Жизнь Авраама. 12. Погребение. Сватовство. и -

Андрей Крючков 1
Погребение. Сватовство. и "ПРИЛОЖЕНИЕ ЖИЗНИ".

Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

Погребение – опыт смерти.

Перемена к худшему в Аврааме уже невозможна. Что он должен ещё сделать? И было ему возвещено, что родила Милка брату его Нахору, что жил на севере, и у него было 12 сыновей. Младшего звали Вафуил и он родил дочь Ревекку. Это был родственный клан.
Авраам же должен завершить свои дела на этой земле, и на его примере показано, что есть культура смерти, ибо вместе со смертью, в Раю после грехопадения человеку было дано две способности: труд, как терпение скорбей для пропитания, и умение умирать. Если о человеке говорится, что он возвратился в землю, то это о теле, ибо душа бессмертна. Участь грешных – возвращаться в землю, а праведных – отходить в землю в покое, до Воскресения. Адам и Мафусал все дни «пожили», т.е. были особыми праведниками. Но они жили до потопа. После потопа им уподобляется Авраам, первым. Ему было дано обетование о кончине. Он дважды вступал в Завет с Богом, и в первом Завете, о Голгофе, перед прохождением перед телами рассечённых жертв, Бог сказал: «Ты отойдёшь к отцам твоим с миром, напитан, в старости хорошей», т.е. к Адаму, Сифу, Еносу, Еноху, Мафусалу, Ною. Мирная кончина – это кончина в Церкви, и с теми, кто наследует Спасение. По старости познаётся жизнь человека. Аврааму было сказано, что он будет напитан, и в старости хорошей. Как было сказано в сотворении Мира: «И увидел Бог, что это хорошо». Ещё же такой старости были удостоены Исаак и Иов. В этих троих мы находим самый точный прообраз Голгофской жертвы. Иов невинно пострадал от дьявола. Он – прообраз Христа. Авраам и Исаак соучастники жертвоприношений на горе Мориа, когда отец принёс в жертву сына. Путь Авраама был охранён Сыновством от начала, и Авраам верует в Бога, который пошлёт сына своего людям. Жизнь его исполнилась и пора завершить её. Но приступить к смерти – это ещё не значит умирать. У Авраама будет опыт смерти – умерла Сара. Ей было 127 лет. Она умерла в Хевроне без него. Он пришёл после к сынам Хетта, где они жили. «Поселенец и пришелец я между вами» - сказал он им. И в этих словах чувствуется явная оппозиция к участи Каина, который «стенающий и трясущийся». Авраам просит у них землю с гробом во владение для похорон. Ему предлагают свои и даром в знак уважения. Но он упорно просил именно свою и за деньги. И всё это было прелюдно, на собрании. И Авраам расплатился сполна. И похоронил Авраам Сару в пещере сей.
О последних земных делах Авраама поражает точность рассказа и тщательность описания в Священном Писании. В своих последних делах человек должен быть аккуратен и осмотрителен, ибо исправить что-то возможности уже не будет.
Итак, первый опыт смерти в Священном Писании – это захоронение, ибо древний мир – это прежде всего религия и опыт смерти. И здесь, прежде всего, в древних культурах возникают два крайних образа – пирамида и пещера. В Египте – это абсолютное утверждение места и культа под рукотворным сооружением, сохранности останков и образа мертвеца. Пирамида – это убеждение в том, что она будет стоять до конца времён. Великие цивилизации древности оставили великие памятники. А в это время СПАСЕНИЕ ПРОХОДИЛО МИМО НИХ, и на его пути погребение не оставило памятников. Нет ни одной известной могилы ветхозаветных праведников, ни царей, ни пророков. Даже о храме Соломона нет никаких археологических данных. И в этом чистота линии пути Спасения, который отличен от земных свершений. Путь Спасения остался только в слове. А место захоронения должно быть как у Авраама – по обычаю и за деньги. Этого достаточно.

Сватовство. Проблема случайности.

