Костяная нога

Михаил Сидорович
Костяная нога.

Баба Яга – один из самых колоритных и загадочных персонажей русского фольклора. Пытаясь разгадать её тайну, уже многие исследователи сломали себе мозги, причём, навсегда. Кто же она такая? Вот какие версии мне доводилось встречать:
Первая версия:
              Баба Яга это образ бури. Просто подставляем вместо слова Баба, слово Буря. Получается Буря-Яга. И всё.
Но почему же Буря?
Потому, что злая.
Но злых на свете много, что же, все они образ бури? Предлагаю при мышлении использовать головной мозг. Итак, что нам известно о Яге?
1. Костяная нога (У бури нога костяная?)
2. Летает в ступе (А буря тоже в ступе летает?)
3. Живёт в избушке на курьих ножках, без окон, без дверей. ( А как выглядит жилище бури?)
4. Кушает человечину, особенно любит детишек, запечённых на поду в русской печке. Хотя, Иваном царевичем тоже хотела было закусить, да он оказался настолько галантен, что тронул женское сердце. ( а буря была замечена в каннибализме?)
5. Яга знает, где спрятана кощеева смерть ( а буря знала?)
6. Похищает детей (буря обычно похищает не детей, а подштанники с бельевой верёвки).

Как видите, ни один из классических признаков не совпал. Всё пальцем в небо.
Тогда давайте рассмотрим признаки бури, подходят ли они к Бабе Яге.
1.Вырывает с корнями деревья (Баба Яга в этом не замечена. В сказке про Терёшечку она подгрызда дуб зубами, но не вырвала его. Как видите, у Яги совсем другие методы лесоповала)
2. Буря побивает хлеба градом, валит их (никогда не читал, чтобы Баба Яга побивала хлеба)
3. Буря ломает дома, срывает крыши (Баба Яга ни в чём подобном не замечена)
4. Буря топит корабли (а Вам, дорогой читатель, известно ли хотя бы одно упоминание о кораблекрушении, вызванном Бабой Ягой?)
Как видим, совпадений ноль целых, ноль десятых.

Версия вторая
Баба Яга – это образ зимы! Не смейтесь, эта версия опубликована в Большой Советской энциклопедии. Причём, это единственная версия, мельком упомянутая там. Видимо, с идеями было не густо. Ну, что же, давайте рассмотрим.
1. Зима каждый год приходит и уходит (а кто заметил, чтобы Баба Яга делала это?)
2. Зима покрывает землю снегом (а кто уличил в этом Бабу Ягу?)
3. Зима щипает детишек за носики ( а Яга?)
4. Зима обычно похищает охотников, рыбаков, бродяг и путников, особенно часто нетрезвых путников. ( Яга чаще всего была замечена в похищении детей, которые всю зиму сидят по избам)
5. Зима строит над реками ледяные мосты, (А Яга? Только в сказке Марья Моревна, она провалилась на волшебном мосту через огненную реку. Но провалиться – это одно, а строить – совсем другое).

Третья версия:
Баба яга это инопланетянка, посетившая нашу родную планету с научными целями. Её избушка на курьих ножках, это звездолёт на опорах. Костяная нога, это указание на сильную, по земным меркам, худобу. Ступа, это планетарный летательный аппарат. Людоедство, это результат непонимания. Баба Яга всего лишь проводила вскрытие трупов, чтобы изучить анатомию землян, а наши малограмотные предки подумали, что это разделка туши с кулинарными целями.
Эту версию опровергнуть будет потруднее. Честно говоря, инопланетянином можно объявить кого угодно, меня, например. Как бы я стал доказывать Вам, что я не инопланетянин? Ума не приложу. Паспорт, анализ крови, жена, дети? Скептически настроенный шизофреник ничему не поверит. Скажет, что паспорт поддельный, анализ чужой, жена – робот, а дети похищены.
Но с Ягой всё же попытаюсь.

1. Почему Яга известна только русским? Изучала анатомию? Почему только русскую? А как же монголы, индейцы, негры? Почему у них нет легенд о тощей инопланетянке, проживающей в юрте на курьих ножках, или в вигваме на страусовых, как вариант?.
2. Костяная нога, это худая нога, или всё-таки костяная? По-моему, это не одно и то-же.
3. А рука была тоже худая, или жирная? А ведь руку рассмотреть проще, она на виду. Нога скрыта обувью, подолом длинной юбки. Так почему наши предки настаивают именно на костяной ноге, а не на худой руке?
4. Опоры космического корабля, похожие на птичью ногу, зачем нужны? Чтобы смягчать посадку. Но как раз в полётах и посадках избушка Бабы Яги никем не замечена. Зато она замечена в поворотах. Из сказки в сказку переходит пароль: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу – задом». И ведь поворачивается! В чём же смысл поворота космического корабля вокруг своей оси? Не проще ли сразу подойти к нему со стороны люка?
Вот все эти нестыковочки мне и не нравятся.

