Гипнотизеры

Владимир Озерянин
см.фото: Виктор Доля. Фото мое, во время посещения одного из ресторанов г.Одессы.
   
 Он привел солдат своей роты на амбулаторный прием. На улице стоял конец Бессарабского сентября. Днем еще было достаточно солнечно и жарко. Упарившись от беспрерывного потока «больных» десантников, выхожу из приемного отделения на перекур. Присаживаюсь на первую попавшую свободную скамейку, достаю из кармана брюк свои сигареты с фильтром. Всегда, по возможности старался без фильтра не курить, и ограничивал себя по количеству выкуренных за день. Халат одет на форменную рубашку, а брюки, естественно, заправлены в сапоги. Весь полк в сапогах. И доктора в этом не должны ни от кого не отличаться. А вдруг, через минуту тревога, война? Нужно будет мгновенно вылететь на захват вражеского правительства, например, а доктор будет в тапочках, что ли? Нет уж. Военный доктор  ВДВ СССР должен быть тоже всегда готов!

     Он чему - то насупившись усиленно прокачивал легкие дымом каких -то дешевых и вонючих цыгарок без фильтра.
 - Разрешите, товарищ прапорщик, присесть рядом с вами?- с полуприколом обращаюсь  к прапорщику,  по виду  ровеснику.
-Садитесь, доктор. Вы, наверное, из вновь сюда прибывших? - не поворачивая головы в мою сторону, баритонит он.
-Да, вот уже почти месяц скоро будет, как служу в полку. - я тоже прикурил и затянулся.
Помолчали.
-Вы лейтенант?
-Да, а что, заметно?
- Да как -то для лейтенанта уже не очень- то и молоды. Хотя  понимаю, что медики долго учатся.
-Так уж случилось, что прежде, чем стать курсантом, я послужил пару лет в том же звании, что и вы сейчас.
-Вот как!? - он снова глубоко затянулся и помолчал.После паузы, продолжил:
- И стоило ли это того, чтобы столько лет еще сушить себе мозги?
-В смысле?
-Ну, чтобы поменять две звездочки, расположенные вдоль погона, на те же звездочки, только теперь  поперек него?
-Думаю, что стоило.

-И что вы выиграли? - хмыкнул он, -Небось, на пятьдесят рублей больше, чем у меня? Плюс массу проблем и забот? Вон, к примеру, идет фельдшер, прапорщик Недялков, нашего возраста. Начальник аптеки медпункта. Уважаемый в полку человек. И не имеет никаких забот. Живет и служит в свое удовольствие.

-В чем то вы правы. Но я уже был в этой должности, и в этом звании. Кое - что знаю об уважении и отсутствии забот при ее исполнении.

-Вот как?  Так же, как и Боря Грозов, что ли? Ваш начальник медпункта.
- Да. Мы с ним прошли, примерно, одну дорогу. Только он на два года раньше меня прибыл сюда.

- Но я все равно  прав. У вас же работы сейчас выше крыши. Давно за вами присматриваю, полагаю, вам и  вздохнуть некогда. Начальников над вами больше, чем не балуй. Каждому нужно как -то прислужить, не обидеть, не задеть. Подчиненных тоже надо по головке гладить, а то  они в любой момент  могут пожаловаться. Больных вон ежедневно сотни. Не дай Бог кому -то не угодить, что- то проворонить. Тут же и прокурор нарисуется. Нет, не завидую я вам.

     Толи вот я, старшина РДО*. У меня один командир и начальник. Командир роты. Все остальные  мне по барабану. Ну, перед одним я как- то уж прогнусь, выслужусь. Подчиненные меня тоже уважают, потому что я им и папа и мама.
-Позволь не согласиться с тобою. У тебя тоже по вертикали огромная служба в полку. Почитай, десятка полтора офицеров, не меньше. А старшина, получается, у них один, ты. И любой из них может на тебя зуб заиметь. Согласен?

-Согласен, но и я не тот, на котором можно ездить.

- Ну, это уже качества индивидуальные.

Сигарета у меня догорела.

-Ладно, мы по виду, вроде, ровесники. Владимир! -представился я и протянул руку, спросив:
- А тебя?
- Виктор! - пожал он мне руку своей жесткой и сухой кистью. - Я с пятьдесят восьмого, а вы?
 Рукопожатие мне понравилось. Чувствовалось,что мужик с характером.
- На год старше, но считаю что это разница несущественная. Хорошо, при случае мы еще побеседуем, - говорю  ему и убегаю продолжать амбулаторный прием.

         Прошло время. Мы несколько раз сталкивались на территории полка, кивая друг другу или пробегая мимо  и не  замечая, занятые своими делами. Но однажды при встрече, он сообщил мне, что его отправляют в ДРА*. Ну, что же, тогда это было не в диковинку. Офицеры и прапорщики беспрерывно  то прибывали оттуда,  то убывали туда. Я пожелал ему удачи и спросил, знает ли он, что означает его фамилия в переводе с украинского на русский. К моему удивлению, он, уроженец николаевской области не знал, что Доля -  это на русском, судьба.
- А я думал, что это от слова доля, то есть часть чего - то.
- Конечно, можно и так интерпретировать,- согласился я. На том и разбежались.

