документальное эссе про ситуацию тав

Саша Валера Кузнецов
"Ситуация ТАВ" подписана так: "Дети подземелья", 1985

Кто они, эта арт-группа?

Начну, будто для моих "Записок на проездных": ...Ну вот, приехал я вчера на той электричке из Тайнинки от Программера и теперь можно попробовать по его совету, известного фестивальщика, мол, сделай фильм про Аркадия Славоросова, я ведь ещё подростком читал машинопись, сестра приносила...

Итак:

1
"Мосфильм", 1988 год, картина по рассказам Лены Кузьминок из Белоруссии, про хиппи.

В объединении, только что переименованном в студию Ролана Быкова: помощник режиссера Ульяна, приводит Гуру:

Чёрный хаер/волосы до жопы чёрные, битые джинсы - на руке татуировка.

«У меня есть татуировка на бедре", - скажет он потом, уже в 90-ом, в моём фильме "Всё ништяк, мама!", снятом на купленную у грузинского студента, одну съёмочную смену видеокамеры Bеtacam с механиком и микроавтобусом, договариваюсь с Максом Осадчим, студентом операторского, что ездил со мной в Бахчисарай, сразу после возвращения из Парижа (читай "маленькая парижская авантюра" в книге "СЛЕД ЛЮБВИ.жизнетворчество"), где я умудрился, пользуясь школьным знанием французского, продать именно его короткометражку, снятую с режиссером Женей Силантьевым по рассказу Платонова "Маркун", где Охлобыстин сыграл свою главную и первую, похоже, роль.

Подхватили мы где-то в центре Гуру с Лизкой и старый "РАФ"(ик) с учебной студии привез нас  на Комсомольский проспект города Люберцы, в папину квартиру Гуру, - в многоэтажной панельке на краю капустного поля возле очистных... 

"По-английски написано" - продолжает Гура свою телегу про бедро, взламывая дверь папиной квартиры, где у него комната, исписанная хипповскими рисунками - огромная бабочка и знак анархии, типа пацифика, перекрещенного алой буквой "А", прямо по голой бетонной стене рядом с бабочкой, да ещё картинка Шутова на обоях рядом с плакатом Романа Полански (см. фильм "Ситуация ТАВ" - ютуб - Саша Валера Кузнецов).

 "Ключей никак не найти"... «Лучше быть мертвым, чем красным», - продолжает Аркадий по-английски и последняя дверь распахивается - \Дорз,+Ё!\. 

Film "SITUATION TAV\фильм - СИТУАЦИЯ ТАВ/film, (Betacam,13‘,1990,Люберцы,продюсер Саша (Александр) Кузнецов)
На Мосфильме с ним Джуди была - такая мелкая, помню. Оба удолбанные.


. . .

Получилось "не для публичного показа", как сказал мне общий товарищ - про мой фильм, тот самый, что в первом варианте назывался: «Всё ништяк, мама!».

А вот в фильме "Прохожий"

https://www.youtube.com/watch?v=_wuBI7Bf6_4
 
есть большая сцена с Аркадием Славоросовым - он сидит в подворотне на Чистяках у костра, сложенного из деревянных тогда, пивных ящиков - на него выходит из подворотни, где на стене написано лично мной, аэрографом: "Ад закрыт - все ушли в Рай!".
    Автор-персонаж уже - не скрывает, что он Саша Кузнецов, ведь в титрах так и написано: "Режиссёр Саша Кузнецов".

Хоть и предлагал Гура, мол, давай подпишем просто - авторы фильма Саша Кузнецов и Аркадий Славоросов, но я после раздумий, позвонил ему домой к Женьке, его жене, где они до размена жили в однокомнатной квартире - сказал: "Нет, Гуру, я всё же хочу быть режиссёром..."

"Иди и смотри", что там осталось от фильма,
https://www.youtube.com/watch?v=_wuBI7Bf6_4

 после того, как Симонян, спустившись на лифте в большой холл на первом этаже студии в Лиховом, сказал мне без свидетелей у самой двери - я направлялся курить на ступеньках у мемориальной доски Дзиге Вертову: - "У тебя теперь не три части, а две. Денег нет"... А сам позже, когда я принялся жаловаться на жизнь, вдруг предложил: "Возьми ларёк")))

Ну и смонтировал я из того, что уже было снято - мне понравилось, а монтажёр подтвердила впечатление.
На озвучании я уже дережировал звукооператором по фамилии просто - Брус, шумовичкой и помогавшей нам монтажницей, стоя в зале с высоченным потолком, с бутылкой белого сухого в руке.

