Первым делом - самолёты...

Елеон Горчинский
                В год 185-летия г. Ивделя следует чаще обращаться к страницам летописи. Настал черёд кратко вспомнить историю становления ивдельского аэропорта. 26 марта 1956 года, 60 лет назад, состоялся первый полёт по маршруту Ивдель – Понил. Архивный материал, посвящённый этому событию, повествует о том, что полёты тогда совершались ежедневно, кроме воскресенья, а билет стоил 50 рублей...

          Открытие ивдельского аэропорта состоялось 18 августа 1939 года. Основная задача, которая стояла перед местными авиаторами, это – быстрая доставка людей и грузов в труднодоступные, глухие места, снабжение экспедиций, контроль состояния лесов. В советские времена малая авиация была обеспечена достаточно хорошо, развивался и ивдельский аэропорт. Поначалу летали небольшие самолёты По-2, затем появились и более крупные машины. Перебирая старые газетные вырезки, сохранённые местными авиаторами, можно узнать, например, о том, что ивдельские вертолётчики участвовали в строительстве железной дороги Ивдель - Приобье, в сооружении линий электропередач (ЛЭП-500) Тюмень – Урай, Тюмень – Сургут. Вертолёты обслуживали лесозаготовителей Понила, геологоразведочные партии, строителей газотрасс. Причём, возили авиаторы всё: людей, почту, продукты, оборудование.

          Среди тех, кто трудился в середине прошлого века в аэропорту, можно назвать его начальника Н. Кузьмина, пилотов Н. М. Кузнецова, Н. А. Трофимова, Н. Ладейщикова, М. И. Назарова, В. Г. Лотохина, Н. Ф. Боханека, бортинженеров В. Баранцева, Б. Коробицына. Немало пожаров удалось предотвратить пилотам патрульного самолёта Як-12 Ю. Архипову и М. Г. Маловицкому. На земле трудились опытные авиатехники Ю. Дубовиков и А. Медведев, радиотехники М. Тимирёв и В. Барышников, инженер-синоптик Л. И. Рудая и многие другие. Осмотр лётчиков перед вылетом проводила фельдшер И. А. Солодова.

          В 1975 году пришла работать в ивдельский аэропорт его последний директор Л. Г. Ротко, которая трудилась здесь около сорока лет. Сначала в аэропорт радиотехником пришёл работать её супруг, за ним и Любовь Гавриловна поступила сюда на должность билетного кассира. Она вспоминает, что в то время совершались регулярные рейсы на 12-местных самолётах Ан-2. Ежедневно 3-4 рейса до Понила (70 км), с ценой билета – 3 рубля, два рейса до Свердловска (аэропорт Уктус) с ценой билета – 12 рублей. Кроме того, кассир бронировал места на самолёты в других аэропортах, то есть, обеспечивал пассажиров билетами на полёты с пересадкой. Ютился тогда ещё ивдельский аэропорт в старом, малоприспособленном здании.
 
          В 1977 году было пущено в строй новое здание аэропорта, где смогли комфортно расположиться все его службы. Здесь разместились сотрудники метеостанции, своевременно снабжавшие авиаторов необходимыми метеосводками и прогнозами. Поблизости поселилась служба связи, обеспечивавшая радиосвязью, как местные, так и международные авиалинии. Здесь же диспетчеры принимали информацию из других аэропортов. Важную функцию исполнял вспомогательный радиолокационный диспетчерский пункт, обеспечивавший безопасность полётов. Рядом находился и зал ожидания для пассажиров. Сотрудники аэропорта и поныне размещены в этом здании, теперь уже далеко не новом.
 
          Кроме пассажирских рейсов, также в те годы совершались полёты вертолётов Ми-4 и Ми-8 до станции Приполярная. Они обеспечивали бесперебойную работу тружеников нефтегазодобывающей отрасли. На север Тюменской области, в Саранпауль и Няксимволь постоянно летал самолёт Ан-2, поддерживавший Сосьвинскую геологоразведочную экспедицию. С 1970 года над г. Ивделем пролегала международная линия - летали самолёты на Японию. Диспетчер ивдельского аэропорта выходил на связь с пилотом этого рейса и сопровождал его. Диспетчеров для настоящей работы специально готовили в Ленинградской Академии Воздушного транспорта. Они должны были обладать знанием английского языка, поскольку связь осуществлялась на языке международного общения.
    
          1988 год. Вовсю идёт эпоха демократизации общества. На собрании коллектива, насчитывавшим тогда 64 человека, Любовь Гавриловна избирается директором аэропорта. Это своего рода уникальный случай, когда воля народа делает из кассира директора. Впрочем, на это, видимо, была и воля свыше, ибо за годы директорства Л. Г. Ротко была многократно поощрена почётными грамотами и благодарностями. И это несмотря на то, что именно на её долю выпали тяжёлые для аэропорта времена. Развал Советского Союза и кризис плановой экономики привели к сокращению объёма работ, и, как следствие, к уменьшению коллектива.
 