   Прошло около года, он пришел в отпуск. Случайно встретились. Доля пригласил меня к себе домой в гости. Оказывается, незадолго перед отправкой в Афганистан он успел второй раз жениться. Квартиру ему выделили в одном из старых финских домиков. На территории первого военного городка. Дома эти были древние, ветхие. Они готовились под снос. На их месте вырастали новые, четырех -пятиэтажные корпуса. Семейным  офицерам и прапорщикам, побывавшим в Афганистане, худо-бедно, выделяли жилье в первую очередь. Вот и они с «молодой» женой приняли решение, что ему нужно получить фронтовые льготы. Слово молодой, я взял в кавычки потому, что у нее уже был большой ребенок. Это он мне сообщил так, между прочим.


 Никакого желания посещать чужую квартиру, с непременным в таких случаях употреблением вино-водочных изделий, у меня не было, но он уговорил меня тем, что покажет пачку фото из Афгана.  Других источников хоть что - нибудь увидеть с той не объявленной войны, тогда не было. И, на всякий случай, пообещал ввести меня в курс дела, мол, проинструктирует о том, как себя там вести, потому что времени окончания афганской кампании еще никто не знал. И, вполне вероятно, что в любой момент мне могли предложить туда отправиться.

   Пришли в его квартирку. Гнездышко было маленькое, но вполне уютное. Познакомился с его супругой. Она была из аборигенок. Смотрю, дама ушлая, из торгового сословия. Столик был сервирован мгновенно, не смотря на то, что я здесь оказался неожиданно. В разговорах под Каберне*, он вытащил с какой- то полки, завернутые в чехол, видно, подпольно нащелканные фото. По многочисленным рассказам я слышал, что чекисты не позволяли особо резвиться там с фотоаппаратом. Оказалось, по мутным, некачественным отпечаткам, и с его к ним комментариям, что службу там он проходил в качестве помощника коменданта на гауптвахте. А это армейское заведение в боевой обстановке чаще всего использовалось, как тюрьма. И не только для своих правонарушителей, но и для содержания в ней военнопленных.
 
   На некоторых снимках он позировал на фоне Кабульской крепости,  резиденции  президента Афганистана.  Возле каких- то пальм и бассейнов.  Но на большей части фото, в основном, он был постановочно заснят во время всевозможных пыток над  *духами*. На одних он отрабатывал на их телах приемы каратэ, на других, использовал душманов в качестве боксерской груши, на третьих, втыкал в их тщедушные тела ножи. Меня от лицезрения подобных картинок передернуло.
- Это, никак, все реально, не наиграно?- переспросил я его.

-Абсолютно все реально. Они с нашими,  еще и не то вытворяют, - отвечал хладнокровно он.

- Но ведь это же беззащитные,  не имеющие никакой возможности сопротивляться люди. Тем более что ведь не ты их разоружил в бою? -возмутился я.

- Ну и что? Их пленили наши бойцы, а достались они мне. Вот имея такую возможность, грех было не приобрести некоторые навыки.

      Я понимал, что спорить с ним о чем - то бесполезно, поэтому молча сложил фото в пачку, и отложил в сторону. Больше всего на них меня поразила абсолютная безучастность этих живых мертвецов. Они вели себя совершенно безропотно, даже не пытаясь хоть как -то уклоняться, прикрываться руками, или сопротивляться. Их глаза уже ничего не выражали. Такое впечатление,  что они еще дышали, но уже были мертвы.

   Посидев еще минут десять за столом,  я засобирался. Вскоре он снова убыл к новому месту службы. Прибыл Доля из Афганистана за пару месяцев до окончательного вывода наших войск из той южной страны. Через небольшой промежуток времени они с женой и маленьким ребенком переселились в трехкомнатную квартиру на втором этаже только что построенного нового дома. Я по -прежнему скитался еще на пятом, без воды и тепла, так как попасть на войну не успел, а потому и не заслужил улучшения жилищных условий.

        При одной из встреч Витя в доверительной форме беседы сознался мне, что,  якобы,  он открыл в себе дар обладания гипнозом.

-Да ладно тебе шутить, -отмахнулся я.

- Да нет, я всерьез, -насупил он брови.

- Ну, и как ты это обнаружил? - все еще не веря, но уже более доверительно,  поинтересовался я.
- Да дело было случайно и недавно. Был я в гостях у родственников в Одессе. С друзьями завалили в Гамбринус*. Там ни с того ни с сего зашел разговор о гипнотизерах. Я тоже что -о там говорил на эту тему. Все уже были во хмелю,  ведь употребляли не только пиво. И здесь на меня что -то нахлынуло, обдало жаром  по всему телу. Почувствовал прилив неведомой энергии, что ли. И тогда заявил честной компании, что а я ведь тоже могу.

- Чего ты можешь? -заржала одна из девиц за нашим столиком.

- Да вот могу, например, тебя загипнотизировать… Не веришь?

- Да ладно тебе заливать, Витя! Ты после семи кружек пива и трехсот граммов водки еще и не то можешь втирать, - продолжала она похихикивать.

- А вот приложи руку к стенке, - предложил я ей.

 - И что?

- Приложи, приложи, -настаивал я.

- Ну вот, допустим, приложила, -и она ее действительно приложила ладонью к шершавой, кирпичной кладке стены.
Я коснулся пальцем ее кисти.

- А вот теперь ты не сможешь оторвать руку от стены, пока я тебе не разрешу, - сказал с внушением  ей.

Компания вся тоже слегка напряглась. Никто моим словам и действиям естественно не поверил. Дама продолжала хихикать, но уже тише.

- А теперь давай, попробуй, оторви руку от стены.
 Она попыталась вернуть свою руку на место, но у нее ничего не получилось. Попыталась оторвать руку с помощью другой руки, но тоже безуспешно. Тут уж вся компания наполовину протрезвела, и у многих челюсти отвисли.