Директор картины Лена Громова - позже - устряпалась на высокую должность в ГосКИНО и с тех пор я ни копейки не получил от них.

Но песня в финале чУдная (от слова "Чудо") - "Дай мне доллар, Толстый брат! Шизофреник не богат/ Я гуляю по стритУ, напевая ту-ту-ту!"))) - звучит она в финальном клипе-проезде и вошла в фильм после перегона с Бетакама на киноплёнку, переходит на титры и завершает наш опус словами Гаго Асланяна, композитора и исполнителя: "Ошибся, да..."

Гаго был тогда учителем пения в Люберцах, говорю я в своём интервью - сам себе)))

фильм ПРОХОЖИЙ/LE PASSANT (35mm,20’)-

https://www.youtube.com/watch?v=_wuBI7Bf6_4

Получился на самом деле - фильм про Гуру.



А Полонский, когда я всё же застукал их с женой Настей в квартире на Аэропорте, где недавно умер папа Полонского, того самого, про которого однажды Гура выдал: «да какой он Полонский, он Полонскер!"))
     Удолбанный был, помню, на кукнаре сидел и даже, когда я его вывез отдохнуть в Селятино, Инна ушла с дочкой ночевать к моим родителям, мы ночью обсуждали сценарий "Дом", позже написанный Аркадием по мотивам, понравившегся мне рассказа Кортасара, но всё же сорвался наутро, стрельнув у мена на стакан кукнара три сотни...

Ну вот - показал я им фильм, причем с проекцией на стену с обоями, помню)) - Ташевского что ли, проектор был.

Но ведь я ещё и назвал фильм, уже в 2007 году, снабдив для понта как бы английскими хипповскими неграмотными, говорят), субтитрами, разлюляево исполненными Милой Угольковой в 2007 году, - сделал его просто - одноименным с эссе Гуры «Ситуация ТАВ». 

. . .

Гуру как-то раз и говорит: "У Дуньки Смирновой экземпляр машинописный - романа «Рок-н-ролл» - можешь забрать? Она редактором работает у Сергея Соловьёва".

А я как раз, лишь два года назад из Азии вернулся и работал на Мосфильме, куда первый раз проник, назвавшись шофёром. Вам шофера нужны? давайте пропуск! получил пропуск и в административный корпус – смотрю - написано на двери к/к «Грибоедов»,  режиссер-пост. Никита Михалков – вот с ним, думаю, я и поработаю – вхожу, а там Литвинов – директор картины – Поедете в экспедицию? - Да!

Так и проработал 4 картины на Мосфильме, где познакомился с Игорем Алейниковым и теперь вот лежит его дневник на книжной полке, с чёрно-белой обложкой, большой такой, где есть пара записей и обо мне.

Вот она, Дунька – в длинной, ярусами, юбке - чуть открытые коленки)
И протягивает через дверь пачку машинописных, ветхих уже страниц – толстую и растрепанную изрядно.

- Ты осторожней с этими хиппи, власть их не любит…

И поехал я из своего Подмосковья час на электричке, потом минут сорок на метро до Казанского вокзала + ещё до Люберец, где Гура тогда проживал с отцом, редактором какого-то технического журнала, на Комсомольском проспекте, на краю капустного поля у очистных сооружений… да. В финальном кадре камера как раз уходжит за окно на это поле окраины.

Там ещё, лозунги Гурины перебивками идут.2
Потом уже, у станции электропоездов, вскрылась маленькая тайна:

- Как тебе удаётся не пить? – спросил меня товарищ.

В ответ я рассказал ему целую историю:

Наиль был постарше меня, потом он стал моим ассистентом на картине «Мираж», а в городе моего детства Навои, руководил, помниться, когда я приехал в 1976 году, он уже вел программы и назывался дискотекой «Катарсис».

    В огромном дворце культуры из мрамора, для тыщи народу, не меньше" Дискотеки устраивали мощные там.

