Бытие. 2 - Рай

Андрей Крючков 1
Е. А. Авдеенко. Конспекты лекций
(Составитель: Андрей Крючков)

РАЙ

Писание возвращает нас назад в 6-й День, когда ещё нет человека. О человеке рассказывается второй раз. Это особый приём выразительности. Нас опять ожидает рассказ о состоянии мира до человека, о месте Рая, о растениях и животных, о бытии человека в Раю, о мужчине и женщине. Этот раздел Писания открывается словом – ТОЛДОТ (евр.). А Евангелие от Матфея начинается так: «книга родства Иисуса Христа». А на родном языке – арамейском, это называется – книга ТОЛДОТ. Дословно – родословные записи, происхождение и житие. 2-я глава 4-й стих: - «СИЯ КНИГА БЫТИЯ НЕБА И ЗЕМЛИ, КОГДА ЭТО СБЫЛОСЬ…». Смысл таков – только то может имеет толдот, что от Бога. Здесь встречается новое имя Бога. До этого оно было – ЭЛОХИМ – «Сильные». А сейчас уже, ТО имя, с которым Бог откроется Моисею. Оно состоит из 4-х согласных букв еврейского алфавита: ЁТ, ХЕ, ВАФ, ХЕ. Значение – СУЩИЙ. В дальнейшем произношение сформировалось как – ЕХОВА, или ЯХВЭ. Получилось – ЯХВЭ ЭЛОХИМ – ГОСПОДЬ БОГ. Далее стих – «…В ДЕНЬ, КОГДА СОТВОРИЛ ГОСПОДЬ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ». Речь идёт о Творении со Дня Один и до 6-го Дня. Весь этот этап Творения называется ДЕНЬ. - «…НО ПРЕЖДЕ ЧЕМ БЫСТЬ НА ЗЕМЛЕ И ВСЯКАЯ ЗЕЛЕНЬ ПОЛЕВАЯ, И ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВЗОЙТИ ВСЯКОЙ ТРАВЕ ПОЛЕВОЙ, ИБО ЕЩЁ НЕ ОДОЖДИЛ БОГ НА ЗЕМЛЮ, И НЕ БЫЛО ЧЕЛОВЕКА, ЧТОБЫ ВОЗДЕЛЫВАТЬ ЗЕМЛЮ». Что такое определение – ПОЛЕВОЙ? Это относится к растениям и животным Рая. Земля Рая называется «Поле», на которое распространилось присутствие человека в его райском состоянии. Смысл сказанного – когда было всё сотворено, кроме человека и райских растений, состояние Мира и климата было особое: - «…И ПАР ВОСХОДИЛ ОТ ЗЕМЛИ И ОРОШАЛ ВСЁ ЛИЦО ЗЕМЛИ». В греческом тексте – И ИСТОЧНИК ИСХОДИЛ…, что говорит скорее о географии Рая. Еврейский источник более верен, ибо говорит об особом качестве жизни. Был некий ПАР. Подобное слово появится только при Боговоплощении как снизхождение воды из облака в виде тонкого пара, как орошение, морось. Влага восходила и опускалась – так дышала земля и мир райской жизни. И таково же пророчество о Христе – когда Он приходит, это тонкое орошение, это райская жизнь, снова земля дышит как в Раю, а старое и ветхое утекает. И вот из этой необработанной, девственной почвы, нагретой, увлажнённой, дышащей, насыщенной жизнью и был сотворён АДАМ, что по-еврейски – «человек» из почвы – АДАМА. Тело человека будет взято из этой почвы – человек почвенный. После грехопадения этот землистый состав тела человека станет знаком разложения и возвращения его в землю после смерти. Но не так человек был замыслен и сотворён. Тело человека родное земле, увлажнённое, дышащее. Адам должен был всем телом понимать землю, и все телесные ощущения будто говорили о жизни – «…И СЛЕПИЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА – ПРАХ ОТ ЗЕМЛИ». По-евр. – «яцар». Словно труд гончара. По-гречески – «плассо», отсюда – Пластика – лепить. То есть Бог прах обессмертил, а как? – «…И ВДУНУЛ В ЛИЦЕ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ. И БЫСТЬ ЧЕЛОВЕК ДУШОЮ ЖИВОЮ». В еврейском языке слово – ЖИЗНЬ - множественного числа, что соответствует человеку как сосредоточению всех царств жизни. Т.е. человек – это связь миров видимого и невидимого. И здесь устанавливается 3-х частное строение человека: 1 – Плоть, которая до одухотворения была ПРАХ, брение – ЧЕЛОВЕК БРЕННЫЙ или глиняный. 2 – Душа живая. И она бессмертна, будучи причастна высшему началу в человеке, которое именуется: - 3 -Дыхание жизни, т.е. Дух Божий. Человек был сотворён БЕССМЕРТНЫМ, но не по природе, а по БЛАГОДАТИ ДУХА, в котором есть СЛОВО. Христос сказал: «Дух животворит. Я есмь Жизнь». После грехопадения знания о человеке сохранились в писании, но что такое человек, уяснилось только после Боговоплощения, когда Бог вочеловечился, а человеческая природа приняла в себя Божество. Апостол Павел говорит: «…первый человек из персти земной, второй (второй Адам) – Господь с Неба. Итак, сотворение человека описано дважды – в шестодневе и в Толдоте Неба и Земли. Адам из персти земной имел такую природу, что и после грехопадения Богу было возможно соединиться с этой природой!
