К экономической политике в сфере ЖКХ

Валентин Левин
Ключевые ориентиры экономической политики России
в сфере ЖКХ до 2025 года

Тезисы доклада на Конференции Ассоциации Советов многоквартирных домов, г. Бердск, 22 октября 2016 г.

1. Данный доклад является частью Предложения Экономическому Совету при Президенте России «О ключевых ориентирах экономической политики России до 2025 года», посвященной политике в сфере ЖКХ. Текст Предложения здесь: http://www.proza.ru/2016/08/12/401

2. Отношения между собственниками и управляющими организациями в сфере ЖКХ России перевернуты «вверх ногами» и парадоксальны своей нелепостью.

Вместо служения жителям, управляющие организации служат бизнесу поставок коммунальных ресурсов и жилищных услуг.

Вместо прямого командования своими управляющими, собственники обязаны проводить нелепые митинги – так называемые собрания, без которых недействительно ни одно их решение, либо обивать пороги надзорных органов с жалобами и просьбами.

Государство раздувает штаты надзорных органов, делая их отводной канализацией потока жалоб со стороны жителей. Эти органы подменяют собой прямые связи собственника и управленца или переадресовывают жалобщиков в суд. 

Законодатель озабочен искусственно созданной проблемой контроля за управляющими организациями. Раздувает миф о не квалифицированном собственнике, маскируя свою несостоятельность, как законодателя.

Эти парадоксы и нелепости не случайны, - они порождены фундаментальными пробелами законодательства России.

3. Главный пробел – отсутствует надлежащее раскрытие статьи 3 Конституции РФ, провозглашающей народ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации», осуществляющим «свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Закон о механизме осуществления непосредственного народовластия должен был быть первым в ряду законов, раскрывающих действие Конституции. Не приняв его, законодатель подорвал требуемую ею субординацию властных отношений. Органы государства оказались первыми, единственными и самодовлеющими властителями.

В результате, субординация властных отношений в России перевернута.

Депутаты имеют больше прав и привилегий, чем избравшие их избиратели.

Должностные лица государства обладают фактической властью, недоступной избранникам народа.

Содержание, формы и права предпринимательства установлены в подчинении власти не народа, а  государства. 

Собственникам жилых помещений не подчинены управляющие организации.

4. В Докладе раскрыто предложение Экономическому совету при Президенте России по экономической политике России до 2015 года, меняющее взаимоотношения населения, бизнеса и власти следующим образом.

Принимается «Закон о служении Государства народу» (далее – Закон), устанавливающий предмет служения и механизм его осуществления.

Согласно Закону, Государство выступит гарантом конституционных прав граждан и страховщиком природных, хозяйственных, политических и иных рисков их нарушения.

Механизмом служения предлагаются договоры государственного страхования рисков нарушения прав граждан, а также рисков реализации бизнес-планов предприятий и гражданской ответственности бизнеса. Страховыми платежами по этим договорам  заменяются все налоги.

В соответствии с Законом, из всех законов РФ изымаются упоминания о прибыли, доходах и прочих частных мотивах хозяйственной деятельности, служащие основанием разрушительного вмешательства госорганов в частную хозяйственную деятельность.

Исповедование прибыли, как и прочих религий, отделяется от государства.

В ГК РФ вносится определение предпринимательской деятельности как инициативной общественно-полезной деятельности граждан, направленной на создание и обеспечение функционирования новых хозяйственных объектов, производств и сфер деятельности, служащих развитию людей и удовлетворению их актуальных потребностей.

Устанавливается, что предпринимательские поставки продукции, услуг и работ осуществляются по гарантийным договорам, предусматривающим страховую ответственность поставщиков перед потребителями. Эта ответственность подлежит, в свою очередь, страхованию в профильных надзорных органах государства.

Государственная налоговая инспекция преобразуется в Государственное агентство страхования рисков нарушения прав граждан, бизнес-планов предприятий и гражданской ответственности бизнеса. Платежами по договорам страхования заменяются все налоги.

5. В сфере ЖКХ этот механизм будет действовать так.

Управляющие организации, чтобы быть именно управляющими, должны иметь прямые договоры доверенного представительства прав жителя перед поставщиками жилищных услуг и коммунальных ресурсов.

Каждый житель многоквартирного дома, независимо от соседа и минуя необходимость митингов или собраний, вправе выбирать доверенного управляющего, либо напрямую сам заключать договоры с поставщиками услуг и ресурсов, а также ограничивать доверенного управляющего в выборе поставщиков или иметь нескольких управляющих, специализированных по профилю поставляемых услуг или ресурсов.

Все платежи по всем договорам поставки услуг или ресурсов в сфере ЖКХ рассматриваются как страховые взносы по гарантийным обязательствам поставщика.

Причем уплаченные деньги накапливаются в целевых страховых фондах и остаются в собственности жителя до той поры, пока житель не подтвердит свою удовлетворенность полученными услугами или ресурсами.

Любые нарушения поставок услуг или ресурсов дают право жителю на получение страхового возмещения из указанных фондов, причем это возмещение осуществляется автоматически, по факту подачи жителем заявления в независимую инспекцию соблюдения прав жителей.

Поставщики автоматически несут материальную ответственность за качество услуг или ресурсов, но вправе обжаловать решение жителя через суд.

Ответственность поставщиков подлежит государственному страхованию в надзорном органе по профилю деятельности поставщика. Страховые платежи по этому страхованию заменяют поставщику налоги. При надзорных органах формируются страховые фонды, призванные решать общие проблемы ответственности поставщиков перед населением.

Эти фонды служат источниками финансирования надзорных органов, а также профилактических мероприятий недопущения нарушений прав граждан поставщиками и выплаты поставщикам компенсаций тех убытков, которые возникают из-за претензий жителей в случаях, когда поставщики не виновны.

Последнее квалифицируется как общая проблема, подлежащая решению государственными органами, и потому страхуется ими, благодаря чему чиновники оказываются материально ответственными за создание и обеспечение общих условий функционирования сферы ЖКХ.

Из страховых фондов, формируемых взносами жителей по действующим тарифам поставки услуг и ресурсов ЖКХ, поставщики, в течение года,  получают авансы на текущую деятельность. По завершении отчетного года, пропорционально  остатку указанных фондов, поставщикам, за вычетом авансов, выплачивается установленное договором вознаграждение. Неистраченная часть страховых фондов возвращается жителям.

Представленный механизм переворачивает субординацию отношений населения, бизнеса и власти.

Житель становится истинным хозяином положения: ему не надо никуда жаловаться, он напрямую командует доходами поставщиков, - это они вынуждены будут обивать пороги надзорных органов или суда, доказывая, что в конкретной ситуации житель оказался неправ.