- И что теперь будем делать? -спросил кто - то из друзей. А я вспомнил, как в таких случаях поступают виденные мною когда -то гипнотизеры, и сказал:
 - Сейчас посмотрим.
Приложил свой указательный палец к ее кисти и произнес:
- На счет три ты сможешь забрать свою руку от стенки. Раз, два, три…
Смотрю,  она быстро положила руку на стол, все еще не веря в произошедшее чудо. Вот так это было в первый раз. А потом я уже проверил некоторые моменты на других подопытных и в трезвом состоянии. Все подтверждается.

- И что ты от меня хочешь?

- Я хотел спросить, может у тебя есть возможность, попробовать  применить мои способности в лечебном деле? Я задумался, но на одно мгновение.

- А что, есть у меня больной, с которым ты можешь попробовать. Хуже ему ведь не станет. А вдруг получится.  Я вспомнил об одном сержанте, который безуспешно пытался вылечить псориаз. И Доля после предварительного с ним знакомства и добровольного согласия оного занялся его лечением.

Но для начала я предложил ему, чтобы он продемонстрировал свои способности  коллективу медицинского пункта полка.  Собрались человек восемь медсестер, фельдшеров и врачей в кабинете приемного отделения. Пригласили пятеро солдат из числа стационарных больных. Я объяснил всем суть происходящего. Бойцы  огласились быть испытуемыми.

     Представление началось. Из пятерых уснуло двое. Это было что- то и с чем- то. Сначала я сам попросил провести тот самый  эксперимент с рукой на стенке, с которого у него все и началось в Гамбринусе. Но с некоторым усложнением. Предложил, чтобы рука загипнотизированного была приложена не к стенке, а к двери.Я все еще продолжал сомневаться в его способностях. Виктор попросил усыпленного прислонить свою кисть правой руки к двери, ведущей в кабинет перевязочной. На счет три, он не смог оторвать ее от двери, как будто бы она была к ней приклеенной. Когда солдат тянул руку к себе, дверь двигалась вслед за ней и наоборот. Такие движения были   повторены несколько раз. Все удивленно ахали. Гипнотизер и сам удивлялся такому происшествию. Затем все наперебой предлагали свои  всевозможные подвохи.  Налили стакан воды и  маэстро заверил его, что это стакан водки.
-Ты водку пить будешь?
-Буду.
- А ничего, что солдату запрещено употреблять алкоголь?
 Боец насупился, а затем промямлил, что сегодня ему можно.
- А если командиры увидят?

 Десантник начал быстро оглядываться по сторонам.
- А никто не увидит, - и он несколькими глотками проглотил стакан воды.
С кухни быстро принесли большую очищенную луковицу. Бойцу было внушено, что , мол, это сладкое яблоко, и он с аппетитом его уплел, тем самым закусив «водку»… Через пару минут его не на шутку развезло, он опьянел. Затем было еще ряд фокусов, которые предлагали сами зрители. Кто -то из бойцов подсаживался к нему в  воображаемую им «кабину», так как он по профессии был шофер. Ему внушали, что, мол, рядом с ним девушка и он ее обнимал правой, а левой продолжал крутить баранку. Ему было внушено, что его  преследует ВАИ*, и он, оглядываясь назад, и во все стороны, нажимал воображаемую педаль газа до полика, удирал от них. Когда все зрители от души насмеялись и все предложения иссякли,  наша лаборантка предложила еще один эксперимент.  Она зачитала какое -то четверостишие на английском языке, и тут же перевела его на русский язык.
Воина спросили:- Ты английский язык знаешь?
- Нет-.

- А какие -нибудь стишки на английском?
- Знаю один.
- Нам рассказать можешь?
-Да.
- А ну -ка расскажи.
И он внятно и членораздельно, слово в слово повторил только что услышанный стишок.

- А перевод знаешь?
-Да.
-Переведи.
И он также спокойно перевел.
- А откуда ты его знаешь?
- Не помню. Вроде, где -то в детстве слышал.
 После этого Доля разбудил солдата от гипнотического сна, предварительно внушив ему, что с ним ничего не происходило перед этим. Лично я на этом сеансе убедился, что возможности гипноза безграничные.


         После этого представления Виктор меня спросил, можно ли эти его способности как -то применить в моей лечебной работе.
-Да, пожалуй, можно попробовать.

 Я вспомнил строчку в учебнике по дерматологии. Там было сказано, что одним из немногих эффективных средств в лечении псориаза можно применить гипноз. А в полку как раз служил сержант срочной службы,  который страдал от этого заболевания. Даже его родственники в письмах выходили на командование полка с просьбой помочь их сыну. Вот я, недолго думая и предложил Виктору попробовать свои возможности. Тем более, что пациент давно созрел, и сам был готов на что угодно, лишь бы избавиться от напасти.
Долго возился новоиспеченный лекарь со своим пациентом, но к удивлению всех, кто знал, эффект был налицо. Болезнь отступила. Псориаз был излечен. Не знаю его дальнейшую перспективу, но через полгода сержант уходил на дембель с совершенно чистыми кожными покровами. Я сам его осматривал.

  Прошло с полгода. Будучи в полку с очередной проверкой, прохожу мимо ВДК* полка. На его крыльце стоит перекуривает майор Шиндоренко. Я с ним почти не знаком. Просто знаем друг дружку по службе в полку.