И поместил Бог человека в РАЙ. Что это такое? - «…И НАСАДИЛ ГОСПОДЬ БОГ РАЙ…» - первое определение РАЯ. Прежде всего, это растительное царство. Но растения были сотворены в 3-й День. Второе определение РАЯ в том, что НЕ ЗЕМЛЯ произрастила растения. Райские растения – не по естеству Земли. Бог специально насадил РАЙ, и они называются: растения полевые, которых прежде не было – «…В ЭДЕНЕ». - Это третье определение РАЯ – пространственное. РАЙ – это не вся земля и не вся страна ЭДЕН (по-еврейски – наслаждение). РАЙ по-еврейски – ГАН, как место ограждения («гана» - защищать, охранять. Евр.) Поэтому ГАН ЭДЕН можно перевести как ОГОРОД. А по внутреннему содержанию – это САД. В переводе удалось избежать сказочно-фольклорных мотивов, поэтому перевели как РАЙ В ЭДЕНЕ. РАЙ как внутренняя часть страны ЭДЕН – это образ Церкви, которая находится в двойном кольце. Внешние границы – страна ЭДЕН, а внутренние – РАЙ. В жизни народа Церковь должна занимать центральное место. А по внутреннему содержанию ограда Церкви – это Сад и плоды Евхаристии. Церковь имеет первую ограду внутри страны, но и сама страна должна охранять свои внешние границы. Это будет 2-я ограда Церкви. Далее: РАЙ в ЭДЕНЕ – «…ЛИЦОМ НА ВОСТОК». Речь идёт о пространственной ориентации. Ощущения ветхозаветного человека относительно сторон Света было таким: Восток – вперёд. Запад – назад. Север – налево. ЮГ – направо. В Ветхом Завете Север – направление сторонников Божьих, а ЮГ – противников. РАЙ своей передней частью, как алтарём, был ориентирован на Восток. Сейчас же мы любую точку можем ощутить как центр. Волхвы, которые пришли поклониться Спасителю, определили местоположение безотносительно себя. Звезда была на Востоке, и волхвы пришли от Востока. Но звезда сама по себе, безотносительно к волхвам, была звездой Востока и показывала где Восток, и КТО Восток. И Ироду сказали: мы видели звезду от Востока. Поэтому, когда мы молимся в храме, мы не привязаны к земным ориентирам. Для иудеев же есть точка на Земле для ориентира – Иерусалим. Это другое осознание и отношение к пространству – точка на Земле. В пророчестве Иезекииля образ Спасителя – ВРАТА, смотрящие на Восток, как и образ Богородицы. Т.е. РАЙ в ЭДЕНЕ, Боговоплощение и Второе Пришествие – это исходная точка, центр и конец мировой истории, которая имеет единый вектор движения, имя которому – ВОСТОК – имя Божие.
