Бытие. 9 - Завет с Ноем

Андрей Крючков 1
Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

ЗАВЕТ С НОЕМ

Со времени, когда Ковчег сел на горах араратских, и до времени, когда Ной вышел из ковчега, ему было дано пережить Сотворение Мира по дням. До этого он прожил в Ковчеге целый год, и это был образ Великой Субботы 7-го Дня. Он выходит из Ковчега и начинает готовиться к тайне 8-го Дня – готовится принести жертву, образ Ветхозаветной Пасхи (освобождение и переход). В книге «Исход» говорится о первенцах, которых надо посвятить Богу в 8-й день. Приближение Ковчега к земле было возвращением жизни. Этот процесс делился на смысловые части. Жертвоприношение Ноя происходит после Великой Субботы 7-го Дня на 8-й, что говорит о Воскресении Христовом. Ной делает алтарь. – «И ПОСТРОИЛ НОЙ ЖЕРТВЕННИК БОГУ». Это говорит о том, что путь Спасения проходит через смерть. Богочеловек пройдёт через смерть. Это суть религии, как и религия – сущность жизни человека после греха. Первую жертву в Раю принёс сам Бог. Как приносили жертвы до Ноя, мы знаем из жизни Каина и Авеля. Каин не правильно разделил, и тем согрешил. А Ной принёс жертву целиком, не деля. – «И ВСЯЛ ОТ ВСЕХ СКОТОВ ЧИСТЫХ, И ОТ ВСЕХ ПТИЦ ЧИСТЫХ И ВОЗНЁС ВОЗНОШЕНИЯ». Целиковая жертва – ОЛА (евр.) ХОЛОКАРПОСИС (греч.) – всевозношение, но не всесожжение (холокаутома). Суть не в том, что вся жертва сжигалась, а в том, что приносилась целиком. Ной уподобился Авелю, ибо принёс дары. Последняя цельная кровавая жертва была принесена на Голгофе, и совершил её, как и в Раю, сам Господь. Христос распятый – ОЛА – всеприношение. Это жертва Завета, и такая жертва Ветхого Завета, указывает на жертву Нового Завета – жертвоприношение целого человека. Спасение в христианстве возвещено через жертву человека. В книге Бытия есть ещё только один эпизод из жизни Авраама, когда надо было принести в жертву целого человека – жертвоприношение Исаака, и оно так же называется – ОЛА. И Ной, и Авраам принесли подобающую жертву. Аврааму Бог сказал принести в жертву сына, но откуда Ной знает, какую жертву надо приносить? Мы этого не знаем, но важно то, что Ной был введён в обновлённый мир, но себя новым человеком не возомнил, хотя после потопа он стал отцом всех людей. Его жертва - во смирение. Позиция свидетеля и участника потопа, даёт Ною мудрость приступить к алтарю – всё Богу, и всё от Бога. Это прообраз Христовой жертвы, основного смысла Литургии. Человек может участвовать в Таинстве как участник и как свидетель одновременно. Например: после грехопадения Бог призвал Адама и Еву – участников, стать свидетелями, т.е. назвать грех и покаяться. Прародители не смогли стать свидетелями и покаяться, и Богообщение пресеклось. В исповеди человек с позиции участника переходит на позицию свидетеля и получает прощение. Ной же пережил возвращение на Землю, которое напомнило о 6-ти Днях Творения и о субботе. Он засвидетельствовал о человеке на обновлённой Земле, как об участнике Божьего Промысла. Это полная открытость Богу. Он стоит на границе понятий участника и свидетеля. Не дойти до границы – это оставить что-то себе, как Каин, а перейти эту границу – сойти с ума.
