Бытие. 7 - Кивот Ноя

Андрей Крючков 1
Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

КИВОТ НОЯ

Только в семействе Ноя сохранилась истинная Церковь. В дальнейшем повествовании о человеке главным становится понятие о том, что человек не может жить без Церкви. Даже каинитянам при Ламехе стало это ясно, и они начали приближаться к Сынам Божьим. Ноев ковчег был символом Церкви. Он показывал - что есть Церковь, как она устроена и для чего. А как найти метод, чтобы истолковать ковчег как путь спасения? В образе ковчега заключено учение об основных способностях человеческого сердца, и они раскрываются одна, за одной. Подобная антропология излагалась в разделе о Сотворении Мира. Писание устраивает нам повторение пройденного. Первая способность – ВЕРА. До постройки ковчега Ной обладал верой. – «ВОТ ЖИТИЕ НОЯ: НОЙ БЫЛ ЧЕЛОВЕК ПРАВЕДЕН И СОВЕРШЕНЕН ЕСТЬ В РОДЕ СВОЁМ», т.е. от Сынов Божьих. И именно примеру Ноя последовали Авраам, Исаак, Иаков, ибо брали жену от семени отцов. Ной определённо не смешивался с каинитянами, потому, что был другого духа. Он избег жены каинского рода, и ни одной капли крови от Каина не осталось в человечестве после потопа. – «…ПРЕД БОГОМ ХОДИЛ НОЙ». Ной был праведен праведностью Сынов Божьих. Апостол Иоанн говорил: - Дети божьи и дети дьявола различались вот в чём: всякий не творящий правды – не есть от Бога, так же и не любящий брата своего. - Ной же был совершенен, в том смысле, что был целомудрен, и ходил пред Богом.
Итак, вера без дел мертва. Каковы же были дела Ноя? – «…РОДИЛ ЖЕ НОЙ ТРЁХ СЫНОВ: СИМА, ХАМА, ИАФЕТА…». А до этого 500 летние воздержание Ноя было делом веры – отражением агрессии каинитян. И это символ того, что любая агрессия богоборческого сообщества может быть отражена простым воздержанием от общения. Этот пример универсален для всех эпох.
Не нужно тратить силы на изоляцию себя от каинитян, а надо просто не вступать в общение. В этом Ной был не от века сего. Но верующий человек и так не от мира сего, т.к. в нём не тонет, а является активным деятелем истории. – «РАСТЛИЛАСЬ ЖЕ ЗЕМЛЯ ПРЕД БОГОМ И НАПОЛНИЛАСЬ ЗЕМЛЯ НЕПРАВДОЙ. УВИДЕЛ ГОСПОДЬ БОГ ЗЕМЛЮ, И БЫЛА РАСТЛЕННА…». Первый раз смотрел Бог на сердце человека, а сейчас Он смотрит на Землю – «…ИБО РАСТЛИЛА ВСЯКАЯ ПЛОТЬ ПУТЬ СВОЙ НА ЗЕМЛЕ». Это значит, что плоть у этих людей могла быть здоровая и цветущая. Но ПУТЬ на языке Священного Писания, это то, что ведёт к ЖИЗНИ – ПУТЬ ДРЕВА ЖИЗНИ. Но «путь» может вести и к смерти, если человек идёт ОТ Бога, и дух его обращён вниз, а сверху – плоть. А так как люди жили лишь плотью, они стали разлагающимся духовным трупом, от которого нужно было Землю вытереть, очистить. Всё началось с потери целомудрия в супружестве. И вот важная мысль: ВЕРА – это то, что допускает Бога к человеку, и Бог его слышит. – «И СКАЗАЛ БОГ НОЮ: - СРОК КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ПРИШЁЛ ПРЕД МЕНЯ, ИБО ИСПОЛНИЛАСЬ ЗЕМЛЯ НЕПРАВДОЙ ОТ НИХ. И ВОТ Я ПРИВОЖУ К ИСТЛЕНИЮ ИХ И ЗЕМЛЮ». Кто чем согрешает, тот тем и наказывается. Потоп погубил уже погибшее. Растлевшее предано растлению. И в послании апостола Петра та же терминология и строй мысли о современниках. Одна земля была в Раю, другая вне Рая. Одна была до потопа, другая после. Как люди жили в Раю, и как до потопа по 900 лет – невозможно представить, однако две вселенские катастрофы описывает Священное Писание специально для нас - грехопадение и потоп.
