз решат, что наша «последняя граната» ими обезврежена. Вы ведь не пойдёте воевать, а если даже и пойдёте, то максимум что сумеете – погибнуть с некоторым пропагандистским эффектом. А скорее просто перекантуетесь где-нибудь при политотделе – в войну спрос на идейно выдержанных агитаторов. Реально под пули опять пойдут мальчишки – лейтенанты, капитаны и просто рядовые-необученные. Какую идею дадите им вы? Опять классовую солидарность и международное братство?  Они пошлют вас дальше, чем гайдарышей с их нетленными ценностями либерализма – видели уже они этих «братьев по классу», видели эти «братские народы»…И не надо про сознательных отцов и дедов – если как следует поскоблить их идеи, то под слоем шелухи, в основе, обязательно обнаружатся те самые три берёзы. Или вишнёвое дерево в палисаднике, или ракита над прудом, или ягельная поляна…За всё это можно хорошо воевать. А за «общечеловеческие ценности», за «классовую солидарность», за «международное братство» нельзя. И за деньги нельзя, что бы там ни говорили пропагандисты наёмной армии. Такова человеческая природа и не вам – общечеловекам, интернационалистам, монетаристам – её переделывать.

Я где-то читал, что в самый разгар войны Сталин, вождь советской империи, сказал в узком кругу:-« У нас и мысли нет, что они воюют за нас – они дерутся за свою Россию!». Он был реалист, что и позволило ему стать тем, кем он стал.

 Судя по рассматриваемой статье, Вас  можно отнести к тому контингенту, представители которого хотели бы намертво припаять к существительному «патриотизм» прилагательное «советский». Услышав, что возможен патриотизм несоветский, вы теряете дар речи, как старшеклассница, обнаружившая вдруг, что в ходе задушевной беседы о единстве здоровья тела и духа физрук залез к ней под лифчик, а при малейшем намёке на существование антисоветского патриотизма  бросаетесь в атаку так яростно, что ничего вокруг не видите, раскрываетесь и сами подставляетесь под сокрушительный встречный удар. Поведение такое совсем не случайно – это проявление условного рефлекса, целенаправленно выработанного за несколько поколений классовой пропаганды. Приём этот не нов – когда пропагандисты не могут честно и внятно объяснить истоки и суть какого-то явления, они формируют отношение к нему как к чему-то гадкому, постыдному, о чём и говорить-то неприлично. «Нарушение прав человека», «антисемитизм», «национализм» – можете сами продолжить этот список. Любопытно, что рефлекс этот срабатывает и тогда, когда сами социальные дрессировщики действуют наперекор всем тем доводам, которые яростно декларируют.

 Ваша статья может служить ярким примером именно такой рефлексивной агрессии «при покушении на святыни» и, думаю, тех, кто способен думать самостоятельно, она убедила в правоте И.Р.Шафаревича лучше любых  дифирамбов. Дело даже не в сюсюканьи и ёрничаньи, которые сами по себе наводят на мысль о нехватке серьёзной аргументации и о бессильной злобе, которую Вы пытаетесь приписать своему вполне корректному оппоненту. Шафаревич пишет, например, что Сталина мало заботило состояние русского народа – он стремился к расширению границ советской империи, ради чего иной раз передавал русские земли вместе с русским населением под власть иноземцев, отчего русским там приходилось несладко. Опровергая это положение, Вы, с 34-м томом БСЭ в руках, доказываете непричастность Сталина к передаче Порт-Артура китайцам. Аргументация Ваша уязвима, но дело даже не в этом – у Шафаревича есть и другие примеры – передача Польше части Белоруссии, Казахстану – освоенных русскими казаками земель… Проанализируйте, пожалуйста, и эти пункты. Не для меня – я бывал в тех краях и беседовал с живущими там соотечественниками – для себя проанализируйте. И потом, Вы что основатель новой религии, которому необходимо доказать чистоту помыслов Вождя? Вам что, недостаточно самого того факта, что Сталин устранил от власти над Россией всех этих Троцких, Радеков, Зиновьевых с Бухариными, которые устроили бы нам сегодняшнюю катастрофу ещё 50 – 60 лет назад?