Как женились праведники? Авраам родился в патриархальной семье, но мы не знаем, как до него женились.
Аврааму было 140 лет. Исааку – 40. И вот, Авраам призвал слугу своего, и попросил положить руку под чресла его, потому, что здесь начало рождения Исаака. «Выйти из чресел» - подтверждение того, что принадлежность к народу Израиля определялась по отцу. И слуга должен был поклясться, полагая руку рядом со знаком обрезания. Это значит, что Авраам заклинает раба исполнить поручение, или тот будет проклят. Он посылает слугу в землю родства, т.е. к родственникам. Хананеи, жившие вокруг, очень почитали Авраама, но Авраам помнил о женщинах Каина, проникших к сынам Божьим. Те «УВИДЕЛИ» женщин, и что они «ХОРОШИ», и стали выбирать себе «НА ВЫБОР ОТО ВСЕХ». И этот выбор был страшен, ибо в результате был потоп. Авраам исключает повторение этой истории, ибо для жены главное – нрав, а для этого надо знать – откуда берёшь. На женщине печать рода, но эта печать может быть и проклятием. «Проклят Ханаан», сказал за тысячу лет до этого Ной. Те, кто были Аврааму близкими соседями, несли на себе проклятие, и Авраам не хочет даже предположить возможности выбора невесты из их среды.
Слуга спрашивает Авраама возвращать ли сына родственникам, если не захочет невеста покидать родной дом? Но Авраам категорически против этого, и заверяет его в помощи Божьей. Если здесь жениться не на ком, но и туда, к родственникам, нельзя. Если же не будет достойной жены и там, то не надо и жениться. Это жёсткое условие, но это забота о семье и крайняя осмотрительность.
Слуга же пошёл в далёкое и опасное путешествие, около 720 километров. Дойдя в ту землю, он, прежде всего, выбрал место около колодца, чтобы наблюдать за женщинами, которые набирают воду. Он просит у Бога «случай». Это событие, которое, как кажется, не связано с другими, но отмечено высшим смыслом. Это высший смысл случайных обстоятельств. В греческой трагедии он называется – РОК. По этому же пути развивались события, связанные с Иосифом, в конце книги Бытия, и высший смысл в них заключался в спасении Церкви в мире предательства. Многие истории случайностей связаны именно с брачной философией и сюжетами: два человека как-то «случайно» встретились и оказывается, что они два – одна плоть, образ Церкви. Случай, который случается, на языке Священного Писания, далеко не случайность, а участь. Это совпадение Высшей воли и человеческих произволений. О том, что женитьба, это не проблема выбора, мы узнаём из истории о сватовстве Исаака, который не видел будущую жену. Авраам всё устроил. И вот слуга молится о таком случае – узнать невесту. Он надеется на милость Божью, однако и сам что-то замыслил. Ему надо наверняка знать о выполнении поручения, и он замыслил обращение к первой вышедшей, которая откликнется помочь. Она и будет та самая. И вышла Ревекка. Но её надо испытать на родовую добродетель – гостеприимство. Это испытание терпения невесты. А девица была хороша. Молитва исполнилась. Слуга попросил напиться. Она его напоила и предложила напоить верблюдов. И это самое лучшее преданное – СДЕЛАТЬ СВЕРХ ПРОСЬБЫ!! Теперь же надо вступить в переговоры. А старый слуга очень искусен в переговорах, основные понятия которых мало изменились за тысячелетия.


Сватовство. Искусство переговоров.

