Бытие. 10 - Вавилон

Андрей Крючков 1
Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

ВАВИЛОН

- «БЫЛИ ЖЕ СЫНЫ НОЕВЫ И ИЗШЕДШИЕ ИЗ КОВЧЕГА: СИМ, ХАМ, ИАФЕТ». Хам – имя нарицательное. А за что его проклял Ной? Но Ной не проклинал Хама, однако через Хама произошёл раскол в семье. – «ХАМ БЫЛ ОТЕЦ ХАНААНА. ТРОЕ ЭТО СУТЬ СЫНЫ НОЕВЫ. ОТ НИХ РАССЕЯЛИСЬ НАРОДЫ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ». Но рассеяние по всей Земле произойдёт как следствие строительства Вавилонской башни. Однако рассеяние упоминается до башни, ибо история Хама – это пролог к Вавилону. В Писании также дан список народов, рождённых и рассеяных. Это тоже пролог. Хам – это начало, а Вавилон – окончательная утрата Сынами Божьими своего Сыновства, поэтому хамство – первый шаг к Вавилону. Ной тоже проходил через испытание Сыновства. Это было ещё в Ковчеге, когда он переживал дни Творения перед обновлением Земли. Ной стал отец всех людей, новый Адам. Каинитяне же легко начинают жить заново от себя на новой земле, и строят новый мир. Ной на это не поддался. Сыны Божьи ведут своё родство от Адама и знают о первородном грехе. Поэтому Ной после потопа принёс Богу жертву цельную, показав, что ждёт от Бога исцеления. – «И НАЧАЛ НОЙ ЧЕЛОВЕК БЫТЬ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕМ ЗЕМЛИ. И НАСАДИЛ ВИНОГРАДНИК…». Ной, по выходе из Ковчега, живёт как бы в двух измерениях: иерейское служение и жертвенник – это одно, а дела на земле – другое. –«…И ИСПИЛ ОН ОТ ВИНА И ОПЬЯНЕЛ. И ОБНАЖИЛСЯ В ДОМЕ СВОЁМ. И УВИДЕЛ ХАМ, ОТЕЦ ХАНААНА, НАГОТУ ОТЦА СВОЕГО…». Произошло, возможно, пересечение двух прегрешений, Ноя и Хама. Ной мог и не знать о действии вина на человека, ибо упоминания о винограде нигде до этого не было. А Хам стал невольным свидетелем наготы отца. Видеть грех другого – это искушение. – «…И, ИЗШЕД, ВОЗВЕСТИЛ ОБОИМ БРАТЬЯМ СВОИМ ВО ВНЕ». Чтобы не осуждать другого, проще всего не смотреть, а если увидел – пресечь корень осуждения: дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Праздный человек – не ленивый человек, ибо он деятелен на осуждение. Таков Хам – возвестил обоим братьям, да ещё и вынес из дома. Некоторые видят чужие грехи без осуждения, и это призвание, ибо это священник, врач, педагог или родитель. Символом родительского попечения о детях является ОТЦОВСТВО. Бог печётся обо всём Мире как отец. И Сыны Божьи делают так, ибо находятся в отцовстве и не судят никого. И по мере того, как человек учится не судить, ему открываются грехи Мира. Мы имеем свидетельство в этом о Сынах Божьих до потопа, ибо они несли каинские имена. Отсюда рождалось их особое служение – молитва за весь Мир. Ной же претворил молитвенный опыт отцов в строительство Ковчега. Это было всемирным спасительным делом.