Участник таинства живёт в двух мирах одновременно, а Ной ещё и в двух временах – двойного исчисления времени в потопе. И время текло через Ноя. А как Бог эту жертву принял? – «И ОБОНЯЛ ГОСПОДЬ БОГ…». Втянул в себя дух жертвоприношения, воспринял целиком – «…ОБОНЯЕМОЕ…». Это такая конструкция языка, которая говорит нам то, что было сказано в днях Творения: да будет Свет – и бысть Свет. О воде – да соберётся в собрание. О земле – да произрастит растения, о травах – сеющее семя. О деревьях – плодовитые, творящие плод. О животных воды – воскишеть кишением. О птицах – летающие, да полетят. О пресмыкающихся – ползучие ползающие. Всё это говорит о естестве описываемого предмета. И выражение – обонял обоняемое, говорит о том, что это то, что Богу естественно вдыхать. Это естество Бога по отношению к Миру. То, что сделал Ной, Богу естественно принимать – человека. И Богу будет естественно стать человеком во плоти, и тогда Он сможет совершить жертву Нового Завета – жертвоприношение Христа, агнца Божьего, закланного от сложения Мира. И это мы узнаём на каждой Литургии – Богу естественно стать человеком, и по Милости отдать себя в Жертву. Возможно, так Бог принял жертву Авеля, принесшего жертву заветную, нераздельную. Поэтому Бог принял Авеля всего, полностью, как и Ноя. А затем Каин принёс в жертву Авеля, и его кровь вопияла к Богу от Земли до Неба. Значит, Каин совершил всеприношение – ОЛА, но дьяволу, и она дошла до Неба, но не как запах, а как вопль обличающий. Каин стал прообразом тех, кто распинал Христа, и кто ведал, что творил. – «И ОБОНЯЛ ГОСПОДЬ БОГ ОБОНЯЕМОЕ ПОКОЯ». Запах Покоя – это эталон жертвоприношения, прообраз христианской Литургии. Т.е. дух Покоя был запахом самого Ноя. Это был акт личного творчества и сущностью его имени. Богообщение может быть личным и соборным, ибо Бог может обонять человека, собрание, и даже целый народ – это запах Покоя, но может и отвергать, ибо жертва не пахнет Покоем. Но самый худший случай, когда запах Покоя приносят идолам. Апостол Павел: «От человека идёт запах познания о Боге, и Бог делает этот запах познания явным для других. И некоторым это благоухание Христово ОТВРАТИТЕЛЬНО, как запах смерти их самих». А жертва Ноя имела запах Божественного воплощения, как и жертва Авеля. Для Каина, в определённый момент, этот запах стал отвратительным. Каин не злился на неприятный запах, он просто уничтожил его источник. И когда в будущем запах Каина смешался с Духом Сынов Божьих в этих свободных браках, то получился СМРАД, ибо суть каинского духа – беспокойство. Поэтому только потоп мог принести на Землю Покой. После грехопадения человек выпал из состояния покоя, и для него закончился День 7-й, и Бог, чтобы спасти человека, пошёл его искать, сам воплотившись в человека. Он оставил свой Покой – шабат, и вернулся к творческой деятельности. В Боге - прообраз человека. Человек в Боге – предвечен. Богу естественно стать человеком, а после грехопадения Бог это сразу обещал – родиться как СЕМЯ ЖЕНЫ. Но до своего воплощения Бог, в покое субботы – не покоен от человека, который остался вне спасения, поэтому Бог, который вне времени, ожидает времени своего воплощения, и Христос будет упокоением Божества. Жертва Ноя имела такой дух, как Покой Бога во Христе, когда, как бы, заново сотворялся весь Мир, и пришёл второй Адам – Христос. Когда Он вышел на служение, для многих стало очевидным – это нарушение субботы. Бог оставил субботний Покой и занялся творческой деятельностью: лечил, кормил, воскрешал. И Бог сотворил жертвоприношение – принёс себя в жертву, и вернулся в Покой – шабат во аде. Затем – конец 7-го Дня, и 8-й День – Воскресение. А волхвы принесли в дарах ладан, запах упокоения Бога. Каждение – это символ того, что Бог вдохнул запах человека, и этот запах шёл от его жертвы Богу, который вочеловечится и в этом обретёт Покой. Покой человека – в Боге, а упокоение Бога – в человеке. Запах ладана – это богослужебный запах, и человек не должен его смешивать с другим. Если Бог вдохнёт запах нашего каждения и втянет в себя дух нашей молитвы, то произойдёт соединение молящихся с Господом, для которых это будет Благодатью Святого Духа.
