Калманка

Георгий Пещеров
Самая величайшая победа в битве – победа над самим собой.

Закончив летную практику на самолете Л-29 на полевом аэродроме в Алейске на 1 курсе, я был направлен на базовый аэродром в Калманку старшим группы курсантов для выполнения хозяйственных работ. Сначала помогали колхозу убирать картофель, потом начались работы по культурному развитию гарнизона.
Вот однажды нас направили помочь выкопать могилу. К нам примкнула группа солдат из роты охраны под командованием старшего лейтенанта. Выкопали мы могилу и как благодарность дали нам бутылку водки. Старший лейтенант солдат своих отправил и остался с нами на угощенье. Налили всем водки, а я отказался, тут старший лейтенант запаниковал, говорит – сержант нас заложит. В группе курсантов все меня хорошо знали, особенно Лева Демин, поскольку мы с ним летали в одном звене. Лева за меня оправдывался, говорил, что сержант совсем не пьет, а старший лейтенант никак не угомонится и говорит, что если сержант не выпьет, то он пить не будет. В конце концов, Лева уговорил старшего лейтенанта и они вместе выпили, закусили и помянули покойника.
В ту пору в учебном авиационном полку в Калманке начальник ПДС  капитан Гаврилов организовал свой, еще первый советский бизнес. Конечно, может быть и не совсем бизнес, а просто помогал молодым девушкам решить их жизненные проблемы. А проблема заключалась в том, что время от времени молодые девушки беременели от слишком буйной сексуальной жизни. Рожать не хотелось, а делать аборт в больнице больно и позорно. В помощь свои услуги предложил смекалистый начальник ПДС. Рисковый был мужик и офицер не плохой, дисциплину держал в своем подразделении на высочайшем уровне.
В распоряжении у начальника ПДС было катапультное устройство для тренировки летного состава, чтобы летчик представлял себе, что значит катапультироваться с самолета с перегрузкой 12 единиц. Правда, в целях обучения на тренировках бросали с перегрузкой 6 единиц, но все равно ощутимо. И вот сажает начальник ПДС беременную девушку в катапультное устройство и выбрасывает вверх с перегрузкой 6 единиц. Не знаю, испытывала ли девушка боль при этом, но результат был ошеломляющим, она снова новенькая. Видимо кому-то не понравилось нововведение начальника ПДС в медицинскую практику гарнизона, осудили беднягу и уволили из армии.
На втором курсе мы продолжили летную практику на самолете Л-29 на аэродроме в Калманке. Предварительная подготовка к полетам, полеты, парковые дни, как на карусели мы кружились все лето, практически до первого снега и потом уезжали в отпуска. В памяти сохранились отдельные эпизоды из летной практики, как я однажды садился с боковым ветром и при посадке нажал не ту педаль, но потом вовремя исправил положение. Нас учили при боковом ветре заходить на посадку с креном против ветра и парировать разворачивающий момент нажатием противоположной педали. Точно так я заходил на посадку, но непосредственно перед посадкой, когда убрал крен, почему-то по ошибке нажал педаль в другую сторону и мой самолет развернуло против ветра почти боком к полосе. Однако, быстро поняв свою ошибку, я нажал противоположную педаль и исправил ошибку. В результате благополучно приземлился и все обошлось, но помощник руководителя полетов меня все же сильно отругал за такую невнимательность на посадке. По правде говоря, я сам сильно испугался и это было для меня уроком, что в летной работе нет мелочей и нужно быть всегда предельно внимательным.
В следующий раз при полете в зону на простой пилотаж у меня отказала радиосвязь. Первоначально я проверил все соединения в кабине, согласно действиям при отказе радиосвязи, поскольку если отказ произошел по моей оплошности, то я получу большой втык. Проверил несколько раз, вроде все нормально, ошибки нет. По установленным правилам я периодически выхожу на связь, но меня никто не слышит, а я слышу всех. Тут руководитель полетов называет мой позывной и командует, 56, если меня слышите, нажмите на кнопку один раз и так несколько раз до тех пор, пока руководитель полетов не убедился, что я его слышу. Я вышел на аэродром, пролетел по кругу и совершил посадку. Первым к самолету подбегает инженер по связи и проверяет радиостанцию. Убедившись, что рация сломана, сообщает руководителю полетов причину отказа радиосвязи. Я подбегаю к командиру звена майору Никулину В.Г. и докладываю причину отказа радиосвязи, он улыбнулся и хлопнул мне по плечу, молодец, правильно действовал.
Сложностей в летной работе хоть отбавляй и каждый, кто причастен к авиации знает тысячи разных особых случаев, когда от действий человека зависит не только жизнь людей, но и престиж государства. Заместитель начальника училища по летной подготовке полковник Кузюбердин В.Р. часто беседовал с курсантами и рассказывал случаи из своей летной практики. В годы военных действий между Израилем и Египтом, Советский Союз оказывал помощь Египту и поставлял самолеты МиГ-21. В ходе боев египетские летчики очень часто терпели поражение от израильской авиации, вооруженной французскими самолетами «Мираж» и Египетское руководство поставило под сомнение способность наших МиГов противостоять Миражам. Главнокомандующий ВВС СССР главный маршал авиации П.С.Кутахов ставит задачу полковнику Кузюбердину В.Р. доказать способность МиГов противостоять Миражам. В Египте перед руководством страны организовали воздушный бой МиГ-21 и Миража. Изучив технические характеристики самолетов, полковник Кузюбердин В.Р. выработал тактику доказательства превосходства МиГа и полетел на воздушный бой. Взлетев с аэродрома он включает форсаж и начинает выполнять вертикальные маневры, во-первых для выработки топлива, а во-вторых на вертикальных маневрах аэродинамические характеристики Миража хуже, чем у МиГ-21. Мираж как не стремился догнать МиГ-21 на вертикальных маневрах не удалось и решил выждать. Затем, выработав топливо, полковник Кузюбердин В.Р. переходит к горизонтальным маневрам, заведомо зная, что на горизонтальных маневрах аэродинамические характеристики Миража лучше, чем у МиГ-21. Египетский летчик, увидев МиГ-21 на вираже, выходит ему в хвост и пытается сфотографировать его на фотоприцел. В это время Кузюбердин убирает обороты двигателя, выпускает шасси и как только Мираж проскакивает вперед, убирает шасси, включает форсаж, фотографирует Мираж на фотоприцел и идет на посадку. Когда результаты воздушного боя показали руководству Египта, Президент Египта заявил, оказывается помимо самолета еще нужно умение воевать. Египетский летчик в знак уважения дарит полковнику Кузюбердину В.Р. свой летный шлем. А по приезду в Москву Главнокомандующий ВВС СССР главный маршал авиации П.С.Кутахов награждает победителя орденом и делает запись в его летной книжке, «Разрешаю летать на любых типах самолетов и в любых условиях» и внизу подпись, П.С.Кутахов. Кузюбердин В.Р. нам на полетах показывал эту надпись и нам это казалось подтверждением высочайшего летного мастерства, которого только можно добиться в летной жизни.