Вопреки сериалам

Наталья Головина-Хозяинова
С детства обожаю собирать грибы. Меня пристрастили к этому родители, а я приучила своих дочерей-двойняшек Веру и Юлю, благо, они, пока росли, каждое лето проводили в деревне. В нынешний грибной сезон мы собрали достаточно маслят, подберезовиков, подосиновиков, белых, волнушек и груздей. Но когда после первых заморозков в лесах появились рыжики, усидеть в городе не смогли.

Совместный выходной день у нас пришелся на понедельник, и мы понимали, что в субботу и воскресенье жители города тщательно прочесали окрестные леса в поисках грибов. Но мысль, что «НАШИ грибы никто не соберет», вселяла надежду. Кстати, мы не раз убеждались в справедливости этого утверждения.

Прогноз погоды благоприятствовал:
- Без осадков, - сообщили радио и телевиденье.
Это самое главное! Оделись потеплее, на ноги надели меховые ботинки, а не сапоги – ведь без осадков! Взяли термос с чаем и бутерброды, ведра и корзину. Плащи бросили в машину на всякий случай. И погнали!

Быстро домчались до деревеньки, за которой я уже мысленно представляла сосновые посадки, где собирала рыжики несколько лет назад. Свернув на окраине деревни с асфальта на размокшую грунтовую дорогу, мы быстро поняли, что она не для нашего пижонистого «Пежо». Вера стала сдавать назад, не рассчитала и съехала в придорожную канаву задними колесами. Машина плотно села на брюхо. Приехали.

Мы с Юлей выскочили из машины и попытались ее толкнуть. Потом все трое ползали вокруг нее на коленках, выдирая траву из-под колес, подсовывая ветки и какие-то тряпки, пока не убедились: «хорошо сидим», нам не выбраться из канавы самим.
Сбор рыжиков отошел на задний план.

Оставив девчонок у машины, я пошла по деревне искать помощь. На ближайшей улице увидела сразу два «уазика» у разных домов. Постучала в ближайшие ворота. Их открыла маленькая женщина и сразу спросила:
- Застряли?
Я радостно закивала. Видимо, к ним частенько обращались с такой просьбой незадачливые горожане-грибники вроде нас.
- У нас машина сломана, и у соседей тоже. Да и муж у меня в городе, на работу уехал, - объяснила женщина. – Вам может помочь только Николай. У него и трактор есть, и две машины. Лишь бы он на рыбалку не уехал.
И она объяснила, что Николай живет на другом краю деревни в большом и красивом доме:
- Такой дом у нас только один. Вы его сразу узнаете, не пройдете мимо.
Крикнув дочерям, чтобы ждали меня, отправилась на его поиск. В голову лезли мысли: «Если дом большой да богатый, зачем хозяин потащится вытаскивать нас из грязи? Больно ему надо! Хватит ли у меня денег, чтобы уговорить его и рассчитаться?»

Дом я увидела издалека. Бревенчатый, под высокой крышей, с резными наличниками на окнах и огромными, распахнутыми настежь, воротами. Осторожно (вдруг собака есть?) вошла во двор, где стояли легковая машина, «уазик» (как «скорая помощь») и трактор с прицепом. Окликнула громко:
- Хозяева дома?!
- Есть хозяева, - послышался из глубины двора мужской голос.
Из дровяника вышел мужчина лет пятидесяти, я спросила:
- Николай?
- Да. Что, застряли?
Я заулыбалась:
- Этим в вашей деревне никого не удивишь, как я вижу.
- По выходным только этим и занимаемся. Сколько тут народу перебывало! Вы за грибами? Что-то припозднились, сегодня же понедельник.
- А у нас выходной подгадал. Во всей деревне только вы нам можете помочь, все мужики в город уехали. А у меня девчонка за рулем, - жалостливо начала я. – На вас вся надежда.
- Так сейчас поедем. Вот дрова сложу в поленницу, немного осталось, и поедем.
Вот так просто, без всяких «куда и сколько».

Николай скрылся в дровянике, а я осмотрелась вокруг. С десяток ульев во дворе, аккуратная банька, ровные ряды грядок за невысоким заборчиком, яблоньки и смородина, постриженная травка во дворе. Видно, что здесь живут трудолюбивые люди. Больше всего меня удивил куст орешника возле забора – редкость на наших дачах, а в деревне тем более. Черная молодая кошечка прибежала к моим ногам и терлась о них, мурлыча и урча.
 
Наконец, дрова были сложены, мы сели в «уазик» и помчались к месту «аварии».
Девчонки меня заждались, но попыток вытащить машину не оставляли: разгрузили багажник, подкопали землю под колесами, подстелили под них распоротый мешок из-под сахара, найденный поблизости, но сдвинуть «Пежо» с места не смогли.