И вот Хам осудил Ноя, Сына Божьего, отца и спасителя. Остальные сыны избегли осуждения. А Ной, в результате, не осудил Хама прямо, который совершил не просто поступок или глупость. Хам был просто от такого духа, который и выразил по отношению к отцу. Братья не захотели же всего этого видеть. Это была мудрость. Бог сказал, что мы будем в помыслах на лукавое от юности. Если так, то нужно охранять своё око – не смотреть на грех. Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви нужен человеку. Вот Сим и Иафет и поступили по любви. Покрыть наготу ближнего – это урок всем. Семья Ноя была Церковью. Хам же лишь празднословил о священстве. Такое же празднословие о священстве в Мире ведёт к его отрицанию. Так протестантизм есть образ мыслей библейского Хама, осуществлённый на практике. Поэтому энтузиазм строителей Вавилонской башни невозможен без отрицания священства. Именно Хам заложил основы вавилонского столпотворения, ибо с него начинается отрицание Сыновства, а в Вавилоне – отрицание от Адама, и возвращение к состоянию Каина. Современный же Вавилон имеет основания в протестантизме. – «…И ВЗЯВШИ СИМ И ИАФЕТ РИЗУ, ПОЛОЖИЛИ НА ОБЕ СПИНЫ СВОИ, И ПОШЛИ, ВСПЯТЬ СМОТРЯ, И ПОКРЫЛИ НАГОТУ ОТЦА СВОЕГО, И ЛИЦО ИХ БЫЛО ВСПЯТЬ СМОТРЯЩЕЕ, И НАГОТЫ ОТЦА ИХ ОНИ НЕ УВИДЕЛИ. ИСТРЕЗВИЛСЯ ЖЕ НОЙ ОТ ВИНА И ПОЗНАЛ, КАКОВОЕ СОТВОРИЛ ЕМУ СЫН ЕГО ИЗ МЛАДШИХ…». Бог смотрит на помыслы человека. Так и Ной ПОЗНАЛ, что сделал сын, его помыслы. – «…И СКАЗАЛ НОЙ: - ПРОКЛЯТ ХАНААН». Вот как. Проступок совершил сын, а проклят внук. Но это не личное проклятие, не «проклинаю». Однако это впервые говорит человек. Видеть грехи человека может лишь тот, кто не способен к осуждению. Мы знаем Ноя как великого терпеливца: 500 лет не женился, 100 лет строил Ковчег, год провёл в Ковчеге, два месяца ждал осушения Земли, тщательно принёс жертвы. И если он сказал – ПРОКЛЯТ, то не сгоряча. Это лишило Хама благословения, но не лишило сыновства. У Хама будет родословие и великие народы от него. Но он положил начало отступничеству, и в сыне Хама оно даст плод. И Писание отчётливо говорит, что грехи родителей остаются на детях. – «ОТРОК РАБ БУДЕТ БРАТЬЯМ СВОИМ». Почему страдает сын за отца? 1) - «И благословил Бог Ноя и сыновей его». Ной не нарушил благословения, данного Богом. 2) – Хам как сын согрешил против отца, и наказание приемлет через сына. 3) – Хам не меньше сына претерпел наказание, ибо отцы готовы бывают вытерпеть наказание за детей. 4) – Если бы проклятию подвергся сам Хам, то наказание простёрлось бы на весь его род. А так только Ханаан. 5) – От Ханаана началось рабство. Как подчинённое положение жены, так и подчинённость ханаанских племён было следствием греха. 6) – Слова Ноя – это предсказание, а не проклятие. Ханаан воплотил в себе черты своего отца – был сам по себе порочен. Это проявилось ко времени завоевания Палестины евреями. 7) – Поступки всех трёх сыновей выразили их духовное устроение. Теперь настало время и благословению.
- «И СКАЗАЛ НОЙ: - БЛАГОСЛОВЁН ГОСПОДЬ БОГ СИМА. И БУДЕТ ХАНААН РАБ ЕМУ…» Первый раз Бог назван собственным Богом Сима. От него произойдут патриархи и пророки. Сим – означает - ИМЯ (Шем-евр.). От него произойдёт Иисус – Спаситель. Имя ЭЛОХИМ откроется как имя ОТЦА, СЫНА и СВЯТОГО ДУХА. Далее, обращение ко второму сыну: – «ДА РАСПРОСТРАНИТ БОГ ИАФЕТА». Ной конкретно никому не даёт личного благословения. Как и в Сотворении не сказано о человеке: «…и увидел Бог, что это хорошо», ибо чувствуется тревога за будущее человека. В словах Ноя тоже тревога, а причина ей – будущий Вавилон. Имя ИАФЕТ означает – распространение. Ной пророчествует и потомкам Иафета, что Бог после Боговоплощения откроется как Троица. – «…И ДА ВСЕЛИТСЯ ОН В СЕЛЕНИЯХ СИМА, И ДА БУДЕТ ХАНААН РАБ ИМ». Это высказывание относится уже ко времени Христа. Смысл – римляне покорили Иудею и разрушили Иерусалим, т.е. язычники иофетиды вступили в Церковь Христову, воспользовавшись всем, что было предназначено для иудеев. Ной предвозвестил призвание народов: через Сима – иудеев, через Иафета – язычников. Благословенное призвание потомков Сима – это Авраам, а призвание потомков Иафета будет только во времена прихода Мессии Христа. Благословение Ноя завершено, и следующее благословение в Священном Писании будет не скоро, только когда Бог благословит Авраама. Благословение получат все народы. Так Бог сказал Аврааму. И пожил Ной ещё 350 лет, и были все дни его – 950 лет, и он умер. А Аврааму уже было 58 лет. Ной же был свидетелем двух мировых событий – потопа и Вавилона.