«…И ПОМЕСТИЛ ТАМ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО СОЗДАЛ….И ПРОИЗРАСТИЛ ГОСПОДЬ БОГ ИЗ ЗЕМЛИ ВСЯКОЕ ДЕРЕВО…». Не земля произрастила, а Сам Бог, и не из земли, а из почвы. Т.е. человек и деревья РАЯ одной почвы, одного поля – земляки. – «…ПРЕКРАСНОЕ ДЛЯ ЗРЕНИЯ И ХОРОШЕЕ В ПИЩУ». Это новое знание о РАЕ, которое касается его внутреннего содержания. РАЙ – это сад плодовых деревьев. А что же вкушал человек в РАЮ, почему это была ХОРОШАЯ пища? А в плодах РАЯ человек вкушал Бога. После грехопадения он будет вкушать плоды Евхаристии как плоть и кровь Бога от плода дерева райского – ДРЕВА ЖИЗНИ. Бог назвал человека АДАМ – почвенный, низинный, и через человека всё творение зовёт к себе от самого низа. Т.е. вкус первых плодов райских даёт понятие о таинствах церкви, о том, что БЛАГОДАТЬ вкушается, и вкус у них – наслаждение, сладость. Человек имеет пять телесных чувств, и каждое имеет мистический, высший символ. Вкус имеет символ – РАЗУМНАЯ СЛАДОСТЬ. Только это насыщает душу и плоть человека. Христос сказал: «Я есмь хлеб Жизни. Приходящий ко мне не будет алкать, и верующий в меня не будет жаждать никогда». Но отдельно сказано о зрении, ибо после грехопадения каждый человек должен быть особенно осторожен относительно зрения – «…ибо мы Верою ходим, а не видением» - сказал апостол Павел. И Христос говорит – «Если будет око твоё просто – всё тело твоё светло будет. Если око лукаво будет – всё тело темно будет». А каковы же Райские деревья были для зрения? Если по-еврейски – желанны, вожделенны. А по-гречески – утолительны. Деревья проливали через зрение СВЕТ в тело. Человек через зрение принимал БЛАГОДАТЬ – насыщающее зрение красоты. Другая причина, по которой отдельно сказано о зрении – человек Образ Божий, и его Вера осуществляется через поклонение – в образах. Человеку дана способность иконотворчества и Богопочитания. Это ближе всего зрению. А 4-й День Творения был Образом 1-го Дня. Для человека после грехопадения, лицезрение звёздного неба было образом лицезрения райских деревьев. Но в Раю всё это было рядом, нежели потом.
Возникает вопрос – почему пища хорошая только от деревьев? Трава тоже была дана в пищу. Но для того, чтобы сорвать плод с дерева, нужно поднять руку вверх, а лицо к небу. Т.е. Богообщение – основа правильного питания. Когда бы человек окреп от такой пищи, он бы смог правильно питаться и от всякой травы на земле. А когда бы РАЙ распространился до границ ЭДЕНА, а ЭДЕН – по всей Земле – ТАКОВ БЫЛ ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ, то человек смог бы освоить то питание, на которое Бог его вначале благословил. Он бы ел – «…всякую траву семенную, сеющую семя, которая на всей Земле» - т.е. райское питание от деревьев было образом грудного молока, а трава от земли была бы уже твёрдой пищей. Тогда бы человек уже смог безопасно опускать голову к земле. РАЙ – место соединения Неба и Земли и только в этом месте, поэтому здесь были особые деревья. Красота РАЯ – это не красота земная, но и не красота небесная. Это как опыт церковной молитвы, которая по красоте такова, что человек, молящийся и вкусивший эту сладость, не знает где он – на Земле или на Небе. Красота не сопутствующий элемент богослужения, а сама его природа. Поэтому в Раю красота питала человека телесно. РАЙ был на Земле, но после грехопадения, РАЙ отделился и стал на высоте. Порвалась пуповина, соединяющая Небо и Землю.