          В настоящее время в аэропорту работает 11 сотрудников, это – радиооператоры, заправщица, машинисты котельной. До недавнего времени аэропорт практически не подавал признаков жизни. Но тут, как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло. Речь идёт о лесных пожарах, это стихийное бедствие сильно напугало всех в 2010 году. Аэропорт ожил. Кто только в этот период не побывал в городе. Например, прилетал на своём современном вертолёте министр природных ресурсов России. Долго находился в г. Ивделе, отслеживая поступление горючего, министр транспорта Свердловской области. В поте лица трудились экипажи шести вертолётов МЧС России и Казахстана.
 
          Тогдашний губернатор Свердловской области А. Мишарин, совершив облёт пожароопасных территорий, вернулся в екатеринбургский аэропорт Уктус. И здесь ему сообщили, что сгорел посёлок Вижай. Он, как ответственный руководитель, сделав небольшую передышку и дозаправив машину, на этом же вертолёте поздно вечером вылетел в г. Ивдель. Сумерки, туман, час ночи: в аэропорту руководство города во главе с мэром П. Соколюком встречают главу региона. Губернатор, проведя короткое совещание прямо у вертолёта, выезжает в город...

          Лесные пожары выявили проблемы коммуникации аэропорта. Прежде всего, это отсутствие своего железнодорожного тупика, куда можно было бы загнать цистерну с горючим и разгрузить её. ГСМ были вынуждены доставлять автотранспортом из Екатеринбурга. Спасибо руководству Ивдельского ЛПУ МГ, предоставившего во время пожаров для разгрузки цистерн свой железнодорожный тупик. Другой насущный вопрос – отсутствие в аэропорту сотовой связи. Все, прибывавшие сюда начальники, бегали в кабинет директора, чтобы позвонить с единственного здесь телефона.

        Вообще, тема восстановления малой авиации поднимается из года в год. Ведётся поиск источников финансирования, ищутся оптимальные формы управления. На Среднем Урале до недавнего времени перевозки осуществляло федеральное авиапредприятие «Второй свердловский авиаотряд», базирующееся в аэропорту Уктус. В Свердловской области оно владело 18 аэропортами, самолётами Ан-2, вертолётами Ми-8. Ныне аэродромы и комплексы аэропортов готовятся к передаче из федеральной собственности в региональную. Для более эффективного управления авиационным хозяйством произошло разделение аэродромов и авиаперевозчиков. Создаются условия для привлечения инвестиций частного сектора экономики. Планируется участие частных организаций в долевом управлении имуществом гражданской авиации. В перспективе предполагается обновить аэронавигационное оборудование, посчитать, сколько понадобится самолётных и взлётных площадок, провести их сертификацию. По-прежнему, основными останутся: Сосьва, Ивдель, Гари, Ликино, Понил, Серов, Ерёмино, Пуксинка, Шантальское.

          ...Ну а ивдельский аэропорт последние годы продолжает жить своей обычной размеренной жизнью. Время от времени, когда кто-то прилетает, всё приходит в движение, происходят какие-то интересные встречи, события, а затем вновь водворяется тишина. К примеру, в 2005 году, по инициативе тогдашнего губернатора области Э. Росселя и местного архиепископа Викентия был совершён необычный крестный ход. Вертолёт, с чудотворной иконой Чимеевской Божией Матери на борту, облетел границы Свердловской области. Была сделана остановка в г. Ивделе. Икона, в сопровождении архиерея и духовенства, была торжественно, пешим крестным ходом доставлена из аэропорта в местный храм. Там к ней приложились ивдельчане, состоялось праздничное богослужение. А наутро вертолёт и сопровождавшие Богородицу лица покинули гостеприимный город.

          На вертолёте Ми-8 прилетал генерал внутренних войск, проводивший инспекцию местных исправительных учреждений. Недалеко от г. Ивделя, в г. Серове базируется санитарный авиаотряд. Ивдельский аэропорт принимает участие в выполнении санитарных заданий. Тяжелобольных пациентов доставляют вертолётами в г. Екатеринбург, а иногда, напротив, из областного центра в г. Ивдель прилетают врачи. Здесь же свои подготовительные тренировки проводят авиадесантники ивдельского отделения охраны лесов. Начнётся летняя засуха и надолго на взлётной площадке воцарится гул моторов и оживлённое беспокойство. В завершение рассказа, остаётся пожелать возрождения некогда славного ивдельского аэропорта.
   
Звонок...
Команда...
Срочный вылет!
Беда в тайге – аппендицит.
Машина
Крутит тучи пыли,
Приподнимается,
Летит...
Скорей!
Увалы,
Топи,
Реки
Внизу мелькают.
Строг пилот.
Летит на помощь человеку
Зелёной птицей
Вертолёт…

          Конечно, нынешнее вялотекущее функционирование аэропорта не идёт ни в какое сравнение с тем, что было раньше. О том, как работал ивдельский аэропорт в советский период, можно узнать здесь: http://www.proza.ru/2016/10/20/762 

                На снимке: 1981 год. Кассир - будущий директор аэропорта Л. Г. Ротко.