Обреченное гнездо

Наталья Головина-Хозяинова
Деревушка наша стоит на высокой террасе поймы реки Тобол, и вода до домов и огородов не поднималась ни разу, но высокий паводок всегда вызывает тревогу и беспокойство у деревенских жителей: мало ли что? Нынче деревня Мазурово оказалась в кольце воды: Тобол и озеро слились в единый океан, и даже к железной дороге надо подплывать на лодке.

Птиц вокруг деревни всегда селится множество, некоторые даже стали нашими знакомцами: вертишейка или особо одаренный скворец, уникально пародирующий иволгу.

В прошлом году пара дроздов-рябинников свила гнездо и вывела птенцов у озера на сломанной верхушке тополя невысоко над землей. Нынче весной рядом со старым гнездом заселилось уже две пары. Одни устроили себе «домик» высоко на тополе, а другие – в развилке веток небольшого деревца ближе к кромке воды. Их выбор оказался неудачным: вода прибывала по 20 см в сутки и быстро подбиралась к гнезду.
 
Мы решили подплыть к нему на лодке и посмотреть, есть ли там птенчики. Волны услужливо поднесли лодку прямо к колыбели с шестью оливковыми яичками, и мне без труда удалось сделать снимок гнезда. Обе пары дроздов очень волновались, носились с криками и треском над нами, но близко не подлетали.

Через три дня мы опять проведали гнездо. Даже с берега было видно, что вода подступила совсем близко, и волны лижут дно злосчастного гнездышка. А дрозды продолжали высиживать птенцов, не замечая опасности. Что делать? Вода прибывала быстрыми темпами, значит жить им оставалось недолго.

Посоветовавшись по телефону с другом-зоологом, решили рискнуть и провести операцию по спасению гнезда дроздов, хотя надежда на удачный исход была мизерной. Мы вырезали круглый пенопласт, сделали в нем углубление и перенесли в него гнездо, а всю конструкцию посадили в развилку на 30 см выше прежнего. Для надежности пенопласт привязали веревочкой к ветке.

Мы отплыли, спрятались за стволом крупного тополя и наблюдали за поведением птиц. Они суетились, перелетали с дерева на дерево, кричали, пролетали над самым гнездом, но так и не рискнули опуститься в него. Оставалась слабая надежда, что они со временем успокоятся и смирятся с новым положением их жилища.

Проведать рябинников я отправилась через день, чтобы дать им время прийти в себя и не беспокоить зря, но все было напрасно. Вода добралась и до пенопласта, смыла его, и он вместе с гнездом плавно качался на волнах, привязанный к ветке. Нашей несчастной птичьей пары видно не было, а дрозды из второго гнезда при моем приближении тихо слетели со своего дерева и сидели, трагически замерев на соседних ветках в полной тишине.

Стало понятно, что операция по спасению потомства дроздов не удалась, и птицы молчаливо осуждают нас за вмешательство. Им ведь не объяснишь, что гибель гнезда была неизбежна - вода почти скрыла деревце, на котором поселились их соседи.

Но я утешаю себя тем, что наши дрозды сумеют сделать вторую кладку, и назло паводку выведут потомство. Вот только вернутся ли они гнездиться на берег нашего озера вблизи деревни? Мы же в их глазах враги и душегубы. Обидно…