- Саша! Привет,-говорю я ему и бегу дальше. Он в ответ кивает головой и в догонку мне говорит:
- Владимир Кириллович! Можно тебя на минутку?
-Я весь внимание, -отвечаю ему, и притормаживаю свою обычно быструю походку.



-Я хотел тебе по секрету сказать, что у меня проявились те же способности, что и у Вити Доля.
- Да ну тебя, шутишь, что ли?
- Да нет, я серьезно.
-Давно заметил?
- Да вот, как стал присматриваться за Виктором, так и почувствовал, что тоже могу.
- Да что мне теперь с вами делать?- в шутку отвечаю ему, - так скоро вся ВДС* полка развалится, все переквалифицируются в гипнотизеры.

- Так я хотел спросить, может мне тоже как - то скооперироваться с Долем в плане лечения народа?
-Так я  ведь Долей не заведую. Он теперь сам по себе. Вот с ним и решай. А я могу только так, по мелочам вам подсказывать и  подкорректировать вашу работу.

На этом я побежал дальше, а он остался со своими размышлениями.
Через пару месяцев от кого -то случайно узнаю, что майор с прапором развернули бурную лечебную деятельность. Клиентура прет со всей Бессарабии и Молдавии. При случайной встрече спрашиваю Шиндоренка: -Как успехи?

И он на полном серьезе начинает рассказывать,  что благодаря вновь открывшимся у него способностям, теперь уже не знает куда деньги девать. Что его дети и племянники из сотенных купюр, как из карт, домики строят. Мне оставалось только пожелать ему успехов на новом поприще.

     Вскоре меня для прохождения дальнейшей службы перевели в 105 ВДД* в город Фергану. Там бы я может и забыл бы о своих знакомых, но ситуация на просторах СССР повернулась так, что пришлось возвратиться в Болград обратно. А тут как раз рядом, полыхнуло Приднестровье. В добровольном порядке все желающие офицеры и прапорщики влились в ряды местных ополченцев. Уже будучи на должности НМС* полка, встречаю на улице майора Шиндоренко.
- О, Кириллыч, приветствую тебя! Ты каким ветром в наших краях?
Мы здороваемся и обнимаемся. Я вкратце ввожу его в курс своего возвращения в дивизию и в полк в частности.
-Слушай, а тебе  наркота нужна? - задает он мне сногсшибательный вопрос.
- В смысле?
- Ну, как, вам же в медслужбе нужны обезболивающие препараты?
- Нет, не нужны.
-Как не нужны? Вы же при необходимости  обезболиваете, при операциях и тому подобное?
-Ну, да,  применяем, но у нас для этого и своих препаратов предостаточно.
- Ну, ты, если что, то имей ввиду, у меня этого добра два КАМАЗа под тент загружено. Могу один тебе пригнать.
- А у тебя это где?
-Ну, я же сейчас там, в ПМР* воюю.
- Ах, вот оно что! Я не знал. Спасибо Саша, мне ни к чему лишняя головная боль. Ты должен знать, видимо, что это препараты строгого учета и отчетности.
-Да ладно, там у нас нет никакого учета. Пригоняют целыми эшелонами различное, в том числе и медицинское имущество. И никакого контроля. Каждый расходует по потребности. Так что, если что, то ты только свистни, и я пригоню.
-Хорошо. Буду иметь ввиду.

    Это был 1992 год. Следующая наша случайная встреча состоялась аж в 2007 году в Одессе. Но об этом немного позже. Сначала мне на глаза попался свежий номер журнала «Красная звезда». Там была статья на целых двенадцать страниц, посвященная майору-десантнику Шиндоренко. Там, уже под влиянием "дерьмократических веяний" среди журналистской братии во всех цветах и красках описывались его подвиги.   Оказалось, что находится он в тюрьме, где - то аж в Екатеринбурге. Взяли его с подельниками все там же, на территории той непризнанной  Приднестровской республики. Арестовали за торговлю стрелковым оружием в больших масштабах. А далее расписано, как его хотели изнасиловать в камере. Как он в одиночку избил всех своих сокамерников. После этого его перевели в карцер, под усиленную охрану, но он ЗАГИПНОТИЗИРОВАЛ всю свою стражу. Снял себя наручники и ими же приковал уснувших к решетке. Сам спокойно сходил в ближайший булдырь, выпил, закусил, еще и с собою принес в камеру. Снова заковал себя в браслеты. И так далее и в том же духе. Мол, вот какие они, настоящие советские десанты!

        Доля тоже время не терял даром. Началась эра  девяностых. Накопление первичного капитала, хапок. До сих пор  я так и не знаю, то ли с молчаливого согласия командования, то ли,  имея свою долю от прибыли, но  они позволили ему совмещать несовместимое. Числился на службе, а все время пропадал для меня неведомо где. Доходили слухи, что подрабатывал рэкетом. Меня в свои дела не посвящал,  во мне тогда он вовсе не нуждался.