Четвёртая версия.
Назвал бы её самой дебильной, но не могу. Есть ещё более дебильная.
Автор этой версии решительно поменял Яге… пол…
По его версии, это вовсе не Баба Яга, а Бабай Ага! Дескать, это образ страшного хромого татарина, проживающего в лесу и похищающего детей.
1. Начнём с имени. На тюркских языках слово Бабай означает дедушка, а слово Ага означает – отец. В переводе имя звучит очень глупо – Дедушка Отец…
2. Никогда не слышал я, чтобы татары жили в избушках без окон, без дверей, на курьих ножках. И чтобы эта избушка поворачивалась по просьбе. Хотя для хромого инвалида это было бы удобно, но всё же…
3. Никогда не слышал я, чтобы татарин, пусть даже хромой, покинул свой народ и поселился в русском лесу в полном одиночестве.
4. Никогда не слышал и не читал, чтобы татары ели людей. В полон брали, убивали это да, но, чтобы ели! Людоедство было в обычае у карибов и полинезийцев, но не у татар.
5. Никогда не слышал, чтобы татары летали в ступах.
6. Хромой? Но почему нога костяная? Нездоровая, или деформированная нога всё же ничуть не более костяная, чем здоровая. Костей в ней ровно столько же, сколько и в здоровой. А если какая кость полностью рассосалась под действием туберкулёза, тогда даже меньше.

Ну, и главный приз присуждается версии под номером пять!
Оркестр, ТУШ, пожалуйста! Христиан и иудеев просим принять валерианку и спрятать куда подальше молотки, чтобы в ярости не разбить экраны своих компьютеров.
По пятой версии Яга, это…
Нет, язык не поворачивается.
Яга, это…
Господи, прости меня окаянного!
Яга, это…
Сейчас, только с духом соберусь. Все приняли валерианку?
Яга, это… ИЕГОВА!
Почему? Потому, что созвучно. Извините, но я этого мнения не разделяю, потому претензии не принимаются.
Так вот, кто жил в избушке на курьих ножках! Вот кто летал в ступе! Вот кто грыз дуб, на который залез Терёшечка! Вот кому служили Гуси лебеди!
Это она – костяная нога говорила с Моисеем из горящего куста! Это она сыпала с неба небесную манну, раздвигала воды Красного моря. Это она создала наш мир, слепила Адама из глины, а Еву выстругала из его ребра!
Ай да Библия! Скрыла всё, что известно нам русским об их Боге.
Ай да русский фольклор! Тоже хорош! Умолчал о главных деяниях Бабы Яги! Где сотворение мира? Где всемирный потоп? Где исход иудеев из Египта?
Как видите, совпадений здесь немного – одна только буква «Г». И вот на основании этого «Г» строятся научные гипотезы… Ай, да версия! Это называется: «Я тебя слепила из того, что было»… А было только «Г»… Чем богаты, как говорится.

