Жизнь Авраама. 9. Спасение и суд

Андрей Крючков 1
Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

Ветхозаветная троица.

У Авраама и Сары долго не рождался сын. Но и от грехопадения до Боговоплощения прошли тысячи лет, и Христос Спаситель появился, когда народы проявили свои некоторые особенные дарования, а некоторые исчерпали их. И вот, человечество на границе исчерпания своих сил, наконец, приняло Христа. Так и Авраам прошёл долгий путь и проявил особенные дарования. И он должен был ещё что-то открыть в себе. А это должно быть спасением ближних из Содома. После обрезания (Закона), настало время Суда. Содом – это прообраз Страшного Суда. Но время Суда, это и время спасения некоторых людей. Так будет и с пришествием Христа. Авраам исполнил дела Закона, и затем он является как заступник за содомлян – это дело спасения. Лишь только после Спасения – Суд. Суд будет последним событием человеческой истории. Но центральное – спасение человека.
В деле Спасения Аврааму явилась троичность Божества в образе ангелов, и Авраам догадывается, что это образ Бога ДО его Воплощения. И именно такая встреча Авраама с человечностью Бога, даст ему дерзновение к спасению ближнего из Содома.
Авраам сидит при входе в свой шатёр днём и ждёт странников. Это была ревностная милость. И он увидел трёх мужей. Однако духом он видит Единого. Авраам просит Сару приготовить угощение, и берёт масло, молоко и телёнка, а так же предложил хлебы «пред лицо их». Это символизирует предание себя Господу. Это сцена религиозного служения. Господь принёс весть Аврааму, что Сара будет иметь сына во чреве. И Господь спросил: «Где Сара?». Это напомнило: «Адам, где ты?».
Авраам и Сара были дней преклонных. И о чуде этом будет упомянуто в связи с рождением Иоанна Крестителя. Но Сара рассмеялась сама в себе. И Авраам рассмеялся, но в радости о сыне. Однако у Сары был смех недоверия. А имя «Ицхак», будет дано в напоминание о том, что Бог видит смех и верующего и не доверяющего. «Разве изнеможет у Бога Слово?», говорит Господь Саре. Ведь Слово делает окаменевшее живым.
Чтобы у Авраама и Сары родился сын, они должны телесно обновиться, как скрижали Завета в будущем. А как Христос после Воскресения проходил сквозь стены и вкушал от трапезы со всеми? Так же как от хлеба и вина апостолы вкушали тело и кровь Христову. Так же и Авраам и Сара, не способные к деторождению, зачали и родили. Всё это есть Таинство, что вполне явилось в Новом Завете. А основание всех таинств – соединение Творца с творением, бесплотного с плотью. Это есть вочеловечивание Первообраза. И когда бесплотный ангел вкушал трапезу у Авраама, то Бог показывал своё грядущее Воплощение. Поэтому, весь этот эпизод без Нового Завета просто НЕ ПОНЯТЬ. Авраам всё принял, а Сара испугалась, когда отреклась от своего сомнения и лжи, как Адам после грехопадения: «…ибо убоялся, ибо наг есьм». Она такой радости, как Агарь от Богообщения не получила, и должна будет пройти испытание.
Итак, Господь, явившийся в трёх лицах у дуба Мамре, сказал Аврааму о том, что в начале – Закон, потом – Спасение, а затем – Суд.

Грех содома и ходатай о спасении.