Далее начинается сводное родословие сынов Ноя – Сима, Хама и Иафета. История вавилонской башни предваряется списком народов в рассеянии. Это исторический памятник всемирной истории человечества. Вавилон – символ всемирной цивилизации, а для этого даётся список народов, которые были рассеяны вследствие попытки постройки этой всемирной цивилизации. Для обозначения генеалогических звеньев, использованы три приёма: 1 – перечень личностей. 2 - расовые группы. 3 – название народов именем страны. Возможно совмещение всех трёх групп в одном понятии. У Иафета было 8 сыновей, среди которых: ГОМЕР. Его потомки - народы населившие Германию и Британские острова. МАГОГ – северные народы, скифы, гунны, возможные предки славян. От своей мобильности и многочисленности Гог и Магог имеет символическое значение. Они упомянуты в Апокалипсисе как все народы Земли, которыми будет пользоваться дьявол. МАДАЙ – первобытные арийцы из западной Азии, Мидии. ИОВАН - ионийцы, эллины. От них отделились острова народов, которые селились отдельно, по языку. Процесс расселения народов характеризуется в 4-х понятиях по значимости: ЗЕМЛЯ, ЯЗЫК, ПЛЕМЯ, НАРОД. Сыны Иафета расселились широко, и на первый план вышло расселение по землям.
Вторыми упоминаются потомки Хама: Хуш – халдеи, шумерская народность. Сын его – Нимрод. - «…ОН НАЧАЛ БЫТЬ ИСПОЛИН НА ЗЕМЛЕ…». Допотопные исполины были названы так по силе, изобретательности в делах падения и ниспровержения. Но такого больше не будет. Однако важно знать, в чём Нимрод был силён. А он был ловец, и то, что с ним началось, пред Богом не отвратительно, ибо имя его мы знаем. С ним первым возникает понятие ЦАРСТВА. Он первый царь на Земле, т.к. он «исполин ловитвы». Это не то же самое, что сильный зверолов. Просто царь должен быть сильным, мужественным, наблюдательным, чутким, выносливым и исполненным особого энтузиазма. И от такого человека начинается царство. Тот, кто сосредотачивает власть, должен быть тем, кого называют – ловец. Царская власть возникает не от Сынов Божьих, но пред Господом Богом. Вот в чём пророческий дар Ноя. Он не проклял Хама потому, что из его сынов явилось великое богоугодное дело – ЦАРСТВО. А в потомках Авраама царская власть пошла не от Иакова, получившего благословение, а от Исава, который тоже был ловец. Царство Нимрода – это союз четырёх городов в Междуречье. Вавилона при нём ещё не было, он ещё не развился в понятие - город, ибо среди его строителей уже не было и не могло быть ни священства, ни царства, которые они отвергли. И не Вавилон был первым городом после потопа, а города севернее его. Построил их сын Сима Ассур – основатель ассирийского царства.
Второй сын Хама – Мицраим. Это территория Египта. Его сын – Филистим. Филистимляне – переселенцы из Африки и с острова Крит в Палестину. И только четвёртый сын Хама – тот самый Ханаан, проклятый Ноем. Его сын – Седан первородный и Хет. Первородство – это был новый обычай. До Седана нельзя было установить кто старше, а кто младше среди потомков Ноя. Ханаан знал, что он проклят, и поэтому надеялся, что его сын уже не будет проклят. А земля Ханаан – Сирия и Палестина. Расселение хамитов тоже оценивается по четырём позициям, как и у иафетидов, но в другой последовательности: ПЛЕМЯ, ЯЗЫК, ЗЕМЛЯ, НАРОД. На первом месте стоит понятие – племя, т.е. они держались компактно по племенам и языку.
