Бытие. 5 - Сыны Божие

Андрей Крючков 1
Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)


СЫНЫ БОЖИЕ

Повествование переходит к сыну Адама - Сифу, и сыну Сифа - Еносу. Здесь возникает затруднение: о Сифе и Еносе в Священном Писании рассказывается дважды. Первый раз – сразу после песни Ламеха. Второй раз – отдельное повествование – ТОЛДОТ Сынов Божьих. Это значит, что на одно событие мы должны взглянуть с разных точек зрения. Первый раз – чтобы мы оглянулись назад и посмотрели на каинское общество в целом. Потомки Сифа в это же время не создавали цивилизацию – «…И ПОЗНАЛ АДАМ ЕВУ ЖЕНУ СВОЮ, И ОНА, ЗАЧАВШИ, РОДИЛА СЫНА И НАИМЕНОВАЛА ИМЯ ЕМУ - СИФ, ГОВОРЯ: - ИБО ВОССТАВИЛ МНЕ БОГ ИМЯ ДРУГОЕ ВМЕСТО АВЕЛЯ, КОТОРОГО УБИЛ КАИН». Имя сыну нарекает опять Ева, ибо она надеется на восстановление того кто назывался – «семя жены». Бог сказал дьяволу: - «…вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и семенем её…» Семя жены – Христос, и Ева надеется, что родится тот, кто одолеет змея. Имя Сифа очень высокое, ибо в нём восстановился дух Авеля. Оно значит – основывать, возмещать, утверждение истинного духа Веры. – «…И СИФУ РОДИЛСЯ СЫН. И ОН НАИМЕНОВАЛ ИМЯ ЕМУ – ЕНОС. СЕЙ ВОЗЫМЕЛ НАДЕЖДУ ПРИЗЫВАТЬ ИМЯ ГОСПОДА БОГА». Енос – означает человек слабый и немощный, и имеет синоним – Адам. Почему при слабом человеке появилась надежда на призыв Бога? Апостол Павел просил Бога избавить его от немощи и услышал: - «Довольно для тебя благодати моей, ибо сила моя совершается в немощи». - Когда я немощен, я силён – говорит апостол Павел. Второе, это то, что Енос ВОЗНАДЕЯЛСЯ призывать имя Божье. А в еврейском тексте не упоминается НАДЕЖДА. Апостол Павел был восхищен до Третьего Неба, чтобы слышать Слово Божье, и была у него немощь – ему был дан ангел сатаны, чтоб удручать его, как жало в плоть. И тот, кто помнит о том, что Сила Христова совершается в немощи, тот держит брань с сатаной. Таким немощным и был Енос. После грехопадения человеку были даны особые силы, бороться с грехом. В их числе была НАДЕЖДА, которая сопряжена с ВРАЖДОЙ. Бог сказал – «…и вражду положу между тобою и между женою…». Имеющий брань с сатаной, имеет настоящее упование на Бога – НАДЕЖДУ. Без этой брани жизнь – лишь пустая мечта, пожелание, прогноз, иллюзия. Мечтания имел Каин о своём городе, который он назвал именем сына. Это был двигатель прогресса, который закончился ужасной, унылой песнью Ламеха. А Сиф и сын его призывали имя Божье, и имели НАДЕЖДУ, а надежда не посрамит. Поэтому сыны Сифа стали нарекаться Сынами Божьими. Родословие их – ТОЛДОТ, начинается в 5-й главе Священного Писания – «…СИЯ КНИГА БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКОВ…» А в Евангелии от Матфея начало: - «…книга родства Иисуса Христа…» - первые слова Нового Завета те же, что и начало 5-й главы Бытия. Это начало церковной истории – «…В ДЕНЬ, КОГДА СОТВОРИЛ БОГ АДАМА, ПО ОБРАЗУ БОЖИЮ СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА СОТВОРИЛ ИХ. И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ И НАИМЕНОВАЛ ИМЯ ИМ – ЧЕЛОВЕК, В ДЕНЬ, КОГДА СОТВОРИЛ ИХ». Как и в шестодневе – по образу Божьему, а подобия человек должен достигать. Вот этой-то мысли и нет в еврейском тексте. Мысль важная, потому что человек может соединиться с Богом, а Бог – с человеческой природой, воплотиться. Человек может Обожиться, а Бог – очеловечиться. И тот, кто стремится к Богоподобию - не служит дьяволу, ибо главное желание дьявола – не иметь себе подобных. Сыны Божьи ищут Богоподобия, а кто от лукавого – прельщаются бесподобным. Итак, Сыны Божьи имеют родословие, но Каин туда не входит. Тогда Каин – не человек? Однако библейское родословие имеет корень в Бытии и восходит к Творцу. Это родословие упоминается со дня, когда Бог сотворил человека, и Бог – первый член родословия Сынов Божьих. Родоночальник Церкви – Адам. От него Толдот Церкви Божьей. А Каин потерял отечество, землю и отца Адама. Каин стал от семени змея. Тот, кто сознательно принимает печать Каина, осознаёт себя особенным, и приписывает себе иную человеческую природу – избранность.