Лик Троицы обратился к Содому и Гоморре, и два ангела двинулись, чтобы войти туда. Господь же, в лице третьего ангела, говорит с Авраамом. Кара небесная уже надвигается на эти города. Однако Суду предшествует Милость. Господь напоминает Аврааму своё обещание сотворить его в народ великий, но не повторяет этого точно. И нечто новое в словах Бога будет существенно, а именно то, что Авраам «бытием будет» в народ. Это значит, что он не может не быть народом великим, ибо с Богом человек усваивает Благодать, и сам человек становится источником Благодати, воды живой, как сказал Христос, которая потечёт из чрева, ибо он усваивает её как пищу, или как женщина семя. Из пищи происходит крепость, а из семени – жизнь, а от веры – вера. Здесь опять Ветхий и Новый Заветы едины по утверждению свободы человека НЕ ГРЕШИТЬ. И Авраам необыкновенно дерзновенен в своём разговоре с Господом об этой свободе.
Господь познал Авраама до конца, ведает его и видит как единое целое. Но Бог не видит то, что не хочет видеть. Нечестивых Он не спасает, ибо они не хотят видеть Господа. Бог обращается к Аврааму в 3-м лице, как и к себе, ибо они уже новая общность: Авраама посетила Троица, и он Её принял, и в нём возникло новое самоосознание его веры: «Я познал его ради того, что он заповедает сынам своим и дому своему после себя, и они сохранят пути Господни, чтобы творить правду и суд». И после этих значительных слов об Аврааме, воля Божья поворачивается на Суд. Бог слышит вопль греха, тот же, что от греха убийства Каином Авеля. По этой же причине и строители вавилонской башни, посягнувшие на Небо, были рассеяны. Теперь этот же вопль Господь слышит от Содома. Это третий случай каинского греха. КАИН, ВАВИЛОН, СОДОМ – три разновидности крайнего каинского греха. Каин противник того, чтобы отдавать Богу всё, т.е. противник Нового Завета. Во всех трёх видах греха – отрицание своей человеческой природы, ибо Каин пошёл ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА. Вавилонские же строители захотели ПЕРЕДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКА – «…сотворим себе имя». Однако они не ведали, что творили, и Господь сошёл в милости, чтобы рассеять их. В Содоме же творческих замыслов не было, и богоборцами они могли не быть, однако то, что они делали – это узаконенный разврат, потому, что жители Содома ПОТЕРЯЛИ ЧЕЛОВЕКА в своей сытой жизни. И это стало ГОРДЫНЕЙ, ПРЕСЫЩЕННОСТЬЮ, ПРАЗДНОСТЬЮ И НЕМИЛОСЕРДИЕМ. Дух Каина возрождается сначала в Вавилоне, потом в Содоме.
Воля Божья поворачивается на Суд, для которого нужно свидетельство, т.к. будет следствие. Бог сходит и приближается, чтобы посмотреть на них. Как и в Вавилоне, это взгляд милостивый, и милость – самое серьёзное испытание. И тот, кто говорит сейчас с Авраамом, в будущем воплотится как Христос, и сойдёт, и увидит, и познает на себе всё именно как человек, и всё то, что происходит в человеке: даст проникнуть в себя бичу, тёрну, гвоздям, копью и смерти. Это будет познание Богом человечества в том виде, в котором оно оказалось.
Сейчас же в Содом войдут два ангела в облике человеческом, и познают на себе каковы дела содомлян, которые захотят «познать» юношей-ангелов. Так посягают на небесную красоту, и таковое свидетельство далее войдёт в Закон – двоих или троих.
Авраам же не пошёл в Содом. Он остался с Богом и беседует с Ним. Авраам выступает заступником за жителей перед Богом: «Неужели СМЕТЁШЬ праведного вместе с нечестивым?» - вопрошает Авраам. Не правильный перевод этого места как «ПОГУБИШЬ», ибо не Господь причина гибели. Авраам «торгуется» с Богом за землю и окрестности. Это дерзостно. Он вопрошает Суда, но со страхом Божьим, начиная свой «торг» с 50 праведных. Бог милует. Тогда Авраам снова приступает, говоря: «Я земля и пепел пред Тобою», что является началом и концом земной жизни человека. Он продолжает «торговаться» и доходит до 10 праведников. Бог соглашается помиловать город при 10 праведниках и отходит от Авраама, так как завершает говорить, ибо Милость Божья живая, а всё живое имеет свои границы. Причина же тому такая, что не было в Содоме и 10 праведников, а только 4 – Лот с женой, и две их дочери. Так и в допотопном мире не было 10 праведников. Лишь в 8 душах сохранил Бог семейство Ноя. А Содом ожидает следствие и Суд.

Суд над содомом.