     Но вот однажды  наступила и развязка. В одном из Одесских ресторанов, он  со своими дружками   отрывался напропалую. Надо заметить, что Виктор в свое время закончил музыкальную школу. И даже очень  умело, под гитару  копировал исполнение песен  Высоцкого. Но в тот вечер все у них пошло наперекосяк. Патрульные менты попросили их вести себя поприличнее. На что они отреагировали по своему обычаю. Послали их вдаль. Завязалась перепалка. Кто - то из дружков в потасовке отобрал  ПМ* у одного из сержантов и двумя выстрелами лишил милиционера жизни. То да се, да трали вали.  С его слов, он не убивал. Но, видимо, сел за соучастие. Вместо Канар на нары. Менты за своего, по обычаю, мстили долго, пока шло следствие. Истязали по - настоящему. Живого места на нем не осталось. Когда засветил срок на всю катушку, первой обо мне вспомнила его жена. Прибежала  в штаб дивизии. Так и так, мол, выручай!
- А чем я могу помочь?
-Ну, ты же можешь, нарисуй ему справку, что он был психически больным с детства.
 У мадам были гипертрофированы понятия о моих возможностях. Пытаюсь объяснить, что это в принципе невозможно, а она ни в какую. Так и не поверила. Обиделась навсегда, что я, мол, отказал «другу».


   Через год, когда его стали мучить адские боли головы, пришла мне малява и от него из зоны:
- Володя, помоги! Пришли мне церебролизин и одноразовые шприцы.
 Так как у нас такие препараты по снабжению не идут, пришлось искать, покупать и отправлять через его «связных». А что делать? Дружба ведь. Сидел он немного и немало- восемь лет. Вышел досрочно по УДО* за «примерное» поведение. За эти годы написал мне пару десятков длинных писем. Как, оказалось, красивым каллиграфическим почерком. На разные дозволенные тюрьмой темы.  От слезливо-повинных  в начале срока, до высокомерно-покровительственных в конце такового. И о тоске - печали, и покаянные, и о тюремном быте. Все эти годы бывшие сослуживцы по полку собирали и отправляли ему постельное и нательное белье, сигареты, сухпайки. Я, по его просьбе, соответственно, добавлял в те передачи, различные медикаменты.    Особо его рассмешил стишок, видимо, он нашел в нем некие ассоциации со своей судьбой, который я как -то отправил ему под конец срока в одном из писем:

Родившись на брегах Невы,

Онегин был кумир братвы.

Наследство получил от дяди ,

а там понятно: водка, карты, бл@ди...



И тусовались бы не слабо,

Когда бы, как всегда, не бабы.

У Вовки Ленского был глюк,

Что его тёлку клеит друг.



Вовану Женьке б дать по роже,

Да западло, понты дороже.

И молвил он: "Сошли с базара,

Наш спор решат лишь два "Макара"* *



У предков эта канитель

Именовалася - дуэль.

Теперь нам трудно их понять,

Нет, чтобы киллеров нанять!



И вот друзья назначив стрелку

Пришли вдвоём на перестрелку.

Онегин бахнул из ствола

И Ленский помер. Все дела.



Ещё в поэме есть Татьяна,

Но с ней любовного романа.

Онегин так и не завёл-

Её другой козёл увел.



Он к ней зашёл ещё потом,

Весь в гайках и в голде с крестом.

Крутой, как берег Иртыша,

Но ей важней была душа.



Обломом кончился разбор

И он уехал за бугор.


Учтите молодые читатели, это еще был самый конец прединтернетной эпохи. Мобильников тоже не было, почти. Он мне писал, что вся зоновская братва, ухахатывалась от этого стихотворения.


       За суетой прошло и это время. Бегу как- то на маршрутку по Одесскому автовокзалу. И вроде, как слышу знакомый, но давно подзабытый голос, зовущий меня по имени. Оглядываюсь вокруг, и вдруг замечаю знакомую, но совершенно неузнаваемую фигуру. На лысой  тыковке головы торчали огромные  (так показалось) лопухи хрящеватых ушей. Запавшие, давно не бритые щеки и выпиравшие из орбит блестящие глаза. Они смотрели на меня неуверенно, сомневаясь, что это я. И тут до меня дошло, что так сейчас может выглядеть только один из моих знакомых.
-Витя ты?

Он стоял в окружении себе подобных, но, видимо, вышедших на волю намного раньше. Они   смотрели на меня, как на пришельца из иных миров.
- Да, Володя, это я, - и раскинул руки для объятия. Пришлось обнять, и мы потискали друг дружку. У меня времени было в обрез. Маршрутка отправлялась с минуты на минуту.
- Давно? - задаю ему недвусмысленный вопрос.

-Вчера.
-Где и как? Куда намерен двинуть?
-Пока у друзей. На днях к матери. Она у меня проживает в городе Вознесенске.
- У тебя мобильного еще нет?
-Нет, я еще даже не в курсе, как им пользоваться.
- Ничего, это ты скоро освоишь, - и даю ему свою визитку.- Здесь есть все мои координаты. Созвонимся.

 И уезжаю.

    После конкретной посадки мужа его бывшая особо горевать не стала. Пригрела на своем «роскошном» лоне следующего, а потом и не одного, как Виктор мне лично рассказывал. Он приезжал к ней, но только ради сына. Она предлагала разделить совместное ложе, но он воздержался. На постоянное жительство задержался в Одессе. Бывшие дружки с их темными делами, снова  плотно засосали его в свой омут.

