Киев. Пещеры. Байково кладбище

Юрий Макин
Украина. Нет мне до неё дела. А могло бы быть. Очень мне нравился Киев. Ещё больше нравились Киевлянки. И хватило всё же ума не распределиться туда после института. Уберёг Господь. А потом, уже будучи главным технологом крупного промышленного авиационного объединения, летал туда часто.
Однажды решил посмотреть пещеры Киево-Печерской лавры. Перед этим прочитал соответствующий древний патерик - в сборнике Киев и его святыни, дореволюционное издание. Приехал в Лавру, а пещеры закрыты, якобы для профилактики. Но, гляжу, направляется к входу экскурсия, человек десять. Пристраиваюсь в хвост. Привратник всех пересчитывает и, на мне, замыкающем, споткнулся. Явно я был лишний. Но прогнать не решился, я думаю, из-за красивой, всей в золоте аэрофлотовской формы. Загляделся на неё, а я шмыг, и в пещере.
Группа ушла далеко вперёд, иду один, не спеша, всё рассматриваю. За поворотом стоит девушка, склонилась над гробом. Увидела меня, спрашивает, а это от чего? И показывает. Прямо напротив рта Святого запотело окошко на крышке раки. А я возьми и ляпни: "Надышал". Как вздрогнула она, схватила мою руку, и не выпускала меня до самого выхода.
В следующую командировку в Киев решил посмотреть Байково кладбище.
Байково кладбище для Киева, как для Москвы Новодевичье и Ваганьково вместе взятые. Но Байково - побольше будет.  Надо сказать, что попадая в какой то новый для меня город, в первую очередь покупаю и изучаю карту. Выбираю маршруты трамваев, автобусов, что бы они были длинные и шли через весь город. Выпендрился и в этот раз. Подъехал к кладбищу не с фасадной части, а ровно наоборот. Стою. Вроде бы куда мне надо, вон к тем деревьям за забором. А здесь какое то страшненькое на вид заведение на моём пути, на больницу похожее. Пошёл напрямик. Заплутал среди низеньких хозяйственных построек. Вдруг навстречу группа странно одетых людей странно жестикулирующих и гримасничающих. Спрашиваю, как пройти. Оказалось, я на территории сумасшедшего дома, но гостеприимные "отдыхающие" провели меня к пролому в кладбищенской ограде. Иду я среди могил, гротов, проваленных склепов, оградок и упавших деревьев. Начало смеркаться и понял я, что окончательно заблудился. Перспектива бродить там ночью не радовала. Не то, что я боялся кладбища, нет, я боялся свалиться в сумерках в какую-нибудь яму-могилу и поломать ноги.  И подумал я, Господи, хоть бы встретить кого-нибудь. И только подумал, выходит (или поднимается?) из-за очередного надгробия человек. Посмотрели мы друг на друга и расхохотались. Он был точно в такой же аэрофлотовской форме, что и я. Даже золотых лычек на погонах было столько же. Вывел он меня на аллейку, показал направление и, уже в темноте, я добрёл до главного входа. Где всё действительно было шикарно и горели фонари.