Слива

Андрей Смолюк 3
Смолюк Андрей Леонидович

рассказ


тел. (35146) 2-48-58




Снежинск май 2008



Предисловие.

В нашем славном саду, как вы догадываетесь, уважаемый читатель, каких только плодовых деревьев нету. Есть у нас четыре яблони, две груши и пять вишен. Правда, что касается яблонь и груш, то тут всё вроде нормально, плоды эти деревья дают в достаточном количестве, а вот что касается вишен, то тут «фиг вам», нету их, хотя эти самые вишни цветут по весне, аж залюбуешься.
Хотя, впрочем, бог с этими вишнями и со всем остальным, поскольку рассказ мой не о них, а о сливах наших уральских. А вот слив наших уральских в нашем саду сейчас нет. Но были, причём всякие. Однако по причине несъедобности мы их всех выкорчевали из земли.
Первая слива появилась лет так пятнадцать назад, и представляла она из себя такой продолговатый фрукт бледно-розового цвета. Как раз - цвет детской неожиданности. Есть её было невозможно, ни в сыром виде, ни в виде там всяких вареньев, компотов. И она росла так сама по себе, как символ того, что вот до чего дошла наша селекция, что на Урале даже сливы могут расти, правда, как я уже сказал, несъедобные.
В общем, росла эта слива, росла, да нам надоела. А раз она нам надоела (проку-то с неё никакого), то мы её и выдрали из земли. Корень у неё был здоровенный, как сейчас помню, так что повозиться с ней, пока не выдрали, нам пришлось. А когда её выдрали, то на это место яблоньку посадили. С яблони толку будет больше, так решили мы.
Но всё же слива где-то там подсознательно булькала у моей жены в голове, и у нас появилось в скорости другое чудо современной селекции, тоже под названием слива. Причём две сразу. Где мы их достали, я уже сейчас не помню, да и суть не в этом. Главное, что достали.
Цвет эта слива имела, прямо скажем, далёкий от цвета настоящей сливы. Была она жёлтой и, может быть, вообще к роду слив не относилась, но все её сливой называли, так что, наверное, она и действительно сливой была. Но, повторюсь, ярко-жёлтого цвета.
Есть уже эту сливу, вот он прогресс в селекции, уже было можно. Но только в сыром виде. Компоты и варенья из неё получались такими, что сводили рот буквально в судорогу. Однако раз всё же в сыром виде её можно было есть, слива эта долго торчала из земли в нашем саду и, проходя мимо неё мы, то есть я, моя жена и мой сын, периодически срывали эту жёлтую сливу и клали её себе в рот, когда она, естественно, созреет. Но слива эта жёлтая отличалась большой урожайностью, и все съедать мы просто не успевали. Кому мы только её не раздавали, чтобы урожай не пропадал. Сначала все в охотку эту сливу брали, но потом, поняв, что сделать и сварить из неё ничего нельзя, стали отказываться от наших угощений.
И тогда жена, как-то собрав в очередной раз ведро слив, заявила:
-Надоела мне эта слива, надо просто выбросить её, так как никому она толком не нужна, даже нам! Всё равно из неё ничего не приготовишь на долгую зиму!
Выбросить так выбросить, дело нехитрое, и я всё спилил и корни из земли выдрал. А корни были здоровенные, так что попотеть и здесь мне пришлось. К тому же при выдирании корней из земли был вытащен еще здоровенный каменюка, который всех доконал, пока его оттаскивали от сливы. Кстати сказать, этот каменюка сейчас у нас в саду около печки стоит и статуй напоминает, который мы прозвали, как памятник «погибшему садоводу».
И жили мы без сливы  пару лет и при этом всем были довольны, кроме моей жены. Жене нужна была слива, причем, только потому, что раз на Урале растут сливы, то значит, они должны расти и у нас в саду. В результате у нас опять появилась слива. На сей раз синяя и очень похожая на настоящую сливу, только мелкую. (Всё-таки селекционеры они не зря хлеб свой жуют). Однако всё с этой сливой повторилось, как и с жёлтой. Есть в сыром виде её было можно, а вот что-то готовить из неё было нельзя, потому что получалось несъедобно!
И эту сливу постигла та же участь, что и жёлтую. Я её выдрал, ругаясь и чихвостя жену на чём свет стоит, так как вот делать ей было ничего, как только сливу в саду сажать. Жена при этом оправдывалась, поскольку она  не знала, что она такая же как и жёлтая: есть можно, варить нельзя, но меня это мало беспокоило, так как выдирать из земли чего-то или кого-то дело малоприятное.
И мы вновь остались без сливы. Ну, и, слава богу, так как это отсутствие слив меня совершенно не волновало. Нету, и слава богу.
Но это я так рассуждал. Жене же моей по прежнему хотелось иметь сливу в саду, и подсознательно она мечтала купить черенок, причём такой, что и есть эту сливу в сыром виде было можно и варенья из неё тоже бы вкусными получались.