Итак, в учении о Церкви сначала идёт повествование о том, чем Церковь НЕ является, а уже потом о том, ЧТО есть Церковь, и что в 6-й День Творения Бог наименовал человека – АДАМ. Почему только сейчас? Потому, что Бог назвал человека – человеком. Об этом дважды говорится. Сначала в Шестодневе – «Бог создал человека». Затем в описании райской жизни. Но в обоих случаях не было сказано о том, что имя человеку дал Бог, а то, что называет Бог, тем человек не владеет. Т.е. через наречение имени Богом устанавливаются границы власти человечества над собой. Значит, человек собой не владеет? А как же жить, если человек собой не владеет? А жить надо в Церкви вместе с Тем, кто человека сотворил и назвал, ибо это и жизнь, и необходимость. Жизнь человечества – есть жизнь Богочеловечества, которая есть – Церковь. Значит, каинитяне жизни в себе не имеют, и живут, пока есть жизнь Церкви. Христос говорил об этом в притче о плевелах, т.е. как Сыны Божьи прилепляются к Господу, учась, как себя вести, так и каинитяне жмутся к Сынам Божьим, чтобы выжить. А во время жатвы вначале собирают плевелы и жгут их. Поэтому то, ТОЛДОТ Сынов Божьих - есть книга Жизни. Они наследуют жизнь вечную, которой нет у каинитян, а только упоминание имён. Однако не только история мира есть история Церкви, но и хронология этой всемирной истории, её первых этапов, совпадает с родословием Сынов Божьих. – «…ПОЖИЛ ЖЕ АДАМ 230 ЛЕТ И РОДИЛ ПО ВИДУ СВОЕМУ И ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ СЫНА, И НАИМЕНОВАЛ ИМЯ ЕМУ – СИФ». Однако мы помним, что и Ева дала ему имя – Сиф. Это след каинского убийства. Для Евы он был возмещением Авеля. А Адам, после убийства Авеля, всмотрелся в то, что есть человек, и в то, что есть этот страшный грех. А когда родился младший сын, Адам увидел, что он не только - ПО ОБРАЗУ ОТЦА, а значит, по Образу Божьему, но и по виду отца – несёт не себе образ падшего Адама. Так в Писании отчётливо обозначена идея первородного греха: от рождения в человеке есть автономное греховное начало. Адам осознал этот грех в лице своего сына. Но это осознание не унижает человека, а служит ему ко спасению, ибо с этим грехом без Церкви не прожить. – «…И БЫЛИ ДНИ АДАМОВЫ, ПО РОЖДЕНИЮ ИМ СИФА, 700 ЛЕТ. И РОДИЛ СЫНОВ И ДОЧЕРЕЙ. И БЫЛИ ВСЕ ДНИ АДАМОВЫ, КОТОРЫЕ ОН ПОЖИЛ 930 ЛЕТ И ОН УМЕР. ПОЖИЛ ЖЕ СИФ 205 ЛЕТ И РОДИЛ ЕНОСА. И ПОЖИЛ СИФ ПО РОЖДЕНИЮ ЕНОСА 707 ЛЕТ И РОДИЛ СЫНОВ И ДОЧЕРЕЙ. И ВСЕ ДНИ СИФА 912 ЛЕТ И ОН УМЕР». Но масоретский текст имеет другую хронологию, по которому Адам родил сына, когда ему было не 230, а 130 лет. Сифу - не 205, а 105 лет. Но от этих лет исчисляется хронология допотопной истории. А как же каинитяне воспринимали то, что хронология земной жизни исчисляется по потомкам Сифа, которые ничего не сделали для этой земной жизни? Однако апостол Павел говорит, что не только жизнь будущего века, но и это время земной жизни принадлежит Сынам Божьим. Библейское мировоззрение однозначно - НЕ УСТУПАТЬ время жизни «семени змея».