Бог, обоняя обоняемое, сказал Ною, и благословил его. То, что сказал Бог Ною, имеет отношение ко всей человеческой истории после потопа. – «И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ БОГ, ПОМЫСЛИВ…». Только один раз было, когда Бог помыслил – и был потоп, а после потопа Бог помыслил – и был Завет. Перед потопом помысел Божий отразил помыслы человеческие, и человечество осталось наедине с собой. Это наказание. После потопа помыслы Бога о Ное стали соответствовать помыслам Ноя о Боге – Богообщение восстановилось. – «…ДА НЕ БУДУ БОЛЬШЕ КЛЯСТЬ ЗЕМЛЮ ЗА ДЕЛА ЧЕЛОВЕКОВ». В греческом переводе – «проклинать». Это не верно, ибо Бог не проклинал Землю в потопе. «Клясть», здесь – не наводить убыль на Землю. Ибо дела человеческие были таковы, что из-за них весь Мир пошёл на убыль, а затем был восстановлен, и Бог сказал Ною, что убыль Земли не повторится. Перед потопом Бог обдумывал – быть ли дальше человеческой истории на Земле, ибо потоп мог быть концом истории. Однако, он стал перерывом в истории, и жертва Ноя послужила продолжением жизни на Земле, т.к. она стала прообразом Христовой жертвы. Богу стало возможно помиловать Мир. Однако теперь Он будет прямым действием пресекать зло на Земле, когда оно достигнет определённого масштаба: Вавилон – разделение языков. Содом – уничтожение. Мир перед Боговоплощением – воплощение Христа. Бог не даёт злу достигнуть предпотопной концентрации, и земная история продолжится, потому, что совершается Божественная Литургия Сынов Божьих. А что собой представляет человечество после потопа? – «…ИБО ВЛЕЧЁТСЯ ПОМЫСЕЛ ЧЕЛОВЕКОВ ПРИЛЕЖНО НА ЛУКАВОЕ ОТ ЮНОСТИ ЕГО».
Основная характеристика человека, как до потопа, так и после него – не дела, а влечения помыслов. Земля была проклята Богом в делах человека, но человек характеризуется не со стороны дел. В дальнейшем, в религиозной философии возникнет полемика о соотношении веры и дел в Мире. Вера проявляется в делах, иначе она мертва, но и делами закона не спасается пред Богом никакая плоть, ибо Бог смотрит на КОРНЕВОЙ ПОМЫСЕЛ – не сердце. Поэтому то, необходимо стеречься лукавых помыслов. Но Бог это уже говорил Каину: «К тебе обращение его (змея), но ты начальствуй над ним». Но Каин не внял Богу. Это значит, что и после потопа человечество может не избегнуть духа Каина. А что есть зло в современном Мире, в отличие от допотопного? Главное – Земля обновилась, и в Мире стало возможным служение Сынов Божьих – Литургия. В Ветхом Завете – как прообраз будущего. В Новом Завете – как Таинство. И о современном человеке нельзя сказать что «…всякий помышляет на лукавое» - не всякий, ибо праведники будут на Земле до скончания века: 1 – ЗЛО НЕ ВСЕМИРНО.
А стал ли человек добрее после потопа? Мы можем узнать это, если посмотреть на Голгофу, и это картина торжествующего зла. Но Господь ответил с креста – «Не ведают, что творят…» 2 - ЗЛО НЕ ОСОЗНАННО.
Такого наглого служения злу, как перед потопом, уже не будет. Оно, конечно, будет, но не открыто, и если откроется, то будет уничтожено как Содом. 3 - ЗЛО НЕ ДЕМОНСТРАТИВНО.
Но человек всегда прилежен в помыслах «на лукавое», и до, и после потопа. Человек остался трудолюбив ко злу. Допотопные люди были творческие, и умножали злобности – изобретали зло, ибо после грехопадения нравственное и творческое начало в человеке стали независимы друг от друга, и допотопные люди направляли своё творчество на зло, что и привело к полному нравственному растлению. После потопа этого не будет. Нравственная порча не предполагает творчества. И перед концом света люди не будут делать ничего особенного, ибо всё меньше времени и сознательных усилий нужно будет для погибели. И если допотопные ПОМЫШЛЯЛИ на лукавое, то наш помысел только лишь ВЛЕЧЁТСЯ – набор зол стал скуден. 4 - ЗЛО НЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНО.