Послу необходимо узнать - та ли это девица, из-за которой «случился случай». Ему необходимо вступить в переговоры. Он взял золотое кольцо и преподнёс ей. Это разведка, скрытое изучение, свои особые приёмы. Он её как бы «выразумевает». И он спрашивает -чья она дочь, и есть ли место в доме, дабы приютить путника. «Благослови Бог», говорит слуга, ибо всё свершилось и сошлось. И, побежав, она возвестила. Вышел её брат и сказал – «Войди, готов и дом и место для верблюдов». И не принял слуга угощение, пока не сказал о своей миссии. Порядок – сначала угощение, потом разговор нарушен. Этим показывается великая важность дела, и это важная черта в искусстве переговоров.
Рассказ о женитьбе Исака в Священном Писании в два раза пространнее, чем повествование о сотворении мира. Это говорит о том, что первое зависит от нас, а второе не зависит. Что касается женитьбы, то в Библии точно говорится, как это правильно делать, ибо если одно упустить, то потом уже не исправить. Поэтому в речах посла Авраама мы слышим повторение ранее известного, но и он сам прибавил нечто от себя. Он демонстрирует основные приёмы дипломатии, и они не изменились за последние тысячи лет. Вначале идут посулы. Посол говорит, что Авраам богат, и что сын у него один. Дальше – лесть. Авраам говорил о земле родства, но посол называет окружение домом отца Авраама, ибо это будет приятно хозяевам. И после уже надо погрозить, что Авраам сказал – «Господь, пред лицом которого я ходил, пошлёт ангела своего устроить путь твой, чтобы взять жену сыну от племени моего». И посол добавляет о заклятии Авраама над ним о деле сем, и над теми, кто воспротивится. Звучит угрожающе и пугающе, ибо люди те не знали истинного Бога.
Собрать внимание, посулить, польстить, погрозить – это то, что от себя делает посол Авраама. Но он не сказал, что Авраам запретил возвращать Исака в эту землю. И этот приём – умолчание. И далее он рассказывает о Божьей Воле, по которой случилась встреча, и подводит речь к тому, что замужество Ревекки – это истина пред Авраамом и пред Богом, которого нужно бояться. И он тут же просит возвестить ему о немедленном решении семьи. Если нет – возвращусь направо, или налево – или да или нет. Это опять звучит как угроза – возвращусь, даже пищи не отведав.
Это высокий образец переговорного искусства. Речь посла произвела необходимое воздействие. Родня просто не может возражать, да и не хочет. Промысел Божий и искусство посла сделали своё дело – нельзя глаголать против Божьего глагола. И, услышав согласие, посол одарил всех богатыми подарками. Он ведёт себя как будто дело уже решено, но это не так. И ели и пили и опочили и, встав поутру, посол стал торопиться назад. Он верен своей манере – немедленное решение об окончательном отъезде его с Ревеккой. И вот только сейчас позвали её и спросили – пойдёт ли она с этим человеком, и она сама должна довольно ясно дать понять о своём решении. Дело ещё совсем не окончено. Ревекка должна сделать свой выбор. Но, может быть, она вообще не должна выбирать? Она свободна в выборе решения, но свобода – это не свобода выбора. Это одно из оснований библейского мировоззрения. Свобода выбора – не есть свобода.


Сватовство – проблема выбора.

