Золотая рыбка

Мария Кравченко 2
Ленка выловила меня по телефону сразу после дневного эфира.
–Приезжай, – захлебывалась она от волнения. - Я больше не могу.
–Ты хоть скажи, что случилось? С кем плохо?
–С Юлькой! Я не могу, помоги мне…
Дальше в трубке слышались только мычание и всхлипы. И я понеслась рысью к метро. С грустью подумала, что веду себя как настоящая москвичка. Не хожу, а бегаю! В моем возрасте! А что делать? С Ленкой я дружу  уже тысячу лет, одновременно заменяя ей и старшую сестру, и мать  ( я ее старше почти на десять лет). Может поэтому  Лена  мне доверяет, как никому. И, совсем не злоупотребляет нашей дружбой.  Разве что, когда с Юлькой возникают проблемы. А с этим сорванцом  всегда что-то случается. То в трубе застрянет, то  простуду подхватит. Муж у Ленки –  аспирант. Пожалуй, этим все сказано. Так что, кроме меня, помощи ждать неоткуда.

Ленка караулила  возле входной двери. Приложив палец к губам, повела  в квартиру. В комнате на полу сидела пятилетняя Юлька и сосредоточенно смотрела на банку с водой. В банке плавала красная рыбка.
Это зрелище  сильно огорчило Ленку: всхлипнув, она побрела на кухню.
–Чай будешь?
–Буду! Какая температура?
–Только что кипело!
–Причем тут, кипело? Я про Юльку! Что у нее болит?
–Это не у нее. Это у меня болит… душа. Ты же видела!
–Что я видела? Сидит ребенок, на рыбку смотрит. Кстати, почему рыба в банке? Ей аквариум нужен и водоросли, и корм, и этот… компрессор, что бы кислород гонять...
– А мне нужен здоровый ребенок! Они с папашей купили эту рыбу. А Юлька решила, что раз  «золотая», значит – волшебная! Вот, сидит – желания загадывает.
–Ну, и что ты ревешь?
–А если не исполнится ничего? Что с ребенком будет? Кто ни будь, о ее психике думает?
–О-о… - я с уважением посмотрела на Ленку. Надо же, вот это – мать! Ишь, как она развернула проблему – совсем другой стороной. Да, ситуация!

Ленка заварила чай, и по  кухне поплыл аромат бергамота. Чабреца – сказали бы на Украине. Люблю  этот запах. Так пахло все мое детство. Дом тетки Харитыны стоял на краю села. Дальше домов не было, а была огромная, почти как гора – сопка, сплошь заросшая чабрецом.  Летом сопка была сиреневой и благоухала на всю округу. А  если уйти от дома вниз, к озеру – то к аромату бергамота примешивался запах ивы.

–Что, что ты увидела, что придумала? – тормошила меня Ленка. – Ну, не молчи, надо же что-то делать…
Ладно, делать – так делать. И я заорала на всю квартиру:
–Юлька! Иди чай пить!

Ленка от неожиданности вздрогнула, чашка выпала из ее рук и разлетелась на мелкие кусочки. В дверях кухни появилась Юлька. Посмотрела на остатки своей любимой чашки «с зайчиками» и загадочно улыбнулась.
–Юля, - виновато пролепетала Ленка. - Я чашку твою разбила! Нечаянно. Не обижайся, я тебе красивую, из сервиза достану. Хорошо? А к чаю… -  мама вконец смутилась. - Конфеты кончились.

Ребенок молча забрался на стул, и уставился на сахарницу.  Я схватила свою сумку. Там всегда есть что ни-будь сладкое. Ого, шоколадка! Странно, еще утром ее не было. А сейчас есть. И я ее не покупала! Значит, кто-то из коллег подбросил.  Как главный режиссер, я частенько подсаживалась то к одному журналисту, то к другому, и правила тексты, подсказывала верную сюжетную линию… а  потом находила на своем столе то яблоко, то конфету – типа – «спасибо». Сегодня благодарность обернулась внушительной сладостью.
–Зато есть шоколадка!  На! – протянула я  Юльке находку. – Разворачивай!