Итак, Адам – первое поколение, Сиф – второе, Енос – третье (слабый). При нём начало призываться имя Божье, а потомки назовутся Сынами Божьими. До рождения сына Енос жил 190 лет, а всех дней – 905 лет, и он умер. Четвёртый от Адама – Каинан, то же, что и Каин (приобретение, владение). До рождения сына Каинан жил 170 лет, а всех дней – 910 лет, и он умер. Пятый от Адама – Малелиил (хвалящий Бога). До рождения сына он жил 165 лет. И были все дни его – 895 лет, и он умер. Шестой от Адама – Иаред (спускаться). Имя созвучно имени внука Каина – Ирад. Случилось так, что сифиты стали низходить к каинитянам. Некогда Каин ушёл от Бога за черту, а сифиты жили по другую сторону, оседло. И это было хорошо, т.к. они не смешивались с каинитянами. Возможно, при Иареде потомки Сифа стали покидать черту оседлости, и стали соприкасаться с каинитянами. И от этого момента началась эпоха предпотопного развращения Сынов Божьих. Это уверенно можно сказать, ибо сын Иареда – Енох, будет обличать современников в нечестии. До рождения сына Иаред жил 162 лет, а всех дней его жизни было – 962 года, и он умер. Енох - седьмой от Адама (обновитель).До рождения сына жил 165 лет, а всех длней жизни его было - 365 лет, по числу дней года – число полноты. Полнота жизни в Писании засвидетельствована у немногих праведников: у Адама, у Авраама, у Исаака, у Иова. И это число лет жизни Еноха могло говорить, что он умер ХОРОШО. Однако о Енохе не сказано, что он – умер. – «…И ПОЖИЛ ЕНОХ 165 ЛЕТ И РОДИЛ МАФУСАЛА. И ХОДИЛ ЕНОХ ПРЕД БОГОМ, ПО РОЖДЕНИИ ИМ МАФУСАЛА, 200 ЛЕТ И РОДИЛ СЫНОВ И ДОЧЕРЕЙ. И БЫЛИ ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ ЕНОХА 365 ЛЕТ. И ХОДИЛ ЕНОХ ПРЕД БОГОМ, И НЕ НАШЛОСЬ ЕГО, ИБО ПРЕЛОЖИЛ ЕГО БОГ». Два раза в Писании сказано, что Енох Богу угодил: после рождения Мафусала, и второй раз – в итоге жизни. «И преложил его Бог» - в смысле переместил, преставил в иной мир, взял живым на Небо, как пророка Илию. Это чудо было как предупреждение человечеству, ибо Енох обличал людей и пророчествовал. Апостол Иуда говорит: - «Горе им, ибо идут путём каиновым, О них пророчествовал Енох, седьмой от Адама, говоря: се, пришёл Господь сотворить суд над всеми и изобличить всех нечестивых во всех делах нечестия их…». Енох пророчествовал о Страшном Суде. Он находился в начале истории, и при этом видел её конец, как реальное, сбывшееся событие. Это есть возможность взглянуть на историю как на целое, и это даётся каждому верующему человеку – видеть историю как осмысленное целое. В этом условие понимания её смысла. Енох и Илия будут возвращены на Землю пред концом Света, и будут в Иерусалиме обличать нечестие, которое будет называться «Содом и Египет» для тех иудеев, которые не ведают, что творят. Т.е. те, кто хотят соблюдать закон, антихриста не примут. Но их будет не много. Енох и Илия будут убиты, и будет радость об их смерти между народами, языками, коленами, племенами, потому, что два пророка эти мучили живущих на Земле. Три с половиной дня они будут лежать не погребёнными, а потом воскреснут, станут на ноги, и взойдут на Небо в облаке, а враги их будут на это смотреть, - говорит апостол Иоанн в Откровении. Вся история человечества может войти в одну личность, такую как Енох. Мировая история соразмерна личности, ибо она Образ Божий. История – это целое, и чем человек более целостен, тем лучше он понимает историю Мира. Ной тоже «ходил пред Богом», и соединил допотопное и послепотопное человечество. Он тоже был человек целостный. У него был взгляд как бы – с Неба, которое тоже несколько раз сближалось с Землёй. И это «вспышки», которые помогают найти целостный взгляд на историю. Когда Енох был взят на Небо, произошёл важный поворот в жизни человечества. Это становится понятно по имени его отца – Иаред (спускаться). Возможно, именно в это время началось соприкосновение Сынов Божьих и дочерей человеческих. Это был духовный кризис. Поколение Еноха соответствует поколению Ламеха, а при нём цивилизация каинитян стала быстро развиваться и расширяться в сторону агрессии, изобретений и матриархальности. Возможно, совпали песнь Ламеха и обличения Еноха. А Енох дал имя сыну – Мафусал, как и имя отца Ламеха. А после Еноса (третьего от Адама) стали появляться каинские имена у Сынов Божьих до рождения Ноя. Ной – это уже не каинское имя.