Именно этот выигрыш времени, а вовсе не чистота помыслов, и есть его главная заслуга – выигрывать войны, поверьте, России случалось и до Сталина. И космические достижения – вовсе не такой бесспорный критерий, как Вам представляется. Рекорды хороши в спорте – скажем, забравшись за облака, лётчик бросает машину в пикирование, добавляя к мощности мотора запасённую ранее потенциальную энергию, фиксирует рекордную скорость и приземляется на родном аэродроме, где принимает поздравления и готовится к новым рекордам. Законы реальной жизни отличаются от спортивных, здесь сплошь и рядом случается так, что пролетая над дымящейся воронкой, первый пилот видавшего виды транспортника говорит второму: -«Обратите внимания, мой юный друг – это сюда спешил ненормальный, с шиком просвистевший мимо нас, которого вы проводили таким восхищённым взглядом». Я ни в малейшей мере не собираюсь очернять достижения советского периода, но имеет смысл разобраться, что из них было результатом использования накопленного при «проклятом прошлом» потенциала России, что – растратой сил и средств на дешёвые пропагандистские эффекты, а что – оптимальной реакцией на вызовы эпохи. В любом случае здесь есть материал для дискуссии – тогда как выигрыш времени Сталиным – обстоятельство бесспорное и, возможно, спасительное для России. Как ни противно вашим историкам сослагательное наклонение, можно утверждать, что если бы «перестройка» стряслась лет на 50 раньше, она была бы необратима и русских уже не существовало бы.

За выигранные Сталиным десятилетия технический прогресс принципиально изменил расклады и сегодня, в случае появления национального вождя, ситуацию реально изменить за несколько лет, а за одно - два десятилетия Россия может стать недосягаема для любых конкурентов. Думаю, в этом не сомневаются ни наши западные доброжелатели, ни доморощенные цивилизаторы, спешащие использовать момент, чтобы втянуть нас в игру по чужим правилам и повязать множеством долговых расписок. Вот именно за эту возможность возрождения, которую выиграл для России Сталин,  он  и займёт в русской истории почётное место, как бы сейчас ни брызгали слюной демократы. Ибо в альтернативе у изуродованной революциями России была лишь ещё большая кровь, серое рабство и неизбежная гибель народа.

Смехотворно звучит школярский апломб, когда Вы объясняете нам, что оппонент Ваш «этнограф ну никакой!», ибо посмел сравнивать, что в  80-е годы в советской Средней Азии училось вчетверо больше детей, чем до войны, а в России – столько же. «Поймите, господин Шафаревич – вещаете Вы - с таким же успехом  можно обвинить Болдуина, Чемберлена и Черчилля за то, что население Англии с 1947 по 1997 практически не выросло ни на одного человека. А вот население Индии выросло раза в 4. Ларчик просто открывается, господин академик. Русские и англичане – нации урбанизированные, семьи у нас малодетные в отличие от азиатских, где 10 – 12 детишек – не редкость.» -   Да уж, какой бы этнограф ни был Шафаревич, вы - типичный советский этнограф… Попробуйте-ка покопаться  в той же БСЭ, сопоставьте плотность народонаселения Великобритании и России. Площадь у нас больше раз в 70, население – раза в два с половиной. Англичане стабилизировали свою численность на уровне, соответствующем наличию и характеру территории, принятому качеству жизни и современному развитию технологий. А у нас? Вы никогда не бывали в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке? Тайга, способная при хозяйском подходе прокормить не одну Англию, недра, похожие на сокровищницу из сказок Шахерезады, реки, на берегу которых европейский рыбак может от зависти помрачиться умом… И сотни километров от заимки до заимки, а по другую сторону границы – наши китайские братья по классу, пролетариат и трудовое крестьянство… Вы не догадываетесь, чем может закончиться такое соседство? Поинтересуйтесь у пограничников, что такое «пантовщики», «корнёвщики», «нелегалы», «контрабандисты», что такое «нахаловка» и что такое «шанхай»… Да что там пограничники – всё это уже распространилось далеко вглубь России. Только не надо про классовых изменников демократов – основы нашей демографической катастрофы заложены много раньше, когда ещё деды наших перестройщиков ходили в кожанках с маузерами и называли себя верными ленинцами и борцами с мировым капиталом. У нас ведь тогда тоже «семеро по лавкам» были нормой.   Кстати, посмотрите и на азиатские «традиции многодетности» через  2 – 3 десятилетия, когда наши бывшие братья проедят наследие русских оккупантов и столкнутся с реальностями суверенитета. Например, с китайской программой водозабора из Чёрного Иртыша, которая приведёт к опустыниванию половины Казахстана. Вот тогда и поговорим о традиционно высокой рождаемости у азиатов… Думаю, население Казахстана еще не скоро вырастет по индийскому образцу в четыре раза…
 Средства можно вложить в благоустройство и уровень жизни, как это было позволено прибалтам, или в увеличение населения, как в среднеазиатских республиках, а когда все средства откачиваются, получается то, что было у русских /сюда же я отношу украинцев с белорусами/, которые обеспечивали своим трудом и прибалтийский жизненный уровень, и азиатский демографический подъём, и научные достижения Армении, и расцвет грузинского кинематографа и многое другое – получаются разбитые дороги, города с недоразвитой социальной сферой, запустение и одичание в стороне от главных магистралей, неверие, усталость, пьянство, снижение рождаемости, вымирание деревень и угасание целых регионов там, где сто лет назад клочка земли незанятой найти было невозможно и все деревни звенели от детских голосов… Вы обвиняете русских, что первыми отказались от империи – а чему удивляться? Первому прогулка с ветерком надоедает тому, на ком едут.

