1957-58. Десятый класс 2

Виктор Сорокин
4 января я получил свое качественное фото в городском ателье и первую же фотографию послал Зое. Но опять тишина. В конце января я написал ей письмо с припиской, что следующее письмо напишу 7 ноября (я надеялся поступить в вуз).

Сегодня это письмо сверкает своей сверхнаивностью и лукавинкой, но что было, то было. Вот отрывки из него:

«...В предыдущем письме я послал тебе свою единственную /ложь, а для чего?/ фотографию...
...В одном из своих писем я писал тебе, что отдам свою жизнь за дело народа, поэтому решил отказаться от личного счастья. Да, это так! То была не описка!!! Я с прежней интенсивностью наблюдаю за жизнью, и сердце стонет от фактов, наблюдаемых мною. Вот пример: 90% всех юношей курит. И просто случайность – увидеть некурящего...
...В твоей школе я часто бываю по субботам, потому что этот день свободен от уроков...
...Очень трудно вести одностороннюю связь.
...Я вижу, что писать дальше письма бессмысленно. Следующее письмо ты получишь (если ничего не случится) 7 сентября сего /т.е. 58-го года/. А теперь разреши пожелать успехов: больших в учебе, великих в науке, счастливых в жизни.
Итак, до далекой (или близкой, в зависимости от тебя) встречи 7 сентября 1958 г.
Прощай надолго». /Напомню, что мне было шестнадцать с половиной лет.../

А в конце апреля я познакомился с парнем с Акуловки, хорошо знавшим Зою как свою соседку. Он сказал, что она учится в техникуме и что у нее есть молодой человек. Как?! Но я же сам видел, что она учится в мамонтовской школе!.. Но к этому времени мои учебные дела были столь плохи, что я оставил мамонтовскую школу и «охота» за Зоей сошла на нет. Правда, всего на год...

Однако духовный подъем от встречи с псевдо-Зоей был столь велик, что я с головой ушел в стихотворное творчество. Но приличных стихов даже на мой тогдашний вкус мне писать не удавалось хотя бы по той простой причине, что сам я никаких стихов не читал и о поэзии имел представление лишь по десятку стихотвороений из школьной программы. А ведь эти свои стихи я посылал ЕЙ! И я не удивлюсь, если вдруг узнаю, что Зоя напрочь проигнорировала меня всего лишь за качество моих стихов. (Вот почему в своей Z-философии я советую подросткам пытаться налаживать отношения с любимыми людьми лишь после приобретения хорошего вкуса, что позволит дать объективную оценку и самому себе.)

Некачественные стихи – это как плохой запах изо рта: умом понимаешь, что человек достойный, а подсознательно возникающее отвращение требует от человека уйти. А я-то (знаю, что и многие другие) считал, что нравящиеся мне девушки не бросаются мне на шею исключительно по причине моей безобразной внешности, которую, увы, исправить уже невозможно...

Я хотел было привести пару /в новом значении этого слова/ стихотворений из своей юности, но боюсь испортить у читателя настроение (а оно мне надо?). А вот выдающаяся черта человека – это способность к РОСТУ, к развитию. Ибо приедается всё и лишь непрерывное обновление делает личность интересной всегда. Иллюстрация из будущего: во имя нашей семейной гармонии моя жена, основательно погруженная в гуманитарную сферу, после окончания исторического факультета МГУ и двух лет работы в ЦК комсомола Туркмении, бросив аспирантуру исторического факультета, поступила учиться... на физфак МГУ, где в то время учился я! (А я «отомстил» ей тем, что после шести лет учебы на естественно-научных факультетах поступил на экономический фкультет и окончил его. А Соня отрекошетила еще раз: стала кандидатом экономических наук!..) Так что мы – я, в прошлом круглый двоечник, и Соня, в прошлом золотая медалистка, – легко нашли общий язык...

***
А параллельно с Зоей разгоралась другая любовь – уже не в голове, а в сердце.

...Я заприметил ее в школе, еще учась в девятом классе. Очень гордая и красивая. Нередко вспоминал ее в каникулы – мне это было приятно, как смотреть хороший фильм. В сентябре, вернувшись с каникул, я видел ее мельком лишь однажды, но потом встретил ее в октябре на общешкольном перевыборном комсомольском собрании, проходившем в Доме культуры фабрики «Серп и молот». И в душе стала разгораться страсть.