    Собрался я как -то в одесский госпиталь на запланированную стационарную диспансеризацию. Созвонились, и он встретил меня на ж.д. вокзале с поезда. Теперь он уже имел вид  вполне сытого и благополучного  мэна. Пересели  в огромную легковую лайбу. За рулем был кто -то из его дружков и еще парочка таких же, постоянно суетившихся  рядом с ним. Он предложил съездить в «их» ресторан, отобедать. Я согласился. Приехали к какому -то приземистому одноэтажному зданию, с довольно обширным двором. Но так как была  уже глубокая одесская осень, дворик выглядел сиротливо. Платаны и каштаны избавлялись от последних листьев. Было мокро и сыро, как обычно на морском побережье в это время. Название заведения было какое -то азербайджанское, уже не помню. Вдруг из двери выскочил упитанный мужчина и с распростертыми объятиями кинулся ко мне обниматься. Ну, я не стал упрямиться и тоже его приобнял. Сразу же догадываясь, что он меня с кем -то перепутал. Он еще продолжал трясти мою руку и лепетать что - то на вроде
 того, что как он рад меня видеть в своем заведении. Доля в это время стоял в сторонке с безучастным видом.

- Проходите, проходите, гости дорогие, -бормотал с сильным азеровским акцентом хозяин,  изображая радушие, и побежал впереди нас внутрь заведения.
- Вить, а че это было?- поинтересовался я.
-Да ты в своем длиннополом кожаном пальто и фетровой шляпе кого угодно введешь в заблуждение, - захохотал он, а дружки дружно поддержали его своим жеребячьим ржанием. -Я кстати себе собираюсь купить такое же. Чтобы как у Высоцкого.
-А ... понятно. И что же теперь делать? Как мне себя вести?- поинтересовался со смешком я.
- Да, делай вид, что ничего особенного не произошло. Это же наш подопечный кабак. Хозяин регулярно отстегивает нам процент за «охрану».

       Мы прошли внутрь, я снял свое пальто и шляпу в гардеробе. Хозяин уже ждал нас возле столика. В течении двух часов мы с умными лицами непринужденно откушивали. Публика с интересом "зыркала" в нашу сторону. Я впервые в жизни исполнял по неволе, роль Дона Карлеоне. Половые шестерили возле нас с особой тщательностью. В процессе общения Виктор предложил переночевать у него дома. Я не отказался, так как  в госпиталь вполне успевал и завтра. Доля рассчитался за ужин зеленью. Снова сели в его карету и поехали в один из спальных районов Одессы.

  По дороге заехали в маркет. Я хотел прикупить чего- нибудь на ужин, чтобы не идти с пустыми руками в гости. Набрал всевозможных яств и напитков, но когда подошли к кассе, мой визави в категорической форме настоял, что платит он.
- Вот когда я приеду в гости к тебе, то будешь ты меня угощать. Хорошо?
- Ладно, - согласился я.
Поднялись лифтом на какой - то этаж. Квартирка была маленькая, двухкомнатная. Он ее временно снимал со своей молодой, симпатичной сожительницей. Снова, втроем поужинали. Засиделись до поздней ночи. Он показал мне удивительные складни- трехстворчатые деревянные иконы. Искусно изготовленные зоновскими мастерами и подаренные ему на память друзьями -сидельцами, а еще ножи и прочие поделки. Один ножик он мне тут же и подарил. Перед сном, раздевшись продемонстрировал  и другие «шедевры», татуировки на его теле. И объяснил, что каждая из них значит. Кроме тату, на его коже была и масса всевозможных рубцов. На память о сизо и допросах. О них он особо распространяться не стал, но при этом,  как бы между прочим похвастался, что его зоновская кличка  «Ариец». Хозяева постелили мне в соседней комнате на новомодном тогда, высоком надувном  диван- матрасе.
 Утром Виктор доставил  меня к проходной госпиталя на личном авто, будучи сам за рулем.

     Через две недели после моей выписки мы снова встретились на КПП госпиталя. Сначала по его предложению посетили Пантелеймониевский собор в районе ж.д. вокзала. Там Доль щедро ставил свечки кому- то из  «своих» святых и усердно крестился. Затем мы пошли прогуляться по центру города. До моего отъезда еще оставалось пять часов.

   Недалеко от рынка «Привоз» он спохватился, что у него нечем прикурить. Я на то время уже смалить прекратил. Предложил заглянуть  в какую- то ближайшую забегаловку, купить спички или  зажигалку. Зашли в какой - то кабачок. Я остановился у двери, он подошел к барной стойке. В небольшом зальчике было немноголюдно.

 За одним из столиков рядом со стойкой сидела уже подвыпившая компашка относительно молодых людей. Вдруг одна из дам за этим столом стала тыкать указательным пальцем правой кисти в мою сторону и орать:
 - Это он!
-Кто он?- стали спрашивать  ее собутыльники.

- Он! Это тот? который выгнал меня со службы! Из-за него у меня случился выкидыш! – визжала не унимаясь  пергидрольная блондинка.
-Может ты обозналась?- еще пытались ее утихомирить компаньоны. Я эту мадам вспомнить не мог, но не исключал, что где- то ее, действительно, видел. Виктор в это время уже купил зажигалку и прикурил.
- Да нет,  это точно он! - не унималась красотка. -Миша! -завопила она диким визгом, - Бей его!
Орала, протягивая к моему лицу острые, ярко накрашенные  красным лаком когти, затем рывком кинулась ко мне из-за столика. Я выставил вперед локоть левой руки, отстраняя от себя разъяренную фурию. Смотрю, из- за столика начал выползать,  видимо, хорошо нагрузившийся пивом с водкой, Миша, злобно зыркая в мою сторону. Доля в это время, нервно хлопая ладошкой по поверхности стойки, тоже рявкнул:- Водки! Водки мне!

- Сколько?- смутившись,  спросил бармен, видимо, тоже нервничая из-за внезапно разгоревшегося скандала.