Итак, вышел срок в 120 лет, отпущенный Богом. Праведным остался лишь Ной. Отец его умер за 35 лет до потопа, а дед – Мафусал – за 6 лет. После Божьего приговора, Ноя надо было спасать от Земли. Ноя можно бы было Богу взять на небо, а потом вернуть на Землю…Но это не есть путь спасения. – «…СОТВОРИ СЕБЕ КИВОТ», говорит Бог. Кивот – это символ, и он указывает на Боговоплощение. Но чтобы это понимать, нужна способность постигать Образ – вторая способность человеческого сердца – символическое мышление. А ковчег Ноя был Церковью, и в его образе запечатлены основные способности человеческого сердца. Эта же последовательность была изложена в разделе о Сотворении Мира. Итак. 1 – Вера. За верой, 2 - Символическое мышление, ибо вера есть обличение вещей не видимых. Для этого мы находим видимый образ для невидимого. В христианстве это Таинства – видимо совершает священник, невидимо – Бог. Вера человека определяется в делах. Такой человек опознаёт Творца вокруг себя через Образ. А в общение с Творцом человек вступает через символическое действие: в Ветхом Завете – жертва. В Новом Завете – причащение. Религиозная жизнь человека проявляется в конкретных действиях и образах. Бог мог забрать Ноя на Небо для спасения, но Он повелел ему строить большое сооружение. Дело спасения происходит в этом мире зримо, физически, как Таинство, ибо видимо его совершает человек, а невидимо – Бог. Евангелие говорит, что Бог не переместил спасаемых на Небо, а Сам сошёл, и не как дух, а во плоти и крови, и тем самым Освятил всего человека для спасения, и всю Церковь. Бог приготовил нас к полному спасению, которое есть – Воскресение. И эта истина Нового Завета, говорящая о том, что дело Спасения происходит физически в этом мире. Оно явилось впервые в постройке Ковчега Ноя, явившимся образом Евангелия. – «…СОТВОРИ СЕБЕ КОВЧЕГ ИЗ ДЕРЕВЬЕВ ЧЕТВЕРОУГОЛЬНЫХ», говорит Бог. Корабли бывают разные. В масоретском тексте на первый план вышла однородность и физические качества материала (из дерева гофер). А в греческом тексте на первый план вышла сборная конструкция ковчега, в котором каждый из элементов строго ориентирован на 4 стороны, как крест. Ковчег Ноя – это прежде всего СОБОР тех, кто имеет на себе крест. Смысл же обращения Бога к Ною – сотвори себе собор из деревьев крестных, в нём же тебе спасение. – Спасение есть Таинство, выраженное в сотворении материальной вещи. Из неё вытекает и Таинство – крещение в воде. Как Христос вывел праведников из ада, символом которого была вода, так и Ной был спасён в потопе посредством ковчега.
Итак, Ною поручена плотницкая работа. Но и Христос был плотником. – «…ГНЁЗДАМИ ДА СОТВОРИШЬ КОВЧЕГ…». А Христос сказал: - в доме отца моего обителей много.- Внутренность ковчега живая и сформирована по родам жизни. Там нет пустоты, как нет её и в Церкви. – «…И ДА ОСМОЛИШЬ ЕГО ВНУТРИ И СНАРУЖИ СМОЛОЮ…». Речь идёт об асфальте, земляной смоле, чтобы устроить гидроизоляцию. ВОДА на символическом языке имеет много значений. Она проникает во все отверстия. Вода вне Ковчега – это вода мёртвая, а изолированный Ковчег становится символом святости Церкви, непроницаемости для греха. Защита Ковчега от проникновения смерти достигалась двумя способами: 1 – взаимная сплочённость четвероугольных деревьев, являющаяся символом любви к ближнему в роду Сынов Божьих, в отличие от сынов дьявола. Не любящий брата своего – это как бревно не отёсанное. 