Лот повёл себя как Авраам, встречая двух ангелов и приглашая к себе в дом. Оказывается, что можно, живя в Содоме, соблюсти добродетель. Ангелы отказывались, но Лот принуждал их, и они вошли и ели у него, ибо именно этого от него ждали. Человек должен быть достаточно настойчив, ибо «Царствие небесное силой берётся» - сказал Христос.
И тут собрались у его дома жители Содома и вызвали Лота, и требовали выдать им гостей, чтобы «познать» их. Это было «согласие во зле», как говорит Иоанн Златоуст. Лот увещевает толпу не делать этого. Он говорит с ними как с больными. Они не были не богоборцами, ни творцами чего-либо, а просто они утратили человеческий облик. Лот же предлагает им своих дочерей, ибо порядок гостеприимства обязывает защищать гостей. И как врачеватель, он пытается снизить размер преступления, потому, что: «не пренебрегай падшим, ибо Господь за него кровь пролил» - говорил И. Златоуст. Во всём Лот ревностно милостив как Авраам и к странникам и к грешникам. Это серьёзное испытание, и потому так страшно бывает предательство этой милости.
Милость предшествует суду. Жители Содма не подлежат врачеванию, потому, что они действуют совершенно сознательно. Содом – это узаконенное извращение, которое себя ещё и пропагандирует. В этом переворот человеческой природы (разврат), поэтому содомский грех – каинский. А Лот назван – человек, потому что противится всему этому. А Ной был назван ЧЕЛОВЕКОМ, потому, что жил среди тех, кто восстал на Образ Божий в человеке. Для них обоих было мучение жить среди таких людей, но они исполняли служение. И в обоих случаях было массовое истребление людей, но ни в потопе, ни в Содоме Бог не виновен, и Лот был оставлен для Суда как свидетель того, что Содом истребил МИЛОСТИВЫЙ Господь.
Так Господь в лице двух ангелов и Лота – трёх свидетелей, сошёл и узнал, что мера злодеяний содомлян свершилась. Настаёт Суд.
Ангелы поражают толпу слепотой. Это была особая слепота, ибо все различали предметы, но потеряли ориентиры – слепые думали что видят, рабы думали, что свободны. Ангелы говорят Лоту, чтобы вывел своих родных, ибо «вопль людей возвысился до Неба». Эти люди не насильники и не убийцы, но Земля вопиет к Небу и Богу. Ангелы посланы истребить этот вопль, и место его, т.е. грех человеческий так велик, что он колеблет мироздание, как убийство Авеля, как Земля перед Потопом. Поэтому на землю падут огонь, сера и соль.
Существует три пути погибели: КАИН, ВАВИЛОН, СОДОМ. Каин оставлен жить, и проклят от Земли. Строители Вавилона рассеяны по Земле. А жители Содома и эта земля будут истреблены.
Зятья же дочерей не послушали Лота. А ангелы торопили его, но они смутились в последний момент, так как у Лота не было откровения от Бога. Он впервые ощутил силу Божью, и его ужас перед величием гнева Божьего подавил на время и благодарность и мужество. В истории человечества будет последний город – Вавилон, и господь скажет праведным: «Выйди от него народ мой». И те, кто услышит это, от ужаса могут смутиться. Поэтому ангелам пришлось за руки выводить семью Лота. И это называется ПОЩАДА или ЖАЛОСТЬ от Бога.

Праведность лота.

Истребление Содома было подобно потопу, потому, что тогда, Ной болел и скорбел за Землю, слыша её плачь и крик. И Лот болеет за землю этой плодородной долины с 5-ю городами и ходатайствует пред Богом за неё. Ангелы же сказали: спасайся и не озирайся, беги в горы. Его вывели, поставили на путь истинный, сказали что не делать, и куда бежать. «Нет же, господа мои», говорит Лот дерзновенно. Он только-только спасся, а уже просит милости за других, просит о маленьком городе, чтобы помиловал его Бог. Это дерзновение Авраама. Бог же удивлён («почтил лицо»), и это высшая форма одобрения. В Священном Писании она относилась только к Лоту и Иову в подобном обороте речи. Это так, как Бог может не только удивляться, но и торговаться, бороться с человеком и даже отступать перед человеком, но и терпеть человека. Во всех этих случаях человек – СОУЧАСТНИК СПАСЕНИЯ. Когда человек Богу сотрудник, то он личность, как Авраам. И это всё справедливо и для Христа, и для человека во Христе. А когда Бог вочеловечится, то все эти случаи: Лот, Авраам, Иаков, Сепфора, Иов, явят единый смысл – «Милости хочу», сказал Бог ветхому человеку, а Богочеловек подтвердил: «Испытывайте Писания, ибо они говорят обо Мне».
Пока Лот не спасётся в спасённом им городе, Господь не может сотворить Суд. «Так поспеши в город сей», торопит Господь. Это означает, что пока не окончено дело Спасения, то Страшного Суда не будет, ибо человек не знает, насколько милостив Бог, и поэтому не знает и время Суда.
Лот вошёл в город Сигор, и «Господь одождил от Господа с неба огонь и серу». Почему мы слышим это удвоение: от Отца Бога Сын Бог одождил огонь и серу. Но Бог Отец не судит никого, но весь Суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. У кого спасение, у того и Суд. Сыновство – первое условие спасения. В связи с этим мы вспоминаем о потопе, ибо он был водный, и жизнь обновилась. И это была милость. Но Содом – локальное событие, но вопль от него возмущал всё мироздание. Поэтому этот огненный дождь на Содом для ВСЕЙ обитаемой Земли был милостью.
Три рода каинского духа: Каин, Вавилон и Содом существуют во взаимодействии с Землёй. Каин был проклят от Земли, и она не давала ему своей силы. Строители Вавилона были рассеяны по лицу Земли. А земля Содома потеряла способность произращать живое и до сего дня. Это основные виды всемирного греха, и они могут возрождаться. И это всё символы последних времён – сытой, развратной, беспечной жизни. К ним ещё прибавляется Египет – символ рабства, идолопоклонства и магии.