Итак, с этой точки зрения, первый от Адама – Сиф (возмущение), третий – Енос (слаб человек), четвёртый – Каинан, созвучный Каину, пятый – Малелеил, похоже на Михиаэль, каинское имя, шестой – Иаред, созвучен с каинским Ирад, седьмой – Енох, просто каинское имя сына самого Каина. Восьмой – Мафусал, точно как каинитянин Мафусал. Девятый – Ламех, опять копия. А десятый – Ной. Это уподобление в именах было самым звучным сигналом тревоги к носителю каинского имени. Оно призывало остерегаться каинитян и истреблять в себе их дух. Это и есть поКАЯНие, расКАЯНие. С каинскими именами Сыны Божьи были подвигнуты на духовную брань, на особое служение в Церкви Божьей. Сам Енох был образец покаяния для всех родов. А кающийся человек не высоко себя ставит. Он дал своему сыну ужасное имя – Мафусал, и этим угодил Богу и стал пророчествовать и, возможно, утвердил подобную традицию в поколениях – покаянное служение. И от него пошёл наказ – молиться за весь мир. Это служение не прекращается по сей день.
Таким образом, имена потомков Сифа и Каина соотносятся между собой. Вывод из этого такой: в каждом поколении Церковь враждует со змеем, и покоя ему от этого не будет. На глазах у Адама человечество разделилось на Церковь и антицерковь, и его сын даёт своему сыну имя – Каинан, объявив тем самым всеобщую мобилизацию.
Мафусал же, сын Еноха, был самым долговечным из людей. – «…И БЫЛО ВСЕХ ДНЕЙ МАФУСАЛА, КОТОРЫЕ ОН ПОЖИЛ, 969 ЛЕТ. И ОН УМЕР». «Пожить» все дни своей жизни = это знак великой праведности. Так был устроен только Адам. Мафусал был преемником служения своего отца, и итог его жизни – желанная полнота. А почему он был самым долговечным? Ответ простой – чтил отца и отцов. Об этом говорит пятая заповедь. И со своим сыном он поступил точно так же, как и его отец с ним – дал ему страшное имя – Ламех. – «…И ПОЖИЛ ЛАМЕХ 188 ЛЕТ И РОДИЛ СЫНА И НАИМЕНОВАЛ ИМЯ ЕМУ – НОЙ, ГОВОРЯ: - СЕЙ УПОКОИТ НАС ОТ ДЕЛ НАШИХ И ОТ ПЕЧАЛЕЙ РУК НАШИХ, И ОТ ЗЕМЛИ, КОТОРУЮ ПРОКЛЯЛ ГОСПОДЬ БОГ».
Итак, патриархи, носившие каинские имена, ставились таким образом на служение – видеть и отвергать в себе Каина, и избавляться от этого духа. Енох же назван образцом для всех родов, но родов то было всего два: Каиниты и Сифиты. Значит, Сыны Божьи, таким образом, молились за весь мир. Главным деянием Ламеха было пророчество, что при Ное произойдёт что-то очень важное – 1. «упокоение от земли». Надо было помнить проклятие Бога Земле, и это значит, что дела человечества на Земле должны прекратиться: в каинских грехах и покаяниях сифитов, ибо совокупный грех человечества стал не искупаемым. Теперь человек должен дать действовать Богу.
2. «Упокоит от печалей рук наших». Печалями были те страдания, что ко спасению, ибо это следствие грехопадения, а печали надо было терпеть. А «печали рук наших» - это те, которые мы от себя прибавляем в жизни по грехам. Это каинское опечаливание себя и других при Ное прекратится. 3. «Упокоит от Земли», т.е. тот, кто болел за Землю – успокоится. Первый вопль от Земли к Богу был при убийстве Авеля, ибо Земля кричала от дел Каина. Каинитяне не слышат крика Земли, и не услышат пророчества перед потопом, и не спасутся, ибо «вера от слышания» (ап. Павел). Закончены дни покаяния и в истории человечества, на Земле назначен перерыв. Масоретский текст совпадает здесь с греческим, но он не понятен, ибо утерян ключ – предыдущее сообщение, что проклята Земля в делах человека. Ламех дал своему сыну имя – Ной (покой – евр.) не для молитвы за мир, но пророчествующее о новом состоянии мира и человечества. Закончилась 1000-летняя традиция духовного опыта отцов 7-ми поколений. Ламех предрёк, что Ной будет чувствовать иначе, ведь тогда бы он не построил ковчег, и что стержень церковной жизни пойдёт по другому руслу.
Итак, изложено родословие Сынов Божьих, и мы узнали, что Енох взят живым на небо. Мафусал – всеобщий праведник. Ламех – пророк. Ной – просто спаситель человечества. Он вершина родового дерева – «…И БЫЛ НОЙ 500 ЛЕТ И РОДИЛ НОЙ СЫНОВЕЙ: СИМА, ХАМА, ИАФЕТА.» Ной родил поздно, и это был поступок. Почему? А просто не на ком было жениться, когда в род проникли дочери Каина. О всех предках Ноя говорится: «Пожил…и родил». О Ное сказано: «И был Ной 500 лет и родил…». Как будто он эти годы не жил. В некотором смысле это так, потому, что перед потопом жизни прежней на Земле уже не было.
На этом книга церковной истории закончена – первая книга родословия от Адама до Ноя – 10 имён.