2 – дерево Ковчега имеет двойное покрытие: внешнее – от мира и от его агрессии, и внутреннее – для внутренней чистоты от грехов и междоусобья, что является более важным. Техническая оснащённость Ковчега была дана Богом для спасения, однако эти технические решения будут в дальнейшем использованы человеком в богопротивных целях – в построении Вавилонской башни. – «…И ТАК ДА СОТВОРИШЬ КОВЧЕГ: 300 ЛОКТЕЙ ДЛИНА КОВЧЕГА, И 50 ЛОКТЕЙ ШИРИНА, И 30 ЛОКТЕЙ ВЫСОТА ЕГО…». Но это судно, которое никуда не плывёт. Оно не называется – корабль, а называется – ящик, сундук, ларь. На нём не будет паруса, руля, капитана и наместника Бога. Только Сам Бог водит свою Церковь. Его физические пропорции означают, что дело спасения – есть ГЛАВНЫЙ смысл жизни человека – «…СДЕЛАЙ ОКНО В КОВЧЕГЕ И В ЛОКОТЬ ЗАВЕРШИ ЕГО НАВЕРХУ. ДВЕРЬ ЖЕ КОВЧЕГА СОТВОРИШЬ СБОКУ. С НИЖНИМ, ВТОРЫМ, И ТРЕТЬИМ ЯРУСОМ ДА СОТВОРИШЬ ЕГО…». Это было окно не для света, а окно в Небо. Ковчег не имел верхней палубы. Он имел крышу, но на которую нет хода. Нельзя посмотреть на Ковчег извне. Для человека вполне естественно рассматривать предметы, но те, кто смотрят на Церковь снаружи – не видят её. Со стороны не понятно всё, особенно если ставить себя НАД предметом.
А догадался ли Ной, что Ковчег должен будет плавать? И назначение, и смысл, и цель постройки будут выражены в Слове, и тогда Ковчег оживёт, будет целостным художественным образом, и так как он ОБРАЗ СПАСЕНИЯ, он – первая икона. – «…А Я ВОТ НАВЕДУ ПОТОП ВОДНЫЙ НА ЗЕМЛЮ…». Потоп, по-еврейски – «мабуль», и встречается только один раз в Священном Писании, являясь его именем собственным. – «…ЧТОБЫ ИСТЛИТЬ ВСЯКУЮ ПЛОТЬ, В КОТОРОЙ ЕСТЬ ДУХ ЖИЗНИ ПОД НЕБОМ, И СКОЛЬКО ЕЁ ЕСТЬ НА ЗЕМЛЕ, СКОНЧАЕТСЯ». Но почему растление «истлится» водой? Чтобы понять, почему потоп именно водный, надо понять следующую за Верой способность человеческого сердца – постижение образа. За ним идёт: 3. – восприятие Благодати. Человек есть Образ Богу уподобляющийся, и на Мир мы смотрим как на творение Творца. Вера и постижение Образа направляют нас на то, что прямо указывает на Бога в Творении. В Образе заложено движение по направлению к Первообразу – УПОДОБЛЕНИЕ, а направление стремления к Нему – ПУТЬ. По этому пути человеку назначено вести всё Мироздание к Творцу. Как узнать истинный Путь? – Через Свет Первого Дня – то, что ХОРОШО. Но нашими чувствами его не увидеть, только сердцем. До грехопадения он – Благодать. После – Благодать и Милость. И восприятие его, та самая третья способность сердца.
Итак, чем были воды потопа? Во-первых, погибелью для тех, кто в аввадоне, ниже воды. А для Ковчега? Они его носят, т.е. воды потопа действуют как милость Божья для Церкви. Когда воды потопа пришли на Землю, то это Милость Божья пришла на Землю. Священное Писание знает разные способы очищения Земли от растленной жизни – в воде и в огне, с серой и солью. Апостол Пётр: - «Небеса были сперва, и Земля возникла от воды и посредством воды Божьим Словом». Вода – это первичная материя, а в результате стала конкретной материальной стихией. Со Словом Божьим Земля составилась от воды и посредством воды. И если Мир погиб от воды, то это знак его дальнейшего обновления. Это Милость Божья и образ Воскресения. А огонь, сера и соль – погибель локальная над Содомом и Гоморрой. Таким образом, чтобы построить Ковчег, Ной должен был чувствовать то, Что апостол Пётр описал, - грядущее мировое событие не должно было ужаснуть человека до бессилия. Ной был верующим иконотворцем, и ещё он обладал одной способностью – знал, что есть Благодать и Милость. И эти первые три способности образуют триединство первых сил души.