Николай лихо развернулся и поставил «уазик» перед нашей машиной, выскочил, осмотрел внимательно колеса, убедился, что «Пежо» застрял капитально и скомандовал:
- Загружайте багажник обратно, это не влияет. Трос есть? Буксировочный крюк где? Куда он крепится?
Тут выяснилось, что мы не можем ответить ни на один его вопрос. Николай сам загрузил запаску в багажник и помог уложить вещи. Среди железок, которые Вера всегда возила с собой, отыскал крюк, который, оказывается, вворачивается где-то под передним бампером, и к нему привязал трос. Николай все делал быстро и споро, а Вера ходила за ним и только повторяла:
- Вот оно как? Понятно! А это зачем? Ясно!

С первой попытки «Пежо» не поддался – земля держала его крепко. Но потом потихоньку сдвинулся и выполз на асфальт. Ура! Николай отвязал трос и спросил:
- Вы за груздями приехали? Идите прямо по этой дороге до березняка, там их полно. А машина пусть тут стоит, никто не тронет.
- Нет, мы за рыжиками, - ответила я. - Только место что-то не узнаю. Там сосняк должен быть за речкой.
- Так вы не доехали, это в следующей деревне, - жизнерадостно сообщил Николай. – А рыжиков и у нас полно, только они в другой стороне. Поехали к моему дому, машину там оставите, а я вас на «уазике» отвезу на место. Это близко. – И не дожидаясь, когда мы развернемся, укатил домой.

Близилось обеденное время, искать «ту» деревню было уже некогда, и мы решили воспользоваться предложением Николая. Подъехали к его дому, он нас уже ждал и указал место на обочине, где можно безопасно припарковаться. Захватив еду и тару под грибы, мы пересели в его «скорую помощь» и помчались к лесу. Плащи не взяли – ведь «без осадков»!

Машину он водил лихо. Нас мотало из стороны в сторону, трясло и подбрасывало на глубоких колеях, оставленных могучими лесовозами. Но Николай не притормаживал ни на секунду и несся, местами, по бездорожью, по целине, не сбавляя скорости. При этом он успевал разговаривать, и мы узнали, что ему 55 лет, полжизни он провел на флоте, в перестройку работал учителем в школе, а сейчас трудится на заводе. Дом ему достался от матери в наследство, и Николай сам поднял его на фундамент, перекрыл крышу и «облагородил». Семья живет в городе, а выходные и отпуск проводит здесь.

Мы буквально вылетели на просеку линии электропередач и помчались по ней все дальше от деревни. Я забеспокоилась:
- Николай, далеко еще? Мы как обратно-то пойдем? Нам же возвращаться пешком.
- Так я хочу вас до груздей довезти, посмотрим, есть ли они еще. Сухих груздей нынче много было! Вон впереди сосны крупные видно, туда и едем!
- Да не надо нам груздей, мы рыжики собирать приехали, а уже много времени! Сегодня пасмурно, темнеет рано. Не успеем. Поехали обратно!
- Успеете! Здесь рыжиков полно, прямо на просеке собирать можно, под сосенками одиночными. Быстро наберете!
И Николай продолжал гнать машину вперед и вперед.

Вот тут меня и пронзила жуткая мысль: «Вот, дура! Мало того, что сама залезла в машину к совершенно незнакомому человеку, так еще и девчонок затащила! Ничему-то меня жизнь не учит! Едем, черт знает куда! Что у него на уме? Почему он не слышит меня и не останавливается?! А вдруг у него здесь сообщники? Что делать, если…?»

Продолжая живенько переговариваться с Николаем, я осторожно достала из ножен свой охотничий нож, который уже лет пятнадцать сопровождает меня во всех поездках, и переложила в ведро под правую руку.
«Зря он думает, что мы безобидные дурочки, впервые попавшие в лес. Я его сильно разочарую», - думала я, настраивая себя на воинственный лад.

Наконец, машина остановилась. Николай легко спрыгнул, открыл нам дверцу и указал рукой на высокоствольный сосняк, темнеющий за просекой:
- Вот здесь тракторный след, по нему легче заходить, чтобы не по целине продираться, - сказал он и направился к лесу.

Моя настороженность не проходила. Мы двинулись за ним, прихватив только корзину и ножи. Бор был с мощной рыхлой подстилкой и пожухлой травой. Под его пологом стояли сырость и мрак, и проходить вглубь совсем не хотелось. Я старалась держаться так, чтобы Юля и Вера были все время за моей спиной.

Но тут донесся радостный голос Николая:
- Есть груздочки-то, есть! Вон сколько я уже накопал! Идите сюда, проверяйте, не червивые ли? А то я без ножа.
Оказалось, что он выдернул из подстилки больше десятка сухих груздей, в то время как мы нашли только два. Пока мы срезали ножки с его грибов, он носился по лесу, оставляя под соснами кучи груздей. Девчонки шепнули мне:
- Впервые видим человека, который собирает грибы лучше тебя.
- Не то слово, - поддакнула я. – Не человек, а электро-веник.
Корзина быстро наполнялась, и я крикнула Николаю:
- Все, корзина полная, класть больше некуда. Куда мы будем рыжики собирать? Поехали обратно!
- Какая беда, - не сдавался он. - Сейчас вывалим грузди в мешок у меня в машине, и я отвезу его в деревню, поставлю возле вашего «Пежо». Никто не тронет, у нас в деревне можно двери в дом не закрывать, ничего никогда не пропадет.
Но из леса все же вышел. Мы брели следом. Подозрительность моя отступала. Но хотелось поскорее оказаться на «рыжиковом» месте.