Последними идут потомки Сима – симиты. Из его сынов выделен Евер, как родоначальник евреев, а сам Сим показан как младший брат Иафета. Однако он первый получил благословение от Ноя, и права первородства у него были не установлены. Среди сынов Сима младшим упоминается Каинан. Опять появляется каинское имя, и это значит, что началось какое-то покаяние. А в масоретском тексте имя Каинан отсутствует. Первый же сын Сима – Елам, государство которого располагалось восточнее Месопотамии. Второй сын – Ассур, родоначальник народа ассирийцев с реки Тигр. Четвёртый сын – Луд. Это Лидия, запад малой Азии. Пятый сын – Арам, прародитель арамейцев. Арамейский язык стал основным в передней Азии, и язык официальной письменности. Но отдельно говорится о третьем сыне – Арфаксаде, ибо он был прародителем Авраама. Его территория – южная Месопотамия. Ур халдейский. Город, откуда выйдет Авраам. По нему пойдёт линия духовного приемства. Арфаксад же опять назвал своего сына – Каинан, и этим определил его на покаяние. Какой-то грех великий начался при Симе и Арфаксаде, что они называли детей каинскими именами. В масоретском же тексте это имя опять пропущено. Эта тревога не напрасна, так как в четвёртом колене от Арфаксада происходит событие, которое описывает таблица народов. Каинан родил Салу. Сала родил Евера, у которого было два сына – Иоктан и Фалек. При Фалеке разделилась земля по племенам и языкам. При нём, надо понимать, произошло рассеяние народов – следствие Вавилона.
Динамика тревоги в поколениях от Сима: Арфаксад - Каинан - Сала - Евер - Фалек.
Когда Арфаксад даёт своему сыну имя – Каинан, то это подтверждение – наступил кризис. А Евер даёт своему сыну пророческое имя – Фалек – «разделение». Теперь можно предположить, что созидание Вавилона началось при Евере, а распад, при Фалеке. Рассеяние симитов, как и хамитов, оценивается по четырём позициям в той же последовательности: ПЛЕМЯ, ЯЗЫК, ЗЕМЛЯ, НАРОД. Это значит, что они обитали компактно.
Таблица народов, - это краткое описание огромного исторического процесса – рассеяние главных расовых групп с обозначением их движений, указанием первенствующих изобретений и характерных особенностей. Это как пролог к важнейшему событию – созданию Вавилона, который и стал первопричиной рассеяния. Т.е. следствие Вавилона – рассеяние, описано раньше причины – самого Вавилона. Вавилон – это такое событие мирового значения, которое соединяет две книги Библии, первую и последнюю – Бытие и Апокалипсис. А как проверить, в последние ли времена мы живём? Нужно оглянуться вокруг и узнать, есть ли сейчас на земле Вавилон? Мир после потопа обновился. – «…И БЫЛА ВСЯ ЗЕМЛЯ РЕЧЬ ЕДИНА, И ГЛАС ЕДИН У ВСЕХ». Т.е. между собой у людей была речь едина, и с Богом общение – глас един. Различные же языки в народах определяются, прежде всего, через орган говорения, и после расселения, они говорят на одном из многих языков. Но кроме языка есть и ещё один орган говорения – губы. Через этот орган Писание и определяет речь до рассеяния. Т. е. вся Земля была губа одна – другой способ говорить. Имеются в виду звуки непонятного языка – слышу речь, но не слышу слов. Так именно понимали пророки, ибо они слышали слово Божье, и высказывали его народу. До рассеяния тоже были разные языки, но сам момент и принцип говорить был един. Как говорили до рассеяния, люди услышали после Пятидесятницы, когда на апостолов сошёл Святой Дух. Речь не понятная, но одухотворённая, речь к Богу и от Бога – знамение. Но эта речь ничего не говорила для ума, и она была не для верующих, а к тем, кто ещё не уверовал, но имеет слух. А что есть «глас един?» Ной принёс жертву. Бог её обонял и послал оптический образ приятия – радугу. Там обонятельный, зрительный и слуховой образы – едины. В то же время человек воспринимает Откровение не телесными органами чувств. В книге Иова говорится – «...слышал веяние и глас»; «глас тишины тонкий». Условия Богообщения превосходят границы чувств, поэтому друг с другом люди общаются иначе, когда они в Церкви. В притче о пастухе и овцах Христос дал понять об этом общении. Овцы слышат не слова, они ведают голос. Этот образ бессловесных символизирует и сверхсловесное общение с Богом. Мы с Богом общаемся поверх слов, поэтому в притче выбран символ бессловесных животных. Отступничество от Бога проявляется в том, что человек перестаёт слышать. Он понимает речь, но не понимает, не слышит голоса. «…Глас един у всех» - это не один язык, а это единодушие, которое может быть только в Духе у христиан друг с другом после Вознесения и Пятидесятницы. А в масоретском тексте – «…и слова одни у всех». Вот вам и дух.