Но были и ещё деревья в РАЮ. Одно из них мы привыкли называть – древо познания добра и зла. Но оно называлось иначе. – «И ПРОИЗРАСТИЛ ГОСПОДЬ БОГ ЕЩЁ ИЗ ЗЕМЛИ ВСЯКОЕ ДЕРЕВО ПРЕКРАСНОЕ ДЛЯ ЗРЕНИЯ И ХОРОШЕЕ В ПИЩУ, И ДЕРЕВО ЖИЗНИ ПОСРЕДИ РАЯ. И ДРЕВО ЧТОБЫ ВЕДАТЬ ПОЗНАВАЕМОЕ О ХОРОШЕМ И ЛУКАВОМ». Т.е. главный предмет знания – это различение хорошего и лукавого, что от Бога, а что от сатаны. Предмет ведения – не понятия, а личности. На этом этапе ведения источник зла один, но после грехопадения зло станет многообразным. И сейчас мы Бога молим – «…оставь нам грехи наша,….избавь нас от лукавого». Мы сами стали источником злого. А в РАЮ стоял знак – есть Бог, а есть лукавый – древо ведания. Чем библейское ведание отличается от знания? Ведать – это непосредственно знать. Почему человек не должен вкушать от этого древа? Потому, что до времени, пока он не научился некоторые вещи ведать умом и сразу различать хорошее и лукавое. Ведание ещё отличается от знания тем, что ведаем мы то, с чем ЕДИНЫ, а не какие-то отвлечённые знания. Адам сведал жену свою. А нужно ли было человеку вообще ведать хорошее и лукавое? НЕ НУЖНО! В знании зла нет пользы и нет никакого опыта. Человек может избежать опыта зла, и стать опытнее. И вот до этой мудрости человек должен был дорасти. Если бы человек имел силы удержаться от знания лжи и зла, тогда б человек, оставаясь здравым, имел бы познания и о болезни. А когда человек в болезни знает что такое здоровье, то болезнь тяготит его, и познание мучит его. Т.е. человеку в РАЮ нужно было стать мудрым и свободным от возможности грешить, а потом бы уже он отведал от плодов древа ведения, и это было бы безопасно. Есть полнота бытия человека в мире, но она достигается не сразу, ибо человек создан по Образу Божию, но не по Подобию. ПОДОБИЕ ДОСТИГАЕТСЯ. Для этого человека и поместил Бог в РАЙ, чтоб он там рос. Райский сад – это ДЕТСКИЙ САД человечества. Запретное дерево – знак грядущего Богоподобия, и поэтому оно было особо привлекательно. Этим и воспользовался змей искуситель.
Итак, Богообщение в РАЮ должно было совершиться в два этапа. На первом этапе человек вкушал Бога в плодах райских деревьев. А на втором этапе человек должен был вкусить от древа ведения, чтобы отведать хорошее, и не отведать лукавого. А затем уже его ожидало древо Жизни.
Следующие стихи говорят, что РАЙ существовал в определённом месте на Земле. Это географическое указание дано для полноценного земного определения бытия человека. – «РЕКА ИСХОДИТ ИЗ ЭДЕНА, ЧТОБ НАПОЯТЬ РАЙ. ОТТУДА ОНА РАЗДЕЛЯЕТСЯ НА ЧЕТЫРЕ НАЧАЛА». Это значит, что 4 реки исходят из одного истока. Но сейчас не понять где это, Земля стала другой, ибо речные русла должны были измениться после Потопа. – «…И ИМЯ ОДНОЙРЕКИ – ФИСОН, ОНА ОКРУЖАЕТ ВСЮ ЗЕМЛЮ ХАВЕЛА, ТАМ ГДЕ ЗОЛОТО. (Это северо-запад от Месопотамии) ЗОЛОТО ЖЕ ТОЙ ЗЕМЛИ ХОРОШЕЕ. ТАМ ЕСТЬ БДОЛАХ И КАМЕНЬ ОНИКС». Что есть «бдолах» не очень понятно, но ещё упоминается в связи с манной небесной, может быть благовонная смола светло-жёлтого цвета. – «…И ИМЯ ВТОРОЙ РЕКИ – ГИХОН. ОНА ОКРУЖАЕТ ВСЮ ЗЕМЛЮ КУШ. (Куш – долина в междуречье) И ТРЕТЬЯ РЕКА – ТИГР, ОНА ПРОТЕКАЕТ НАПРОТИВ АССИРИЙ. (это не страна, а город на западном берегу Тигра) РЕКА ЖЕ ЧЕТВЁРТАЯ – ЕВФРАТ». Из этого значит, что расположение РАЯ между Вавилоном на севере и Персидским заливом на юге.