А теперь предлагаю вниманию читателя свою версию. Она не чисто моя. До меня подобные мысли уже высказывались другими авторами. Я только дополню их своими соображениями.
По данной версии Баба Яга, это богиня смерти, больше известная у индусов под именем Кали, у скандинавов -  под именем Хель. Как видите, у народов, проживающих на разных концах Евразии, её имя звучит почти одинаково. Причём, и там, и там она женского пола. Русское слово «смерть» тоже женского рода. Впрочем, не известно, чтобы славяне называли её истинным именем. Это запретное слово. Наши предки боялись привлекать её внимание. Потому называли её иносказательно – Мара, или Морена.
Точно так же под запретом были имена некоторых животных. Так Бера у нас называли медведем (иносказание - ну, тот… который мёд ведает). Его имя сохранилось только в названии его жилища, (Берлога – логово кого? Правильно, бера). Кур у нас тоже назывался иносказательно  - петух (ну, тот… который поёт) От его истинного имени осталась только поговорка: «Попал, как кур в ощип», а так же слово курить (окуривать дымом от горящих петушиных перьев), слова курица, курень, курная изба. Исчезло слово «зигзица» оно заменено иносказанием «кукушка». Ну, та, ... которая кукует...
Оно и не удивительно. Бер – хозяин леса, воплощение грозного бога Велеса, Кур – повелитель времени – изгоняет нечисть своим криком и дымом перьев приводит в сознание человека упавшего в обморок. Зигзица вещая птица – предсказывает судьбу, отмеряет время жизни.
Если этих животных не стоит поминать по имени, что уж говорить о Кали? Вот и называли её иносказательно – Мара. Родственные слова мор, умер, замер, мрак, морок, обморок, мороз.
Но вот пришли христианские времена. И это слово попало под запрет. Сказители, не желая попасть на костёр, стали заменять запретное имя грозной языческой богини.
Не претендую на конечную истину в своей трактовке. Выскажу просто догадку. Баба Яга. Почему баба? Потому, что женского пола. Почему Яга? Есть в русском языке слово Иго, а в санскрите Йога. Изначально оба этих слова означали ярмо, какое надевают на шею быкам. Позднее у индусов оно трансформировалось в сложное задание, обязанность, которую верующий выполнял в качестве жертвы богам. У русских же слово «Иго» стало означать тяжесть, несвобода, рабство.
Таким образом, Баба Яга может переводиться как тяжёлая баба (несносная, нехорошая) Было так же поверье, что если покойник слишком тяжёлый, это означает, что он будет вставать по ночам.
Это была версия. Теперь, проверим, есть ли совпадения.
1. Летает в ступе. Летает потому, что богиня, а ступа это погребальная урна. Давно известно, что в языческой Руси был широко распространён обряд кремации покойников.
2. Избушка на курьих ножках, без окон, без дверей – это погребальный сруб.
3. А почему на курьих ножках? Потому, что в древности был обычай устраивать такие срубы на столбах, чтобы мыши не добрались. Эти срубы с покойником, или урной с его прахом устанавливались на перекрёстках дорог (на путех). Об этом обычае писал ещё Карамзин в своей «Истории государства Российского»
4. Погребальные срубы не имеют ни окон, ни дверей, что полностью совпадает с описанием избушки Бабы Яги.
5. Однако же погребальные срубы не поворачиваются вокруг своей оси, а просто стоят на опорах. Откуда же знаменитая фраза: «…повернись к лесу задом, ко мне – передом»?
Погребальный сруб бесполезно обходить с любой стороны. Если в нём нет дверей, то сколько вокруг него ни ходи, дверей не найдёшь. Вот почему обходить его бесполезно. Только магический ритуал может открыть в нём несуществующие двери. Тогда сруб сам повернётся пятой незримой стороной, в которой есть дверь.
6. В избушке Бабы Яги очень тесно (нос в потолок врос, зубы на полке лежат, ноги в одном углу, голова в другом). Ну, да, погребальные срубы были очень тесными. Всё совпадает.
7. Яга любит похищать детей? Ну, это естественно. Смертность среди детей была ужасающе высокой. Оспа, корь, краснуха косили именно детей. Об эпидемиях среди детей ещё моя бабушка помнила. А в семье моего деда из одиннадцати детей, четверо умерло в младенческом возрасте.
8. Яга знает тайну кощеевой смерти? Ну, ещё бы богине смерти не знать этого!
9. «Фу, русским духом пахнет!» Вероятно, запах живых ей был так же неприятен, как живым запах трупа.
10. «Ты меня сначала напои, накорми, в баньке попарь, а уж потом о деле пытай». Вероятно, Иван царевич желает выдать себя за умершего. Чтобы сойти за своего, он просит пищи, какую едят мертвецы. Интересно, что в карело-финском народном эпосе, Калевала, герой Вяйнемейнен тоже пытается проникнуть в царство мёртвых, чтобы выведать три волшебных слова. Он пытается выдать себя за мертвеца. Но его обман не удался, мёртвая дева легко разгадала его хитрости и не предоставила Вяйнемейнену лодку для переправы через Туонелу – реку, отделяющую царство мёртвых.
11. В сказке «Баба Яга», усадьба Бабы Яги окружена тыном из костей, в воротах мёртвые ноги стоят. На тыне черепа. Ночью глазницы черепов начинают светиться. Ни о чём не говорит? Стоит Яге сказать: «Верные мои слуги, сердечные други, сделайте то-то и то-то», как из стены избушки высовываются три пары рук, которые исполняют её приказания, например, могут подать кушанья, или убрать со стола. Настеньку спасает только то, что будучи предупреждена куклой, она не спросила Ягу о тех руках. Ягу посещают три всадника – красный белый и чёрный. Это заря, белый день и чёрная ночь. Почести подобающие богине, а не хромому татарину, или инопланетянке. Настенька просила Ягу дать ей огня. Баба Яга сняла с тына один череп со светящимися глазами, надела его на палку и дала Настеньке. Когда та принесла этот череп домой, череп стал неотступно смотреть на злую мачеху и её дочь своим испепеляющим взглядом. Куда бы они ни спрятались, всюду взгляд черепа жёг их, пока не сжёг живьём.(Хотели погребального огня? Получите!)
12. В сказке «Марья Моревна», Баба Яга живёт за огненной рекой. А ведь именно за огненной рекой нашим предкам мыслилось царство мёртвых.
13. В сказке «Иван царевич и Белый Полянин», Баба Яга живёт глубоко под землёй и насылает на людей войну. Только убив Бабу Ягу, Ивану Царевичу удаётся остановить войну. Кто радуется войне и провоцирует сражения? (Ну, кроме американского империализма, конечно). Инопланетная исследовательница? Зима? Буря? Или всё-таки богиня смерти?
14. Ну, и о главном, о костяной ноге. Почему костяная? Тут всё просто. Плоть либо сгнила, либо сгорела при кремации, а кости остались. Но вот почему именно нога? Почему не лицо, или рука? Они ведь тоже должны были сгнить, или сгореть при кремации.