Итак, при утрате Богообщения, происходит разрушение церковной жизни и утрата взаимопонимания между людьми. В результате – переворот в мировой истории – Вавилон. Все потрясения в истории имеют основания в духовной жизни. И Вавилону предшествовало некоторое движение в духовной жизни. – «…И БЫСТЬ, КОГДА СТРАНСТВОВАЛИ ОНИ С ВОСТОКА, НАШЛИ ДОЛИНУ В ЗЕМЛЕ СЕННААР И ПОСЕЛИЛИСЬ ТАМ». Это движение было не после потопа, т.к. Ковчег пристал к горам Араратским, а это далеко не северо-запад. Прошло какое-то историческое время, и появилось движение «от Востока», как факт духовной истории.
Адам, после изгнания из Рая, был поселён лицом на Восток. Храм Рая тоже был обращён на Восток. И Боговоплощение и Второе Пришествие тоже происходят от Востока, ибо мировая история есть направленный процесс человека к Богу и Бога к человеку. Сбой происходит именно на этой линии. На неё первый наступил Каин, и он имел достаточно познаний о Боге, чтобы быть богоборцем. Он пошёл на Восток, на Бога, ибо Бог не хочет видеть тех, кто не хочет видеть Его. Но на востоке жили и волхвы, которые пришли ОТ ВОСТОКА, и они держались небесного, и их путь стал паломничеством. Так же и люди, которые пришли от Востока в долину, имели духовный опыт, ибо когда-то они ушли на Восток и не были богоборцами, но уже были паломниками иного склада. Они пришли от Востока, но смотрели уже на землю, а не на небо, как волхвы. И землю Синоар они не открыли, ибо там было царство Нимрода, внука Хама, т.е. за три поколения до рассеяния народов. А идеи Вавилона не совместимы с понятием царства и священства. Итак, народ Богоискатель пришёл от Востока в долину, поселился там, уничтожил царство, и на других принципах стал строить своё «царство» - Вавилон. Сейчас же мы очевидцы Вавилона современного, когда в конце 2-го тысячелетия от Рождества Христова возник однополярный мир. Этот Вавилон строился несколько столетий: некогда от Востока пришли Богоискатели-энтузиасты, отбросив священство и царство. Они устроились между двух океанов, очистили эту землю от прежних жителей, и начали строить свой мир – «…мы наш, мы новый мир построим…». В этом свете становятся понятны события в России и 20-х и 90-х годов, ибо на Земле возможен лишь один Вавилон. И это и есть последние апокалиптические времена.
Те, что с востока, были сильной общиной, и они принесли с собой крепкий корпоративный дух: - «…И СКАЗАЛ ЧЕЛОВЕК БЛИЖНЕМУ СВОЕМУ: - ПРИИДИТЕ, СОТВОРИМ КИРПИЧИ». Нет для строителей Вавилона выше пафоса, чем сотворение кирпичей. Еврейский же текст с ещё большей энергией передаёт этот текст о кирпичах, что не переводимо, но звучало бы по-русски так: «…скирпичим кирпичи, и обожжём их жёгом. И был им кирпич вместо камня, и смола как известь». Это была техническая революция, был заново открыт технический принцип, который Бог открыл Ною – сборная конструкция. Но Ковчег то был символом церковного собора. Он был ОБРАЗ сплочения людей в церкви. А изобретение кирпича из формованной глины происходит по интуиции человеческого тела, которое было слеплено Богом из глины. И Ковчег, и кирпич происходят из самочувствия и самосознания человека. Первичная материя человеческого тела была Богом одухотворена, и новые колонизаторы прозрели, как затвердить глину – обжечь, убить, сделав прочным и унифицированным элементом. Такова наша плоть – глина одухотворённая, и таков кирпич. А чем работа плотника отличается от работы каменщика? Деревья в срубе держатся друг друга замками взаимодержащими. Кирпич же, по своей идее, существует сам по себе, демократически, в равенстве. Кирпичи не сцепляются друг с другом, для них нужна специальная сцепляющая, и, в то же время, изолирующая среда – тот же асфальт, что и в Ковчеге. И это была первая часть революции - техническая.