Что же заповедал Бог человеку в РАЮ? – «И ВЗЯЛ ГОСПОДЬ БОГ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО СОЗДАЛ, И ПОСАДИЛ ЕГО В РАЮ СЛАДОСТИ». Т.е. дал Покой – «ноах» по-еврейски. А еврейское «Эден» означает НАСЛАЖДЕНИЕ, но какое? На греческий язык перевели как «нежное, мягкое», т.е. это осязание. Но в переводе на церковно-славянский язык, его уверенно переводят как «сладость», что восстанавливает мистический смысл древнееврейского «Эден», потому что то, что было в РАЮ ХОРОШО, было хорошо в пищу, т.е. это «вкус». – «…ЧТОБ ВОЗДЕЛЫВАТЬ ЕГО И ХРАНИТЬ». Значит, начало культуры, это не возделывание почвы, а возделывание РАЯ. Это труд. Но РАЙ – это сад где всё само растёт. А труд этот – Богообщение через плоды деревьев. Когда человек в Благодати, то труд этот лёгкий. А от кого хранить нужно было РАЙ? От лукавого. На это указывало древо ведения добра и лукавства. Итак, то, что было на вкус в РАЮ – это разумная сладость, а то, что для зрения – утолительно. А что было первым на слух? Это то, что сказано Богом. Он настраивает слух своего творения и это называется – ЗАПОВЕДЬ. Восприятие Заповеди разумным слухом есть ПОСЛУШАНИЕ. – «…И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ БОГ АДАМУ, ГОВОРЯ…». В переводе на греческий язык, это первое имя собственное. В еврейском языке «человек» и « Адам» не различается, а по-гречески различается. И перед переводчиками стал вопрос – когда называть человека именем собственным – Адам? В Священном писании есть такое место: Господь, говоря, начинает обращение с единственного числа – ТЫ и переходит на множественное число – ВЫ. Но жена ещё не создана. Значит ТЫ – это лично Адам, который и Заповедь получал ЛИЧНО. – «…ОТ ВСЯКОГО ДЕРЕВА, КОТОРОЕ В РАЮ ЕСТЬ, ДА ЕШЬ» - усиление смысла, соответствие естеству пищи для человека. – «ОТ ДРЕВА ЖЕ ПОЗНАНИЯ ХОРОШЕГО И ЛУКАВОГО – НЕ ЕШЬТЕ ОТ НЕГО. А В ДЕНЬ, КОГДА СЪЕШЬТЕ ОТ НЕГО, СМЕРТЬЮ УМРЁТЕ». Это значит, что когда человек нарушит Заповедь, для него закончится 7-й День. Человек жил в РАЮ в День 7-й, ибо он был призван разделить ПОКОЙ (шабат) с Богом, а с нарушением Заповеди начнётся смерть в естестве человека. Это была не угроза, а предупреждение, что человек лишится бессмертия. Итак, в этой Заповеди было всё, что после грехопадения явится во многих Заповедях. Всякая Заповедь Божья говорит о том, что для человека ХОРОШО. В РАЮ это пища ХОРОШАЯ, а после грехопадения чтобы делать хорошо, человеку надо будет уже прилагать сверх усилия сверх естества, которое имел человек в РАЮ. Господь предостерегает человека, говоря, что изменится сама твоя природа и смерть войдёт в тебя. Всякая заповедь Божья – бессмертие человека. А был ли человек бессмертен в РАЮ? – Всякий момент времени, пока человек был послушен Заповеди, он был бессмертен. А чем было чувство слуха в РАЮ? К примеру – образ зрительный и образ для слуха. Зрительный образ имеет полноту внезапную – взглянул, и постиг. А искусство слуха – слушать во времени. Человек в РАЮ услышал Заповедь, а в Заповеди жизнь, послушание Заповеди – это непрерывность жизни. Т.е. пока Заповедь звучала, человек был бессмертен. Это и была райская музыка: Бог закончил говорить, а человек продолжал слушать, как пение. Откуда же эта непрерывная музыка? Святые отцы уподобляют сердце человека 10-ти струнной псалтири, ибо главных сил человеческой души – 10. В Сотворении Мира можно было открывать силы человеческой души. Сердце человеческое – это хор его высших сил. Т.е. когда Бог произнёс Заповедь – человек настроился чтобы Его слушать и зазвучал в хоре своих высших сил: 1 – ВЕРА. В падшем состоянии Вера даётся не легко. Христос искал Веры на Земле. Адам же веровал, потому что ощущал. Он же будет способен давать имена. 2 – СИМВОЛИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. 3 – ВОСПРИЯТИЕ БЛАГОДАТИ. В нашем теперешнем состоянии ощущение Благодати, это событие великое, а Адам был сотворён по Благодати и ничего другого не ощущал. «Адам – это прах» - таково прославление Бога до грехопадения, а после – слова плача. 