В Каслях

А тут мы как-то по весне в Каслях оказались. Так сказать шли как-то мимо и зашли, чтобы на базар каслинский посмотреть и себя, как водится, показать. Правда, при этом «мимо» мы энное количество бензина израсходовали, чтобы сын нас довёз до этих Каслей, но это к делу не относится, поскольку мы поездку эту не планировали, и поехали случайно. Просто что-то где-то там в нутрах наших организмов «завздыпопилось», и мы в Касли поехали, чтобы случайно на базаре оказаться.
А на базаре каслинском, как всегда, чего только и не было. Всё было, начиная от гвоздей и кончая японскими авто, правда, подержанными. Ну, я всё на гвозди смотрел, жена на ширпотреб всякий китайско-корейский, а сынишка наш на съестные припасы всё глаз свой направлял, чтобы такое купить, чтобы на обратной дороге можно было перекусить. То есть расползлись мы по базару и через сорок минут договорились встретиться около нашей машины.
Я походил по базару, купил немного гвоздей, хотя их можно было и купить у нас в городе. Но раз уж зашли мимоходом в Касли, то и купить всё равно что-то надо было. После этой покупки я отправился к машине.
А в машине уже сидел мой сын и чего-то жевал. Похоже, что булку с маком. У нас в городе, в связи с борьбой с наркоманией, такую маковую булку было не найти днём с огнём, а вот тут в Каслях пожалуйста. Видимо с борьбой с наркоманией в Каслях было всё в порядке.
-Жуёшь? – спросил я сына.
-Жую, - ответил он.
-Вкусно? – опять спросил я.
-Ещё как! – воскликнул мой сын. – Попить бы вот ещё чего-нибудь, а то во рту всё пересохло.
-Дома попьёшь, - отреагировал я и спросил, - Мама не приходила?
-Нет, - сказал сын и добавил, - наверное, она ещё долго не придёт, ты ведь, пап, её знаешь!
Свою жену я хорошо знал, и мне только оставалось согласиться с сынишкой. В результате я залез в машину, и мы стали ждать.
Когда мы прождали двадцать пять минут, то поняли, что маму нашу надо спасать, поскольку она, похоже, сгинула в дебрях каслинского базара.
-Пойдём искать маму, - так сказал я сыну. Сынишка со мной согласился, и мы вылезли из тёплой машины. Весна нынче была холодной, и из тёплой машины мы вылезли без особого энтузиазма.
-Я пойду направо, а ты, папа, налево, - так сказал мне сынишка.
-Нет уж, пойдём вместе, - ответил я, - а то ты тоже куда-нибудь пропадёшь.
После этих реплик мы отправились ещё раз на базар, чтобы отыскать нашу маму. И самое, что удивительное, но нашли мы нашу маму довольно быстро, после пятнадцатиминутного хождения по базару. Мама наша стояла у грузовика, на котором были навалены саженцы каких-то баобабов. Один из таких баобабов наша мама держала в руке и при этом о чём-то разговаривала с продавцом этих самых местных баобабов.
-Опять какую-нибудь яблоню купила, - подумал я не без раздражения, поскольку считал, что яблонь и груш у нас в саду достаточно. Но относительно яблонь я ошибался.
-Во, - сказала наша мама, когда мы к ней подошли, и она увидела нас, - купила саженец сливы, да не просто какой, а омской селекции под названием Чемолинская. Продавец вот говорит, что эта настоящая слива: и есть можно и варенья делать тоже. Как раз то, что нам надо!
-А ты уверена, мама, что это нам надо? – философски спросил сынишка, а я при этом в такт согласия мотнул головой.
-Конечно надо, - ответила мама, - сад без хорошей сливы – это не сад, а недоразумение. Тем более, что варенья и компоты из неё можно делать.
-Господи, - подумал я, - сколько у нас слив этих было и мы все их выдирали с корнем. И вот теперь ещё одна.
-А куда мы её сажать будем? – поинтересовался я, так как считал, что сад наш, площадью в четыре с половиной сотки, уже всем напичкан под завязку.
-Найдём куда! – ответила мама.
Тут я больше возражать не стал, так как уже довольно здорово замёрз, и мне хотелось скорее сесть в машину и поехать домой.
-Поехали домой, - сказал я и взял из рук жены очередной садовый баобаб под названием Чемолинская слива.
-Последний вопрос, - сказал я, обращаясь к продавцу, - это однолетка или нет?
-Двухлетка, - ответил продавец.
Я чего-то тут засомневался, уж больно маленький был этот Чемолинский баобаб и на двухлетку не походил. Но спорить не стал и пошёл к машине. Все мои потянулись за мной.
-Ну, и холодрыга же сегодня, - заметила моя жена, когда мы сели в машину.
-А у тебя случайно чайку в термосе нет? – спросил я, поскольку знал свою жену, которая в поход без горячего чая не ездит.
-Хоть мы тут в Каслях оказались и случайно, так мимоходом, - заметила моя половинка, - но чая, как нестранно, я с собой взяла.
После этого она достала из сумки маленький термос, и мы все с удовольствием попили чай. Мы согрелись и в хорошем настроении покатили домой. Через полчаса мы были дома.