-Стакан! Бегом!
Бармен мгновенно опрокинул бутылку горлышком в двухсотграммовый гранчак. Доля в это время аж подпрыгивал от нетерпения. Схватив наполненную тару, одним мгновением ее опустошил, и тут же с полоборота зацедил, все еще окончательно не вылезшему из-за столика, тому самому Мише в фейс. Тот резко опрокинулся навзничь.  Лахудра, которая пыталась разодрать в клочья мою витрину, завизжала на весь бар, как будто это она получила сокрушительный хук по своей наштукатуренной облицовке. И тут же попыталась взять реванш, продолжила меня атаковать. Ну, с ней то справиться проблем не было. Я захватил ее правую кисть, завернул всю конечность  за спину и усадил за столик. Еще один из их компании предпринял попытку подняться из-за стола.
- Только дернись!- предупредил его Виктор, - будешь лежать рядом с другом!
 
Обернулся ко мне:
- Володя, пошли отсюда. Какой- то кабачок негостеприимный. И мы неторопливой походкой вышли на тротуар.

- Что это было?- отдышавшись, спросил меня Доль.

         - Был у меня когда-то предшественник на моей должности, во время раздела дивизии. Молодой майор Белобородько, холостяк. Вот он по доброте душевной, видимо, за благодарности в натуроплате, как пылесос, засосал с Болградских тротуаров всю шваль, получается. Представляешь, без медицинского образования набрал девушек на должности санитарных инструкторов рот и батарей?  Мне, соответственно, пришлось расхлебывать и
увольнять их. Вот и затаили некоторые на меня, черную «благодарность».
- А, ну тогда понятно. А то я не сразу и врубился, что произошло, - хмыкнул Виктор.

- А водка тебе зачем была нужна, -тоже с ухмылкой спросил я.

  -Так это я, как тот конь, который стучит копытом перед боем, мне нужна иногда такая подпитка, для разогрева -рассмеялся Доля в ответ. Через минуту мы уже забыли об этом инциденте.

       Зашли в район  «Привоза». Оказалось, что у него здесь чуть ли не каждая третья торговка – приятельница,  и они  знакомые с детства. Он хоть сам родом и из Вознесенска, но в детстве и юношестве много лет прожил у родственников рядом с этим известным рынком. У одной из них он купил креветок  и они о чем-то вспоминали. У другой  приобрел зарядное устройство к мобильному телефону,  а с третьей  о чем- то пошептался,  и  даже пошел тут же через дорогу к ней  домой. Соответственно, и меня  потащил за собой. Так мне неожиданно довелось хоть краем глаза посмотреть на то, как живут коренные одесситы.

     Квартира - в коммуналке. Все кто что -либо видел о таких квартирах в фильмах или в «маски-шоу»,  здесь  все было в натуре. Как по мне, так - невыносимая скученность: узенькие проходы в коридорах, заставленные и завешанные всем, чем угодно, стены и полы. От ненужных в Одессе лыж, до клеток с попугайчиками. Фикусы и герани, столики и стремянки, но было заметно, что  для него - это родная стихия. Он уверенно, как рыба, лавировал между этими тазиками и велосипедами. Мне же, чтобы  пройти между всеми этими преградами,  нужно было изворачиваться и приседать. Здесь он в течении получаса тоже решал какие -то свои вопросы с серыми личностями. Мне предложили безучастно посидеть на откидном стульчике, как в вагонном проходе. Пришлось терпеть.  Туда-сюда шмыгали дородные, размалеванные  женщины в лосинах с бисером и блестками. Мужчины были попроще, в джинсах, которые висели на их задницах, как на заборе из штакетника, и в застиранных, неопределенного цвета  сорочках. Зато  все были преисполнены кичливости,  они  ведь одесситы, настоящие.


    Через полчаса ему кто - то позвонил, он пообщался по мобильному и мы вышли на улицу.  Скоро к нам присоединилось несколько человек из его «бригады». Уже на автомобилях переехали и припарковались в районе Куликова поля. По подземному переходу перешли на ж.д. вокзал. До отправления моего поезда еще оставалось пару часов. Было решено провести их в вокзальном ресторане, но проходя мимо сувенирного бутика, я спросил у своего  корефана:
- А  что подарить  тебе на память?
 - Да не заморачивайся, выбери чего - нибудь  попроще, - ответил он.
И тогда я купил сувенирную, плоскую, с изгибом  по телу, карманную флягу.
-Во! Теперь я буду носить ее  постоянно наполненной, она будет согревать мне сердце, как память о тебе, - притворно обрадовался он, принимая подарок.

  Заняли места за столиком ресторана. Почти ничего  из алкоголя не употребляли. В основном, говорили на разные темы. Его компаньоны относились ко мне настороженно, поэтому, в основном, помалкивали. Я был не их поля ягода. К ним периодически звонили и иногда подходили какие- то такие же темные личности,  как и они сами. Хотя, постепенно и у них языки развязались. Стали вспоминать, о том,  где, кто, кого из их общих знакомых на днях кто - то подрезал, кого взяли менты, но мне их темы были совсем не интересны. Я уже мечтал о своей полке в купе. Правда, имея под рукой фотоаппарат, ненавязчиво пару раз их всех сфотографировал, на память. Они бросали неодобрительные  косяки, но видимо, Доля  сдерживал их от возмущения. Типа, ну чего с него возьмешь? Он не наш, мол, не ведает, что творит. Пусть балуется. Наконец, все дружно проводили меня в купе. Это был мой последний визуальный контакт с Виктором.