То, что воспитали в себе допотопные – это сердце. А в современном человеке только Бог испытует сердце, ибо сказано – НЕ СУДИ. Если бы у человека было злое сердце, то Боговоплощение было бы невозможно. Сердце человека не доброе, но и - 5 -НЕ ЗЛОЕ.
Допотопные не только воспитали в себе злое сердце, они заимели его по материнской линии, от утробы. Таковы были условия их зачатия, поэтому их помышления «на лукавое» было ВО ВСЕ ДНИ. А мы, современные – другие. Наш помысел влечётся всего лишь ОТ ЮНОСТИ. А до юности можно много доброго воспитать в детях, и христианская педагогика – важнейшая дисциплина для современного человека.
Итак, после потопа и жертвы Ноя, Господь говорит каково зло в современном человечестве: 1 – НЕ ВСЕМИРНО; 2 – НЕ ОСОЗНАННО; 3- НЕ ДЕМОНСТРАТИВНО; 4- НЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНО; 5 – НЕ ЗАХВАТЫВАЕТ ВСЕГО СЕРДЦА; 6 – НЕ ВРОЖДЁННО. Из этого вывод: несмотря на помышления человеческие, в которых может возродиться каинский дух, история человечества на Земле будет продолжена – «…ДА НЕ СТАНУ БОЛЬШЕ ПОРАЖАТЬ ПЛОТЬ ЖИВУЮ, КАК Я ЭТО СОТВОРИЛ». Жизнь плоти обновилась после потопа. Бог сам сотворится во плоти среди людей. – «…ВО ВСЕ ДНИ ЗЕМЛИ: ПОСЕВ И ЖАТВА, ХОЛОД И ЗНОЙ, ЛЕТО И ЗИМА, ДЕНЬ И НОЧЬ НЕ ПОЧИЮТ». Это значит, что для обитателей Ковчега была суббота длиною в год, но и для Земли была суббота, когда ни зимы, ни лета, ни дня, ни ночи Земля не рождала. В потопе был перерыв всему. И после, человек возродился как свидетель Сотворения Мира, и это было его духовным развитием. Но и в начале всего, история Сотворения Мира была учением о человеке. Через него понималось Сотворение, и наоборот. Последний стих главы говорит, что история будет продолжена, и продолжена на Земле, а не в элементах цивилизации – политике, экономике, науке и.т.д. Опять же – человеку Землёй не владеть. История – это жизнь человека НА Земле, которая проклята в делах его. – «И БЛАГОСЛОВИЛ БОГ НОЯ И СЫНОВ ЕГО И СКАЗАЛ ИМ…». А в день Сотворения Бог благословил человека: 1 – Расти и множиться. 2 – Господствовать над Землёй. 3 – Начальствовать над Землёй. Господствовать человек поставлен над видимым миром. Начальствовать – не уступать Землю невидимым духовным сущностям. Но после грехопадения начальствовать над Землёй человек уже не может, он может только лично не уступать сатане.
Однако две первые части благословения Бог повторил Ною: - «…РАСТИТЕ И МНОЖЬТЕСЬ И НАПОЛНИТЕ ЗЕМЛЮ,И ПРИМИТЕ ГОСПОДСТВО НАД НЕЮ». Это значит, что сынам Божьим заповедано доминировать в истории. А из масоретского текста исчезло благословение господствовать над Землёю. МАСАРА – иудейская традиция, связанная с редактированием и переписыванием текста Библии. В своих редакциях она лишает Благословения Божьего Адама и Ноя, исключает задание Адаму противостоять дьяволу на Земле, и задание Ною господствовать в земной жизни. Масара не почитает отцов, когда речь заходит о земной жизни. Они начинают жить ОТ СЕБЯ, и вести родство не по отцам. Каин – семя Адама, но Адам ему – не отец. Христос сказал иудеям: - «Вы семя Авраамово, но не Авраам ваш отец». Ради земной жизни фарисеи отреклись от отцов. Сначала лжесвидетельствовали о Воскресении Христовом, а потом отреклись от отцов. А редактирование Священного Писания – это уже просто их работа.