Юлька зачарованно взяла шоколадку и положила на стол.
–Вот видишь, мама! Видишь?
–Вижу. Шоколадка.
–Нет, мамочка, это доказательство. И чашка разбилась – не просто так.  Все,  потому что рыбка – золотая! Волшебная!
–Стой, Юль, не спеши, – вмешалась я. – Давай разберемся! Чашку мама уронила, потому что я крикнула и напугала ее.  А,  про шоколадку я не знала. И понятия не имею, кто мне ее в сумку положил.
–Тетя Маша, ну какая разница! Главное, что чашки нет, а шоколадка есть!
–Доченька, ты ЭТО у рыбки просила?
–Да! – Ни мало не смутясь, подтвердил ребенок. –  Все из таких красивых чашек чай пьют, одна я, как маленькая из чашки с «зайчиками».

Ленка в замешательстве смотрела то на дочку, то на меня.
–Ты могла мне просто сказать, что хочешь другую чашку.
 –А я и говорила. А ты мне, что я еще маленькая, и обязательно  ее разобью!  А сама, такая большая  и разбила! – Юлька довольно рассмеялась и заела тираду шоколадкой. – Не переживай, это все рыбка, не веришь? Тетя Маша, а вы верите?
–Верю. У меня у самой была рыбка, которая исполняла все желания! И мне тоже было лет пять.
Ленка, учуяв решение проблемы, принялась упрашивать, чтобы я рассказала все подробно. Господи, какие подробности, если это было почти полвека назад?
–Ну, ладно. Слушайте.

Мы с папой жили у его сестры Василисы в маленьком украинском селе.  Красота – необыкновенная! Домики маленькие, беленькие. Крыши соломенные. В палисадниках - мальвы цветут. Неба много! И солнца много. И речка, через все село. Я просыпалась утром – в доме тихо, в каждом окошке – солнце. И тетя Вася, и папа уже давно по делам ушли. У меня тоже были дела: пробежаться по  селу, поздороваться со всеми, посмотреть, что в огороде созрело. Потом надо было к тетке Харитыне бежать, рассказать обо всем бабушке Марии. Она, старенькая совсем,  сидела на бревнышке возле калитки и смотрела на сопку, заросшую чабрецом.
Вообще, у тетки Харитыны усадьба была – мечта нового русского. Большой дом, просторный двор с постройками. Голубятня на крыше. Колодец прямо во дворе! А еще,  было озеро. К нему вела тропинка через весь огород, через сад, через заросли ивняка. Тут начинался совсем другой мир: прохладный и сумеречный, из-за высоких деревьев, плотным кольцом  окружавших небольшое озеро. Сюда мне было запрещено приходить, строго-настрого. Да я и сама боялась к озеру ходить. Лягушек там, видимо-невидимо! При появлении людей, они дружно прыгали в воду. Одна из них сдуру прыгнула, не глядя, и шмякнулась на меня. С тех пор я к озеру ни ногой.

Однажды днем, когда я, набегавшись, сидела возле бабушки и рассказывала ей сельские новости, во дворе появился мой отец. Вообще, днем я его редко видела. Он,  то в поле помогал своему брату, дяде Федору, то работал в саду у тети Васи, то строил дом своей сестре, то его срочно звали к больному. Папа был доктором от бога. Ну вот, он пришел, посидел с нами на завалинке немножко и говорит, что его вызвали в соседнее  село. И, скорее всего там он и заночует. И, что бы я у тетки Харитыны не засиживалась, и дотемна ушла к тете Васе. И пошел через двор к озеру. Я за ним. Уцепилась за руку и иду. Так и дошли до озера. И тут папа спрашивает:
–Тебе очень скучно? Хочешь, я тебе чудо покажу?
–Конечно,  покажи! Я еще никогда чуда не видела!
–Ну, смотри!

Он лег на тропинку у самого берега и опустил руку в воду. Через минуту на его большой ладони лежала маленькая серебристая рыбка с красным хвостиком. Лежала, смотрела на меня круглым глазом и дышала: чешуйки поднимались, опускались и сверкали серебром.
–Хочешь подержать?