С национальными вопросами я столкнулся ещё в начальной школе, но, прежде чем обратиться к этому, позволю себе небольшое поясняющее отступление. Мой отец работал начальником цеха. Планы, по обычаям тех лет, перевыполнялись, показатели росли и всё было, как будто, неплохо, но на одном из совещаний директор в резкой форме отчитал отца за то, что фонд заработной платы используется почти целиком, хотя в рабочих кадрах явный некомплект. До чего доходит – заключил директор – некоторые рабочие получают больше меня! Отец, человек резкий и самолюбивый, за словом в карман не лез – я, говорит, на два станка людей подобрать не могу, так что пожалуйста, приходите и зарабатывайте столько же, сколько они. Может, поймёте тогда, какой ценой люди дают план и прекратите свои накачки. Директор и сам знал, что производство опасное, оборудование изношенное, травматизм высокий, план напряжённый, но непокорность запомнил и с той поры стал особо опекать отца.

 Однажды директор своим приказом внёс пустяковое, казалось бы, изменение в налаженное отцом цеховое хозяйство. Отец попросил принять его и аргументировано объяснил, почему приказ надо отменить для обеспечения безопасности, но директор не уступал. Тогда отец в краткой речи изложил свои взгляды на производственные познания и методы руководства директора, послал его сразу к, в и на и написал заявление об увольнении, которое директор сразу же и подписал. Потом отец пришёл домой, прилёг и не вставал более полугода. Я был тогда ребёнком, но хорошо запомнил красивую машину и вежливых мужчин в штатском, которые несколько раз приезжали к нам домой и подолгу разговаривали с отцом, рассевшись на табуретках прямо у постели. Оказалось, буквально через несколько дней цех был полностью уничтожен аварией, которая до мелочей повторяла один из сценариев, приведённых отцом при последнем разговоре с директором, когда он убеждал отменить приказ,  да к тому же ещё отец в войну был войсковым разведчиком и имел разносторонний боевой опыт. Потом к нам домой приезжали врачи, осматривали отца и, видимо, решили, что в таком состоянии человек неспособен устраивать диверсии, потому что вежливые мужчины больше не появлялись. Авария была проведена по графе стихийных бедствий, а оплачивать бюллетень отцу, не работавшему на день заболевания, никто, разумеется, не собирался. Потом отца хорошо подлечила знакомая женщина-врач, с которой у него были тёплые, взаимоуважительные отношения после того, как она вырезала из его тела осколки немецкого снаряда.

Поднявшись на ноги, отец устроился на ближайший завод чернорабочим. Через некоторое время, ввиду острой нехватки младшего руководящего состава, его назначили сменным мастером, с каковой должности он и вышел на пенсию. Словом, со временем всё утряслось, но пока отец болел, у семьи был весьма сложный период, когда на иждивении мамы, рабочей-станочницы, оказалась прожорливая троица, не имевшая никакого дохода. Как раз в то время я вошёл в возраст, когда советских школьников принимали в пионеры. Однажды нам предложили принести деньги на пионерские галстуки. Сатиновый стоил 72 копейки, а шёлковый 95 копеек. Мне тогда хотелось попижонить в нарядном шёлковом галстуке и я попросил у мамы 95 копеек, честно сообщив, что в крайнем случае можно обойтись и меньшей суммой. Буханка хлеба тогда стоила 14 копеек и такой буханки всем нам хватало на целый день.