Посадка

Через пару дней мы приехали в сад и стали думать, куда же нам эту Чемолинскую сливу деть, то есть посадить. У нас действительно все наши четыре с половиной сотки были засажены под завязку. Особенно около домика. Низ нашего сада, а сад наш располагался на горке, ещё был относительно свободен от всяких фруктовых деревьев, а вот верх, у домика, засажено было всё. Здесь росли и яблони, и груши, и вишни и места для новой сливы найти тут было сложно.
-Куда же нам её посадить эту новую сливу? – в задумчивости произнесла моя жена, когда встал вопрос о посадке.
-Не знаю, - ответил я, - если только на крышу нашего садового домика. Будет у нас как в висячих садах Семирамиды.
-Я не знаю, что это за висячие сады Семирамиды, - ответила жена, - но предложение твоё очень глупо со многих точек зрения.
После этой фразы последовало объяснение, с каких точек зрения именно моё предложение было глупо, но я это слушать не стал, а просто свёл всё в шутку.
-Всё шутишь, шутишь, - заметила жена, которая явно была не в духе, - смотри дошутишься!
-Да брось ты, - ответил я, - но ведь действительно садить-то эту Чемолинскую сливу нам и некуда. Здесь наверху места свободного нет, а внизу, так там картофельное поле. Вот если только на это картофельное поле.
-Картофельное поле жалко, - заметила жена, что я и ожидал.
Картошка для моей дрожжайшей это даже получше яблок, и поэтому попуститься куском этого поля она не могла.
-Ну, тогда куда я не знаю! – заметил я.
-Надо пройтись по саду и всё внимательно осмотреть. Не может быть, чтобы для такой маленькой сливы мы не найдём места, - ответила жена.
Я тут было заметил, что свойство маленьких слив потом вырастать до огромных деревьев, но жена сделала вид, что не услышала моих реплик и пошла, ходить-бродить по саду, чтобы найти место для сливы. Я, молча, пошёл за ней, держа в руках эту несчастную сливу.
Чтобы найти место, куда ткнуть сливу нам потребовалось двадцать минут. Жена вдруг обнаружила (во сыщик!), что между теплицей и двумя кустами вишни, которые никак плодоносить не хотели, как я уже говорил, есть небольшое пространство и сам бог велел, так заметила она, чтобы мы сюда и ткнули нашу сливу.
-Пока слива маленькая, - заметила моя половинка, - тут ей будет хорошо!
-А когда она вырастет? – спросил я.
-Ну, это будет лет через восемь-десять, а к тому времени мы чего-нибудь да придумаем. Например, выкинем какую-нибудь яблоню.
Тут я очень сильно удивился, поскольку выкидывать яблоню – это что-то сверхестественное, но промолчал. В конце концов, хочется жене иметь в саду настоящую сливу, ну, и ради бога.
-Ладно, - сказал я, - давай посадим здесь. Мне всё равно!
Я опустил черенок сливы на землю и пошёл в сарайку за лопатой.
-Яму-то глубокую рыть? – спросил я жену.
-Лучше поглубже, - ответила она, - надо ведь ещё положить перегной и прочих разных всяких удобрений.
-А ты точно знаешь, что надо перегной? – опять спросил я. – Я тут в одной книжке вычитал, что слива перегной не очень любит.
-Да!? – удивилась жена. – Надо спросить у соседей.
После этих слов она меня покинула и пошла к соседям, чтобы выяснить, нужен перегной сливе или нет. Выяснение продолжалось ровно пятьдесят три минуты, сорок три секунды. Это я от нечего делать засёк по своим часам. Видно было, что жена не только выяснила, нужен ли перегной сливе, но ещё и последние городские новости узнала. Я, конечно, за эти пятьдесят минут весь измаялся и даже выкурил две сигареты, хотя уже пятый месяц все бросаю (правда, бросить никак не могу к своему сожалению).
Одним словом через пятьдесят три минуты, сорок три секунды жена подошла опять ко мне и сказала:
-Похоже, ты был прав. Слива не перегной любит, а известь. У нас есть известь?
-У нас есть известковое тесто, - ответил я. – Подойдёт или нет? Или ты из него всё же лепёшки нам вкусные сделаешь?
-Да прекрати ты со своими дурацкими шутками, - обиделась жена, - иди лучше посмотри есть ли у нас известь.
Известь, как нестранно, но у нас нашлась. Симпатичный такой комочек размером с два моих кулака.
-Столько хватит? – поинтересовался я у жены, показывая кусок извести.
-Даже наверное много, - так ответила мне жена. – Разбей его пополам и одну половину раскроши в порошок.
Это я сделал быстро, так что теперь вроде всё для посадки сливы было. Нужна была только яма. Яму я выкопал довольно скоро, хотя копать ямы в нашей уральской почве дело трудное, поскольку у нас в земле не только деревья растут, но ещё и камни. А камней этих мне попалось предостаточно, так что пришлось ещё и ломом поработать. Но худо ли, бедно ли, яму я выкопал, причём уложился в тот закуток, что был между теплицей и вишнями. Правда, я слегка потоптал щавель, который рос здесь же. Не мог я ничего не потоптать. Таков уж я. Однако, щавель это щавель и жена мне по этому поводу ничего не сказала, что было даже удивительно. Это ни какой-нибудь цветок.
Одним словом сливу мы посадили, чему были несказанно рады. Будут у нас теперь сливы, да настоящие, которые не только в сыром виде есть можно, но ещё и варенье с компотами из них будут съедобными. Жалко только, что это будет через несколько лет, но мы подождём, мы терпеливые.