Он сидел на тропинке улыбаясь, смотрел на меня. А я держала рыбку двумя руками,  и она щекотала мне ладони.
–Ну,  все! Отпусти ее.  Ей в воде лучше, - сказал папа. – А мне идти пора.
–Там кто-то умирает?
–С чего ты взяла? Наоборот, кто-то родится!
Покачав меня на руках и подбросив  пару раз в воздух, он стал прощаться. Просто стоял на тропинке, ждал, когда я доберусь до зарослей ивняка и махал рукой.  Потом повернулся и пошел. Когда высокая папина фигура скрылась за деревьями, я отправилась обратно к озеру. Про лягушек я как то забыла. Были дела поважнее. Присев на корточки  позвала свою рыбку. Понятное дело, никто ко мне не приплыл! Но, это было неважно. Я знала, что моя рыбка, чудо-чудесное, там плавала, и меня слышала!  Что бы такое у нее попросить. Пусть родится мальчик, -  придумала я. Или нет, лучше девочка, она вырастет, я с ней играть буду. А мальчик все же лучше. Или девочка? Ну, кого же выбрать? Так и не решив, кто появится на свет, я побрела к тетке Харитыне – пить молоко.  Папа вернулся на следующий день к вечеру.
–Ну, кто родился, девочка или мальчик? – бросилась я к отцу.
–И мальчик, и девочка! Ого-го! Двойня родилась!

Впервые в жизни я почувствовала удивление и радость,  в одно и то же время. Потом я узнала, что это чувство называется - изумление.  В том, что мое желание исполнится, я не сомневалась!  Удивляло другое: я ведь, так и не решила, мальчик или девочка! И, умная рыбка дала и то и другое! Значит, выбирать всегда должна я!  С этого дня я бегала к озеру каждый день. Почему-то больше одного желания в день у меня не придумывалось.
–Тетя Маша, а какие это были желания? – заинтересованно спросила Юлька.
–В том-то и дело, Юлечка,  что мне самой от рыбки ничего не было нужно. Зачем просить то, что есть? Все мои родные живы-здоровы, конфет и шоколадок в принципе не было. Их с успехом заменяли фрукты (а их было целых три сада). Зато  я могла сбегать к стогу сена и послушать, как копошатся в сене ежики. У них там гнездо. Можно было залезть на голубятню и поиграть с птенцами.  Или  разбудить вечно спящего в своей будке Полкана, и спеть с ним песню в два голоса. Он очень старательно подвывал. Это я сейчас понимаю, что выл он именно потому, что слышать не мог моего «пения».   Вообще, мне было очень интересно жить!  Я с наслаждением рассматривала мир и играла с ним. Заставляла бабочек летать по кругу. Воду в речке – течь сквозь пальцы. Буренку  Зорьку – давать вкусное молоко. Для этого я собирала красивые цветы и скармливала их коровке.

На следующий день после рождения близнецов, я бежала к тетке Харитыне, и издалека увидела, что бабушки Марии на завалинке нет. Не было ее и во дворе. Она лежала в хате, на своей кровати.
–Ты что, спишь? – спросила я.
–Нет, внученька, голова болит. Дай-ка мне водички. – попросила она.
Напоив бабушку, я побежала к озеру. «Беда, рыбка, беда» – причитала я на ходу. «Бабушка заболела. Пожалуйста, постарайся рыбка, пусть у бабушки не болит голова…»  Домой идти было страшно. Вдруг мое желание не исполнилось.
–Исполнилось? – выдохнула Юлька.
–Когда я пришла, бабушка сидела на крыльце. Рядом  папа. Он пришел, пока я бегала к рыбке, дал бабушке таблетку и вывел на свежий воздух. Они сидели, разговаривали и улыбались. Значит, все хорошо, подумала я, а вслух сказала «спасибо».

-Маш, ну,  причем тут рыбка? – попыталась восстановить справедливость прагматичная Ленка. – Это твой папа вылечил бабушку.
Но Юльку не так легко было переубедить.
–Мамочка, ты что, совсем не понимаешь? Ведь папа мог быть совсем в другом месте, мог не прийти,  и таблеток могло не оказаться! Нет, это все рыбка устроила! Тетя Маша, рассказывай, что еще помнишь?

–Помню, однажды вечером, когда по традиции папа нес меня на руках  к тете Васе, я его попросила:
–А давай завтра играть?
–Завтра надо огород поливать. Я большим ведром буду воду носить, а ты – маленьким. Хорошо?
Я надулась! Ничего хорошего. Ну, раз с ведром к кринице сбегать, ну – пять. А вот целый день -  неинтересно. Да и папа устанет, и играть не захочет.
–Но, если с утра будет дождь, то поливать не будем! –  попробовал папа примирить меня с огородными делами.