Жена Лота. Дочери Лота.

Лоту было сказано выйти и не оглядываться. Но оглянулась жена его, и тотчас превратилась в соляной столп. Это стал образ часового на посту. И это знак для нас, ибо если смотреть на предмет, то он воздействует на человека. А в мифологии человек, выходя из преисподнии, не должен оборачиваться, ибо первое греховное движение души – это непреодолимое, непроизвольное движение взора.
Окрестность Содома была очищена огнём и серой. Так будет и в день, говорит Христос, когда Сын человеческий явится. В тот день нужно будет спасаться и не оборачиваться, чтобы взять из дома нужное. «Вспоминайте жену Лотову!», т.е. бывают такие периоды, когда делом спасения нужно заниматься каждое мгновение. Только избранным Христос говорил: «Оставь всё, и следуй за мной». В такие мгновения нужно оставить всё, и идти по пути Спасения. Милость Божья принуждает спасаться, и тут важно вспомнить жену Лотову. Приход Спасителя – событие чрезвычайное, и здесь нужно быт готовым покинуть естественное течение жизни, чтобы принять это спасение. Ведь решимость спасаться – необходимое условие спасения, а в противном случае само естество человека терпит превращение в столб. Необходимо ценить, что тебя помиловали, и не вспоминать о греховном.
Авраам тоже смотрел на Содом. Пламя восходило как дым из печи. И он увидел всю катастрофу. Но почему Авраам не окаменел? Ответ в Евангелии – Бог судит только после того, как те, кто хотел спасаться, Им спасены. Весь Суд Бог Отец отдал в руки Сына, а кто верит в Сына – Суду не подлежит, «…на Суд не приходит, но перешёл от смерти в Жизнь» - говорит Христос. Таков человек Авраам. Это свидетельство его веры. Он хадатай о спасении Содома, и его вера сделала ещё один шаг к ВЕРЕ СПАСИТЕЛЬНОЙ. Это значит, что он не идёт на Суд. И Лот спасён не потому, что был праведен, а потому, что Бог вспомнил Авраама, как и по завершении Потопа Бог вспомнил Ноя.
Следующий сюжет в деле спасения – дочери Лота. Лот поселился в пещере горы, на которой они спаслись. С какой неизбежностью люди должны умирать, с такой же женщины должны и рождать. Таково было твёрдое убеждение древних людей. И ради спасения рода дело, которое задумала старшая дочь, не противоестественно. «Сохраним семя отцу нашему и войдём к нему» - сказала она. Это сохранение семени как сохранение жизни было словно в ковчеге Ноя. Дочери так поняли свой долг – спасение рода человеческого, ибо они думали, что всё в Мире погибло. Здесь Священное Писание как бы говорит о том, что в ином месте было бы извращением, в контексте библейской истории – подвиг. Дочери упоили отца вином, и зашли к нему, и зачали обе. Старшая родила сына и назвала его – Моав, от отца моего. Младшая родила сына Бенами – сын народа моего.
Иоанн Златоуст не дерзает обвинять Лота и его дочерей, ибо зачатие произошло у обеих и с одного раза, и они родили сыновей, и от сыновей произошли народы. Такие вещи не происходят сами собой. А если осудить дочерей Лота как виновниц кровосмешения, то потеряется богословский смысл этого сюжета, который занимает своё место в истории Спасения, и посвящено теме спасения и суда.
Здесь дерзновение – общая черта Авраама и Лота и его дочерей, когда речь идёт о Спасении. Писание три раза повторяет – чтобы спасаться, нужна решимость, и она должна быть БЕЗОГЛЯДНОЙ, ведь спасение человека не есть естественное развитие его жизни.