Гнилое кино Сокурова

Геннадий Гаврилов
К сожалению, хорошее кино сегодня  найти не легче, чем спелый арбуз. Даже красный цвет мякоти ещё не гарантирует сладости.  Продавцы ищут только своей выгоды…
Среди плодовитых светочей российского кино   невозможно не заметить кинорежиссёра А.Сокурова.
Сияния  от его наград и призов так много, что оно уже немножко перешло в нимб над головой.
Удивляет,  что фильмы его практически не известны широкой публике, а наград всяких  и призов он имеет, как говорится,  дай Бог каждому…
Кто ему даёт деньги? Например, фильм «Франкофония» финансировали  полностью из-за границы. Но иногда в титрах значится и министерство культуры РФ.
То, что фильмы его не востребованы прокатом, ещё ни о чём не говорит. Например, у фильма «Гитлер, капут» был неплохой кассовый успех, но он лежит тяжким укором на совести нашего массового зрителя с  невзыскательным вкусом, которому Сокуров, по его словам, не хочет потворствовать…
Фильм «Молох»…  1999 год. В этом же году вышел фильм Говорухина «Ворошиловский стрелок».
У кого что болит…  Все помнят, чем жила страна в то время. «Не от мира сего…» - иногда эти слова звучат комплиментом. Но чаще осуждением, а иногда и диагнозом.
В производстве фильма «Молох» участвовали Россия, Германия, Япония, Италия, Франция…
Получил несколько призов разных международных кинофестивалей за лучший сценарий, лучшую режиссуру и лучшие мужскую и женскую роль…   
             Первые минут пять голая Ева Браун  в одиночестве бродит по комнатам и балкону замка в Альпах… Зритель успевает рассмотреть всё. В движениях нет пластики, что-то мешает даже любоваться женским телом…  Предположительно, мизансцена призвана обозначить тоску и неудовлетворённость молодой женщины… Минут 15 в фильме не происходит ничего.
Режиссёр принципиально против динамичных сюжетов. Хотя бессюжетность противоречит правде жизни, которая  захватывает иногда так, что только успевай поворачиваться.
Следующий ряд картин: спальня  Гитлера… Ева буквально застаёт фюрера в туалете.
После этого можно было бы уже смело прекращать просмотр: ничего хорошего от автора, склонного подглядывать в дверь туалета, ждать нельзя.
Не верится, что такую пошлость несёт маститый режиссёр… 
Кухня… Сцена ужина в кампании ближайшего окружения фюрера…  Ева Браун под столом шарит рукой между ног Геринга… «Нашла, что искала?» - тихо спрашивает он.
  Застольная шутка Гитлера: «Может, кто хочет трупного яда?»…
В сцене вылазки на природу Гитлер говорит   Еве: «Мне надо побыть одному…». Потом заходит за куст и снимает штаны… Режиссёр щадит зрителя и показывает сцену через оптический прицел охранника, в который не видны мелкие детали…
Несколько сцен, претендующих на пристальность  взгляда и психологизм, которых хочется назвать тягомотными… Несколько сцен отвратительных истерик Гитлера …
Гитлер в  трусах и майке…  Ева даёт ему пинка под зад и убегает… Игра в догонялки или прятки, которая кончается борьбой на полу – Видимо, авторы фильма хотели показать, что даже в любовных играх персонажи болезненно ненормальны и отвратительны…
                Досмотреть до конца стоило больших усилий.
Впечатление омерзения,  знакомое по многочисленным скандальным  и «разоблачительным» телепередачам.
Отвращение не столько от сюжета, сколько  от авторов фильма, от несоответствия их претензий на  глубокое исследование внутреннего мира исторических личностей и преступников тому, что вышло.
Ни одного слова о том, как Гитлер умел рисовать, как он любил классическую музыку и собак…
Если уж  авторы рискнули искать корни фашизма и причины помрачения умов, то они должны  показать все грани личности… Те уродцы, которых показал А.Сокуров не могли сделать с миром того, что  сделали их прототипы…
Это даже не карикатура, не художественное извращение образа, а   какое-то язвительное сплёвывание из глубины авторской души. Причём, плевок попадает не в отрицательных героев, а в зрителя.
Допустим, эти личности не достойны той чести, которой великодушные победители не лишают побеждённых врагов.  Но неужели к  ненависти, которая есть у русских к вождям нацистов, надо ещё добавлять отвращение к запаху их туалета?
Неужели природу фашизма удобно исследовать через замочную скважину спальни его лидеров?
Итог: фильм показывает не столько ущербность вождей германского рейха, сколько убожество его авторов.
«Молох» - это первый  из серии фильмов об исторических личностях.
Следующий, «Телец»,  снят в 2002 году.
Главный герой – В.И.Ленин. Та же сумрачная атмосфера, что и в «Молохе»: ночь, луна сквозь тучи…
Больной вождь мирового пролетариата лежит в кровати . «Отдайте газету!» - звучит строгий окрик охранника. Голого Ленина одевают солдаты.  – Показывают во весь рост и не спеша.
Врач просит больного попасть пальцем вытянутой руки в нос. – Не получается.