Так как же теперь господствовать над Землёю? – «И ТРЕПЕТ ОТ ВАС И СТРАХ ДА БУДЕТ НА ВСЕХ ЗВЕРЯХ ЗЕМНЫХ, И НА ВСЕХ ПТИЦАХ НЕБЕСНЫХ, И НА ВСЕХ ДВИЖУЩИХСЯ ПО ЗЕМЛЕ, И НА ВСЕХ РЫБАХ МОРСКИХ, ПОД РУКИ ВАМ Я ДАЮ ИХ…». Во всём этом есть прямой и символический смысл, но прежде всего, меняется отношение человека к животному миру – любую живность должен теперь подчинять СТРАХ. Этого страха не было в Ковчеге, и у Адама. Когда внутреннее достоинство человека уже не покоряет ему тварей, Бог обуздывает их страхом. – «…И ВСЁ ДВИЖУЩЕЕСЯ, КОТОРОЕ ЖИВОЕ, ДА БУДЕТ ВАМ В ПИЩУ, КАК ЗЕЛЕНЬ ТРАВНУЮ, Я ДАЮ ВАМ ВСЁ». Первые люди получили благословение только на растительную пищу. Это была одна из основ самосознания – человек господин милостивый, ибо ради него не гибнет ничто живое. После грехопадения, человек был научен приносить жертвы, но не было благословения на мясную пищу. И вот после потопа получено разрешение убивать и есть животных. И получил его Ной, который имел благоговейное чувство жизни и милующее сердце. Иначе бы он Ковчег не построил, и не разместил бы там животных. После грехопадения Адам выслушал Бога и умудрился, назвав жену Евой, и открыв в себе чувство сострадания. После этого в Раю была принесена первая жертва, и люди увидели смерть как символ греха. Эта жертва была дана в память всем поколениям людей, пока не свершится последняя жертва на Голгофе. Аналогично и после потопа. Ною, сострадающему сердцу было сказано – ешь плоть. Это было упреждением греха, который войдёт в жизнь человека. – «…ТОЛЬКО МЯСА В КРОВИ ДУШИ НЕ ЕШЬТЕ, ИБО ВАШУ КРОВЬ, КРОВЬ ДУШ ВАШИХ ВЗЫЩУ ОТ РУКИ ВСЯКОГО ЗВЕРЯ, ВЗЫЩУ ЕЁ И ОТ РУКИ ЧЕЛОВЕКА БРАТА. ВЗЫЩУ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА…» - «…ПРОЛИВАЮЩИЙ КРОВЬ ЧЕЛОВЕКА ВМЕСТО ТОЙ КРОВИ, ЕГО КРОВЬ ПРОЛЬЁТСЯ, ИБО ВО ОБРАЗ БОЖИЙ Я СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА». Всё это станет понятно, если перейти на язык символов, а для этого нужно знать в какой тематике мы находимся. Когда Бог говорит с Ноем, то Он говорит со всем человечеством от начала жизни и до конца истории. И мы встречаемся с символами последних времён человечества и их значением, в последней книге Библии – Апокалипсисе. Первая и последняя книги как бы поясняют и открывают друг друга:
- «и стал я на песке морском и увидел зверя из моря о 7-ми головах и 10-ти рогах, и увидел одну голову, закланную в смерть, и язва смерти его была уврачёвана. И дивилась вся земля вслед зверю. И поклонились зверю, говоря – кто подобен зверю? И дано ему сотворить брань со святыми и победить их, и дана ему власть над всяким народом. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни Агнца, закланного от сложения Мира. Если кто ведёт в плен, тот сам в плен идёт, если кто мечом убьёт, тому мечом убиту быть. Здесь терпение и вера святых. И увидел я другого зверя, восходящего от земли, и он имел два рога, подобно агнцу, и говорил как змий, и всю власть первого зверя он творит пред ним».