Также быстро мы прилетели назад, к месту пересечения дороги и просеки ЛЭП. Николай остановил машину, выскочил и помчался искать рыжики под сосенками. Не прошло и минуты, как он уже тащил охапку грибов, приговаривая:
- Я же говорил, что рыжиков полно. Быстро наберете. Вываливайте грузди в этот мешок, и я поехал.
Тут из лесочка на опушку вышла женщина с огромным ведром рыжиков и пакетом, наполненным грибами. Следом показался мужчина, тоже не с пустыми руками.
- Мы уже все тут собрали, - весело заявили они. - Домой идем.
Но потом добавили:
- Ходите по правой стороне от просеки. Мы там не были.
Николай же уже махал им рукой:
- Садитесь. Доброшу до деревни мигом.

Пока грибники усаживались в машину, я успела наговорить ему «спасиб» и сунуть в руку пятисотку, которую все это время носила в кармане. Он растерялся, но не отказался, а я подумала: «Есть еще добрые люди на свете, а мы, запуганные детективными сериалами, думаем про них всякие гадости!»

Машина рванула с места, и мы остались одни. Небо потемнело, стал накрапывать дождь, а мы побрели к соснячку, на который указывала женщина.

Для начала съели все бутерброды и напились горячего чаю, а потом разбрелись по лесочку. Поначалу рыжиков казалось мало, а дождь не прекращался. Но этот соснячок, метров триста в длину и пятьдесят-сто в ширину, оказался буквально «золотым дном». Рыжики попадались все чаще. Они были яркие, свежие, хрустящие и блестящие от воды. Мы увлеклись настолько, что на слякоть и мокрые ноги уже никто не обращал внимания. Девчонки, увлеченные «третьей охотой», разбрелись по лесочку, а я держалась ближе к опушке, чтобы не потерять ориентир, и периодически окликала их.

Примерно через час я услышала машину, которая ехала по просеке ЛЭП, но, пока выбиралась на дорогу, она удалилась. Подумала: «Николай за нами приезжал. Видит, что дождь не прекращается, а мы без плащей и в ботинках». Но Юля с Верой отказались бы уезжать, потому что ведра и корзина были ещё неполные.

Через два часа мы промокли насквозь. С брюк текло, в ботинках хлюпала вода, волосы под шапками превратились в сосульки. Рыжики переполняли ведра и корзину, норовя соскользнуть на землю. И даже после этого мне пришлось уговаривать девчонок покинуть лес и отправиться в деревню.
- Мама, - вздыхали они, - сколько там еще рыжиков осталось!

Допив чай и прикрыв грибы полиэтиленовыми пакетами от дождя, мы отправились в обратный путь. До деревни оказалось не более двух километров. Когда подходили к окраине, выглянуло солнце, стало веселее. Еще издали увидели Николая, который уже вывел за ворота свою «городскую» машину и поджидал нас.
- А я приезжал за вами, но не нашел, - объявил он. - Круг сделал и уехал. Чай пить будете?
- А мы вас слышали, но не успели из леса выбраться. А чай пить не будем, у нас был свой с собой. Нам скорее домой надо, мокрые совсем.
- Ну, тогда счастливо! Я поехал.
И Николай умчался в город.
 
А мы уложили в багажник грузди и рыжики, сняли в машине мокрую обувь и носки, включили печку, согрелись и довольные покатили в город.
 
По дороге я рассказала девчонкам про свои опасения в отношении Николая, а им это и в голову не приходило. Но они надо мной не смеялись, т.к. жизнь и работа в аптеке убедили их, что ненормальных людей вокруг гораздо больше, чем добрых и порядочных.
- А мне везет на хороших людей. Их гораздо больше, - убеждала я. – Николай нашу машину вытащил, за грибами отвез, груздей нам набрал, показал, где рыжики растут, приезжал из лесу забрать, да еще и чаю предложил. Вот какие добряки живут среди нас!
- Нет, мама, Николай скорее исключение из правил, чем закономерность, - вздохнули дочери. – Мы все удивляемся, что ты до сих пор так хорошо думаешь о людях.

Про себя я подумала: «Жаль, но уже не так я уверена в людях, как прежде. Иначе мне и в голову не пришло бы подозревать Николая в дурных намерениях».
Но вслух этого не сказала. Может, Николай и исключение из правил, но какое замечательное исключение!

Николай, вы слышите меня?! Спасибо вам за то, что не даете угаснуть моей вере в доброту людей!