Это уже когда я, приехав восемнадцатилетним в город имени Поэта, познакомился на ступенях дворца культуры Фархад (шёл дождь) с женой Наиля у кассы.

На его дискотеку "КАТАРСИС" уже не было билетов, и Ленка меня провела и подружила дальше со всеми.

И стал я диск-жокей, рот хоть завязочки пришей)) Это после Наиля я сам даже руководил какое-то время дискотекой в том самом доме культуры с кондиционерами и фонтаном во внутреннем дворике, где меня и застукал старый узбек, бабай с добрым лицом, когда Ч. полезла купаться в закрытом со всех сторон, стеклянными стенами дворике, под низкими звездами - в фонтан без трусов - и когда тот бабай вошёл с ружьем, делая обход, а музыка гремела из дискотечной комнаты в третьем этаже, сверкая фонарями сквозь стекла, выходившие во дворик, осветив ему кружевные трусики девочки рядом со мной… нет, вру, они были синтетические из серии «неделька», то есть меняла семь раз в неделю, похоже – такие, в полосочку))

Вечером понедельника, вызывает директор. Днём-то я работал в то время уже мастером участка новой техники, перейдя на 3-й курс вечернего отделения Навоинского филиала Ташкентского политехнического института…

- Саша, меня уже в обком/горком вызывали… надо расставаться…

- Так, Лариса Петровна, ничего же не было, ну, купается человек… жарко…

Так нам, рассказываю теперь - дальше - коллеге у станции электричек, уже верхом сидящему на своем велике - провожал меня.

Там, рассказываю дальше – буфетчица, говорю, дворца культуры, выдавала нам на дискотеке такие графины граненые, там еще пробка стеклянная сверху, граненая тоже такая была, ну помнишь! – стаканы правда уже были тонкостенные, но попадались под руку и граненые…

- «Напиток», - говорит – ребята, пейте вот…
А там белое сухое вино!

Ну, а Наиль подсел на коньяк и теперь живёт в дурдоме\сумасшедшем жОлтом "Инвалидном доме" в Нурате. Где это? А недалеко от одной из шести могил пророка Али))) В моём фильме «Мираж» это где хауз со священными рыбами - увидишь!

КИНОфильм "Мираж"(35мм 3 части 1992 г)

Там еще муэдзин начинает петь за кадром---
 и монтажный переход в Бахаутдын, где уж точно - Персонаж, вживаясь в образ, делает у святого камня, такое движение, будто омывает, остановившись, лицо ладонями - чем вам не мини-хадж?

. . .
 
     В Нурате, местные рассказывают, будто ещё эмир бухарский, именно здесь уходил последний раз через горы.
Там, до сих пор, местным если усы покажешь, типа Будённый\Фрунзе – так они просто ярятся сразу,Ё!!)) - а могилы басмачей, по одну сторону дороги, а могилы красных воинов – по другую. Вот такая Нур-ата.
 
Так вот Наиль, именно там теперь живёт - сестра его писала - в сумасшедшем доме. Скажем лучше так: в инвалидном доме города Нурата.

А товарищ:

- Так вот же, ты мне рассказал историю, можно сделать такое документальное эссе… ты, наверное, не видел последних докфильмов, теперь можно поставить мобильник на штатив и снимать, хоть самого себя, хоть подойти на улице к человеку и задать ему любой вопрос... Из своих фильмов можешь кадры показать, реконструкцию можно сделать, да все, что угодно.

И уже сквозь его голос,  слышу: «Осторожно, двери закрываются…»

ГОЛОС ПЕРСОНАЖА (Сашакузнецов однимсловом)). Кричит:

- Заграничный паспорт, виза, билет 30 тысяч теперь туда! Где брать!? – а в ответ лишь стук-перестук железных колес по железной дороге: "Следующая станция Панки"))) 
музыка, титры, КОНЕЦ

POST

«СТРАНСТВИЕ.черновик» (DV-cam 52’ Moscou – Paris et женский монастырь русской православной зарубежной церкви в Нормандии)  (сопродюсер, со-оператор и сошоффёр – доцент Кабаков)
 

                F I N  |  К О Н Е Ц

Студия ВИДЕНИЕ
kuznecovsasha@mail.ru

директор ситуации - Александр Валерьевич Кузнецов (Саша Валера Кузнецов)