Чертёж

С той поры, когда мы посадили сливу прошёл ровно год. И вот однажды жена пришла с работы в сильном возбуждении.
-Похоже в Каслях со сливой нас обманули, - так заявила она мне прямо с порога.
-Это почему так? – спросил я, несколько ошарашенный таким поворотом событий. Просто я думал, что опять сейчас начнётся рассказ, который я, кстати, очень люблю, про то, что сегодня случилось с моей половинкой на работе.
-Просто мне коллеги дали книжку почитать с названием «Кое- что или почти всё о саде!» - так ответила мне жена.
-И ты там вычитала, что слива, которую нам в Каслях продали, на самом деле дичка?
-Похоже, что так, - удручающим голосом заметила супруга.
-И как же ты это определила?
-Понимаешь, в книжке написано, что у настоящей сливы ветки должны расти под углом к стволу, а у дички они перпендикулярны. И вот у меня такое впечатление, что у нас боковые ветки на этой Чемолинской сливе строго перпендикулярны к стволу.
-Да, - заметил я, не зная, что на это сказать.
-Пойдём в сад и возьмём транспортир, чтобы угол промерить, - предложила жена.
-Тогда уж надо и циркуль брать, - пошутил я.
Жена не поняла моей шутки и спросила:
-А зачем?
-Как зачем, - продолжил я шутить, - чертёж этой сливы сделаем и уж тогда точно угол отхода ветвей от ствола измерим. Чертёж будем делать в изометрии или в диметрии, причём обязательно с вырезом в четверть?
Жена сообразила, что я шучу, и поддакнула:
-А тебе больше, какой нравится, в изометрии или в диметрии, да ещё с вырезом?
-Я предпочитаю в изометрии, тут как-то проще, чем в диметрии, где по какой-то оси размеры надо в два раза сокращать, - продолжил я.
-Вот и отлично, - сказала жена, - возьмёшь транспортир, циркуль, линейку и всё остальное и завтра, когда мы пойдём в сад, чертёж саженца и сделаешь.
-Хорошо, - согласился я и пошёл готовить чертёжные принадлежности. Хохмить, так хохмить до конца, хотя если честно, то этот чертёж саженца сливы, да ещё в изометрии с вырезом в четверть, если честно, абсолютно был не нужен. Более того, это была «чушь собачья»!
Чертёж саженца сливы получился на славу. Мы долго бегали с женой и сынишкой, а он как студент тоже решил внести свою лепту в этот чертёж, вокруг саженца и наконец, свет увидел изображение сливы на бумаге в изометрии, да ещё с вырезом в одну четверть. Согласно чертежу нас, похоже, действительно в Каслях обманули. Всё боковые побеги сливы, за исключением самого верхнего, отходили от ствола строго под углом в девяносто градусов. Мы, конечно, загрустили. И грустили мы полчаса.
-Ладно, - сказала жена, - всё же самый верхний побег растёт неперпендикулярно стволу, вот и будем надеется, что это прививка и есть.
Однако было видно, что червь сомнения всё же жену гложет, поэтому она как-то грустно всё смотрела на чертёж, и транспортиром измеряя при этом углы.
-Что есть, то есть, - поддакнул я жене, - подождём ещё маленько, годик, два и там точно будет видно, что это такое.
Так что мы оставили эту сливу, несливу в покое и занялись другими садовыми делами. А что касается чертежа, то я его прикрепил на стене нашего садового домика, пусть украшает интерьер. У всех картины, а у нас чертеж, так как надо  выделяться среди народа.
А тут ещё к нам сосед зашёл в домик, долго смотрел на чертёж, о чём-то подумал и ушёл восвояси. Было видно, что он подумал, что у нас не все дома, раз вот чертежами каких-то слив занимаются, да ещё с вырезом!

Ещё одна Чемолинская.