Куда же Ковчег поплывёт? У него нет маршрута, но есть Путь. На это есть указание, ибо вода имеет символическое свойство: вода не только стекает, как путь грешников, но стекает именно сверху вниз, т.е. с Неба. Она хорошо указывает - где верх, где низ. Она подобна Небу. И поэтому Ковчег плывёт по пути Спасения. Здесь проявляется четвёртая способность сердца. Она была указана во второй день Творения. Небо и для ангелов и для людей есть свободное проявление воли – это способность общая и общий духовный ориентир. Ковчег плывёт к Небу, ибо оно – Твердь небесная, сохранилось в потопе. Иное будет при кончине Мира – первым разрушится Небо и два мира, которые над Небом, и под Небом встретятся. И Земля этого не выдержит, ибо все дела земные будут разоблачены, обнажатся. И связи между стихиями разрушатся и они, смешавшись, исчезнут. А потоп, в связи с этим, только образ кончины Мира, ибо это восстановление Божьего Мира и поляризация его без утешительной середины.
Итак, Ной имел Веру, знал символический образ Ковчега, был способен сердцем к принятию Благодати, в которой человеку определён узкий путь проявления его свободы – или вверх, или вниз. Господь оказал ему новую милость и указывает на конечную точку пути. – «…И ПОСТАВЛЮ ЗАВЕТ МОЙ С ТОБОЮ: ДА ВОЙДЁШЬ ЖЕ В КОВЧЕГ ТЫ, И СЫНОВЬЯ ТВОИ, И ЖЕНА ТВОЯ, И ЖЁНЫ СЫНОВ ТВОИХ С ТОБОЮ». Завет и есть – цель пути. Он определяется по обстоятельствам: 1 – Бог научил человека жертвоприношениям, Бог научит и Таинствам христианской церкви. Он всегда инициатор заветных отношений. 2 – Отношения Завета двусторонние. В них участвуют личности, и они в этом смысле как бы равны: «Завет Мой с тобою». 3 – Чтобы понять, что такое Завет, человек должен обладать первыми способностями сердца: а) - Вера, б) - Образное мышление, в) - восприятие Благодати, г) - направленность воли. 4 – Ради Ноя с ним спасаются его ближние. Это милость от бога. 5 – Не все достойны милости, ибо имя - Хам стало нарицательным. Однако милость оказывается не по достоинству. 6 – Восемь человек избегли потопа, и Ной из них – восьмой, а не первый. Господь воскрес в восьмой день, и число 8 символизирует жизнь будущего века. 7 – От обещания Завета до самого Завета должно пройти время. Ожидание необходимо, чтобы человечество прожило в истории, и чтобы стало понятно – кто есть Мессия, и что Он – центральное событие всей мировой истории. 8 – Ожидание Завета должно быть деланием заповеди – строительство Ковчега. 9 – В чём будет состоять Завет, человек не знал. Терпение верующего – как труд художника: не зная целого, он его в частях осуществляет. 10 – Слово «Завет» было прямым указанием на то, чтобы спастись. Дело праотцов Ноя было: покаяние и молитва за весь Мир. А при Ное изменилось качество жизни: нужно было непосредственно делать дело спасения: построить Ковчег и войти в Завет.