И я стала просить рыбку, чтобы завтра был дождь: представила себе озеро, рыбку в воде. Она же все равно – слышит меня!  Видимо, я так сильно хотела дождя, что он начался еще ночью. Я слышала, как он шелестел по соломенной крыше. А утром было солнце, и огород поливать было не нужно!  Оказалось, рыбка исполняет желания на расстоянии.  Это было настоящее открытие!
–А самое большое чудо? Какое было самое большое? Вы помните?
–Конечно, помню. Вообще, чудо – это когда происходит то, что  произойти не может. И ты это твердо знаешь. Моя мама с сестрой в это время жили в Белоруссии.  Это очень далеко от Украины. И должны были там и оставаться. Это мне папа объяснил, и я приняла это, как факт! Скучала, конечно. Но папа скучал больше, все приговаривал: «Маме бы это понравилось. Ох, видела бы это наша мама. Жалко, что Гали нет»  И смотрел на меня грустными глазами. 

Тетки украинские меня не очень любили. И не потому, что я хорошая или плохая. Они, вообще, никого не любили потому,  что очень уставали. Работали физически на износ. Но, тогда мне это было непонятно и обидно. Однажды, мне так сильно захотелось, что бы и мама и Галя были  рядом. И я пошла к озеру. Села на берегу и разревелась. От обиды, от тоски, от того, что детским умом понимала – нельзя просить то, что не может исполниться.

Следующие несколько дней мы с папой помогали строить дом для его племянника  Николая, который собрался жениться.  Папа с дядей Федором и другими мужчинами месили саман, ездили  на волах за камнями. Тетки во дворе готовили обед на всех строителей. Меня гоняли в огород  Николая за лучком, помидорчиком, укропом. И я с удовольствием доставляла к столу то одно, то другое. Это было интересно и не просто: огород-то чужой! Пойди - найди, где у него чеснок растет? Я же маленькая, а вся эта кукуруза – выше меня. Пробираться приходилось, как в джунглях. А потом, в этих зарослях жили стрекозы.  Голубые, сиреневые, золотистые.  Исключительно для меня,  эти красивые создания,  разыгрывали целые спектакли: летали, кружились… так что, мои походы,  порой,  затягивались надолго. Но, меня никто не ругал, что я долго хожу.

Только однажды, когда я набрала в подол платья лук, чеснок, помидоры и  явилась во двор – тетки налетели на меня: «Где ты ходишь! Там мать приехала, а она ходит!»  Я пулей понеслась через все село к хате тети Васи. Во дворе, среди толстых, в темных платьях и платках теток, стояла мама. Тоненькая, как статуэтка (талию руками обхватить можно) в светлом платье. Ветер раздувал широкий подол, и казалось, что мама танцует! 

Вот так, в пять лет я поняла, что не обязательно  просить кого-то, что бы желание исполнилось. Оно исполнится, если оно есть.
Юлька задумчиво смотрела в окно. Ленка не сводила с дочери глаз. Я пила остывший чай с бергамотом и на душе было светло и легко. Юлька, продолжая смотреть в окно, спросила.
–Тетя Маша, а вы в воскресенье работаете?
–Нет. У меня в субботу три эфира. А в воскресенье я отдыхаю.
–Давайте поедем на Святое озеро? И отпустим рыбку. Ей в озере будет лучше. Да вы не волнуйтесь, нас папа отвезет.
–Доча, а ты у папы спросила, он сможет поехать?
–Сможет мамочка. Я рыбку попрошу.

Святое озеро? Очень даже не плохо! Я мечтала увидеть это чудо уже давно. Говорят, в одном селе много грешников жило. И, такие они были хитрые… грешили, и в церковь ходили! Долго господь терпел, но однажды ушла церковь под землю. А  потом чудо случилось:  яма, в которую церковь провалилась  ключевой водой заполнилась. Озеро получилось. А на дне – церковь стоит. Ее видно. Иногда из-под воды слышен колокольный звон. Конечно, рыбке там будет лучше.

Какая удивительная жизнь! Чтобы исполнилась моя мечта увидеть Святое озеро, аспиранту пришлось купить золотую рыбку, его дочери – поверить в волшебство, его жене – впасть в панику, а мне – вспомнить свое детство.