Пионеры Вавилона были причастны и особому религиозному энтузиазму. Но нет с ними ни царя, ни священника, а, значит, и Бога. Поэтому для них необходимо обустройство земной жизни. Это вторая часть революции. Есть сфера, где субъективность и личность мешают. Научные знания – вот, по их мнению, истинные действия человеческого духа. Человек начинает создавать себя сам, на своих собственных основаниях, отрицая свою личность. На этой стадии человек понял, что он изобрёл, а именно – операционный доступ к двузначной системе. Это минимальный набор для конструирования – кирпич, асфальт, а дальше всё возможно. МИНИМУМ ЕСТЬ УНИВЕРСУМ – это стало принципом тех личностей, которые пришли с востока, для всеобщего его применения. Это стало призывом – «приидите, сотворим кирпичи!». И даже ребёнка, от самого принципа игры, стало возможно приучить и развить к огромным конструктивным возможностям. Это всё, что нужно для человека Вавилона, и он уже не будет тратить время на борьбу с Богом – это не интересно. Интересно – строить земную жизнь. – «…И СКАЗАЛИ: - ПРИИДИТЕ, ПОСТРОИМ СЕБЕ ГОРОД И БАШНЮ…». Башня – это знак, что этот город нечто большее, чем все города прежде. Этот город не для защиты, не для торговли. И башня была не крепостная, не дозорная – она была произведением НОВОГО ДУХА. И поэтому эта башня должна быть связана с Небом. – «…ЕЁ ЖЕ ГЛАВА БУДЕТ ДО НЕБА…». В древнееврейском тексте сказано точнее – «…начало её в небе». Замысел был не вполне земной, а другой – от Неба к земле. «В начале Бог сотворил Небо и Землю», сказано в Писании. Так и человек пробует действовать как Творец – от Неба. Для своего творчества он ищет самые высокие НАЧАЛА, т.е. пытается познать первоначала и осуществить это познанное на земле – низводить Небо на землю. Чтобы не только на земле была воля человека, но и на Небе была именно его воля, а не Бога, если человек берёт за ориентир небесные начала. Аналог этого в грехопадении, ибо это стадия услаждения. Человек ставит себя на место Бога, и это для него самое сладостное. ИТАК, для того, чтобы возник Вавилон, должны сойтись следующие условия: технические изобретения и научные постижения начал, осуществлённые на практике. Эти компоненты питают друг друга энтузиазмом, который не уступает религиозному, и является его трансформацией. Итак, познавать небесное и низводить его на землю по воле человека, называется – ПРОГРЕСС. Мы помним, что начало истории и появление смерти в жизни человека ознаменовано проклятием – «…проклята Земля в делах твоих (человека)». Однако теория прогресса утверждает обратное, а именно – в делах человека земля соединяется с Небом. С этой точки зрения вавилонская башня - явление прогрессивное, и у каждого строителя здесь, как говорится, нет ничего личного, только бизнес, и таково, мол, направление человеческого развития. Вавилон – это богоборческая организация, но она отличается от первой цивилизации Каина, ибо он был в личных отношениях с Богом, и стал осознанным богоборцем. А строители Вавилона не состояли в таких отношениях. Они исследуют «Начала» в русле прогресса. Они лично ничего не имеют против Бога, но низводят Его как духовный ориентир. Те люди, что пришли в долину Синнаар, связь с землёй потеряли, ибо всюду город. Но они чувствовали, что человека, всё-таки, что-то ограничивает. Но, оказывается, это он сам, его человеческая природа. Значит – её надо преодолеть. Поэтому они сошлись с Каином в том, что надо отречься от Адама. Однако, кто не сын Адама, тот не Сын Божий, ибо теряет Образ Божий. Поэтому башня в этом смысле не цель, а путь. И Небо не цель. А Начало, ориентир, который надо опустить на землю. Цель – это человек, которого надо преодолеть, т.