Клады. поиски. находки и утраты

Наследный Принц
    

     Сколько же их еще зарыто-запрятано в недрах нашей планеты. И ведь многие из них так никогда и не будут найдены, так как нет никаких документальных свидетельств о месте их нахождения. Взять хотя бы «кремлевскую добычу» Наполеона или часть «золотого поезда» Колчака, не говоря уже о более ранних. До сих пор ищут, а найти никак не получается.

     В одном из журналов я читал, что при прокладке Нового Арбата, когда ломали старые особнячки, в изобилии лепившиеся к Собачьей Площадке и к прилегающим территориям, количество обнаруженных кладов в сумме своей покрыло стоимость всех подготовительных работ. Нет, не на строительство новых зданий, а как раз на ликвидацию старых, рытье котлованов и прочее. А это тоже была сумма со многими нулями.

     Один мой приятель жил как раз в таком купеческом особняке в том месте, которое у старых москвичей известно как Вшивая Горка. Происхождение этого названия довольно любопытно, поэтому стоит его привести. На том месте издавна селились швецы, то есть портные. А поскольку слобода располагалась на крутом спуске к Москве-реке, то название сложилось само собой – Швивая Горка. Но народец московский уже тогда был хитер на выдумки, к тому же «Швивая» звучало не слишком благозвучно (да простится мне эта тавтология). А вот «вшивая» понятнее, да и смешнее. Так оно с тех пор и пошло.

     Его семья занимала две комнаты на втором этаже. Когда я пришел к нему первый раз, меня сразу же взяла в оборот его бабушка. Было ей уже под восемьдесят.
     -«Вот смотрите, молодой человек, какие здесь стены. Хозяин этого дома, я узнавала, был человек богатый, бежать ему из России пришлось в спешке и свое богатство вывезти не успел. Вот и спрятал где-то здесь.» При этом она взяла скалку и принялась стучать по одной из стен. –« Вот в этом месте явная пустота, слышите как различается звук?»

     А звук и впрямь был разный: в том месте, на которое она указывала, он был явно отчетливее, звонче.

     -«Я им всем говорю, что это неспроста - продолжила она, -  надо вскрыть стену и посмотреть, что там. Скорее всего, какие-то драгоценности. Но они надо мной смеются и считают, что я спятила. Хоть бы Вы на них как-то подействовали"  И так она атаковала каждого, кто приходил к ним впервые. В конечном итоге ее просто перестали выпускать к гостям.

     С этим приятелем я потом долго не виделся. Но через несколько лет случайно встретились, и он рассказал, что их дом пошел под снос, а им дали квартиру в одном из арбатских переулков. И однажды они прочли в «Вечерней Москве», что бригада рабочих, разбирая старый дом по улице Чкалова (был указан их бывший адрес) в одной из комнат второго этажа обнаружила потайную нишу в стене, где были спрятаны бывшим владельцем семейные драгоценности, примерная сумма которых составила … и была указана баснословная по тем временам сумма.

     - Хорошо, - добавил он, - что бабушка наша к тому времени отошла в лучший мир и об этом не узнала. Иначе сжила бы нас со света и была бы права. И чего мы тогда ее не послушали!

     Известен мне случай и совсем иного порядка. Некий родственник другого моего друга работал в тресте по благоустройству города в разных его, благоустройства, проявлениях. В составе бригады из четырех человек его разнарядили на очистку прудов Новодевичьего монастыря. Для этого надо первым делом спустить всю воду. И когда они это сделали, то в слое ила, в обилии образовавшегося на дне, обнаружили старинную церковную утварь еще петровских времен, представлявшую немалую ценность: серебряные наперсные кресты, паникадила, епитрахили с драгоценными камнями, потиры и прочее. В начале двадцатых годов, когда начались гонения на церковь и изъятие церковных ценностей для помощи голодающим Поволжья, монахи «спрятали концы в воду» в полном смысле этого слова. И эти «концы» в воде так и остались.

     Не знаю, распространялось ли на эту бригаду как на муниципальных рабочих правило о выплате нашедшему клад определенной суммы (едва ли не двадцать процентов) от  стоимости найденного. Они, видимо, тоже этого не знали и поэтому сообща решили государству вообще ничего не отдавать, а поделить все между собой. Что и сделали. Но каким-то образом государству об этом стало известно и все четверо вместо вознаграждения получили вполне реальные сроки заключения.

    И еще один случай, когда человек таким правилом воспользовался сполна. На бывшей третьей Мещанской (теперь улица Щепкина) и до сих пор в глубине двора стоит небольшой особняк, принадлежавший до революции владельцу мыловаренной фабрики. Убегая в 1917 году от свершившейся революции, он собственноручно закопал во дворе ларец с накопленными драгоценностями, в том числе там было два золотых бруска самой высшей пробы. В надежде когда-нибудь вернуться и все это извлечь. Но время шло и надежды эти таяли. Когда же их совсем не осталось, он через Инюрколлегию обратился в соответствующие инстанции с заявлением, в котором сообщил об оставленном кладе, с обозначением точного места. И что же вы думаете? Все сведения оказались доподлинными и клад этот действительно обнаружили. А бывшему его хозяину и в самом деле была перечислена причитающаяся ему сумма. Об этом случае мне когда-то рассказал один знакомый, который и работал тогда в вышеупомянутой инстанции. Думаю, что он не врал.

     Это что касается случаев, которые мне хотя и известны, но со мной непосредственно не связаны. Однако, были в моей практике и собственные поиски кладов. И даже некоторые находки. Но о них, если интересно, как-нибудь в другой раз.