Дивноморское или Джанхот?

Евгений Садков
 Фальсификация реальных исторических событий -прерогатива политиков. Именно они, без устали и сна, перекраивают уже сшитое временем платье, прилаживают к нему новые, порой экстравагантные детали. А зритель, вернее, пипл (фром май хат) хавает.

 Но есть фальсификанты поневоле. Ну, не хватает, порой, фактов. Или некогда принятое за аксиому, оказывается притянутым за уши. Тогда и возникают исторические байки. Но где истина? В единой истории великой России или в пьяном бреду бомжа Виссарионыча?

 В этих сложных для Старого Ботана условиях навряд ли бы он нашел ответ на мучивший его вопрос. А реально, был ли Брежнев  за двести двадцать пять дней  сорок раз на Малой земле? Речь идет о периоде оккупации фашистами Новороссийска и создания десантного плацдарма на на берегу Цемесской бухты.

 Сам Леонид Ильич вспоминает конкретно:"Вскоре бот зашуршал по дну, и мы начали прыгать на берег." В описываем эпизоде он чуть не погибает. В последний момент его вытаскивает из воды старшина второй статьи Зимода. После этого они поют песню, названную впоследствии "Малой Землей":

                "И помнят народы, как прежде,
                Друзей боевых они ждут,
                И знают, что был комиссаром здесь Брежнев,
                С врагами сражался он тут."

 К сожалению, не могу припомнить, чтобы её пел Кобзон. Другую, про священный подвиг, да: "Спасибо Вам, за Ваш бессмертный подвиг, Товарищ Генеральный Секретарь..." А фонограммы этой на просторах великого интернета нет. Будем искать.

 Кстати, к моменту исполнения Леонид Ильич уже долго и серьезно болел. Об этом подробно можно узнать в недавней передаче Николая Сванидце "Исторические хроники" на радио "Комсомольская правда".

 Знаменитая трилогия была написана в конце семидесятых. То есть, в это время состояние здоровья Генсенка было неважнецким.

 Создается ощущение, что накануне перемен идеологи КПСС решили поддержать  имидж Брежнева, к этому моменту ставшего мемом. Реально, с одной стороны кажущейся железобетонной идеологическая надстройка во главе с дряхлеющим на глазах бывшим "альфа-самцом", с другой-многочисленные анекдоты и байки.

 Вся эта смесь после смерти Леонида Ильича выплескивается в претенциозные (но уже с другим подтекстом) публикации и фильмы. Особо досталось дочери Брежнева. Впрочем, а кто у нас из дочерей "великих" был счастлив (или будет) после ухода всесильного Папани?

 В прошлый раз Старый Ботан предположил, что во время десантной операции в Цемесской бухте Леонид Ильич мог находиться в нынешнем Дивноморском, носившем тогда другое название-Фальшивый Геленджик. Эту версию поддержал бомж Виссарионыч. Он даже дополнил: жила здесь влюбленная в ещё нестарого Брежнева медсестра.

 -А может, -прикололся Старый Ботан, -и ребеночек общий остался?

 Вместо ответа Виссарионыч, загадочно усмехнулся и пригладил широкие брови. Казалось, сейчас он распахнет телогрейку и зрителю откроется необъятный "иноностас". Но нет, после массажа бровей, замолчал Виссарионыч. И даже рюмочка текилы из местной агавы не освежила его воспоминания.

 Так был ли великий (для своего времени) человек в Ложном Геленджике?

 К счастью для Старого Ботана ему на выручку пришли юннаты. Вернее, юные краеведы. Любознательные ребята из средней школы номер двенадцать Геленджика разложили все по полочкам.  Но не о пребывании в наших местах будущего Генсека, а вспомнив человека, погибшего здесь.

 Сам Леонид Ильич пишет о Герое: "Командиром десанта назначили майора Ц. Л. Куникова. На этого умного и сильного человека я обратил внимание еще в предыдущих сражениях, когда он командовал батальоном морской пехоты."

 Юные историки упоминают имя подполковника медицинской службы И.М. Апрелева. В 1966 году Игорь Михайлович отправляет в ЦК КПСС запрос. К этому времени Леонид Ильич, ещё здоровый, уже два года Генеральный Секретарь. Или письмо прошло мимо, или не было к этому времени необходимости возвеличивать лично Брежнева и ЕГО Малую Землю.

 Из ЦК КПСС письмо передано в Главное политическое управление Советской армии и военно-морского флота.

 Вице-адмирал С.И. Аверчук пишет ответ:

 "…действительно с 10 января по 4 февраля 1943 года на территории бывшего «Фальшивого Геленджика» на базе разведывательно-диверсионной роты формировался отряд особого назначения под командованием майора товарища Куникова"

 Далее Степан Иванович детализирует события: "В ночь с 4 на пятое февраля отряд произвел посадку и высадку в указанном месте".

 Посадка группы шла на пирсе Фальшивого Геленджика. Высадка-на берегу Цемесской бухты, в свете немецких прожекторов.

 Интересна (в свете будущей книги Брежнева) последняя фраза из письма Аверчука:

 "Что касается Вашего предложения (И.М. Апрелева-Авт) о необходимости отметить место нахождения 18 армии специальной доской, то вряд ли в этом есть целесообразность".

 Получается, что к середине шестидесятых целесообразности детализации подвига наших воинов не было. А вот к середине следующего десятилетия она вдруг появилась. Но в соло исполнении.

 А теперь главное. Юные следопыты двенадцатой школы установили, опорных пунктов для формирования десанта, кроме самого Геленджика было три.

 Самый дальний от Новороссийска находился в  Прасковеевке. Ныне это село упоминается совсем по другому поводу. Но сейчас важна иная деталь. Прасковеевка находится в шести километрах от моря.

 Самое ближнее от боестолкновений село Фальшивый Геленджик. Именно отсюда Цезарь Куников вел свой отряд десантников к пылающему Новороссийску.

 А вот в середине этих населенных пунктов находится прибрежное село Джанхот. И оно одно упоминается в воспоминаниях Леонида Ильича.

 Вот и получается, что наиболее вероятно нахождение будущего Генерального Секретаря недалеко от дачи писателя Короленко. Но по известным причинам имя это нежелательно было упоминать в подобных материалах. Да и важнее не место штаба, а реальное место боестолкновения.

 Так узнаем ли мы истину? А нужна ли она, когда есть единая история великой России? Только жаль, что с приходом очередного руководителя государства её немного перекраивают. Подлаживают под конкретного человека. Так было со знаменитой трилогией Леонида Ильича, так есть, да так и будет.

 Идеологи-то соответствующие в России всегда найдутся...

 На фото, предоставленное следопытами двенадцатой школы славного Геленджика, как я понимаю, тыл углового здания военного санатория села Дивноморского.