4 – СВОБОДА. Человеку дана ангельская свобода. А в Раю направленность воли человека проверялась через древо познания хорошего и лукавого, ибо оно было перед ним. 5 – БЛАГОГОВЕЙНОЕ ЧУВСТВО ЖИЗНИ. Адам был из почвы. Рай тоже был из почвы. Он всей плотью своей ощущал живое, всем животным растениям и птицам был родной. 6 – САМОПОЗНАНИЕ. Человек должен знать, кто он есть – ОБРАЗ, Богу уподобляющийся. В начале, в Раю он должен был освоиться, затем вступить во владение страной ЭДЕН, затем всей Землёй. А как освоиться? 7 – ПОКОЙ. В приобщении покою Божества, войти в Покой. Поэтому то, так подробно описана райская жизнь. Нужно было откликнуться Богу в послушании заповеди всем сердцем, всей душою, всем разумением, всей крепостью, чтоб зазвучал в человеке весь хор его высших сил. А после грехопадения послушание заповеди связано с усилиями против собственных желаний. А до того, слух этой Заповеди приводил в движение весь состав человеческих сил. 8 – ПОСЛУШАНИЕ. Особая способность человеческого сердца. Возлюбить всем сердцем – это труд и усилие, и это называется – возделывать Рай. Покой может быть только деятельным, а свобода – в самоограничении. Послушание это отклик сердца. Человек был так сотворён, что один мог ответить Богу хором своих сердечных сил. ХОРОШО? – НЕ ХОРОШО! Когда ОБРАЗ и ПЕРВООБРАЗ существуют наедине – это не хорошо. – «И СКАЗАЛ БОГ – НЕ ХОРОШО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКУ ОДНОМУ. СОТВОРИМ ЕМУ ПОМОЩНИКА СООТВЕТСТВЕННОГО ЕМУ». Здесь опять сотворению жены предшествовал Великий Совет Лиц Пресвятой Троицы. А в еврейском масоретском тексте от этого совета не осталось и следа. Там сказано – «СДЕЛАЮ ЕМУ ПОМОЩНИКА…»
Здесь же происходит особая последовательность событий. Господь сказал – СОТВОРИМ, но это произошло не сразу. В начале, Бог начинает создавать животных и птиц. Это загадка – что было замыслом Бога о жене? Это не понятно, и надо потерпеть, ибо только нищие духом понимают, что есть Царство Небесное. – «И СЛЕПИЛ ГОСПОДЬ БОГ ЕЩЁ ИЗ ЗЕМЛИ ВСЕХ ЗВЕРЕЙ ПОЛЕВЫХ И ВСЕХ ПТИЦ НЕБЕСНЫХ» - т.е. так же слепил, как и Адама из земли. Поле – это земля Рая, и звери и птицы специально созданы для Рая. А были ещё звери и птицы 6-го Дня не райские, земные. Вопрос: когда появится змей на четырёх ногах, он зверь полевой или земной? Это различие важно. А птиц и зверей Бог специально создал для человека. Зачем? – «…И ПРИВЁЛ ИХ К АДАМУ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ – КАК ОН НАЗОВЁТ ИХ. И ВСЯКОЕ СУЩЕСТВО, КАК НАЗОВЁТ ЕГО АДАМ, ДУШУ ЖИВУЮ, СИЕ БУДЕТ ИМЯ ЕГО». Здесь в греческом переводе употребляется имя собственное – Адам. Это важно, потому что человек должен был носить собственное имя до того, как он стал давать имена животным. Адам призывается к творчеству в назывании имён, а творчество есть личный дар. Это была райская работа Адама. – «И НАЗВАЛ АДАМ ИМЕНА ВСЕМ СКОТАМ И ВСЕМ ПТИЦАМ НЕБЕСНЫМ, И ВСЕМ ЗВЕРЯМ ПОЛЕВЫМ». Однако скоты – это не животные Рая, а Земли. Откуда они в Раю? Однако же Рай должен был постепенно распространяться по всей Земле, и Адаму не было нужды покидать Рай для освоения Земли, и это распространение Рая началось с того, что Бог скотов земных привёл к Адаму. Т.е. именование этих скотов было образом одомашнивания диких животных. Но… - «АДАМУ ЖЕ НЕ НАШЛОСЬ ПОМОЩНИКА ПОДОБНОГО ЕМУ». Адам отобразил Бога в своём творчестве – стал называть. Это богоподобно. Но есть и различие – что называет человек, и что называет Бог. То, что человеку не представимо и не познаваемо, и ему не принадлежит – это называет Бог: 1 – Свет. Благодатный Свет. Свет – день и тьма – ночь. 2 – Твердь. Грань миров, т.е. небо. 3 – Суша, названная Богом - землёю и собрания вод, названные – морями. И человеку эта планетарная система не принадлежит, ибо ему дана Жизнь, а не Земля. 4 – Звёзды. 5 – Сам человек, названный Богом человеком. После грехопадения человек стал думать, что он может собой распоряжаться, однако распоряжается только Бог.