Честно говоря, то я лично был где-то в глубине души рад, что слива у нас почти дичкой оказалось. Почти потому, что была одна веточка, которая не росла перпендикулярно стволу, что вселяло некоторую надежду, Но я не верил, что слива эта и съедобная и для варений и компотов годная. Знаю я всю эту уральскую селекцию. Поэтому я даже ликовал в душе, что мне со временем не придётся вытаскивать эту сливу из земли, когда она вырастет, с огромным корнем. Этих корней от слив я надёргал в нашем саду достаточно, и с меня было довольно.
А вот жена никак не могла успокоиться. На неё удручающе подействовало то обстоятельство, что в Каслях её обманули и подсунули дичку, как мы думали (хотя, может быть, это было и не так!). Однако ничего назад уже вернуть было нельзя, и она это понимала. А поэтому желание купить опять же сливу, причём нормальную, в её душе загорелось сильным огнём. Жена мне это не говорила, но я её понимал с полуслова, за двадцать лет совместной жизни я этому научился. А потому желание купить эту сливу опять появилась у неё. Но прошёл ещё год, прежде чем мечту свою жена осуществила. За этот год мы всё же так и не поняли, что за баобаб нам продали в Каслях. Ветки росли перпендикулярно, кроме одной самой маленькой.
А тут, значит, жена в профилакторий наш городской собралась. Здоровья поправить, от нас отдохнуть и обеды всякие вкусные поесть. Мы с сыном этому не возражали, лишь попросили, чтобы мама наша что-нибудь в клювике домой приносила, в смысле поесть. Ну, жена эту просьбу выполнила, да ещё как, так что я, в результате всего, дома почти и не готовил.
И вот как-то в субботу мы договорились пойти в сад. Профилакторий в субботу работал до часу дня, так что мама наша должна была отобедать, а потом мы её около профилактория на машине и встретим.
Так собственно и произошло. Правда, нам пришлось с сынишкой ждать около получаса, но мы уже привыкли к тому, что маму нашу надо везде ждать.
Не успела наша мама плюхнуться на заднее кресло машины, как выпалила:
-Едем, мальчики, не в сад, а сначала в магазин «Слатос». У тебя, мой милый, деньги есть?
Я ответил, что сотня будет и поинтересовался зачем.
-Сливу сейчас купим, а у меня в кошельке пусто, - так сказала наша мама.
-Какую ещё сливу? – в голос с сыном спросили мы.
-Суперистую, - последовал ответ. – Трёхгодку. Просто мне в санатории народ сейчас сказал, что там саженцы продают, в том числе и сливу.
-А слива нам очень нужна? – поинтересовался я, чертыхаясь про себя. Нет, я,  жену понимал и даже где-то приветствовал её потуги насчёт сливы, но всё же опять слива – это, по-моему, какой-то пунктик в голове.
-Какого хоть сорта? – поинтересовался я.
-Да такая же, Чемолинская, - последовал ответ.
-А нас опять не обманут? – поинтересовался сын.