Следующее качество человеческого сердца в постижении божественных сил 5 – БЛАГОГОВЕЙНОЕ ЧУВСТВО ЖИЗНИ. Это тонкое чувство. Оно пятое в ряду свойств души, и это последовательность необходимых чувств, ибо от одного свойства души рождается последующее и, доразвившись до полноты в одном, сердце переливается через край, и открывает в себе другое. – ВЕРА осуществляется через таинства и поклонение – через символические действия. СИМВОЛИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ даёт понятие об Образе Божьем и человеке, которому задано - Уподобление. А этот путь освящается Светом БЛАГОДАТИ и Милостью Божьей. А для различения Пути основанием является НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОЛИ – различение Неба и земли: где Бог, а где дьявол. Даже потоп подвигал человека к небу, и это было делом Милости. В человеке же Божественная Милость проявляется через сострадание – милующее сердце, которое может это ощутить в РЕЛИГИОЗНОМ ЧУВСТВЕ ЖИЗНИ. Устройство же Ковчега Ноя будет соответствовать трём дням Творения Богом жизни на Земле. Как в Ное проявилось это благоговейное чувство жизни? – «И ОТ ВСЕХ СКОТОВ, И ОТ ВСЕХ ПОЛЗАЮЩИХ, И ОТ ВСЕХ ЗВЕРЕЙ, И ОТ ВСЯКОЙ ПЛОТИ ПО ДВА ОТ ВСЕХ ДА ВВЕДЁШЬ В КОВЧЕГ, ДА ПИТАЕШЬ ИХ С СОБОЮ. ДА МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ДА БУДУТ ОТ ВСЕХ ПТИЦ ПЕРНАТЫХ ПО РОДУ, И ОТ ВСЕХ СКОТОВ ПО РОДУ, И ОТ ВСЕХ ПОЛЗУЧИХ ПОЛЗАЮЩИХ ПО РОДУ ИХ ПО ДВА ОТ ВСЕХ ДА ВОЙДУТ К ТЕБЕ, ЧТОБЫ ПИТАТЬСЯ С ТОБОЮ МУЖСКОГО ПОЛА И ЖЕНСКОГО. ТЫ ЖЕ ВОЗЬМИ СЕБЕ ОТ ВСЯКИХ СНЕДЕЙ, КАКИЕ ВЫ БУДЕТЕ ЕСТЬ, ИЗБЕРЁШЬ СЕБЕ И БУДЕТ ТЕБЕ И ИМ ПИЩА». Важная мысль – Ной питает животных с собою. И эта мысль отсутствует в масоретском тексте. Ковчег устроен гнёздами, а животные перед потопом соберутся сами и войдут в Ковчег. А как на 3-х ярусах разместить различные помещения-соты внутри плавучего средства, всех питать, никого не покалечить, и всё это без всякой экспериментальной базы? Соразмерить такую разнородную внутренность при внешней простоте формы, обеспечив прочность конструкции, мог только художник. И любого символического мышления здесь не хватит. Здесь необходимо иметь особое сердце, которое исполнено чувством жизни – благоговейностью. Ковчег имел три яруса, и жизнь на Земле была сотворена за три дня. Полнота жизни – это Рай, а кто имеет от Бога чувство жизни, увидит и сад райский. Ефрем Сирин сказал: «В Ковчеге указана тайна, как разделяется сад жизни. В нём Творец представил нам образ благоустроенного Рая и изображается Церковь». Но прежде чем возникнуть, жизнь получила надёжное ограждение, и ограждение это – от человека, ибо Бог назвал всё вокруг сущее: день, ночь, небо, земля, и.т.д. И человеку это не дано. Ему дана жизнь и природа жизни, живых существ. Это и есть благоговейное чувство жизни. И первая жизнь на Земле – растительная. Она настолько крепка, что существовала ДО Солнца. Это значит, что жизнь от СЛОВА, от Благодатного Света. И вот окно в крыше ковчега. Оно же было не для света, а для сохранения ориентира, для взгляда в Небо. И это ещё был водозабор, с неба текла вода чистая. Это окно, как купол христианского храма. Внешнего света в Ковчеге нет, ибо в нём светит Благодатный Свет.
А что было в нижнем ярусе Ковчега? То, что первое сотворено – растительная пища для всех животных, в том числе и для хищников. Аналогично тому, как грешники, при входе в Церковь ощущают неловкость. Однако они получают настоящую пищу, и спасаются. Ной питал всех этой бескровной пищей, которая символизирует Евхаристию. В масоретском же тексте есть три изменения, чтобы не возникло мысли, что все звери питались вместе с человеком.
Второй ярус жизни Ковчега – это 5-й День Творения: из воды плоть животных. Из животных 5-го Дня нуждались в спасении не все, лишь ползучие и птицы. Не нуждались в спасении рыбы. Они имели общее с растительной жизнью, и их естество дало им выжить в водах потопа. Это имеет символическое значение. У растений естество – сеять семя, ростить плод, ибо через землю проходит самовоспроизводящаяся жизнь. Ной не собирал семена растений, так как органическая жизнь существует помимо известных нам физических причин – солнца нет, а жизнь есть. И это читается как первая проповедь Воскресения. Естество же рыб – жить в воде, и от потопа они имели только жизнь. Если на Небе – вода, то там тоже - рыба. Поэтому когда сама Жизнь пришла с Неба, знаком Христа стала рыба.