Старшая пионервожатая школы, готовившая нас в пионеры, часто повторяла, что этот радостный день останется в нашей памяти на всю жизнь. Не знаю, как с прочими одноклассниками, но относительно меня она угадала. 22 апреля несколько классов построили шеренгами у типового памятника Вождю, установленного на месте снесённой когда-то часовни. Погода выдалась совершенно собачья. Мы долго стояли без шапок, которые повелели снять ввиду торжественности события. Наконец, появилась какая-то толстая тётка и, энергично жестикулируя, сказала речь,  которая могла бы произвести на продрогший коллектив и большее впечатление, если бы половину слов не уносил ледяной весенний ветер. Когда наступил кульминационный момент торжества, я скосил глаза – и вдруг обнаружил, что вожатая повязывает мне на шею простой сатиновый галстук. Вот тут-то, попытавшись объяснить ей, что произошло досадное недоразумение, я и получил первый в своей жизни урок межнациональных отношений.

Оказалось, что одноклассница Женя – не просто цыганочка, а представительница веками угнетённого национального меньшинства, которому только советская власть дала возможность выйти на широкую дорогу светлой жизни. «Ты уже большой, - заключила вожатая – и понимаешь, что им сейчас очень трудно и мы должны им помочь!» - «…Другому трудно… Надо помочь…» Это мы, русские, понимали всегда. Мой шёлковый галстук отдали Жене, а её сатиновый, единственный на всю школу, достался мне. Пижонить в нём на фоне остальных было совершенно невозможно – он легко мялся, концы его постоянно сворачивались в сосульки, дабы не огорчать маму, я снимал галстук за два квартала от дома, засовывал в карман, что тоже не добавляло ему свежести – и в дневнике появлялось очередное замечание. Только не надо по примеру некоторых ваших однопартийцев проводить аналогии с власовцами, которые, дескать, в трудное для советской власти время тоже припомнили ей свои обиды – никакой обиды нет, я даже благодарен моей вожатой за то, что побудила задуматься на одну из жизненно важных тем. И 23 копейки на поддержку  угнетённого цыганского народа мне не жаль – я вообще не жаден до денег. Только вот не забывается почему-то, как измотанная непосильной работой, серая от постоянного недосыпа тридцатилетняя мама на убогой кухоньке отсчитывала мне те копейки, а за стеной лежал полупарализованный отец.

Другой урок тех лет тоже связан у меня с цыганами. Учились они не так скоропалительно, как русские, вдумчиво учились, основательно, сидя в одном классе по 2 – 3 года, так что 16 – 17-ти летний облом за одной партой с  10 – 12-тилетним мальчишкой не был исключительной редкостью. Надеюсь, не надо объяснять, какая это разница в таком возрасте? Как-то я бежал в магазин и был остановлен одноклассником цыганом, к которому меня постоянно «прикрепляли» для помощи по математике. Он был лет на 5 старше и на две головы длиннее. Поинтересовавшись, куда это я спешу и выяснив, что в кармане у меня лежит 84 копейки на три литра молока, он обрадовался – «Давай сюда! Мне на пиво надо!» - «Щас!»- послушно ответил я.

Моим образованием занимались учителя, знавшие каждый свой предмет, и отец, знавший жизнь. Он-то и объяснил мне, что бывают ситуации, когда следует бить сразу и тем, что подвернётся под руку. Трёхлитровый бидончик очень удачно пришёлся  как раз между глазом и ухом собеседника и он мягко опустился на четвереньки, бессмысленно глядя на меня расфокусированными глазами, как это бывает при чистом нокауте. -«Ещё – поинтересовался я – или хватит?» - «Хватит». - «Так я пошёл?» - «Иди».