Итак, когда человек назвал имена, он сделал первый самостоятельный шаг по пути Богоуподобления. Священное писание даёт понять, что творчество человека на всех стадиях неотделимо от Божественного соучастия. Пример – люди творческих профессий, люди сложные и неординарные. Можно распознать каковы они на самом деле по некоторым признакам, как в Писании. 1. Человеку дана цель всего творческого процесса. Человек создан по ОБРАЗУ для УПОДОБЛЕНИЯ, и творчество, это не цель и смысл жизни. В творчестве человек причастен высшему миру, и возникает соблазн думать, что он и есть центр событий и творческая личность. Но это – ПРЕДАТЕЛЬСТВО. 2. Творчество – это деятельность. Но Писание говорит, что это деятельность Покоя. Только такая деятельность соответствует Райскому состоянию человека. Творчество – процесс мирный. Необходимо различать состояния вдохновения и возбуждения, потому, что человек может творить и под демоническим влиянием страха, тоски, мечтательности. Если человек в творчестве возбуждён – это ПРЕДАТЕЛЬСТВО. 3. Предмет творческой деятельности человек не сам себе находит, он ему даётся. ТОЛЬКО Бог даёт призвание, ибо ОН САМ привёл к Адаму животных для называния имён. Всё главное в жизни человек получает как данное. А если он выдумал призвание, - это ПРЕДАТЕЛЬСТВО. 4. Господь присутствует при назывании имён, при творческом акте и принимает его результаты. Отсюда особое качество в творчестве – взыскательность, т.е. уничтожение не совершенной работы. Художник знает, что высший критерий – от Бога, и если художник не удовлетворён своей работой, он её отрицает. 5. Венец творческой деятельности человека это то, что САМ БОГ принимает её плоды, а не общественность, не люди. Если человек хочет славы в зрелых уже годах, то он не понимает этой преемственности.