е. переделать. – «…И СОТВОРИМ СЕБЕ ИМЯ…». Суть происходящего не в башне, а в сердце человеческом. Бог дал человеку имя – Адам, и назвал человека человеком именно Бог, и человек не может познать сам себя, и не владеет своей природой, и если не уподобляется Богу, то разрушается как Образ. Человек, пытающийся познать себя – не вполне человек. А тот, кто сохраняет чувство Сыновства от Адама – Сын Божий. Так вот, у каменщиков Вавилона нет родословия, нет имени, ибо сказано без имён – «…они пришли с востока». Как потомки Каина не есть нация – это дух, так и каменщики не имеют Отечества. Каинитяне и масоны – суть одно, интернационал, ибо в конечной точке пути, в отношении к человеку как к Образу Божьему, Каин и Вавилон становятся солидарны. Они представляют собой два пути, чтобы бороться с Образом Божьим в человеке: каинское богоборчество и Вавилон, допускающий присутствие Бога. Вот вам богоборец и лжехристианин – два зверя из Апокалипсиса. Они принуждают человека принять образ зверя, и результат становится очевидным – при попытке изменить человека, человек становится зверем. «…Сотворим себе имя» - это и есть подобная попытка сменить имя Божье. Не обременяться прошлым, историей, жить сейчас, иначе. В этом была и суть грехопадения – попытка познать всё. Поэтому-то человек и был удалён из Рая. А потомки Сифа умели до какого-то времени хранить в себе Божественные начала, Сыновство от Адама, Образ Божий. А если человек осознанно хочет быть познавающим, как человек Вавилона, то Бог для него второстепенен. Допотопные исполины были «именитые». Это были каинские опыты переделки человека. А люди Вавилона пошли другим путём, но пришли в ту же точку. Произошло возрождение каинского духа. Каинитяне ведь начали вырождаться без присутствия Сынов Божьих, и их экспансия была необходима для них. А строители Вавилона не ощущают в себе никакого недостатка, ибо нет для них границ, и через себя они переступают спокойно. Глобализм – это естество Вавилона. Когда все операции происходят в двузначной системе: ноль-единица, то все стороны света становятся равнозначны относительно центра, где стоит башня. Духовное символическое мышление убито, и человек готов всё это распространить по Земле как семя. – «…И СОТВОРИМ СЕБЕ ИМЯ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ РАССЕЯТЬСЯ НАМ ПО ЛИЦУ ВСЕЙ ЗЕМЛИ».
В истории Вавилона появляется понятие, обозначающее, что человек дошёл до точки, которая называется – ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ. К ним человек пришёл в результате прогрессивного исторического развития. Они стали общеобязательны и универсальны. Поэтому всякое общественное устройство получает оценку по этой двузначной системе: кирпич – асфальт, демократическое – тоталитарное, свободное – не свободное. Эти ценности становятся общеобязательны и подлежат распространению по лицу всей Земли теми, кто их открыл. И они никого на Земле в покое не оставят. С подобной же энергией и энтузиазмом всё это распространяет вокруг себя Вавилон современный. Для него нет иных культур, которых сейчас гораздо больше, чем в древности. Его правители и строители действительно искренне считают, что двузначная система конструирования Мира есть и система оценки Мира. При этом у них есть энтузиазм и сила распространять всё это по лицу всей Земли.