В субботу 2 ноября я на втором этаже оформлял школьную газету. И устроив себе перерыв, пошел побродить по школе на четвертный этаж. В первом классе репетировал хор. А открыв дверь во второй, я обомлел: на первой парте сидела ОНА и вырезала из бумаги цветы! Закрыв дверь, я стал возбужденно гулять по коридору. А через несколько минут из класса выбежали четыре девчонки и стали озорничать, мешая хору. Я сделал им замечания, однако все мое внимание было привлечено к одной из них...

Вдруг одна из подруг назвала ЕЕ по имени: Тамара! Когда они пошли домой, я, насвистывая, открыл окно. Выйдя из школы, она посмотрела вверх. Я махнул ей рукой и закрыл окно. А в сердце разгоралась буря!.. Вскоре из класса вышли и другие ученики, а вместе с ними и их классный руководитель – учительница по географии. Без особого труда я выяснил, что она руководит 9-г классом.

За два дня до праздников я пришел оформлять газету, а в голове уже крутился хулиганский план. Часов в девять вечера я поднялся на третий этаж, дверь в учительскую была открыта. Я осторожно прокрался в нее, включил свет и быстро достал журнал 9-г класса. Тамара в списке оказалась одна. Ее фамилия была Перетрутова. Разумеется, поинтересовался я и успеваемостью: она была хорошей. Через несколько дней я повторил шпионскую акцию и выписал ее адрес и день рождения (15 ноября 1941 года) и... стал писать ей письма...

В 8 вечера 1 января я пошел к ней и пригласил ее пойти со мной на наш классный новогодний сабантуй в ночь с 1-го на 2-е. Она категорически отказалась, и мы просто часа два в теплых беседах гуляли по городу. Потом мы еще дважды встречались, а на четвертое свидание она не пришла – скорее всего, в наказание за мое шпионство...

А дело было так. После первой встречи с Тамарой я каждый вечер пропадал в районе ее дома, причем с... биноклем. В долине Учи метрах в ста напротив ее дома стоял большой дуб, ну и я, ясный сокол, забирался на него в надежде увидеть хоть кусочек ее жизни. Увидеть мне ничего не удалось, но на третьем свидании я разоткровенничал и о своем любопытстве проговорился. И... на четвертое свидание она не пришла.

Поскольку я не уверен, что мои воспоминания продолжатся за школьный период, я забегу вперед и в двух словах завершу историю. Через два года судьба нас все-таки свела и сблизила. Я нашел ключ даже к родителям Тамары. И вот когда наши отношения готовы были перейти в серезную стадию, случилось ЧП: из-за какой-то мелкой ссоры Тамара при мне обозвала свою старшую сестру Иру... засранкой! И как когда-то моя влюбленность к Тамаре в мгновение ока взлетело до небес, так в этот раз она за такое мгновение спустилась на землю. Задержать это падение хоть на какой-то высоте моя психика оказалась неспособной. Оправдание и самовнушение не помогли. Через несколько дней мы незаметно расстались. Тогда, правда, я не знал одного факта: приблизительно в это время «засранка» стала штатным осведомителем КГБ, а ее клиентом стал известный пушкинский диссидент Виктор Кузнецов, мой будущий тесть. Такой, вот, переплет!..

Секс

Почти у любого подростка возникает ощущение, что взрослые хотят, чтобы дети НИЧЕГО не знали о сексе! Взрослые почему-то считают, что если детей бросить в прорубь, то они сами научатся плавать и выберутся на твердый лед. А между тем, это настоящее информационное зверство! Лишь по этой причине едва ли не у половины россиян сексуальная, а то и личная судьба СЛОМАНА. И я был очевидцем этих процессов.

Не знаю, готова ли любая девочка-подросток прыгнуть на первого мужчину (на меня прыгали, когда я в этом уже не нуждался), но то, что 12-13-летний пацан в момент прилива к голове гормонов способен на многое, знаю по себе. А вот что делать в таком случае, НИКТО не подсказывает! По испорченному детскому телефону от поколения к поколению доходят самые разные решения этого вопроса, которые годятся разве лишь для абсолютно безнравственных детей, выросших не просто в подворотне, а в подворотне отморозков. А для мальчишки, смотрящего на девочек, как на богинь, из этой рецептуры не подходит практически ничего.

Продолжение следует.