Третий ярус Ковчега – 6-й День Творения. Никакая стихия не была удостоена принятия плоти животных 6-го Дня, ибо их плоть творит сам Бог, как и человеческую. Через родство с высшими животными можно понять то творческое задание, которое получил Ной – спасать, охранять, питать их, как и свою плоть, ибо они тоже ближние Ноя. Это и есть – благоговейное чувство жизни и милующее сердце. – «И СОТВОРИЛ НОЙ ВСЁ, СОЛЬКО НЕ ЗАПОВЕДАЛ ЕМУ ГОСПОДЬ БОГ, ТАК СОТВОРИЛ».
До Ноя Сыны Божьи были в стороне от изобретений цивилизации. Писание называет изобретения потомков Каина, и то, что они были во зло. Это был не благодатный опыт. И вот Сын Божий сотворил великое сложное произведение. У каинитян их произведения двузначны: или на благо, или на смерть. У Ноя нет двузначности. Это сама жизнь, и таковы произведения культуры. И большое творчество в культуре – это создание Образа Божия, что доступно только Сынам Божьим. В Ковчеге поражает сердечное исполнение, а не техническое решение и приёмы. Это как икона, как храм. Значит сердце Ноя целостно, если он 100 лет трудился над частностями, а сотворил целое. Ной творил в подражании Богу, устраивая Ковчег из неустроенной материи с Верою и со страхом Божьим. До этого мы видели творчество только в назывании имён. А Ковчег – это первая рукотворная икона и храм. Дела закончены, должна наступить суббота. Но обещанный Завет Божий, он не по делам, но после субботы. Покой субботы будет дан Ною в Ковчеге на год. И этот покой даётся только такому человеку, который обладает 6 - САМОСОЗНАНИЕМ – следующим свойством человеческого сердца. – «И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ БОГ К НОЮ: - ВОЙДИ ТЫ И ВЕСЬ ДОМ ТВОЙ В КОВЧЕГ, ИБО ТЕБЯ Я УВИДЕЛ ПРАВЕДНЫМ ПРЕДО МНОЮ В РОДЕ СЕМ». Ранее было сказано, что Ной – ЧЕЛОВЕК. Это особая похвала. Но изменилось что-либо в Ное, пока он строил Ковчег? – «ОТ СКОТОВ ЖЕ ЧИСТЫХ ВВЕДИ К СЕБЕ СЕМЬ ПАР МУЖСКОГО ПОЛА И ЖЕНСКОГО. ОТ СКОТОВ ЖЕ НЕ ЧИСТЫХ ПО ДВА МУЖСКОГО ПОЛА И ЖЕНСКОГО. И ОТ ПТИЦ НЕБЕСНЫХ ЧИСТЫХ СЕМЬ ПАР МУЖСКОГО ПОЛА И ЖЕНСКОГО. И ОТ ВСЕХ ПТИЦ НЕ ЧИСТЫХ ПО ДВЕ, ЧТОБЫ ПРОКОРМИТЬ СЕМЯ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ». Ранее Ною было сказано брать по паре всяких животных, а теперь говорится, что по семь пар чистых. Но Ной уже всё построил. Чистые животные – это райские. Но как уместить семь пар, когда раньше Бог сказал, что по две от каждого рода? Если кто-то не поместится, то это уже не будет иконой спасения. Очень просто – потесниться, ибо спасение одного, это не ущерб другому. Но весь этот вопрос не о вместимости, а о его создателе. Что такое ЧЕЛОВЕК? Мы это должны знать о себе. Ной имел сердце верующее, светлое, умное, обладал волей и чувствами жизни. А пока он строил Ковчег, он и по самосознанию стал – человек. Ему задано уподобление Богу и самосознание, и оно раскрывается вслед за благоговейным чувством жизни в милости ко всему живому и в сострадании ему. Но верно и обратное: не милосердие – это бессознательная жизнь. А в замысле о нас желание Бога в том, чтобы мы явили Личность Божественного Образа. Но у каждого свой путь, ибо личности не похожи.