Пойдёт ли Ревекка с послом? Предполагалось то, что она могла отказаться, но и то, что она кое-что понимает в жизни: жена не выбирает мужа, жена мужу дана, и муж не выбирает жену – он ей дан. Исака же вообще никто не спрашивал, ибо жена для него из его рода, или вообще никакой. Авраам так поставил дело, чтобы тема выбора жены даже не стояла. Но Ревекку всё же спрашивают – пойдёт она или не пойдёт. Когда выбор касается жизненно важных вопросов, он приобретает зловещий смысл. Таких примеров несколько:
1. Перед потопом Сыны Божьи увидели каинских женщин, и что они хороши, и приступили к выбору, взяв себе ото всех, которых избрали. Следствие – развращение Сынов Божьих, размывание границ Церкви, растление человечества и потоп.
2. Когда Авраам и Лот разделялись, то Лот выбрал себе путь и место куда пойти – окрестность Содома, которая была как рай цветущая. И ко времени истребления Содома, Лот с семьёй оказался там, и следствие его выбора – плен, гибель жены, кровосмешение, жизнь в изоляции.
3. Обратный пример – отсутствие выбора. Иисус Навин говорил с народом, который вошёл в землю обетованную. Они видели силу Божью и должны были помнить это и не прельщаться. И Иисус предлагает на выбор кому поклоняться – религию: Богу, которому служили отцы, или богам амореев, которые вокруг. «Я служу Господу. Изберите и вы кому служить» - сказал он. И народ выбрал Господа. Народ делает правильный выбор, пока не прельщается, ибо выбора на самом деле НЕТ. Но с прельщением начинается выбор из множества, ибо теряется Богопочитание. ВЫВОД: Свобода человека не есть свобода выбора.
4. Самуил был пророком и судьёй в Израиле. При нём Бог сам царствовал над народом. Сыны его не пошли по его пути и старейшины потребовали выбрать царя. Это был грех, ибо народу предстоял выбор кому править – Богу или человеку. И люди выбрали себе царя из людей, но по знамению Божьему они поняли, что выбрали зло, которое прибавлено к греху.
5. Когда царь Давид приказал пересчитать свой народ. Его отговаривали, ибо это был грех. И когда узнал результат, то понял, что согрешил весьма. В результате Бог через пророка предложил ему реальный выбор: 1 – голод 7 лет. 2 – Бегать от врага 3 месяца. 3 – моровая язва 3 дня. И Давид выбрал впасть в руки Господа – моровая язва. И уменьшилось число народа на 70 тысяч.
В Раю человек был свободен, но не выбирал между добром и злом. Ему это было запрещено. Для выбора нужно было покуситься на их различение. До грехопадения следование доброму было возможно без сравнения добра и зла, без их различения, без постановки их на одну планку.
У пророка Исаии: «се, родит дева, и дано ему имя Имануил. Прежде чем познает дитя благое или злое, он отринет лукавое, чтоб избрать благое». Это значит, что когда возможен выбор добра, то тогда, наряду с добром, нет зла. Это выбор из одного единственного варианта – это одобрение добра. В христианской церкви идея свободы определяется не возможностью выбирать, а динамикой постоянного утверждения непрерывного «АМИНЬ» (истинно).
Итак, выбор совершается не без свободы, но «свободный выбор» - это очень небольшая и повреждённая предшествующим грехом сфера свободы. И когда нам Запад предлагает выборы как свободу, то это противоречит основам библейского мировоззрения. К этим выборам мы пришли путём греха. В нашей истории это уже было: отказ от монархии, убийство царя, гонения на Церковь, истребление священства. И после всего этого появилась идея демократических выборов. И это наказание за общенародный грех, а так как это наказание – его надо принимать, и поэтому выборы нельзя игнорировать.
И вот тема сватовства. Тема выбора звучит достаточно подробно. Эта житейская история имеет такой глубокий богословский смысл, что оказывается, для этих двух душ можно было обойтись и без выбора, ибо они друг для друга были достаточно хороши, чтоб не подвергаться процедуре выбора: Исак прошёл через жертвоприношение, а у Ревекки был достойный нрав. И за всем этим стоит мудрость Авраама. Выбор здесь совершенно лишён смысла. Так зачем же её спрашивать тогда – пойдёт или нет? У неё нет выбора, так как нет предшествующей порчи, прельщения или греха. Но движение навстречу друг другу у жениха и невесты должно быть, иначе встречи не будет. И первым это движение должно быть от мужчины – посольство и предложение. Но в другой истории, истории Руфи инициатором брачных отношений являлась женщина: она пришла на поле, и «случился случай», что это поле Ваоза. Руфь слушает совет старой женщины и выбирает момент, когда после работы она готовится и определённым образом к нему подходит. Как после грехопадения сказано было: «к мужу твоему обращение твоё».
Поэтому и вопрошают Ревекку, чтобы она сама ясно сказала – пойдёт или нет. Казалось бы, всё что надо, при знакомстве с ней посла, это сказать одно слово. Но это не так, ибо она на просьбу напиться, берётся напоить 10 верблюдов. Здесь действует родовая добродетель и готовность к замужеству. И она сказала – «Пойду». И благословили её и пожелали, чтобы наследовало семя её грады супостатов. И это было пророчество, о чём уже было сказано Аврааму и его потомкам.
Все двинулись в путь. Исак же ходил по пустыне у колодца видения. Жил он в земле Негев, и ни он, ни караван не надеялись здесь встретиться. Он просто вышел поразмыслить, и тут увидел караван. И увидела Ревекка и «упала» с верблюда - вот такое образное сравнение ожидания встречи. И вот – встреча в пустыне. Очень выразительный образ, чтобы направить мысли всех будущих семей не к самовольству и не к выбору, а к осознанному ожиданию того что дано свыше.
Ревекка спросила кто это и, узнав, покрыла голову. Это был знак права Исака снять покрывало и обладать ею. Покрывало на голове – знак власти мужа. Так Ревекка объяснилась. Может быть только тут Исак и узнал что просватан. И ввёл он её в шатёр матери своей и полюбил её. Т.е. любовь возникает после женитьбы. Любовь не руководит вступающими в брак – она его венчает. И только теперь Исак утешился по матери своей. И исполнились Писания: «оставит человек отца и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут – одна плоть».
Последнее дело в жизни Авраама закончено – он женил сына. Но когда последнее дело жизни закончено, то не заканчивается сама жизнь. После всех дел он прожил ещё 35 лет.

