Ноев ковчег

Наталья Головина-Хозяинова
«Большую воду» давно ждали в нашей деревне – надоело, что озеро «цветет» и мелеет к осени настолько, что его можно вброд перейти. Но высокий паводок превратил нынешней весной наше Мазурово в подобие «Ноева ковчега»: змеи и зверье явились жить в наши сады и огороды.
 
У кого-то во дворе поселился ежик, с аппетитом уплетающий сырые рыбьи головы среди белого дня и сердито пыхающий на хозяина дома по ночам. В дровянике нашего соседа прятался махонький зайчонок, которого еле достали из-за поленницы и отнесли в перелесок подальше от деревенских кошек и поближе к зайцам, которые обосновались там с зимы.

Вода выгнала на высокие сухие гривы поймы Тобола и змей, а перенаселение заставило «гадов ползучих» искать новые места для жилища. Вот и стали гадюки попадаться то на крыльце, то под кустом смородины, то в травке у забора. Неприятное соседство всерьез напрягло деревенских жителей, ведь терпеть гадюку у себя в огороде просто опасно.

Нам повезло больше – у нас поселились ужи. Эти змеи совсем не редкость в нашей деревне, и часто греются в парниках то у одних, то у других. Нынче, видно, пришла наша очередь. Ужи облюбовали навозную кучу за сараем, из которой мы хотели сделать огуречную гряду. Прикрыли ее пленкой еще в мае, а когда сняли, обнаружили ужа, который свернувшись кольцом и приподняв голову, спокойно взирал на нас. Неожиданно!

Вторая встреча произошла в малиннике, где уж охотился, но быстро ретировался под сарай. Я на него чуть не наступила. Неприятно!

На мое возмущенное:
- Давай что-то делать! Так жить нельзя! Все лето на ужа натыкаться и вздрагивать?!
Муж отреагировал спокойно:
- Ты предлагаешь его убить? Он мне ничего плохого не сделал. У меня рука не поднимется. Пусть живет пока, полиняет и уйдет.

На следующий день на навозной куче возлежало рядком, подставляя бока солнышку, уже 2 ужака. Кошмар!
- Но ведь это лучше, чем гадюки, правда? – Утешал меня муж. – Вон соседи уже трех убили, а у нас их нет, потому что ужики живут.

Вернувшись через неделю из города, я обнаружила в огороде у забора несколько змеиных выползков (прошлогодняя змеиная кожа, которая во время линьки снимается со змеи «чулком»), и решила, что змеи полиняли и ушли.
- Я их давно не видел, - уверял меня муж.

Не тут-то было! Ужи облюбовали место поближе к стенке сарая и оттуда таращились на меня, переливаясь новой кожей и даже не шелохнувшись. Какая наглость!

- Все! Убирай эту кучу куда хочешь, но жить у меня под боком они не будут!
Навоз был вывезен в дальний угол картофельного огорода, а ужи (жирные и сытые) отловлены и переселены на навозную кучу в поле. Обнаружилась и кладка змеиных яиц, только муж не сразу понял, что это за белые кожистые овальные «камешки» попадают к нему на лопату. Мне удалось сфотографировать только последнее из них.

За пределами своей территории я ничего не имею против ужей. Наблюдать за ними очень любопытно и во время охоты в воде, и в нашей лодке, где они прячутся весной от холода, но бояться наступить ужаку на хвост в собственном огороде, – удовольствие не для каждого.

Больше ужей я не видела, но в августе решили разбросать перепревший навоз по картофельному огороду и обнаружили на навозной куче двух ужат, греющихся на солнце. Вот и попробуй избавиться от ужей – им у нас явно понравилось!