Самосознание личности видно на основе светской культуры. У Пушкина – «Гений и злодейство, две вещи не совместные», говорит гений Моцарт. Но и о своём убийце он говорит, что тот гений. Это может быть всё же совместимо, но трагедия Сольери в том, что он никогда не узнает кто он такой. Он не славы ищет, а свой путь, но он переступил черту сострадания, и убил. Его личность теперь никогда не явится. У Пушкина и Достоевского убийцам дано страдать оттого, что они не вполне люди, ибо преступник теряет себя и не знает своё лицо.
Человек есть образ Богу уподобляющийся самостоятельно, творчески, лично. Способность трудиться в этом направлении называется – СИНЕРГИЯ. Человек призван явить Образ Божий как образ свой. В этом ему как раз и дано самосознание, чтобы ДОГАДАТЬСЯ о путях. Поэтому, бывает, и ропщет человек на Бога: - я делал всё, как ты велел, а ты от меня ещё что-то хочешь. Так, как в притче о блудном сыне старший брат разгневался на отца: - я всё делал как нужно, но главным оказалось другое. Такая ситуация является образом иудейской религии. Иудеи хотят исполнять Закон и то, что указано. Но то, что Ветхий Завет указывает на Новый, они не то чтобы догадаться, а и разглядеть не хотят. О Ное мы знаем, что Бог ему указал построить Ковчег одной вместительности, а Ной построил большей, чтобы нашлось место для семи пар чистых животных. Он догадался заранее, ибо достиг личного самосознания. Он священник. Без иерейского служения не было бы и иконы спасения – кивота Ноя, а постройка его как раз и была иерейским служением.
За самосознанием открывается последняя, седьмая способность человеческого сердца – ПОКОЙ. Она соответствует 7-му Дню Творения, ведь и животных и птиц было по 7 пар. Здесь начинается особый отсчёт времени. – «…ИБО ЕЩЁ ДНЕЙ СЕМЬ, И Я НАВЕДУ ДОЖДЬ НА ЗЕМЛЮ 40 ДНЕЙ И 40 НОЧЕЙ, И СОТРУ ВСЯКОЕ ВОССТАНИЕ, КОТОРОЕ Я СОТВОРИЛ ОТ ЛИЦА ЗЕМЛИ. И СОТВОРИЛ НОЙ ВСЁ, ЧТО ЗАПОВЕДАЛ ЕМУ ГОСПОДЬ». Шесть Дней Творения и шесть пар животных должны быть принесены в жертву. Седьмая же пара останется на сохранение рода. Потоп на Земле будет Покоем 7-го Дня. Люди встретят его в Ковчеге, и прообразом его будет Великая суббота, когда Христос пребывал во аде, а на другой день Воскрес. Но почему Он не Воскрес сразу, а лишь на третий день? А для удостоверения, что смерть Его была действительной, и что Христос исполнил Закон, ибо Великую субботу провёл во аде. И Ною в Ковчеге надо пережить страшный смертный покой для всей Земли, но не для обитателей Ковчега. Как и Христос во аде был не вкушаемым, так и Ной не был потоплен. Христос же Воскрес после Великой субботы, а Завет с Ноем будет после Покоя, который продлится целый год. Это прямое указание на Новый Завет. Ной оказался способен к субботнему покою, и он оказался способен не только после труда, ибо потомки Каина тоже прилежно трудились, а строители Вавилона ещё и честно трудились. Но, Покой – это не отдых, суббота – не безделье. Важен же труд и уподобление Богу. В нём человек находит себя лично. Покой в Боге возможен, если человек целостен. Что переживало семейство Ноя в Ковчеге, мы не знаем, а каков был Покой – мы знаем. Сердце человеческое устроено Богом так, что если он увидел зло, то он бы не обвинял Бога. Человек может делать усилие, чтобы усматривать добро. Нет мирового зла. Человеческое сердце может быть покойно даже в великой скорби. В Великом потопе не было мирового зла, а был путь обновления, и можно переживать ужас, не калеча сердца. Самое узкое место на пути к спасению – смерть. И человеку дано пройти это узкое место. Ной должен был пережить смерть всего мира и остаться цел. Но смотреть на это ему было совершенно не нужно, Поэтому то дверь была закрыта, а окно было только в небо. Но Покой – это не воздержание от дел. Ной – иерей и работник. Он заботился о насельниках Ковчега. Так и Христос – учил, исцелял, спасал, питал, воскрешал в субботу, ибо это было исполнением Закона, и первым, кто показал спасительные дела в субботу – был Ной.