Приложение жизни.

От Авраама мы знаем, что вера его исполнилась, и по слову Христову такие как он на Суд не приходят, а имеют жизнь вечную, которая откроется со Христом. Бог сказал ему: «Ты отойдёшь с миром к отцам твоим с миром, напитан и в старости хорошей». Праведник должен был утомиться к концу жизни. Но в приложении к жизни, данной ему от Бога, Авраам взял себе жену. В это приложение уже ничего не происходит для спасения души, как во все предыдущие годы жизни в делах его. Смысл этого периода – жить, пока смерть не будет естественна как засыпание, успение. Это есть от Бога данная жизнь дольше её естественных границ. Это как пророчество о жизни будущих веков. Такое приложение имели Авраам, Исаак, Иов. Исаак жил 180 лет. Иов – 240 лет, и из них приложение – 170 лет. А то, что это не старческая немощь, а полноценная жизнь свидетельствует деторождение. Авраам родил 6 сыновей от последней жены. А всего его потомков – 19 человек. Упоминается целое родословие его детей. Но всё наследие Авраам оставил Исааку, но и остальных всех обеспечил и отпустил к Востоку (будущие сыны Аравии).
И всех лет жизни Авраама было 175 лет. И «иссяк» и умер Авраам. Это конечный итог жизни человека в отношении к Богу – «иссяк». Участь же всех была одна до Воскресения Христова – либо с праведными, либо с грешными. Как это совмещалось? От грехопадения до всеобщего Воскресения участь у всех одна – это успение в Шеоле (верхняя часть ада), ведь жизнь – это присутствие Духа Божьего в человеке, и когда он умирает, Бог забирает свой дух, и живое «иссякает». Так у всех людей. Но с другой стороны вся жизнь человека имеет конечный счёт – с Богом или нет, прожита жизнь. Это итог – спасён или погиб. И о грешных говорится – «исчез». Человечество перед потопом стало «суть плоть». И сказано – плоть исчезла, то есть это вечная погибель.
Бог Авраама, Исаака, Иакова, как сказано, Бог не мёртвых, но живых. Они «иссякли», но живы. И об Исмаиле сказано, что он «иссяк». И далее сказано, что Авраам «приложился народу своему». Человек, который прожил жизнь во спасение, он собирается и приобщается своему народу, его душа собирается с другими праведными душами, которые удостоены спасения. После Христа это собрание душ праведных называется - Церковь Небесная.
Иаков же, сказано, собрал ноги свои на постели, ибо он был хром после борьбы его с Богом, и иссяк и собрался с народом своим. Это был лёгкий переход в Церковь родства.
И погребли Авраама Исаак и Исмаил на поле в пещере, что он приобрёл у сынов Хетта для похорон Сары. И благословил Бог Исаака, который поселился у колодца видения – «колодца живого, увидевшего меня», (что было в истории с Агарью).
Учение о Спасении на этом завершено. Следующий раздел – историософия – учение о Спасении в жизни народов, и ей посвящена вся вторая половина книги Бытия.