Не может перемножить два двузначных числа…
Солдат постригает ногти на ногах больного…Крупская зачем-то лезет на кровать через Ленина, причиняет ему боль. «Корова!» - то ли всерьёз и со злобой, то ли шутя вскрикивает вождь… 
По дороге на «охоту» Ленин по-детски целится в кого-то пальцем и «стреляет». «Попал?» - насмешливо спрашивает водитель машины.
Крупская, задрав платье, обнаруживает, сообщает и показывает, что чулки порвались…
И постоянно – характерная для Сокурова претензия на многозначительность пауз и длиннот…
На встрече со Сталиным Ленин сообщает, что «принял решение просить у партии яда».
Сталин ответил: «Обсудим на политбюро»…
Через весь фильм акценты делаются на искажённом инсультом лице и хромающей походке больного Ленина…  В конце фильма его опять голого моют в ванной, несут в кровать…
           У этого фильма нет призов заграничных фестивалей. Хотя он и был выдвинут. А в титрах фильма написано: «Министерство культуры РФ»…
Награды только отечественные, но много: и за сценарий, и за режиссуру, и за игру актёров… 
 В том числе, и государственная премия в 2001 году. Неужели в то время страна остро нуждалась именно в таких фильмах?
Сокуров не мог не знать, что такой фильм представляет собой для многих россиян глумление над личностью.  Но это ещё, допустим, было бы терпимо и естественно в порядке борьбы мнений.
А здесь нет никакой борьбы. Есть только сознательный акт разрушения образа вождя низкопробными методами.   И попытка утверждать, что паралич после ранения  отравленной пулей обнажил истинное лицо вождя революции и основателя Советского государства.
Удивляет даже не наглость такого отношения к истории и её личностям. Всякое было…
 Удивляет то, как искусно под видом творческих поисков и открытий зрителям навязывают  халтуру.
В новом фильме «Франкофония» он исследует события оккупации Франции и судьбу Лувра.
Как гражданин планеты, конечно, имеет право... Как говорится, нам бы Ваши заботы…
Но вот выходит фильм 2002 года «Русский ковчег». Может быть здесь что-то будет про нас… Заметим, фильмы пекутся, как блины. Но для кого?
 Титры на немецком языке.
Опять упоминается министерство культуры РФ…  Фильм был  снят за полтора часа. А там особенно и снимать нечего: нет там игры актёров. Действие происходит в Эрмитаже… Меняются картинки исторических эпох от  Петра 1-го  до Николая 2-го… Именно картинки, потому что никакого сюжета нет. Бессмысленность и бессвязность…
Но звучат несколько фраз, которые отражают, видимо, всё, что хотел сказать автор: 
«Эрмитаж … Как русские умеют всё скопировать. А почему? Потому что нет своих идей… Подражание…
Картина «Обрезание Христа» висит рядом с Клеопатрой и восточным натюрмортом…
Пушкин? - Ничего особенного… Простите, я оскорбил ваши чувства…
От русской музыки начинает чесаться тело…» 
Фильм имел успех на Американском рынке. По крайней мере, коммерческий.

Однажды А.Сокуров сказал, что он не одобряет, когда  людей творчества пытаются втянуть в политику. Имея репутацию кинорежиссёра мирового масштаба, он, тем не  менее, не упускает случая высказываться по многим политическим вопросам. 
Призывал Путина освободить политзаключенных…
Выступил в защиту режиссера оперы Тангейзер, в которой Христа изобразили  “в неподобающем свете”…
Сказал, что «Заигрывание российских политиков с церковью… нарушило конфессиональный баланс, который существовал при Борисе Ельцине». То есть, при Ельцине было лучше…
Он пишет открытое письмо В.В. Путину в связи с закрытием телеканала «Дождь»
«…Как всё это странно. Сотни раз мы, граждане, с изумлением задавали вопросы о программной политике федеральных каналов. Безвкусие, огромное количество фильмов с откровенными сценами насилия, и ни разу ни на кого не было возложено взыскание. А знаете ли Вы, Владимир Владимирович, что современное российское телевидение переполнено купленными матрицами западного или американского телевидения? Нет идей, нет развития национальных режиссёрских кадров телевидения, нет Мастеров».
Фильмы Сокурова в России посмотрело в общей сложности меньше миллиона зрителей.
Для сравнения, фильм С.Говорухина «Асса» посмотрели 17 млн.
 «Я снял больше пятидесяти фильмов, и мне не стыдно ни за один из них. Я горжусь этим. Режиссер … не имеет права забывать о социальной ответственности за свой труд», - говорил Сокуров.
 «Не стыдно» - это характеристика не фильма, а самого режиссёра.
Сокуров признан одним из ста лучших режиссёров мира. Несмотря на этот звонкий титул  и  полное согласие с цитатой из его письма  президенту, к  фильмам  его появилось стойкое отвращение.
Фильмы Сокурова убедительно показывают,  что кинофестивали методично награждают фильмы, которые не только  не содействуют просвещению российских зрителей, но и обрекают их  оставить всякую надежду на него.
Сцены насилия и матрицы американского телевидения - это, конечно, плохо.
Но это не означает, что фильмы Сокурова – это хорошо. Не потому ли и нет мастеров, что мастерами себя возомнили те, кто не стыдится своих бессовестных фильмов.