-А мы теперь знаем, что к чему, - отреагировала наша мама, - и обмануть нас второй раз уже не удастся.
-Ну, раз так нужна нам слива, - заметил я, сомневаясь в этом, - то поехали. А сотни моей хватит?
-Хватит, в самый раз, ещё даже на газировку хватит, - так ответила наша мама.
При словах о газировке сынишка наш сразу встрепенулся и коротко сказал:
-Поехали. Только газировку «Кола»!
-Ладно, ладно, будет тебе «Кола», - ответила наша мама.
Ну, мы и поехали в магазин «Слатос».
В самом магазине, что очень странно, наша мама была всего десять минут. По истечению этого времени она вышла на улицу, держа в руках местный баобаб, который сливой назывался. И самое что интересное, так это то, что этот баобаб мне понравился Он был длиной около метра и уж точно не был дичкой.
-Всё это хорошо, - заметил я, когда жена села в машину, - но у нас опять встаёт вопрос, куда эту сливу сажать?
-Да я уж думала над этим вопросом, - заметила моя половинка, - по всей видимости надо будет выдрать какую-нибудь вишню, всё равно толку от них, этих вишен, мало.
Я тут удивился тому, что вот как хочется жене иметь в саду настоящую сливу, что даже вишни ей не жалко.
А вишня, которую решила выдрать из земли моя жена, была не очень большой, а потому выдрать её не составило особого труда. Да и почва, где росла эта вишня, была, как нестранно, без камней, так что посадить сливу оказалось довольно просто.
После посадки, жена моя вздохнула, вытерла пот со лба, как будто она копала и сажала, и как будто спокойно заявила:
-Ну, вот и всё! Как будто камень с души у меня упал. Теперь моя душенька спокойна! Будем теперь ждать, когда сливы подрастут и дадут нам урожай. Хоть бы из них можно было делать варенье. Сливовое варенье я очень люблю!

Заключение.

Так что теперь у нас в саду две сливы и обе Чемолинские. Одна, правда, похоже на дичку, но зато вторая - уж точно слива.
Жена моя теперь периодически ходит вокруг этих слив, говорит им нежные слова и ждёт, когда будет урожай. А ждать, очевидно, надо будет долго, уж лет пять точно.
Мы с сынишкой тоже мечтаем, когда же появятся эти сливы, чудо нашей урало-сибирской селекции. Причём сынишка мечтает с позиции ням-ням, дескать, как он будет «лопать» эти сливы, а я мечтаю с точки зрения интереса: что же у нас такое вырастет. Причём мне ещё и интересно, действительно ли из этих слив можно будет сделать варенье и компоты. Если это так, то будет действительно здорово и жена моя не зря наперекор некоторым (не будем уточнять, которым, но это, по всей видимости, нам) бегала, волновалась и доставала эти сливы и потом, не без моей помощи, сажала их в нашем саду.
Ну, что же поживем, увидим и пожелаем нам всем, чтобы мечты наши всё же сбылись, не смотря ни на что!

7 мая 2008 г.
Снежинск май 2008