Надёжный признак последних времён это то, что зверь больше не прячется. Он вступает в брань и получает власть. У первого зверя из моря союзник на земле – другой зверь. В книге Бытия говорится о том, что когда эти звери будут побеждать, то вера и терпение святых в том, что проливающие кровь человека, сам прольёт свою кровь. В Откровении: – «кто в плен ведёт, тот сам в плен идёт», ибо в книге Бытия: - «Во Образ Божий Я сотворил человека» - говорит Бог. Поэтому Образ Божий – наш щит. Надо сохранять в себе Образ Божий. Каин был охраняем от насилия печатью. Церковь же Божья охраняется от насилия Образом Божьим, ибо плен, меч и насилие от этого щита обращаются на нападающих. Образ Божий нельзя взломать. Можно лишь попытаться снять его, заменить на другой. К концу истории столкнутся два образа – Божий и зверя.. И этот второй зверь в Откровении служит первому, пытаясь вытеснить Образ Божий. – «…и обольщает живущих на земле знамениями, которые дано ему сотворить перед первым зверем, говоря живущим на земле – Сотворите образ зверя, который имеет язву от меча и ожил. - И дано ему было дать дух образу зверя, да проглаголит образ зверин и сотворит, если кто не поклонится, те были убиты». Ною же сказано, что терпение и вера дают возможность уподобляться Богу, а если нет, то Образ Божий теряется. Зверю будут поклоняться те, кто говорит – «кто подобен зверю?».
«Нет на Земле подобного ему» - говорит Бог о сатане, ибо кто прельщается на бесподобное, тот гибнет. Кто страшится, тот тоже гибнет. Удивление и страх – те два оружия, чтобы стирать Образ Божий в человеке. Однако себя человек может не уступать дьяволу. И Бог говорит Ною: - «Страх от вас на всех зверях земных», т.е. Вас будут прельщать, чтобы вы боялись, но знайте, что они боятся вас, потому, что с вами Бог – АГНЕЦ ЗАКЛАННЫЙ. Христос своим закланием поразил дьявола в голову, а Слава 1-го Дня Творения – Бог на кресте. Богослужение Христу-агнцу, это бескровная жертва – Литургия. Повеление Ною не есть мяса в крови души, это – не есть мяса с кровью, и повеление о бескровном жертвоприношении. Ключ к пониманию символического языка книги Бытия – в Апокалипсисе. Как Адаму был Богом дан наказ начальствовать над Землёю, зная, что он не сможет его удержать, так и Ною был дан наказ господствовать над Землёю, зная, что и он, и его сыновья не удержат его к концу истории. – «…ВЫ ЖЕ РАСТИТЕ И МНОЖЬТЕСЬ, И НАПОЛНИТЕ ЗЕМЛЮ, И МНОЖЬТЕСЬ НА НЕЙ…» - и это всё. Нет подтверждения господствовать над Землёю. Дважды даётся благословение Ною, чтобы один предмет рассматривать с двух позиций одновременно. Дважды сказано – множьтесь. Здесь речь идёт о духовной жизни конца времён, т.е. Образ Божий в человеке к концу времён затмится, и произойдёт возрождение каинского Духа. Дважды этот дух будет подниматься. Первое – это Голгофа. Однако своим Воскресением Христос нанесёт смертельную рану голове первого зверя из Апокалипсиса. После Голгофы прошли века и вот, язва смерти его уврачёвана – кто-то его подлечил. Человечество приходит в состояние отвержения Христа, и тогда является первый змей, однако с ним является и другой змей, как агнец, т.е. по виду он христианин, но говорит как змей. Он пугает, но он лишь ассистент первого, и первый возобладает в истории к концу времён. ИТАК: христоборец и лжехристианин – вот два змея из Апокалипсиса. Главенствует первый, и его образ будет вытеснять из человека Образ Божий.