   Но я еще выяснил у него, где сейчас находится и чем занимается  наш общий знакомый, его бывший напарник  по гипнозу Шиндоренко. Оказалось, что Саша по -прежнему живет в Екатеринбурге после отсидки, но частенько наведывается сюда в Одессу. По своим «целительским» делам. Вот и сейчас он здесь. Тут же ему позвонил,  дал трубку мне. Мы  перекинулись парой слов, договорившись, что еще созвонимся и встретимся.

       Так и случилось. Где -то через полгода я был в Одессе по делам служебным. В свободную минуту позвонил, и оказалось, что он здесь. Договорились о месте и времени, куда он может подъехать. Со слов Доля, Шиндоренко не слабо раскрутился со своим бизнесом. Оказалось, закончил в Киеве какие - то курсы гомеопатов, совмещая силу гипноза с микропилюлями, «успешно» лечил верующую в него публику. Доля даже  меня  пытался убедить, что Шиндоренко реально излечивает пациентов.  Он подъехал к месту парковки на огромном легковом «Хьюндае» с правым рулем, что сразу же меня смутило  в успешности его бизнеса. К этому времени мы уже не виделись  с десяток лет. Поручкались, потискали друг дружку в «дружеских» объятиях. Он предложил проехать к нему на съемную офис-квартиру.

     Приехали и прошли в небольшие апартаменты. Он продемонстрировал мне свой приемный кабинет и свои методы работы. В тот период он активно изгонял у пациентов глистов и прочих паразитов , которые, якобы, оккупировали их организмы, и от них были все их текущие беды-заболевания. Сначала он предлагал каждому внушаемому клиенту на широком экране монитора просмотреть видео об этих самых червях- паразитах со всякими ужасно-страшными картинками. Затем, когда клиентом овладевал страх и трепет, он под легким сеансом гипноза внушал, что только его  чудесные микропилюли излечат  и помогут. После чего и "впаривал" их «больному» за определенную сумму.

 Глядя на мое скептическое выражение лица, Саша  занервничал:
- Подозреваю, что ты не веришь моему методу лечения. А ведь мы с Долем, считаем тебя, чуть ли, не нашим  крестным отцом. Ведь это ты первым благословил нас на этот путь!

- Не, ну это ты, Саша, преувеличиваешь. В свое время я вам только подтвердил, что и в официальной медицине, есть место гипнотическим методам лечения, - стал оправдываться я. - Да, я составил вам примерный пошаговый план кратких речевых нагрузок по тому или иному заболеванию. А дальше вы уже меня никогда и ни о чем не спрашивали.
- Ну, вот вы, ортодоксы, никогда не признавали нас, целителей, за полноценных и полноправных медиков. А ведь мы реально излечиваем больных.
-Целителей нет.  Бывают опытные психологи и ловкие манипуляторы, -раззадоривал я его. - Народные целители,имея огромный эмпирический опыт, могут иногда  помогать врачам традиционной медицины в лечении больных и пострадавших, но не имеют права подменять их, а уж шарлатанам вообще нет места в лечении человеческих недугов. И ещё, не следует порой обманывать пациентов, вселяя в них радужные надежды. Ведь разочарование и отчаяние их, узнавших правду, не служит делу исцеления и не помогает процессу излечивания.
-Нет, а вот я  считаю, что вы, традиционалы, совершенно  оторвались от реального процесса лечения больных и витаете в облаках. Мы же твердо стоим на ногах древней, настоящей народной медицины…
И это говорил мне человек, купивший поддельные корочки врача в подземном переходе на Крещатике, потому что без такого «диплома» их не принимали даже на те курсы гомеопатов, которые он, якобы, окончил. Бывший  рядовой офицер воздушно - десантной службы, случайно обнаруживший в себе задатки гипноза, со временем возомнил себя лекарем.  У меня просто не было времени и желания с ним спорить и переубеждать. Оставшись недовольными друг  другом но,  изображая взаимную вежливость, на том и расстались.

     Прошло еще с полгода и от Виктора стали появляться тревожные звонки. Он все чаще жаловался на сильные, не проходящие боли головы. Я звонил  и уговаривал своих  коллег-однокурсников в Одесском  госпитале, чтобы его посмотрели. Там его, конечно, принимали, но так как даже медицинскую книжку военнослужащего  он где - то потерял, то без какого- либо усердия.

     Прошел он консультации невропатологов и нейрохирургов. Сделали ему томографию головного мозга. В результате там была обнаружена большая опухоль. Она образовалась скорее всего в результате бывших кровоизлияний во время допросов в СиЗо. С каждым очередным его звонком, речь Доля была все более невнятной и спутанной. Последний раз он уже сам говорить не мог, его переводила сожительница. От операции его отговорили по причине неоперабельности опухоли. Она была плотно переплетена с тканями мозга. Еще через месяц он умер.
Похоронили на малой родине, в Вознесенске.



РДО*-рота десантного обеспечения.
ДРА*-Демократическая республика Афганистан.
Каберне*-популярный в Бессарабии сорт вина.
Духи*-душманы,афганские ополченцы.
Гамбринус*-известный по произведениям  А.Куприна-одесский пивной бар.
ВАИ*- военная автомобильная инспекция.
ПМ*-пистолет макарова.
…наш спор лишат лишь два «Макара»*-пистолеты Макарова.
УДО*-условно досрочное освобождение.
ПМР*-Приднестровская Молдавская Республика.
ВДК*-воздушно десантный комплекс.
ВДС*-воздушно десантная служба.
ВДД*- воздушно десантная дивизия.