В дальнейшем он старался держаться от меня подальше, а через месяц-другой попытался объяснить какому-то малолетке что такое оральный секс /впрочем, термин этот был нам тогда неизвестен, а сам процесс, известный только теоретически, носил более определённое и красочное название/, но ещё   до перехода к практической стадии мероприятия пацанёнок попросил отца объяснить ему какую-то неясность в этом вопросе, отец зашёл в школу – и просветитель цыган навсегда исчез из поля зрения коллектива. История та имела для меня неожиданное продолжение. Лет через десять я гулял в парке со своей однокурсницей. Погода стояла прекрасная, учебник по сопромату был засунут в самый дальний уголок сумки и настроение у нас было самое безоблачное. Вдруг из кустов вылез цыганёнок лет десяти, вразвалочку подошёл к нам и попросил закурить. Дальнейшее угадывалось без труда: -«…Ах, так ты ещё и не куришь…Ты зачем меня отталкиваешь…Эй, ты чего моего младшего брата обижаешь?!.» –Я ещё успел с грустью подумать, что проймы моего пиджака явно узковаты для предстоящих упражнений и до вечера он, твидовый, скорее всего не доживёт, но из кустов вдруг появились не многочисленные соплеменники юного курильщика, а такой же перемазанный пацан. - «Этого оставь – сказал он моему визави – Он бешеный» – и они скрылись. Спутница с интересом уставилась на меня, но я так и не припомнил в тот раз давнюю историю с вредным для цыганского здоровья молоком.

Я жил согласно представлениям моего народа. Учился, служил в армии, работал едва ли не во всех республиках бывшего Союза Нерушимого. Деревьев понасажал, домов понастроил, с сыновьями вот на полную развернуться не удалось, хотя возможности пока не утратил. Женя тоже жила согласно представлениям своего народа – с пятого класса бросила школу, гадала, подворовывала, рожала, получала льготы и пособия из прибыли построенных мною предприятий и опять рожала, рожала, рожала цыганят. Кто из нас жил правильнее? Думаю, я – хотя и не уверен, что сумею убедить в этом сегодняшнюю молодёжь. Мои заводы сейчас работают на немцев, англичан, американцев. Мои жилищные условия не могут служить убедительным аргументом  в пользу моих жизненных принципов. Моё высшее техническое образование и соответствующая ему штатная должность не позволяют выкроить средства на приличные велосипеды для детей – стоимость одного велосипеда  составляет примерно мой должностной оклад, а дети ведь ещё и есть просят раза  3 – 4  каждый день.

Женины дети уже взрослые, но на заводах они пока не работают – перебиваются как-то без общественно полезного труда. Торгуют домами и водкой, теперь, говорят, ещё и наркотиками, а кое-кто, якобы, поставляет бывшим прибалтийским братьям и недорогих русских рабов. Ездят они в иномарках, на худой конец в жигулях – какой цыган не любит быстрой езды? Живут в просторных домах или квартирах со всеми удобствами, широко и шумно гуляют, а подгуляв, любят пройтись дружной компанией по улице и встречные прохожие опасливо жмутся к заборам, пропуская эту крикливую, бесцеремонную орду. Мне дорогу пока уступают – то ли и впрямь хорошие физиономисты, то ли с памятью у них всё в порядке…
Только не подумайте, что я завидую чужим лёгким деньгам – поверьте, я не хуже них смог бы разбавлять технический спирт и воровать медь. Более того, я легко мог бы наладить такие способы ковать деньги, до которых этим ребятам никогда не додуматься. Только я понимаю, что правила игры сегодня таковы, что каждый «лёгкий» рубль  оборачивается для моего народа потерями и трагедиями – и мне это не подходит. А им подходит.

Вы не знаете, почему в сегодняшней России так неубедительно звучат проповеди про то, что воровать нехорошо?

И куда это за отчётный период подевались нормальные русские мужики, которые умели заставить любой сброд уважать на русской земле русские принципы – нравственности, общежития и дорожного движения? Кто несколько поколений подряд укладывал их в братские и безымянные могилы? Кто лишал их веры, опоры, веса в обществе, кто отстранял их от власти над ситуацией, заменяя самостоятельных и активных на послушных и исполнительных?

Приведу пример. В послевоенные годы один из прославленных командиров партизанских соединений, Герой Советского Союза, был назначен руководителем большой области и стал управлять так, что хозяйство круто пошло в гору. Когда область значительно перевыполнила планы сдачи мяса государству, партизан пренебрёг тем, что такого рода продукты распределялись исключительно по разнарядкам центра и распорядился выбросить часть сверхплановой продукции в продажу – пусть земляки порадуются общим успехам, увидав на прилавках не только сбой и свиные копытца, но и первосортное, дешёвое, доступное мясо. Его, конечно, похвалили за инициативу – и сразу забрали на повышение в Москву. Он потом до конца жизни заведовал архивом партизанского движения и не имел никакой реальной власти. Про такую напасть, как демократы, на Руси тогда ещё и не слыхивали.