Итак, если иссякает Вера, то иссякает Образное мышление и художественный образ. Человек сам себя не понимает как Образ, и поэтому вавилонских строителей необходимо спасать от них самих. – «И СОШЁЛ ГОСПОДЬ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ…». Бог посмотрел на людей милостиво. И милость ещё возможна – «…ГОРОД И БАШНЮ, КОТОРЫЕ ПОСТРОИЛИ СЫНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ». Бог смотрит на то, ради чего они отреклись от себя и от Бога, и как далеко они продвинулись на этом пути. И если не прервать стройку вавилонскую, то Бог, воплотившись, не найдёт в человечестве Сынов Божьих. Строителей первого Вавилона ещё можно спасти как Адама, когда его изгнали из Рая. Необходимо их соединить с землёй. – «И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ: - ВОТ РОД ОДИН И РЕЧЬ ОДНА У ВСЕХ…». Теперь гласа единого уже нет, т.е. пресеклось Богообщение. Бог ничего этим людям сказать не может, ибо Вавилон – это уже всемирная деятельность, которая пресекает Богообщение и не может ограничиваться никаким местом. – «…И ЭТО ОНИ НАЧАЛИ ТВОРИТЬ И ТЕПЕРЬ НЕ ПРЕКРАТИТСЯ У НИХ ВСЁ, ЧТО БЫ НЕ ПОЛОЖИЛИ ТВОРИТЬ». Люди уже иначе попробовали познание, и теперь перешли к осуществлению. Но различие с Каином у них есть, ибо каинитяне ведают, что творят и отвергли покаяние. А эти несчастные, познают без остановки, и не ведают, что творят. Бог вынужден действовать по принципу: ты свободен, но Я не дам тебе погубить весь Мир. И здесь происходит знаменательное событие, касающееся судьбы дальнейшего мироустройства - Великий Совет Лиц Пресвятой Троицы: - «СКАЗАЛ ГОСПОДЬ: - ПРИИДИТЕ, И, СОШЕДШЕ, ДА СМЕШАЕМ ТАМ ИХ ЯЗЫК…». Здесь оглашено изъятие дара ведать друг друга, но и созидание многоязычия выражено как Божественный творческий акт, как милость. Первый раз появляется слово «Язык». А то, что подверглось смешению, было не то особенное говорение – «глас» или «одна губа». То было просто отнято. То, что Бог созидает вместо говорения – это язык, другой вид общения. Бог сначала создал первооснову, замесил язык, а потом уже его разделил. Речь же Адама Бог у человека отнял. Адам стал как ЭЛОХИМ, чтобы познавать, и лишился Рая. А человечество Вавилона стало познавать, чтобы делать, и лишилось райской речи, ибо у них атрофировалось образное символическое мышление. Бог замесил языки в единое целое и потом разделил на части так, что в части присутствует единое целое. Это как замес хлеба и раздел его на части. Это то, что появилось вместо речи. А вместо гласа – безгласие. – «…ДА НЕ УСЛЫШИТ КАЖДЫЙ ГЛАСА БЛИЖНЕГО СВОЕГО». Это значит, что не будет СЕРДЕЧНО его понимать и принимать В СЕБЯ. Понимание другого человека никогда не происходит напрямик, а на уровне бытия человека, который есть Образ Божий. Две личности могут быть открыты друг другу лишь ЧЕРЕЗ Образ. Если же попытаться понять человека напрямик, то это значит – услышать голос ближнего своего. Это не безопасно, но в каком плане? Адам услышал голос жены своей в Раю, и не словами вошёл соблазн, а голосом. А когда они услышали Глас Божий, их единение распалось. И вот, в Вавилоне люди слышали голос друг друга, и не слышали Гласа Божьего. Т.е. люди не только оскверняли устами первичную речь, но, слыша голос той речи, принимали в себя греховное возбуждение. Этому же был положен конец. Идейное единство в грехе распалось.
- «И РАССЕЯЛ ИХ ОТТУДА ГОСПОДЬ ПО ЛИЦУ ВСЕЙ ЗЕМЛИ, И ПРЕСТАЛИ, СТРОЮЩИЕ ГОРОД И БАШНЮ. ПОСЕМУ НАЗВАНО ИМЯ ЕМУ – ВАВИЛОН, ИБО ТАМ СМЕСИЛ ГОСПОДЬ УСТА ВСЕЙ ЗЕМЛИ, И ОТТУДА РАССЕЯЛ ИХ ГОСПОДЬ ПО ЛИЦУ ВСЕЙ ЗЕМЛИ». (от слова «балал» - замесить. Евр). Но вместе с языком люди получили и землю. Языку был дан народ, а народу – земля, чтобы был порядок, а смуты не было. Ап. Павел: «…чтобы народы искали Бога, пока не смогут Его осязать» (Христа). После Вавилона в одном из народов должна найтись Церковь Божья. Это будет семья Авраама и народ Израиля. А от того, что народы разошлись по языкам и землям, возникло язычество – поклонение местным божкам. Ближайший пример язычества – сам Вавилон.
Итак, вмешательство Бога в историю было точным отражением главных помыслов человека: - «Приидите…», сказали люди друг другу. «ПРИИДИТЕ…», сказал Господь Сам в Себе, и вернул человека на землю, где ему положено трудиться и жить. Поэтому смешение языка было и наказанием и милостью Божьей.