Поэтому, из всего Благословения: жить, господствовать, начальствовать, после грехопадения исчезло задание начальствовать, и затем, что касается конца времён, исчезло задание господствовать. Тогда что же делать? И Бог говорит Ною – увеличиваться в числе – множьтесь. И не бойтесь, ибо трепет и страх ОТ ВАС на всех зверях земных. А когда не сможете господствовать на Земле – сражайтесь на неё. – «И СКАЗАЛ БОГ НОЮ И СЫНАМ ЕГО С НИМ, ГОВОРЯ: - Я ВОТ ПОСТАВЛЯЮ ЗАВЕТ МОЙ С ВАМИ И СЕМЕНЕМ ВАШИМ ПОСЛЕ ВАС, И СО ВСЯКОЙ ДУШОЙ ЖИВУЩЕЙ С ВАМИ ОТ ПТИЦ И ОТ СКОТОВ, И СО ВСЕМИ ЗВЕРЯМИ ЗЕМЛИ, КОТОРЫЕ С ВАМИ СУТЬ ОТ ВСЕХ ВЫШЕДШИХ ИЗ КОВЧЕГА. И ПОСТАВЛЮ ЗАВЕТ МОЙ С ВАМИ, И НЕ УМРЁТ УЖЕ ВСЯКАЯ ПЛОТЬ ОТ ВОДЫ ПОТОПА, И НЕ БУДЕТ УЖЕ ПОТОП ВОДНЫЙ, ЧТОБЫ ИСТЛИТЬ ВСЮ ЗЕМЛЮ». Наконец-то даётся Ною Завет, который был обещан перед постройкой Ковчега. Ной совершил Литургию, получил знания истории, и после этого вступил в Завет. В Священном Писании Бог говорил о тайне истории с тремя праведниками: НОЙ, ИОВ, ДАНИИЛ. Все они из разных мировых эпох: НОЙ – отец всех народов. ИОВ жил в эпоху патриархов до Моисея. ДАНИИЛ – еврей, житель вавилонского плена. И все они объединяют исторические эпохи. Богом сообщалась им тайна Спасения на трудном символическом языке, чтобы она была недоступна дьяволу. НОЙ, ИОВ, ДАНИИЛ смогли её понять по своей особой одарённости. А для нас это открыто, потому, что сущность богослужения Нового Завета – это ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, в котором проживается тайна мировой истории. Другого пути вернуться в Рай у человека НЕТ, как только жить на земле в истории, ибо тайна истории – это тайна Спасения. До Боговоплощения её охраняли херувимы в Раю. Это тайна Спасения человека Богом, и победы над дьяволом не силой, а жертвенным смирением. Суть Боговоплощения НЕПОЗНАВАЕМА для гордого духа, который сам, через Голгофу, ввёл Христа в ад. Но ад взорвался. Христос Воскрес и вывел из ада души праведных. И это был центральный момент истории, началом которой было удаление человека из Рая. А конец истории наступит тогда, когда человечество телесно обретёт Рай после Страшного Суда.
Ной получил откровение о всемирной истории и о «зверях», которые упомянуты в Апокалипсисе. После этого он получил Завет. Завет, поставляемый Богом, есть образ будущего Нового Завета. Содержание Завета не богато: ты спасён, а потопа больше не будет. И это символ Нового Завета. Символ – это мост, ибо одна его сторона находится здесь и видима, а вторая – там, и не видима. Это как икона – видимое изображение указывает на невидимое. Основное содержание символа – на что он указывает. Поэтому Бог говорит: поставляю Завет один, и поставляю Завет другой – Новый. И на небе будет знак, который как мост соединит два Завета. – «И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ БОГ НОЮ: - ЭТО ЗНАМЕНИЕ ЗАВЕТА, КОТОРОЕ Я ДАЮ МЕЖДУ МНОЮ И ВАМИ, И МЕЖДУ ВСЯКОЮ ДУШОЮ ЖИВОЮ, КОТОРАЯ ЕСТЬ С ВАМИ В РОДЫ ВЕЧНЫЕ – РАДУГУ МОЮ ПОЛАГАЮ В ОБЛАКЕ, И БУДЕТ ВО ЗНАМЕНИЕ ЗАВЕТА МЕЖДУ МНОЮ И ЗЕМЛЁЮ». С одной стороны Бог вступает в Завет, а с другой стороны не только Ной, но и животные. Значит, это нечто большее, чем союз. Бог открыл Ною, что Он всегда БЫЛ, ЕСТЬ И БУДЕТ изначально в Завете с человеком и Землёю. И радуга – символ вечного Завета с Землёю и жизнью во всякой плоти. В жертвоприношении Ноя Бог вдохнул в себя в полноте человеческую природу, и Бог – Сын станет человеком ВПОЛНЕ, т.