Итак, творческие способности человека впервые проявились в назывании имён. Это была способность творить образы. И до того, как Бог привёл к нему женщину, и дал ему возможность творить. Иначе бы Адам её и не узнал бы. А после прохождения перед ним всех живых существ, Бог даёт взглянуть на того, кто человеку помощник. В живой природе человек одинок и он должен был убедиться, что среди всех полевых существ, данных ему Богом, нет той самой близкой души. Ничто, даже творчество, не заменит человеку человека. Итак, человек называет имена, а Бог смотрит на Адама и ждёт, когда он поймёт, что нет другого человека рядом с ним. – «Не хорошо быть человеку одному» - сказано в Писании. Не хочет Бог, чтобы Образ шёл к Первообразу одиноким. Необходимо, чтобы человек относился бы к Богу как к ЛИЧНОСТИ. Только тогда возникнет ЛЮБОВЬ. А Адам сначала сам должен был понять, что он личность, а не просто раствориться в Боге. И тогда заповедь любви обретала смысл, в котором творчество - есть условие, средство, школа. – «И НАВЁЛ ГОСПОДЬ БОГ ИССТУПЛЕНИЕ НА АДАМА, И ОН ЗАСНУЛ». Но Адам видел происходящее в этом состоянии, как и Авраам в Завете рассечённых жертв. – «И ВЗЯЛ БОГ ОДНО ИЗ РЁБЕР ЕГО И ВОСПОЛНИЛ ПЛОТЬЮ ВМЕСТО НЕГО». Т.Е. Адам знал, откуда была взята кость. – «И СОЗИЖДИЛ ГОСПОДЬ БОГ РЕБРО, КОТОРОЕ ВЗЯЛ ОТ АДАМА В ЖЕНУ, И ПРИВЁЛ ЕЁ К АДАМУ». Это был особый акт творчества Бога, которого ещё не было – не из ребра, а ребро – в жену, как Адам не из праха, а прах от Земли. Это хвала Богу. – «И СКАЗАЛ АДАМ – ЭТО НЫНЕ КОСТЬ ОТ КОСТЕЙ МОИХ, И ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ МОЕЙ, И НАЗВАНА БУДЕТ ЖЕНА, ИБО ОТ МУЖА ЕЁ ОНА БЫЛА ВЗЯТА». Адам увидел, наконец, подобное ему существо, но он дал ей не собственное имя, а общее для всех жён. Это установление иерархии отношений во всякой семье: тот, кто называет, то имеет познание, имеет власть. Апостол Павел говорит: «жене глава – муж, мужу глава – Христос». Поэтому мужчины в храме с непокрытой головой, а женщины покрывают… - «ПОСЕМУ ОСТАВИТ ЧЕЛОВЕК ОТЦА СВОЕГО И МАТЕРЬ СВОЮ, И ПРИЛЕПИТСЯ К ЖЕНЕ СВОЕЙ, И БУДУТ ДВА ОДНА ПЛОТЬ». Прилепится – означает близость человека с женой. И этим же глаголом в послании апостола Павла названа близость человека к Богу, и тогда он один дух с Господом. Это первое признание в любви человека человеку, т.е. ТЫ – ЭТО Я, но ТЫ – ЭТО ДРУГОЙ. Поэтому женщина помощник в установлении личных отношений. Первая жена – это ЦЕРКОВЬ БОЖИЯ. Оказалось, что человеку нельзя возделывать Рай без ближнего своего, без Церкви. Христа спросили: - какая главная заповедь? Он ответил: - возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. И вторая заповедь: - Возлюби ближнего своего как самого себя. И обе эти заповеди были даны человеку в Раю. Но их не Бог продиктовал. Их человек открыл САМ, и в начале он открыл вторую заповедь о любви к ближнему. Адам вышел из исступления и увидел жену, и понял, что это он сам. Вот для этого то, человек и прошёл школу распознавания райских животных, чтобы самостоятельно, без подсказки почувствовать - ЧТО есть любовь к человеку. Заповедь любви человек получил вместе с другим человеком. После того как Адам открыл жену как личность, он и себя ощутил как личность и смог сформировать личное отношение к Богу – первую заповедь.
А как эти заповеди соотносятся с другими заповедями, данными человеку после греха? Некий книжник спросил Христа о первой заповеди, не без задней мысли. Иисус ответил ему: - первая заповедь – СЛУШАЙ ИЗРАИЛЬ. Т.е. заповедь дана голосом для послушания, для отклика души на заповедь. И далее Он изложил первые две заповеди. И этот книжник был потрясён. Он ответил: - хорошо, учитель, воистину Ты сказал, что один есть Бог, и нет иного кроме Него, а так же любить ближнего своего, как самого себя есть больше всех всесожжений и жертв. Он понял, что основание всех заповедей было до Моисея, до закона, в Раю. – На сих двух заповедях ВИСИТ весь закон и все пророки – сказал Иисус. Церковь Божья возникла в Раю и держалась на двух заповедях любви, которые человек открыл в себе сам. Последнее, что сотворил Бог, это была жена, а человек открыл в себе любовь к ближнему и к Творцу. Получается, что Бог и человек, вместе, сотворили ЦЕРКОВЬ.
Итак, исходная способность человека – есть ВЕРА, чтобы понимать Писания, но ЛЮБОВЬ больше Веры, и Христос возлюбил Церковь, подобно тому, как до грехопадения Муж возлюбил жену. Это называется – ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ, которая не проходит.