Зайдём издалека.
Есть такая закарпатская сказка «Дивный сон Ивана». В этой сказке Иван гонит стадо на полонину (альпийские луга) и ночует в пасушьей колыбе (шалаше). Ночью ему снится, будто родится у него сестра, но, когда она вырастет, её похитят черти. Давно известно, что сны, приснившиеся на новом месте, должны сбыться…  Вскоре у Ивана родится сестра. Назвали её Маричкой, понесли крестить, а поп не хочет крестить, пока не пообещает отец, что отдаст её замуж за первого, кто посватает. А был то не поп, а переодетый чёрт.
Когда Маричка выросла, посватался к ней парубок из дальних краёв. Усадили жениха за стол, кормят, поят. Вдруг Маричка уронила вилку. Нагнулась, чтобы подобрать, а у парня вместо ступней оказались копыта. (Устал сидеть в сапогах, скинул. Думал, под столом никто не заметит.
Дальнейшие приключения Иванко и Марички опустим. Они не имеют отношения к нашей теме.

Для тех, кто не понял моего намёка, расскажу другую сказку. Она распространена среди народов Тюменского севера, называется «Умная Татья».
Жила была женщина, звали её Татья. Однажды её муж ушёл на охоту в дальний урман. Много дней и ночей Татья ждала его. Наконец он вернулся. Татья обняла мужа, усадила за стол. Стала потчевать. Нечаянно она уронила на пол чашку, нагнулась, чтобы подобрать, и видит – на одной ноге у мужа лошадиное копыто, а на другой лосиное. По этим приметам, поняла Татья, что из тайги пришёл вовсе не её муж, а болотный дух Комполэн…
Как Татья обманула Комполэна и вызволила из плена своего мужа, я рассказывать не буду. Я ведь только о ногах пишу.

Если опять непонятно, расскажу третью сказку, норвежскую. Жил да был один рыбак. Однажды он пошёл ловить рыбу. Повстречал девушку – красавицу. Познакомились, влюбился. Стали они встречаться каждый день. Однажды девушка принесла рыбаку горшок аппетитной сметанной похлёбки. Только рыбак хотел отведать этого лакомства, как ветер чуть приподнял подол её платья, и увидел рыбак, что вместо ног у девы русалочий хвост. Тогда он перекрестился и увидел, что вместо похлёбки в горшочке тина, кишащая червями и пиявками.
В сказке не объясняется, каким образом русалка умудрялась ходить на рыбьем хвосте, а жаль. Но я не об этом хотел.

Ладно, дам до кучи ещё одну, четвёртую подсказку. Одна из первых карточных колод в Европе, по преданию изготовленная королевским шутом для короля Франции, аж в тринадцатом веке. Колода, как колода. Короли, тузы, валеты. Всё бы ничего, если бы не изображение пиковой дамы. Миловидная, богато одетая дама. Но если приглядеться повнимательней, из под подола платья видна нога. А на той ноге дьявольские когти! Опять нога нечаянно выдаёт обман! Не прослеживается ли тут какая-то устойчивая традиция, этакий международный бродячий сюжет?

А причём здесь костяная нога? А вот причём. Довелось мне увидеть одно древнескандинавское изображение богини смерти Хель, (индусы её звали Кали). Так вот, Хель изображена в виде милой стройной девушки. Её вполне можно было бы принять за человека, если бы не одна деталь. Нога, которая виднеется из-под подола платья, костяная. Это нога скелета.
Коварная богиня ловко выдаёт себя за живую. Одного она не учла, что ветер чуть обнажил её ногу. И эта нога оказалась костяной…


Если и теперь кому-то непонятно, почему у Бабы Яги костяная нога, тогда я умолкаю, ибо мне нечего больше сказать, да и незачем…