е. до смерти, станет агнцем Ветхого Завета, и символом Нового Завета. Но Господь показывает, что Сын был Агнцем до всякого Завета, и до Сотворения человека, ибо ОН – Агнец, закланный от Сложения Мира. Первая и последняя книги Библии соприкасаются. Но почему же именно радуга стала символом этого Завета? Если Завет вечный, то он может быть взят только из 1-го Дня Творения, ибо Он был ДО ВРЕМЕННЫЙ акт Творения. Первое, что Бог присоединяет к Себе – это Свет. Естество Света – быть по Слову Бога СЛОВА, как Бога СВЕТА Свет. И знамением такого Завета, в котором Бог принимает всё живое, могла быть только природа Света. В радуге Бог показывает Свет, как развёрнутый свет. В радуге свет имеет форму и 7-ми составное содержание. Радуга – это свет в воде, а вода – первичная материя живоносной силы. Но это не сплошная, плотная вода как стихия, но свет в благорастворённой воде – в облаке. «ОБЛАКО» - важнейшее слово символического языка Священного Писания. – «…И БУДЕТ, КОГДА Я ОБЛАКОМ НАВЕДУ ОБЛАКО НА ЗЕМЛЮ…». Облако – есть символ Божественного посещения. Когда Бог приклоняет Небеса к земле и низходит в облаке, тогда зачинается душа и плод в утробе посредством сгущения первичных вод в утробе. Так же как из облака низходят дождь, снег, иней, роса, так невидимо и начинается бытие человека на земле из невидимых первичных вод земли. И приход Мессии сравнивался с приходом дождя. Поэтому выражение «облаком наведу облако» - символ творения на земле души и плоти. – «…ЯВИТСЯ РАДУГА МОЯ В ОБЛАКЕ». Радуга – уплотнение света в среде жизни – Воплощение СВЕТА – образ Бога во плоти, который так нас тихо влечёт к себе через своё воплощение. Поэтому радуга такая красивая. Бог даёт Ною величайшее обетование в своей радуге, давая понять, что Он будет посещать Землю при каждом зачатии человека. Облако ещё общий символ трёх эпох: после потопной, Боговоплощения и конца Света, «ибо увидят Сына Человеческого грядущего на облаках». Радуга ещё – плоть Света Божьего, терпимая для глаз. Божественный Свет воплотившегося Христа стал терпим для глаз, под прикрытием плоти. Это – Свет тихий, и когда Он является – «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, и в человецех благоволение». Радуга – это оптический аналог запаха упокоения от жертвы Ноя, и она была ответом Бога Ною, как Благодать Присвятого Духа. – «…И ПОМЯНУ ЗАВЕТ МОЙ». Когда Бог вспомнил о тех кто в Ковчеге, тот начал движение к земле. То, что Бог помнит, Он сохраняет в себе как жизнь во плоти. – «И ПОМЯНУ ЗАВЕТ МОЙ, КОТОРЫЙ ЕСТЬ МЕЖДУ МНОЮ И ВАМИ, И МЕЖДУ ВСЯКОЙ ДУШОЙ, ЖИВУЩЕЙ ВО ВСЯКОЙ ПЛОТИ, И НЕ БУДЕТ УЖЕ ВОДА В ПОТОП, ЧТОБЫ СТЕРЕТЬ ВСЯКУЮ ПЛОТЬ. И БУДЕТ РАДУГА МОЯ В ОБЛАКЕ И УЗРЮ, ЧТОБЫ ПОМЯНУТЬ ЗАВЕТ ВЕЧНЫЙ МЕЖДУ МНОЮ, И МЕЖДУ ВСЯКОЙ ДУШОЙ, ЖИВУЩЕЙ ВО ВСЯКОЙ ПЛОТИ, КАКАЯ ЕСТЬ НА ЗЕМЛЕ. И СКАЗАЛ БОГ НОЮ: - ЭТО ЗНАМЕНИЕ ЗАВЕТА, КОТОРОЕ Я ПОЛОЖИЛ МЕЖДУ МНОЮ, И МЕЖДУ ВСЯКОЙ ПЛОТЬЮ, КАКАЯ ЕСТЬ НА ЗЕМЛЕ». Трижды говорит Бог о жизни во плоти, и мы должны из этого понять, что Он сам придёт во плоти. Бог вспоминает, что человек изначально был замыслен и сотворён бессмертным во плоти. После грехопадения человек стал смертен. А Завет остался вечен. Это означает, что умерших ожидает восстановление во плоти – Воскресение. Это окончательный смысл Завета. Человека не спрашивают, хочет ли он родиться. Он рождается уже в Завете с Богом, как и животные – в РАДУЖНОМ ЗАВЕТЕ, Завете Творца и его Образа в человеке. Привлечь свой Образ к себе – это смысл творческого замысла о Мире. Вот что Бог открыл Ною в священнодействии после потопа.